В духовно-нравственном становлении личности обучающихся велика роль нравственного примера писателей. О возможностях изучения биографии художников слова на уроках литературы ведёт разговор Мальцева Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 46» г. Курска.

Как известно, времена не выбирают – в них живут. Нашим детям массовая культура навязывает ложные ценности, уводящие от реальности и социальных задач в мир монстров, мутантов, магов и прочей нечисти, размывающей понятия добра и зла, заставляющей ребенка верить не в свои силы, а в волшебство.  Это вносит в сознание детей сумятицу представлений, ломает нравственные социальные ориентиры.

Стоит ли удивляться тем жизненным девизам, которые зафиксировало исследование, проведенное в Российской государственной библиотеке в канун XXI века: «Жить, ничего не делая, но иметь все, что хочу», «Попасть наверх», «Люби себя, чихай на всех, и в жизни ждет тебя успех», «Человек человеку – волк».

Интересно высказался о возможностях литературы Олег Павлов, писатель, удостоенный премии Букера. После прочтения подряд нескольких выдающихся произведений мировой и отечественной литературы у него сложилось ощущение: «Вот мир подлинный, достоверный, литература его для меня создала. Но я пока живу в мире маленьком, как в клетке, и непонятно, где выход в этот большой мир. А я хочу в него войти».

В подлинный, достоверный мир хочет войти и каждый мыслящий подросток, который ищет ответа на вековечные вопросы: как быть счастливым, как найти  свое место в мире, как отличить правду от лжи, добро от зла, в чем смысл человеческой жизни? Часто школьники, лишенные направляющей руки взрослого, ищут ответы где угодно, только не в литературе, не осознавая, что в ней-то они больше всего и нуждаются. И потому часто оказываются в состоянии опустошения, обособленности, душевного хаоса.

Не случайно современная Россия занимает одно из первых мест в мире по количеству правонарушений и самоубийств среди несовершеннолетних. Если сегодня мы не поможем литературе коснуться ума и сердца тех, кто сидит за партой, не дадим им возможности для самопознания,  не откроем «подлинной и достоверной» жизни, не научим быть Человеком на опыте Человечества, мы будем бояться завтрашнего дня. По-прежнему перед взрослеющим человеком стоит вопрос: «Делать жизнь с кого?» Думается, жизнь писателей, поэтов может стать маяком, примером в духовно-нравственном становлении личности обучающихся.  

Интерес к биографии художников слова в старших классах очевиден. Интересует личная жизнь, духовные поиски, преодоление жизненных испытаний, мотивы нравственного выбора. Поможем школьникам задуматься «о времени и о себе» на уроках и внеклассных мероприятиях.

Прослушав песню Витаса «Звезда», старшеклассники посерьезнели от вопросов, прозвучавших в песне: «Для чего родился, взрослел и рос?.. Сколько дорог предстоит пройти?.. Сколько покорить вершин, чтоб себя найти?..» Ответить на эти вопросы, как всегда, поможет литература. Прошу ребят мысленно подумать о том, чего достигли они в свои годы. А потом вспоминаем, как это было у наших классиков.

Грибоедов прошел курс обучения на двух факультетах в Московском университете (словесном и юридическом), учился на физико-математическом, закончить который помешала война 1812 года. Знал 9 языков, был талантливым музыкантом. А.П. Гайдар за недолгую жизнь стал полковым командиром, детским писателем, поднялся навстречу фашистской очереди пулеметчика, чтобы предупредить товарищей об опасности, оправдать свой псевдоним «впередсмотрящий, всадник, скачущий впереди».

Да, дети находят возражения: «Но ведь это же гении, они имели талант…»  Но чего стоит талант без целеустремленности и трудолюбия?

Павел Бажов однажды в школьной библиотеке увидел богато иллюстрированный том сочинений Пушкина. Библиотекарь не захотел выдать хорошее издание «ненадежному читателю» и объявил, что книгу можно взять с одним условием: тот, кто ее возьмет, обязан всю выучить наизусть. Маленький читатель не отступил перед такой преградой… Возвращая книгу, сдал экзамен потрясенному библиотекарю, выучив около 300 страниц пушкинского текста.

Николай Гумилев, невысокий, хрупкий, с невыразительной внешностью, производил впечатление слабого человека. Но воспел романтический мир победителей и первооткрывателей с полным на то основанием. Бесстрашно отправился он добровольцем на 1 Мировую войну. Его храбрость и презрение к смерти были легендарными. Редкие для прапорщика награды – два солдатских «Георгия» – служат лучшим подтверждением боевых подвигов и убеждают старшеклассников: для человека нет преград, свою судьбу он строит сам.

Рождение Ахматовой  как поэта словно скачок. Отец, прочитавший  стихи дочери, заявил: «Не срами мое имя!». Она ответила: «Не надо мне твоего имени!» И Аня Горенко стала  Анной Ахматовой. (Порой и нашим школьникам приходится отстаивать свое право на выбор, протестовать против родительского произвола). От субъективного опыта ребят идем к постижению художественного мира, созданного Ахматовой.

Читая «Реквием», понимаем, что возможности человека неисчерпаемы. Современность неумолимо движется к трагическому однообразию: домашний уют, трудовые заботы, мечты – все сведено до тюремного быта, жизнь утратила свое многоголосие, многоцветие, многократно возникает образ ада. Найти в себе силы воссоздать атмосферу времени может только внутренне несломленный человек. Ключевые образы поэмы: тюрьма – ад – крест, распятие – смерть (смертельная тоска, звезды смерти, смертный пост, приговор, распятие, могила) – создают трагическое звучание, производят гнетущее впечатление. Вместе с учащимися приходим к выводу, что личное горе не сделало повествователя глухим к бедам соотечественников. Первейшим признаком живой, не загубленной вопреки всем напастям души героя является ее отклик на страдания других людей.

Рассматриваем фотографии Ахматовой разных лет и размышляем над вопросами: «Легко ли было сохранить в условиях несвободы, репрессий чувство своего человеческого достоинства, внутренней свободы? Многим ли это удавалось?» О царственности облика Ахматовой в старости говорят и пишут все. Совершенно естественная величавость, которая стала ей свойственна и в походке, и в жесте, и в повороте головы, - дар за верно сделанный выбор «жить не по лжи» (А. Солженицын).

Постигая идейный смысл стихотворений, мы часто обращаемся к жизненной основе произведений. И тогда порой школьников ждет открытие. Так произошло с личностью Маяковского, творчество которого не является популярным у современных школьников.

Мерилом нравственности  человека, без сомнения, можно считать умение глубоко чувствовать. Насколько чист и серьезен человек в любви, настолько чист и серьезен он в деле, в дружбе, во взаимоотношениях с людьми. На уроке «Тема любви в лирике Владимира Маяковского» мы совместно искали ответ на вопросы: «Что можно сказать о любви в лирике Маяковского? Каким предстает лирический герой в ней?» Читая стихотворения и отрывки из поэм Маяковского («Облако в штанах», «Лиличка! Вместо письма» Люблю», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой»), делаем вывод о новаторских образах, созданных поэтом: любовь в лирике Маяковского предстает как «прекрасная болезнь», «пожар сердца», «тяжкая гиря», труд, солнце, море,  «сплошное сердце», «ураган, огонь, вода», источник вдохновения, прилив сил, общность идеалов и убеждений, близость душ и сердец, а не тел.  

Современных школьников удивляет космический масштаб  чувства Маяковского к Лиле Брик.  Когда поэт прочитал любимой поэму «Дон-Жуан» – неожиданно, на улице, наизусть, - она рассердилась: опять про любовь, надоело! Маяковский выхватил из кармана рукопись, разорвал в клочки и пустил по ветру…

Они обменялись кольцами. Подаренное Лилей кольцо Владимир Владимирович носил всю жизнь, несмотря на упреки в мещанстве. В записке, полученной им однажды во время выступления, содержался очередной упрек: «Тов. Маяковский! Кольцо вам не к лицу!» – «Конечно, не к лицу! – немедленно отреагировал он. Поэтому я ношу его на руке, а не в ноздре».

На кольце же, подаренном Лиле, Маяковский выгравировал ее инициалы – Л.Ю.Б. Когда читаешь их по кругу, буквы складываются в бесконечное «ЛЮБЛЮ». «Люблю» – так называлась поэма, написанная в начале 1922 года. Это самый светлый из всех его гимнов женщине.

В 1925 году в Нью-Йорке Маяковский познакомился с Элли Джонс (Елизаветой Петровной Зиберт), американкой русского происхождения. В магнитофонной записи, надиктованной Джонс, есть воспоминания о том времени: «Проводив его на корабль и вернувшись домой, я хотела броситься на кровать и плакать – по нему, по России, – но не могла: вся кровать была усыпана незабудками. У него было так мало денег, но это было в его стиле! Где он взял незабудки в конце октября в Нью-Йорке? Должно быть, заказал задолго до этого». «Стиль» любви Маяковского миссис Джонс почувствовала правильно. Три года спустя, в 1928 году, она написала ему в Париж из Ниццы: «Вы же собственную печенку готовы отдать собаке».  

Эта безграничная, самозабвенная, рыцарская любовь так не похожа на те чувства, что демонстрируются в реалити-шоу…

Жизнь талантливого человека похожа на падение звезды: быстро исчезает вспышка, но долго по небу тянется белесый дымчатый след – так и великие  идеи прошлого не умирают со своими обладателями и еще годами тревожат потомков. Пример писателей помогает молодым читателям определить свои жизненные позиции, свои представления о нравственном и безнравственном, идеалы и цели. Очень часто судьба писателя предупреждает читателя о последствиях выбора того или иного способа жизни, ценностных установок, поступков  и их мотивов. В. Розов в статье «Как жить» отмечает, что писатель криком кричит о том, что любовь к людям выше всякого расчета и бездушного дела.

 

Литература

 

1. Попова Е.В. «Есть ценностей незыблемая скала. Духовные ценности в отечественной философии и литературе //Литература в школе. – 2003. – №7.

2. Тихомирова И.И. О модели чтения, ведущей к жизни //Литература в школе. – 2005. – №2.

3. Холодяков Н.В. Духовные ценности русской классической литературы //Литература в школе. – 2005. – №2.

4. Генералова Н.С. Портрет как один из способов знакомства с биографией и творчеством автора. XI класс //Литература в школе. – 2005. – №1.

Автор: Мальцева Светлана Николаевна

You have no rights to post comments