Члены отделения учителей РУМО Калина Е.Н., Зинина Н.А. и Мальцева С.Н. размышляют о преподавании литературы в современных социокультурных условиях.

Автор: Калина Елена Николаевна

 

Когда я думаю о нашем учительском труде, сами собой напрашиваются жизненные параллели: учитель – аграрий.

И тот, и другой засевает свою ниву, лелеет её, с замиранием сердца ждёт урожая. Каким он будет, во многом зависит от качества семян.

Такие учебные предметы, как литература и русский язык в современных социокультурных условиях как раз и есть, как говорят аграрии,  тот уникальный «семенной фонд», который способен прорасти в душах наших воспитанников и дать щедрый урожай человечности и добра.

Что же для этого нужно? Конечно, оптимальные условия…

Поэтому, размышляя о современных уроках литературы и русского языка, я, в первую очередь, хочу обратить внимание на создание таких оптимальных условий сотрудничества учителя и учеников.

Что же подразумевается под этими оптимальными условиями?

Во-первых, «погода». Согласитесь, мы не получим долгожданного урожая, если наступит засуха или изо дня в день будут лить проливные дожди, если будет мало солнца или если вдруг ударят морозы. Поэтому  на каждом уроке стараюсь создать теплый и благоприятный для «молодых всходов» мироклимат. Здесь исхожу из одного замечательного правила: «Улыбнись миру – и он ответит тебе взаимностью». В этом мне часто приходит на помощь доброе искусство мультипликации и интересные видеоролики.

И конечно, главную роль в процессе «взращивания»  играют технологии «возделывания». Здесь тоже у каждого свои секреты и тонкости. Я стараюсь опираться на технологию развития критического мышления.

В основе технологии очень интересные идеи, в её арсенале – множество разнообразных  форм и методов организации  работы с детьми на каждом этапе урока. Базовая модель технологии состоит из 3-х этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить все известное, затем познакомиться с новой информацией и подумать, как и где применить полученные знания.

Ценным в этой системе является  и то, что ребенок не приобретает готовые знания, а добывает их сам, то есть реализуется системно-деятельностный подход в обучении. Весь изучаемый материал пропускает через личное восприятие, учится высказывать свое мнение и уважать мнение других, что тоже важно в современном обществе.

На слайде 7 представлены лишь некоторые методы и приемы Технологии развития критического мышления.

Методы и приемы ТРКМ:

Я остановлюсь только на тех, что использую в своей практике.

На стадии вызова я часто прибегаю к методу проблемного (подводящего) диалога, который помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока, вопрос для исследования.  Например, на последнем открытом уроке «Подготовка к сочинению-описанию в формате ОГЭ на тему «Жизненные ценности» такой диалог начинала с притчи. На видео короткий фрагмент урока.

(Приложение 1. ВИДЕОФРАГМЕНТ «ПРИТЧА»)

Слайд 9. На стадии осмысления использую разные методы и приемы. Это и «Перепутанные логические цепочки», и «Ключевые слова»  и метод «толстых» и «тонких» вопросов, и прием «Посмотри-задумайся-удивись», создающий на уроке ТО САМОЕ, ЯРКОЕ  пятно, без которого урок не запомнится. Здесь опять же часто использую видеоматериалы  или мультипликацию,  а иногда дети готовят их сами, работая над групповыми мини-проектами. Так, для открытого урока по литературе «Сердце на ладони» ребята сняли небольшой фильм «Учительское сердце». Фрагмент этого видео представлен в приложении.

(Приложение 2. ВИДЕОФРГАМЕНТ «Учительское сердце»)

В такую работу стараюсь вовлекать всех желающих, а не только успешных учеников.

Еще при создании уроков литературы стараюсь следовать принципам, которые определились  в процессе работы:

  1. Урок литературы - это погружение в историю и культуру нашего государства. Ведь чтобы понять героя, нужно представить себя на его месте, почувствовать дух его эпохи, уловить атмосферу дома, узнать привычки, научиться понимать друзей и врагов.
  2. Чтобы дети поняли и приняли произведение классической литературы, его нужно «оживить». Поэтому, обращаясь к классике, обязательно провожу параллели с современностью.
  3. Урок литературы будет интересным, если в нем есть место свободной дискуссии – учитель не навязывает свое мнение! Он умеет слушать, направляет, корректирует.
  4. Знакомя детей с произведением, не стараюсь рассказать все содержание от начала до конца! Сохранить интригу – это лучший способ привлечь современных детей к чтению.
  5. Не надо стремиться «препарировать» произведение! Пусть останется его целостное восприятие. Только так оно дойдет до души!

Чтобы систематизировать обширный изучаемый материал по литературе или русскому языку,  на некоторых уроках использую «Кластер».

Кластер - это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 

Чтобы было интереснее,  мы иногда отходим от традиционных графических схем и придумываем не совсем обычные формы, например, как на уже упомянутом уроке. На фото кластер «Сокровища сердца», ребята работали над ними в течение целого урока. Это было важное, объединяющее всех дело.

(Приложение 3. ВИДЕОФОРАГМЕНТ «Сокровища сердца»)

Слайд 12. Еще хотелось бы сказать о таком приеме развития креативного мышления,  как «Кроссенс». Иногда обращаюсь к нему, чтобы увлечь детей изучаемым материалом. Он развивает логическое и образное мышление, память.  Вообще, интересный прием, разработка наших ученых Сергея Федина и Владимира Бусленко. Впервые опубликован в 2002 году в журнале  «Наука и жизнь».  Такой прием требует от учителя тщательной проработки материала.

Кроссенс – ассоциативная головоломка нового поколения. Слово «кроссенс» означает  «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского языка означает «пересечение слов».  Это ассоциативная цепочка из 9 квадратиков, в которых помещены изображения. Каждое изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу.

Наверняка, вы о нем тоже знаете. Напомню, что решать кроссенс нужно, следуя сверху вниз и слева направо, далее двигаться только вперёд и заканчивать на центральном пятом квадрате. Таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой». Начать можно как с первой, так и с другой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию автора, он может быть связан со всеми изображениями в головоломке.

На слайде 14 представлен алгоритм создания кроссенса:

  1. Определить тематику, общую идею.  
  2. Выделить 8-9 элементов, имеющих отношение к теме.  
  3. Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).  
  4. Выделить отличительные черты каждого элемента.  
  5. Подобрать изображения, иллюстрирующие элементы.  
  6. Замена прямых образов символическими.  
  7. Построить ассоциативную связь между образами.  
  8. Кроссенс готов.

Вообще,  кроссенс может использоваться  на различных этапах учебной деятельности: создай проблемную ситуацию или обобщи добытые учащимися знания, открой цикл уроков   или же оригинально подведи итог,  хочешь,    укрась кроссенсом  урок, а хочешь - поставь точку с его помощью на  внеурочном  занятии. Он может стать и творческим домашним заданием. Мы с десятиклассниками пытались составить кроссенс, изучая роман «Война и мир». Конечно, он не очень сложный. По знаковым иллюстрациям несложно догадаться, что посвящен он Андрею Болконскому.

На просторах Интернета я отыскала кроссенс, представленный на слайде.  Я бы назвала его философским. Он тоже может стать интересным элементом уроков языка и литературы, где речь идет о смысле и ценности жизни, о скоротечности бытия и т. д.

Не менее важной  в Технологии развития критического мышления является стадия рефлексии. Рефлексия – это обратная связь от ученика к учителю.  Это возможность понять, на какие результаты, плоды своего труда мы можем рассчитывать.  Проанализировать, чего недостает в нашей работе, а от чего-то, возможно, следует отказаться.

Часто на этом этапе урока использую «эссе». Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю».  Также  использую прием «Продолжи предложение», быстрым и эффективным считаю «Синквейн».

Понятно, что это лишь малая часть «инструментария» Технологии развития критического мышления.  Я остановилась лишь на тех методах и приемах, к которым сама прибегаю на практике. Конечно, занятие, целиком основанное на этой технологии, требует очень большой подготовки, да и некоторые дети не всегда настроены на творчество, поэтому порой, к сожалению, не все задуманное удается реализовать.

Но  использование даже отдельных элементов  этого богатого методического арсенала позволяет создать те самые оптимальные условия, благодаря которым в наших детях зреет интерес к предмету, прорастают нравственные убеждения и принципы, а значит и выполняется учительское кредо  - «сеять разумное, доброе, вечное».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (размер 10,3 МБ)

Видеофрагмент 1 (Притча)

Видеофрагмент 2 (Кластер "Сердце")

Видеофрагмент 3 (Учительское сердце)


Автор: Зинина Наталья Андреевна

 

Современные социокультурные условия в контексте преподавания литературы имеют как свои "плюсы", так и "минусы". К "плюсам" относятся  широкий доступ к информации любого формата, возможность выбора образовательных ресурсов, платформ как для учителя, так и для ученика. Это расширяет границы учебного пространства, повышая интерес к предмету, дает возможность организовать работу с мотивированными обучающимися на уровне  проектной, научно-исследовательской деятельности.

К  "минусам"  современных социокультурных условий относится "клиповое мышление"  среднестатистического ученика, отсутствие интереса к чтению, сложность восприятия классической литературы. Практика показывает, что целый пласт русской лексики произведений XIX-XX вв. незнаком современным школьникам. Ученики  часто  предпочитают познакомиться с  произведением  в кратком изложении, получая таким образом только общее представление о сюжетной линии. Художественное своеобразие текста, богатство и выразительность языка, глубина идейного замысла, проблематика - все это становится недоступным без внимательного чтения произведения. Лекция учителя, какой бы интересной и увлекательной она ни была, не способна заменить ученику его собственное  восприятие  изучаемого произведения, обретение новых знаний, смыслов.

Так, вместо расширения кругозора, повышения интеллектуального уровня, обогащения  духовно- нравственного мира ребенка, на уроках литературы происходит передача готовых знаний о произведении  от учителя к ученику. Такая форма изучения литературы не способствует формированию читательского интереса, более того, препятствует формированию мировоззрения, ориентированного на развитие духовных потребностей личности.

К факторам, влияющим на ограниченность мышления современных школьников, относятся средства массовой информации, низкопробные художественные фильмы, не предполагающие возможности какого-либо анализа, поля мыслительной деятельности.

В этой ситуации серьезную помощь в развитии интереса к литературе, к художественному слову могут оказать театральные постановки Курского областного драматического театра им. А.С.Пушкина, Театра юного зрителя. Такие спектакли, как "Горе от ума" по комедии А.С. Грибоедова, "Чайка" по пьесе А.П.Чехова, "Портрет Дориана Грея" по роману О.Уайльда, дают возможность ученикам сопоставить прочитанный текст и режиссерскую интерпретацию, оценить актерскую игру, сравнить увиденное с собственными представлениями. Хотелось бы, чтобы в репертуаре наших театров было как можно больше спектаклей, воспитывающих высокохудожественный вкус у подрастающего поколения.  

Но основная работа по приобщению учеников к миру литературы происходит, конечно, на уроке. Задача учителя - так организовать учебный процесс, чтобы у учеников появился интерес к изучаемому произведению. Как добиться внимательного прочтения текста? Здесь на помощь придут игры-соревнования "Кто самый внимательный?", задания "Составь вопросы по содержанию текста" и т.д. Работая над идейным содержанием произведения, акцентируем внимание учеников на изобразительно-выразительных языковых средствах, помогающих лучше раскрыть авторский замысел. Ученики должны увидеть, что в произведении нет ни одного случайного слова. Только прочитав все произведение, можно понять, о чем оно. На этом сложном пути учитель должен  быть всегда рядом с учеником, терпеливо объясняя все незнакомое, непонятное. Преодоление социокультурных барьеров между учителем и учеником- важное условие успешной организации учебного процесса.


Автор: Мальцева Светлана Николаевна

 

Основной акцент в системе школьного образования ХХI в. – интеллектуальное и нравственное  развитие личности, что предполагает необходимость формирования критического мышления, умения ориентироваться в современном информационном пространстве и усвоение учащимися духовных ценностей. Ценности – это тот компас, который определяет историческую судьбу нации, на них ориентируется человек в меняющемся мире.  

Как сделать литературу нашим помощником в формировании ценностных ориентиров   мыслящего  подростка, который ищет ответа на вековечные вопросы: как быть счастливым, как найти  свое место в мире, как отличить правду от лжи, добро от зла, в чем смысл человеческой жизни? Часто школьники, лишенные направляющей руки взрослого, ищут ответы  где угодно, только не в литературе, не осознавая, что в ней-то они больше всего и нуждаются. И потому часто оказываются в состоянии опустошения, обособленности, душевного хаоса.

Как сделать литературу важным предметом для современных школьников? Своеобразными девизами  в преподавании могут стать три утверждения.

  1. «Мал золотник, да дорог»

Дети не всегда читают большие произведения, не секрет. Но с  неизбежным успехом проходят уроки по произведениям, с которыми знакомимся на уроке – «здесь и сейчас». Чтение с остановками, прогнозирование дальнейших событий,  анализ художественных деталей, наблюдение за тем, как выражается авторская позиция, позволяют осмыслить содержание, понять идею произведения. От роли читателя переходим к другой роли – «писателя», создателя собственных размышлений на основе прочитанного.

До последней строки  сохраняет интригу А.П. Чехов в миниатюре «Она моя». Развязка сначала вызывает улыбки школьников, а после анализа использованных художественных средств, особенностей манеры повествования – серьезные размышления. Как итог работы над произведением - задание на выбор:  рассуждение «В чем сила лени?» или миниатюра по аналогии «Она моя». Получились интереснейшие размышления о мечте, о любви, о подруге, о перемене, о времени сна, которого так не хватает выпускнику.  Личностно значимое применение полученных на уроке литературы знаний.

Чтение с остановками небольшого произведения  К. Симонова «Свеча» позволяет увидеть антитезу в изображении мира, внешнего и внутреннего портрета Марии (старая, немощная, но какая внутренняя сила, храбрость, выносливость, сила духа!), понять роль детали (свечи).  В  небольшой письменной работе на тему «Что хотел донести  до людей К.Симонов своим очерком?» учащиеся пишут о том, материнская любовь не знает ни национальностей, ни границ; К. Симонов выносит приговор войне, которая беспощадно губит людей; нет ничего бесценней жизни человека; трагичность ситуации подчеркивает то, что венчальная свеча - вдовье достояние – становится поминальной на   могиле молодого бойца.

Так решается одна из важнейших задач образования – формирование жизненной позиции, основанной на вдумчивом и бережном отношении к общечеловеческим ценностям.

  1. «Литература не служанка!»

Если сегодня мы не поможем литературе коснуться ума и сердца тех, кто сидит за партой, не дадим им возможности для самопознания,  не откроем «подлинной и достоверной» жизни, не научим быть Человеком на опыте Человечества, мы будем бояться завтрашнего дня. Чтобы художественное произведение заинтересовало школьника, все средства хороши. Один из мотивов – необходимость  аргумента-примера при написании сочинения-рассуждения. В ходе подготовки к ОГЭ мы обращаемся к прочитанным произведениям, понимая, что литература не служанка у экзамена по русскому языку. Начальный этап – совместная работа. С учетом критериев оценивания творческой работы помогаем детям композиционно и содержательно построить свое сочинение-рассуждение. Например,   изучая рассказ  М.Горького,  после сопоставления ключевых образов, выявления роли антитезы в изображении Гаврилы и Челкаша, черт романтического мироощущения автора, приступаем к следующему виду работы.

Как вы понимаете значение  словосочетания  ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ? Опираясь на содержание рассказа М.Горького «Челкаш», напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности?» В помощь учащимся – шаблон.

1.Определение  слова, комментарий

Жизненные ценности – это …

2. Пример-аргумент

Тезис (основная мысль)

По тому, что для человека является главным,   можно определить сущность его характера.

Пример из текста

В рассказе М.Горького «Челкаш»  изображены … У каждого из них свои ценности. Для Челкаша - …, а для Гаврилы - … По-разному герои относятся к деньгам: …. По-разному проходят искушение деньгами:….

Микровывод

М.Горький показывает, что    ……. (жадность, жестокость, безнравственность, стремление к богатству)  может привести к  самым ужасным и низменным  поступкам. 

3.Заключение, вывод

Таким образом, автор показывает, как важно  научиться различать истинные ценности и мнимые, которые разрушают личность человека, делают рабом вещей, денег.

Такая работа позволяет научить критически оценивать информацию, проявить умение анализировать, делать самостоятельные умозаключения, а главное – усваивать морально-этические понятия.

На следующем этапе обучения сочинению-рассуждению по заданию 9.3. обращаемся к материалам  сайта http://umoslovo.ru/index.php/sochinenie-oge-9-3

Учащиеся получают задание: «В открытом банке заданий   ФИПИ представлено 115 текстов и 43 темы.  Какие морально-этические понятия можно прокомментировать,  используя в качестве примера «Альпийскую балладу» В.Быкова? Аргументируйте свое мнение.

Поисковое чтение дает свои результаты, и мы убеждаемся в многомерности  содержания произведения. Оно – о  силе духа, будет хорошим аргументом-примером  в сочинении-рассуждении на одну из тем  «Что значит быть сильным духом?», «В чём проявляется сила духа?», «Как в годы войны народ проявил силу духа?», «Что помогает человеку справиться с жизненными трудностями?»

Оно – о нравственном выборе, уместно в размышлении   на тему  «В чём заключается нравственный выбор?»

Оно – о любви к жизни, поможет в написании   сочинения-рассуждения на тему «Что значит любить жизнь?»

 Оно – о  благодарности, может выручить в написании сочинения по теме «Как характеризует человека умение быть благодарным?»

Оно – о  счастье и позволяет рассуждать   на тему  «Что такое счастье?» или «Что может сделать человека счастливым?»

 

  1. «Читающие дети – всегда одаренные!»

В работе с теми, кто любит литературу, есть немало форм. Среди них достойное место заняли проекты, исследования, а в  учебном плане - «Индивидуальный проект». Это возможность для одаренных детей проявить свой интерес к предмету, осуществить  пробы в научно-исследовательской или творческой работе, выразить  свое отношение к исконным ценностям русского народа.

Так, работая над проектом «Роль отцовского завета в русской литературе» учащаяся 9 класса  выясняла, как в произведениях А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя,  А.С.Грибоедова   раскрыты  проблемы воспитания (как наставления отца формируют личность ребенка). В рассмотренных произведениях мы увидели разные вариации на тему отцовского завета. В русской литературе прослеживается  взаимосвязь отцовского завета (наказа) с судьбой детей и эпохой создания произведения. Актуальной остается мысль классиков: нравственные (или безнравственные) основы личности человека формирует семейный уклад, стиль отношений, установившийся между детьми и родителями.   Следует признать, что в  русской литературе создан своеобразный памятник отцовству. Именно  отцу принадлежит особая роль  в воспитании детей и становлении их личности.

Рассматривая отцовские заветы в русской литературе, учащаяся провела опрос, направленный на выявление роли отца в современной семье. В анкетировании участвовали  30 респондентов – довольно начитанных сверстников: 96% отвечавших знакомы с русской  классикой, только 4% не читали «Капитанскую дочку» А.С.Пушкина,   «Мертвые души» Н.В.Гоголя, «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Вопросы не были слишком сложными.

В ответе на  вопрос «Кто в вашей семье принимает окончательное решение по важным вопросам?» ответы распределились так: 12% - папа, 9% - мама, 79% - оба родителя.

В ответе на  вопрос «Кому принадлежит особая роль в воспитании детей  и становлении их личности?» 9% отвечавших указали отца, 30% - маму, 51% - обоих родителей.

В ответе на  вопрос «Прислушиваетесь ли вы к отцовским наставлениям?»  48% ответили утвердительно, 18% - отрицательно, 24% - затруднились с  ответом.

С утверждением «Отцовские  наставления играют в судьбах детей определяющую роль?» согласились 54%, 15% - выразили несогласие, 21% - затруднились с ответом.

Учащаяся сделала вывод, что   в воспитании ребенка важны оба родителя, может быть, это станет ее жизненной установкой во взрослой жизни.

Через проектную, творческую, исследовательскую деятельность обучающиеся делают открытия в истории Отечества, в развитии языка,  лучше узнают традиционную культуру и духовные традиции; принимают ценности человеческой жизни, семьи, осознают ценность труда, науки и творчества; применять полученные знания на практике; учатся соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, сотрудничают для достижения общих результатов.

В современных социокультурных условиях важно усилить мотивацию ребенка к познанию   литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.