О разрешении ситуации нравственного выбора на уроках литературы, русского языка и во внеурочной деятельности размышляет Синякова М.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 46» г. Курска.

«Если человек может восхищаться природой, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству – вот это и будет воспитанный человек». Д.С. Лихачев

 

В современной действительности ребёнку, подростку необходимо приобщение к культурным ценностям, знание традиций прошлого, истории своей страны. Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания, без нравственного развития. Воспитать – значит способствовать формированию духовной, цельной личности с твердым характером. А для этого надо зажечь в ребенке как можно раньше любовь к миру. Большая роль в этом принадлежит именно нам, учителям русского языка и литературы. В юности человек еще склонен к поиску делать жизнь с кого-то. Он чаще учится на чужих ошибках. Пытаясь разобраться в поступках, мыслях, чувствах героев литературных произведений, текстов публицистического стиля, подросток познает и себя.

Задача филолога – ненавязчиво, через диалог, через творческие работы, через обращение к высказываниям великих людей, через проблемные вопросы обратить внимание  подростка на  ситуацию нравственного выбора, чтобы потом в реальной жизни он мог принять верное решение. Именно проблема выбора наиболее остро стоит перед подростками. Это и выбор профессии, и выбор поведения, и выбор друзей, и выбор образа жизни. Кто, как не мы, можем помочь детям в этом?!

Рассмотрим, как проблема нравственного выбора может разрешаться посредством уроков литературы, русского языка, внеучебной деятельности.

«Знания могут быть грудой, под которой будет погребена личность, а могут быть грудой, над которой будет возвышаться личность», – утверждали древние философы. Я – за вторую груду, поэтому каждый урок, вне зависимости от того, кто сидит за партой – пятиклассник или выпускник, стараюсь сделать жизненно важным, чтобы, уйдя с занятия, взрослеющий человек задумался над вопросом жизни. А этих вопросов, сами знаете, немало.

Освещая проблему нравственного выбора на уроках, я обращаюсь к разным технологиям: ТРКМЧП, ИКТ, проблемного обучения, КСО, игрового обучения. Сегодня я остановлюсь на некоторых формах и приемах, использованных мною в урочной и внеурочной деятельности для решения проблемы нравственного выбора.

Сейчас в 10 классе мы изучаем драму А.Н.Островского «Гроза». Неоднократно работая в 10 классах, последний урок темы я назвала «Проблема нравственного выбора молодого поколения в драме», чтобы решить ряд задач, среди которых можно выделить выявление условий  жизни жертв «темного царства», позволивших или не позволивших им сделать верный выбор в жизни; воспитание чувства собственного достоинства, формирование активной жизненной позиции, преодоление страха перед нравственным выбором.

Перед десятиклассниками в начале урока ставится проблемный вопрос: прав ли был философ 16 века М. Монтень, написавший, что «человек всегда свободен, он всегда волен сделать свой выбор: нет обстоятельств, которые бы сделали человека своим рабом, если он сам этого не захочет».

Отвечая на этот вопрос, ребята обращаются к тексту, к критическим статьям, выдвигают гипотезы, доказывают, аргументируют своё мнение. И вывод однозначен: ситуация нравственного выбора стоит перед нами ежечасно, мы не должны перед ним пасовать, как Борис и Тихон, и нам мало быть находчивыми и безрассудными, как Варвара и Кудряш, важно уметь проявлять силу воли и духа, как Катерина. Жизнь всегда дает шанс проявить свое «я», преодолеть свои слабости. Заканчивается урок афоризмом: «Быть человеком – означает постоянно сталкиваться с ситуацией, которая одновременно и шанс, и выбор».

И шанс, и выбор, на мой взгляд, дает возможность проявить ТРКМЧП. Благодаря этой технологии, учитель у детей развивает критическое мышление, гибкость, настойчивость, способность исправлять свои ошибки, умение находить компромиссные решения, делать нравственный выбор.

Я предлагаю вашему вниманию несколько примеров приемов, использованных мною на уроках по проблеме нравственного выбора.
Как поступить, когда тебя предали или обидели? Подсказка на этот сложный вопрос найдется почти в каждом произведении, если его внимательно прочитать и связать с современной жизнью. Одиннадцатилетний ребенок, прочитав рассказ А.П. Чехова «Тоска», непременно почувствует сердцем боль потери близкого человека, тоску и одиночество возницы. Но интереснее проходит урок, если применить прием прогнозирования.

Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока.

Ребятам предлагается обратить внимание на название произведения, которое дома они не читали. Затем работа идет по вопросам.

1. Как вы понимаете значение слова «тоска»? (Дети высказываются, затем пара лексикографов, поработав с Толковым словарем, зачитывают точное лексическое значение данного слова).

2. Какие слова, на ваш взгляд, являются ключевыми в определении?

3. Что вы ощущаете, когда на вас наваливается тоска, если такое бывает в вашей жизни?

4. В каких ситуациях вы испытываете тоску?

5. Можем ли мы по названию определить, каким будет содержание рассказа?

Здесь же происходит составление рассказа-предположения, легенды по ключевым словам. Обмен мнениями способствует выработке новых идей, которые часто являются продуктивными и неожиданными.

Далее уместно применить прием чтения с остановками, чтобы непременно у детей возник вопрос: «Почему люди были равнодушны к чужой боли? Был ли у них шанс помочь Ионе, правильный ли выбор они сделали?»

После комментированного чтения в классе с непременным проблемным вопросом «Как вы оцениваете поступок пассажиров Ионы?» – ребята по-другому будут относиться к людям, оказавшимся в подобной ситуации, и сделают правильный нравственный выбор – поддержат, выслушают, проявят сострадание.

В нашем классе у мальчика в прошлом году умерла мама, и ребята, несмотря на свои 11 лет, оказались способными на сострадание: они пытались принять участие в судьбе Саши, отвлечь его разговорами, чтобы он не испытывал тоски одиночества. Кто знает, может, в этом им помог Чехов?...

Очень интересен прием «Дерево предсказаний» в нравственном воспитании и развитии детей. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено) и, наконец, "листья" – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Например, при изучении рассказа В. Солоухина «Мститель» в 5 классе возможна такая работа.

Сильна обида, страшна злоба бессилия. Что же делать, если тебя ни за что обижают? Мстить? Пускать в ход кулаки, отвечать на подлый поступок подобным или же простить? Эти вопросы ставятся перед ребятами в начале урока. Они отвечают, что сами делают в таких случаях, приводят примеры из жизни. А их в 5-6 классе немало! Порой в классе возникают ситуации, подобные той, что описана в рассказе Солоухина.

Далее задается вопрос: Что предпримет главный герой рассказа? Детям предлагается спрогнозировать поворот сюжета к развязке, возможное  или вероятное окончание рассказа, постараться при этом учесть характер героя, его внутренние монологи, авторскую позицию. После того, как ребята нарисуют свои деревья, мы зачитываем несколько ответов, а потом делаем вместе вывод, что выбор, сделанный мальчиком, правильный: надо уметь прощать тех, кто тебя обидел без злого умысла. Здесь же снова идет обращение к реальной жизни, ребята с удовольствием рассказывают о подобных примерах из своей жизни, когда они повели себя благородно, как герой рассказа. Потом выводы непременно записываются в тетрадь.

Перенося жизнь литературных героев на нашу действительность, приводя подобные примеры из жизни, говоря с ребятами на важные жизненно необходимые темы, мы учим их этой самой жизни, вместе с ними взрослея и набираясь опыта.

Проблема нравственного выбора может подниматься и на уроках русского языка, особенно в старших классах во время комплексного анализа текстов разных стилей, при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ. Например, проблема нравственного выбора может быть нами рассмотрена на примерах текста о взаимоотношениях взрослого сына и матери (текст №28 А. Геласимова из «Сборника заданий ФИПИ под ред. Цыбулько», 2012г.). В условиях написания сочинения как допуска к ЕГЭ это очень актуальный вопрос.   Интерес представляет работа по составлению кластера по данному тексту.

Общий вид кластера перед вами. Мы часто, анализируя тексты к ЕГЭ по русскому языку, обращаемся к этой форме работы. Предлагаю вашему вниманию кластер, созданный Супруненко Дарьей, ученицей 11 класса. После проговаривания кластера, предлагаю подумать, мог ли сын поступить иначе, находился ли он в ситуации нравственного выбора. Ответ в итоге записывается в тетради в виде связного текста-рассуждения.

Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему. При изучении темы «Лексика» подходит прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему (синонимы-антонимы). Например, сострадание, уважение, забота, послушание, любовь, сердечность, сочувствие.

Однако вряд ли можно найти человека, которому присущи только положительные качества, поэтому при объяснении учащимся ценностей личности, которые являются наиболее значимыми, делают человека человеком, следует раскрывать и негативные стороны, подбирая антонимы к этим самым «добрым» словам, объяснять, как не развить в себе безразличие, грубость, эгоизм, ненависть, злобу. Здесь на помощь нам приходит проектная деятельность.

Так, проект «Реклама слова «Вежливость», выполненный ученицей 5 класса Дороховой Екатериной, представлен наряду с другими, такими как «Добро и зло», реклама слова «Доброта», «Дружба – это…», сначала на обобщающем уроке по теме «Лексика», а затем в рамках городской программы «Нравственность» работа заняла 2 место.

Проектная деятельность, на мой взгляд, способствует развитию в подростках многих положительных качеств. Они учатся делать выбор темы, выбор приемов, выбор материала. Конечно, без помощи учителя здесь не обойтись! Работая над проектом самостоятельно, ребята ведут бой с ленью, с неуверенностью, со страхом, что что-то может не получиться, и здесь важно оказать своевременную поддержку, помочь поверить в свои силы, пробудить интерес и желание творить.

В процессе разрешения проблемы нравственного выбора ребята должны понять, что самый сложный бой – это бой с собственными пороками и недостатками. Мне нравится фраза А. Навои: «Победа из побед – победа над собой», и отрадно видеть, как после уроков нравственной направленности подростки становятся лучше, добрее, одерживая, может, первые победы над своими слабостями.

Внеурочная работа в школе по развитию духовно – нравственных ценностей у молодёжи тоже играет большую роль, потому что воспитание души может проходить только в тесном сотрудничестве и общении со своими сверстниками и духовными наставниками. Работа детского объединения «Литературный клуб «Зелёная лампа» в нашей школе в течение 5 лет тому подтверждение. Время урока подчас не дает в полной мере осуществить задуманное, многое остается «за кадром», поэтому, начав серьезный разговор на этические, нравственные темы на уроке, мы продолжаем его в другой обстановке – во время сотрудничества на занятиях литературного клуба.

Здесь многое идет от самих подростков, готовятся и проводятся мероприятия на темы, к которым нельзя остаться равнодушными: поддержка детей с ограниченными возможностями посредством сочинения слоганов, стихотворений на эту актуальную тему, создание видеороликов с привлечением литературных, музыкальных  произведений; моральная поддержка ветеранов разных войн (ВОВ, афганской, войны на Северном Кавказе) через творческие работы, через исследовательские работы, выпуск ежемесячного литературного обозрения с информацией о знаменательных датах в мире литературы, о творческих победах учеников школы, с рубрикой «Проба пера», выпуск альманаха с творческими работами учащихся.  Цель всех этих мероприятий в следующем: понимая мир другого человека, совершая моральный выбор, ученик растет нравственно и духовно.

Воспитательная программа, по которой я работаю, называется «Нравственность», как классный руководитель  я с шестиклассниками принимаю  активное участие в городской воспитательной программе «Азбука нравственности», мои ученики пишут исследовательские проекты и выступают с ними на различных научных конференциях, и всегда в основе всех наших совместных работ лежит нравственность. Я учу ребят делать верный нравственный выбор через свои уроки, через разбор их поступков, через отношение к другим людям.

Рассказ А.П. Чехова «Размазня», думаю, знаком каждому. На меня он произвел огромное впечатление. Прочитав его, я поняла, что он обо мне, про меня. Обратившись к некоторым приемам ТРКМЧП, мы вместе постараемся разрешить ситуацию, в которую попала героиня.

Я предлагаю вам просмотреть рассказ и группой ответить на вопрос «Легко ли быть сильным? В чем наша сила, учителей-гувернеров-воспитателей?». Для этого мы воспользуемся приемом «Фишбоун». В чем его стратегия?

Стратегия "Fishbone"

Учащимся предлагается информация (текст, видеофильм, лекция) проблемного содержания и схема Fishbone для систематизации этого материала.

На верхней "косточке" записывается формулировка проблемы, а на нижней – факты, подтверждающие, что данная проблема существует. Работа (исследование) может проводиться индивидуально или по группам. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер. Ход дальнейшей работы определяет учитель: это может быть выход на дальнейшее исследование или попытка решить описанные проблемы.

Раздаются листы каждой группе.

Порядок работы с использованием «Fishbone»:

1. В левом (голова)  треугольнике  после обсуждения записывается формулировка проблемы.

2. Путем анализа источников, текста или видеофильма учащиеся, выделяют причины и аргументы, подтверждающие их предположения. Часто бывает, что причин больше, чем аргументов. Это происходит потому, что предположения уже сформулированы, а информация, подтверждающая правомерность гипотез, пока еще отсутствует. И в этом ничего плохого нет – учащиеся привыкают к осознанию того, что предположения без аргументов так и остаются на левой стороне «рыбы», то есть, остаются только лишь предположениями.

3. Путем анализа связки «причины-аргументы» учащиеся синтезируют вывод, который записывается в конечной части рисунка.

Учителя, владеющие этой технологией, могут использовать ее на любом предмете.

Учащиеся, овладевающие стратегией «Fishbone», приобретают такие метапредметные компетенции, как

1. критическое мышление;

2. взаимодействие в группах;

3. планирование и осуществление исследовательской деятельности;

4. истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста;

5. осознанное чтение текстов вслух и про себя с извлечением необходимой информации.

Спасибо за внимание и работу! Я желаю вам всегда побеждать над собой, не быть размазней, и в трудных ситуациях, в которые мы попадаем часто по своей воле, вспоминать фразу Монтеня «Человек всегда свободен, он всегда волен сделать свой выбор: нет обстоятельств, которые бы сделали человека своим рабом, если он сам этого не захочет».


Примеры кластеров

Автор: Синякова М.В.

Добавить комментарий

Пожалуйста, не оставляйте рекламу!


Защитный код
Обновить