В материале идёт речь о развитии и совершенствовании продуктивной речевой деятельности учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности.

Автор статьи – Шумакова Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 7 имени А.С. Пушкина» г. Курска.

 

В концепции развития УУД ФГОС второго поколения одним из главенствующих факторов является «возрастание требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества». А это и умение участвовать в диалоге, и умение высказывать свою точку зрения, и умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи и умение сотрудничать в группе и в паре. Известно, что многие дети испытывают существенные затруднения при выражении своих мыслей и чувств в связной форме, высказывания школьников нередко отличаются бедностью мысли и языка.

Низкий уровень речевого развития объясняется тем, что

– интеллектуальное развитие многих школьников не позволяет воспринимать большой объем новой информации;

– трудностью восприятия материала;

– малым интересом к русскому языку и литературе;

– непониманием роли получаемых знаний для будущей жизни;

– интенсивным  развитием аудио-видео-компьютерных технологий.

Именно поэтому сегодня как никогда для педагога  особенно важно пробудить интерес к звучащему слову. В связи с этим одной из главных задач в процессе обучения школьников мы считаем развитие и совершенствование речевой деятельности на уроках русского языка, литературы и других предметных областей, а также во внеурочной деятельности.

Речь каждого конкретного человека должна отвечать определенным требованиям:

  • Правильность – это соблюдение норм современного литературного языка.
  • Ясность – это доступность ее для понимания другими.
  • Чистота – свободная от лексики, находящейся за пределами литературного языка.
  • Точность – значение слов и словосочетаний, употребленных в речи, полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонАми речи.
  • Выразительность – умение ярко, убедительно выразить свои мысли и чувства.
  • Богатство определяется выбором языковых средств выражения мысли, отсутствие однообразия, повторения.

В школе мы обучаем детей чтению, письму, речи устной и письменной – это и есть формирование специфических речевых умений и навыков, то есть видов речевой деятельности. Это:

  • говорение (устная речь);
  • письмо (письменная речь);
  • слушание (аудирование);
  • чтение.

Говорение и письмопродуктивные (творческие) виды речевой деятельности. 

Слушание и чтение – это рецептивные (репродуктивные) виды речевой деятельности.

Каждый вид речевой деятельности имеет свою специфику и свои механизмы. В то же время все виды функционируют не изолированно, а во взаимосвязи. Так, говорение предполагает аудирование, а аудирование невозможно без говорения; чтение невозможно без письма.

Итак, для осуществления нормального речевого общения учащемуся необходимо в одинаковой мере овладеть всеми видами речевой деятельности.

Как же реализуются виды речевой деятельности на уроках русского языка и литературы?

Термин «аудирование» в отличие от простого слушания означает слушание с пониманием. Это один из основных источников получения знаний по всем предметам.

Речевые сообщения, используемые в целях аудирования, должны быть по содержанию доступными пониманию учащихся, соответствовать их интересам. Информации должна содержать элемент новизны, расширять кругозор школьников:

объем сообщения: от 3 до 10 минут;

– характер речи: тексты с простой фабулой.

– источник речи: может быть разным (учитель, докладчик, аудиозапись и т.д.). Гораздо легче воспринимается речь из уст говорящего, знакомый голос (как, голос учителя), но постепенно мы переходим к предъявлению речи для слушания из других источников звукозаписи. (Так, вводятся аудиотексты при написании изложений).

Система упражнений на аудирование представлена нами следующими видами упражнений:

- прослушать текст и ответить на данные вопросы;

- задать вопросы к тексту и ответить на них;

- определить, правильно ли поставлены вопросы к тексту. Какие из них неуместны?

- составить план к прослушанному тексту;

- пересказать текст;

- выбрать из нескольких данных формулировок основной мысли наиболее удачную;

- осмыслить услышанное, дать оценку и т.п.

- выразить свое отношение к содержанию прослушанного текста;

- определить, какая из данных иллюстраций отражает содержание текста;

- кодирование (символическое изображение) информации (кластеры, таблицы, схемы, рисунки) и др.  

Перечисленные упражнения способствуют выработке умения понимать речевое сообщение.

Правильно должен быть выбран темп речи, способ предъявления речи (использование презентаций, иллюстраций; экспрессивность речи, (это 50% и более информации).

Как нужно слушать? Чтобы слушание приносило пользу, необходимо развивать в себе следующие умения:

  • концентрироваться;
  • анализировать содержание;
  • слушать критически;
  • конспектировать.

Перед любым видом работы, включающим в себя аудирование, должна быть дана установка: что мы слушаем и зачем? Внимание эффективнее всего организует мотивация предлагаемого задания, установка на восприятие и контроль за выполнением задания.

В умении слушать проявляется воспитанность собеседника, уважение к другому человеку. Учить слушанию – значит развивать умение общаться, так как первая ступень в общении - это желание понять другого. Серьезное внимание нужно уделять культуре слушания – «Говорить – искусство, слушать – культура» (Д.С. Лихачёв).

Говорение как компонент устной речевой деятельности реализуется в двух формах устной речи – диалогической и монологической, поэтому наша работа по обучению говорению предусматривает привитие навыков создания различных видов высказывания, работу по обучению как диалогу, так и монологу.

В целях привития учащимся навыков и умений вести диалог в разных сферах общения мы  организуем речевую тренировку на таких разновидностях диалога, как:

1) ситуативный диалог (диалог-расспрос, диалог-сообщение, диалог-побуждение);

2) диалог-беседа (тематическая беседа);

3) диалог-дискуссия.

Задача учителя – создать такую проблемную ситуацию, которая порождает потребность высказывания. Хорошо эту задачу выполняют речевые упражнения:

– подбор реплик наиболее подходящих для заданной ситуации; развертывание реплики, учащиеся продолжают диалоги, составляют новые.

– составление диалогов по содержанию прочитанных текстов, по содержанию иллюстраций, картин, слайдов, и т.д.;

– составление диалогов по вербальным ситуациям (ситуация описывается словесно). Например: «Встреча друзей», «После ссоры», «Давай знакомиться», «Обсуждение сообщений, ответов», «Кто прочитал текст лучше?» и т.д. ПОЧЕМУ? Вначале ученики ощущают дискомфорт, связанный с искусственностью ситуации, и снять этот дискомфорт помогает соревновательный момент - распределение ребят на группы, команды.

Как видим, обучение диалогической речи представляет определенную систему, включающую работу над разными видами диалога на основе специальных упражнений – подготовительных и речевых.

Диалог и монолог представляют две формы одного процесса – говорения, поэтому обучение диалогической и монологической речи организовываем параллельно.

Монолог – организованный вид речи, представляющий собой продукт индивидуального построения и предполагающий продолжительное высказывание одного лица, обращённое к собеседнику или аудитории. Это сложная форма речевой коммуникации и отражает степень образованности человека.

Специальное обучение монологическому высказыванию предусматривает знакомство с речеведческими понятиями: текст, тема, основная мысль высказывания, средства связи и др.

Мы знаем, что пересказ является одним из самых распространенных заданий в практике обучения монологической речи. Он ориентирован главным образом на объем памяти. Лучшему восприятию текста и его воспроизведению способствует работа с планом.

Устный рассказ на основе увиденного, услышанного, весьма эффективен в развитии навыков монологической речи. К рассказам примыкают задания на описание интерьера, природы, портрета и т.д.

Сообщение, доклад – выступления учащихся, тематически связанные с изучаемыми в школе учебными предметами.

Итак, рассмотренные особенности формирования устной речи учащихся, перечисленные упражнения, направленные на развитие диалогической и монологической речи учащихся, способствуют успешному формированию коммуникативных умений школьников.

Письмо как вид речевой деятельности представляет собой сложный комплекс умений, включающий технику письма (каллиграфию, графические и орфографические навыки) и создание продукта речи – письменного текста.             

Письменная речь это сложная творческая деятельность, поэтому овладение навыками создания письменной речи представляет для учащихся большие трудности.

Среди наиболее эффективных форм работы при обучении письменной связной речи является написание изложений и сочинений разных жанров, а также различные приемы подготовки к ним: состав­ление плана, набросков, рабочих материалов, тезисов, пись­менного текста и т.д.

Таким образом, в процессе подготовки, мы практическим путем раскрываем суть определенного речеведческого понятия и обучаем коммуникативным умениям.

Вот еще некоторые из используемых мною на уроках упражнений и речевых задач, которые способствуют достижению поставленной цели:

  • диктанты по памяти, лексический, зрительный и др.;
  • работа со словарями "Реклама нового слова";
  • построй (составь,сконструируй) словосочетания (предложения, текст) по графической схеме или по данному образцу;
  • "собери мозаику" из рассыпанных слов, предложений;
  • использование произведений живописи на уроках русского языка;
  • участие в ВКС и др.;
  • составление лингвистических рассказов, сказки;
  • встреча с литературным героем;
  • отзыв о просмотренном фильме, составление аннотаций и рецензий на литературные произведения;
  • подготовка и организация диспутов и дискуссий  на лингвистические темы: «Наша речь – отражение наших нравов?», «Реклама в нашей речи.  Хорошо или плохо?», «Язык интернета»;
  • защита проектов, создание докладов и рефератов на одну из тем курса русско­го языка, о родном крае, о писателе или поэте;
  • участие в филологической секции школьного научного общества «Интеллект»;
  • портретный и психологический очерк (о себе, своих друзьях – «Мой друг» опиши друга так, чтобы его узнали);
  • творческий диктант по картине с задачей обогатить дик­туемый текст определенными языковыми средствами (наречиями, определениями).

Работа по развитию речевой деятельности проводится на всех уроках изучения школьного курса русского языка и на специальных уроках развития связной речи. На эту работу дейст­вующей программой отводится примерно 11–20% учебного времени.

Далее нами будет рассмотрена методика обучения следующему виду речевой деятельности – чтению.

Функциональное чтение  - это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.

Чтение – это рецептивный вид речевой коммуникации, основные компоненты которого восприятие текста и активная переработка информации.

Сегодня, только 10% школьников читают каждый день, а 40% не читают вообще. Дени Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

Умение читать предполагает овладение техникой чтения, т.е. пра­вильным озвучиванием текста  и умением осмыслить прочитанное в зави­симости от содержания и коммуникативной задачи в текстах различного характера.

Так как в процессе чтения могут решаться различные коммуникативные задачи, то реа­лизуются разные виды чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое.

Если перед читающим ставится задача получить самое общее представление о содер­жании текста, то потребуется понимание текста в самых общих чертах. С такой установ­кой может быть прочитана газетная публикация, статья и т. п. Такой вид чтения называет­ся просмотровым.

Если перед читающим ставится задача выделить в тексте только ту его часть, которая связана с решением основной коммуникативной задачи (найти главное в тексте, выяснить, что сообщается по интересующему вопросу), либо охватить содержание каждой из частей текста в самом общем виде, то используется ознакомительное чтение.

Если же требуется максимально полное и точное понимание содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или иных целях, то читающий должен как можно полнее охватить все содержание текста, вникнуть в смысл каждого из его эле­ментов. Такой вид чтения квалифицируется как изучающее чтение.

Поисковое чтение в реальной жизни мы используем, когда просматриваем телевизионную программу или рекламный проспект, знакомимся с меню, оглавлением книги, ищем незнакомое слово в словаре, номер телефона в справочнике и т.п.

Учитель должен четко осо­знавать ту коммуникативную задачу, которая будет определять ха­рактер восприятия текста школьниками. Обязательно должна быть дана установка на то, с какой целью осуществляется чтение: где, когда, для чего будет использована извлеченная из текста информация. При этом следует учитывать функции, которые присущи чтению как виду речевой дея­тельности. Как правило, выделяются три функ­ции чтения: познавательная, регулятивная и ценностно-ориентационная.

Познавательная функция реализуется в процессе полу­чения информации о мире, людях, фактах и явлениях дейст­вительности (читаю, чтобы знать).

Если учитель ставит задачу побу­дить учащихся к поиску необходимых сведений, к пополнению зна­ний (познавательная функция), то она может быть конкретизирована в следующих типах заданий:

- прочитать текст и определить, сколько условий выбора орфо­граммы указано в правиле (какими признаками обладает данное понятие, какие дополнительные сведения об изучаемом явлении даются в примечании…);

- прочитать текст и ответить на вопросы и т.д.;

- прочитать и вспомнить, что о прочитанном было известно ра­нее, осознать, что нового вы узнали о … и т.п.

Регулятивная функция направлена на управление практи­ческой деятельностью учащихся, на развитие их опыта: поступить в соответствии с полученной информацией, усовершенствовать свой жизненный опыт, свои умения в той или иной области (читаю, чтобы уметь).

Если на уроке ставится задача приобщить учащихся к социально­му опыту, побудить их к определенным действиям (регулятивная функция), то она реализуется в заданиях типа:

– Сколько действий нужно осуществить, чтобы применить пра­вило?

– Какие действия нужно осуществить в первую очередь, чтобы не ошибиться при постановке запятой в . . .?

– Что общего и что различного в применении правил ...?

Выполнение подобных заданий в большинстве случаев потребует от учащихся вдумчивого, глубокого чтения текста и его полного понимания.

Ценностно-ориентационная функция чтения связана с эмоциональной сферой жизни человека. В данном случае происхо­дит воздействие на эмоции, чувства читателя, что приводит к совер­шенствованию его личности, повышению его культурного уровня (чи­таю, чтобы эмоционально наслаждаться).

И наконец, если учитель, организуя чтение, ставит задачу воз­действовать на чувства учащихся (ценностно-ориентационная функ­ция), то задания формулируются следующим образом:

– прочитать и выразить свое отношение к прочитанному;

– прочитать и определить, что и почему вызывает смех (печаль, радость…);

– прочитать и определить, какие средства языка делают речь динамичной (замедленной), яркой, выразительной (невыразитель­ной) и т.п.

Задания подобного типа также потребуют от учащихся глубокого проникновения в содержание текста, внимания к средствам языка, полного понимания прочитанного.

Из многообразных форм творческой деятельности учащихся можно выделить подготовку докладов и сообщений на литературные темы. Словарно-фразеологическую работу с текстом художественного произведения и литературно-критическим материалом.

Обучение школьников различным видам и жанрам монологических высказываний на литературные темы от пересказов текста до индивидуально-творческих высказываний.

Создание речевых ситуаций, стимулирующих развитие речи школьников на деятельностной основе.

Беседа. Обсуждение. Диалоги. Формулирование ответов и вопросов.

Упражнения на развитие связной речи: конкурсные пересказы, рассказы.

Выразительное чтение прозаических и стихотворных текстов. Конкурсы.

Рассказы о художниках, суждения об иллюстрациях. Отзывы, рецензии.

Прослушивание авторского и актерского чтения.

Рассказ-рассуждение по поводу услышанного.

Развернутые ответы на поставленные вопросы. А также использование элементов технологии активного обучения, включающей в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся. (Представление презентации «Стратегии смыслового чтения»).

Итак, развитие и совершенствование продуктивной речевой деятельности учащихся формирует у школьников способности к самовыражению в речи, уважительного отношения  к слову, бережного с ним обращения.

Таким образом трудно переоценить значение овладения учащимся видами речевой деятельности. Это – орудие его саморазвития, то, что делает возможным его самообразование, социализацию, его дальнейшее познавательное и личностное развитие.

Автор статьи: Шумакова Галина Ивановна