О формировании читательской грамотности участников образовательных отношений как базовой основы ключевых УУД рассказывает Агибалова Наталья Ивановна.

 

Основы формирования функциональной грамотности школьников в условиях реализации ФГОС и идей национального проекта «Образование»

 

Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».

Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.

Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательной деятельности заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий.Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

Но в наш век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала «падать». Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники не любят, не хотят читать. В рекомендациях по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения Орлова Э.А. отметила: «Широкое распространение видео- и компьютерной продукции сопровождается оттеснением чтения и письменных текстов на периферию культуры. Это негативно влияет на качество обучения …».

В нашей школе в этом учебном году педагогический коллектив работал над единой методической темой «Формирование читательской грамотности участников образовательных отношений как базовой основы ключевых УУД».

В начале учебного года был проведен педагогический совет, где мы еще раз обратили внимание на понятия«читательская грамотность», «читательская компетентность», определили место читательской грамотности в результатах ФГОС, обозначили имеющиеся проблемы в конкретной школе, наметили пути их решения и подобрали  эффективные методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках и во внеурочное время.

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность —способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения обучающимися образовательных программ в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.

Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.

Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится значимым результатом образования.

Обществом в последние десятилетия осознано значение непрерывного образования,связанного с необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е.  качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Но в последнее время наблюдается снижение уровня читательской грамотности, снижается интерес к чтению, умения и навыки работы как с научным, так и художественным текстом. Вместе с тем в современном мире увеличивается количество потоков информации и объем самой информации. Все это создает объективные трудности в отборе, понимании, хранении и передаче информации. И как следствие, возникают трудности при подготовке и сдаче ОГЭ и ЕГЭ по разным предметам. А чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер, и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Чтение является фундаментом всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС.

Базовыми гуманитарными предметами для формирования читательской грамотности являются уроки литературы и русского языка, на которых можно решать не только узко предметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития школьника. Однако,рассуждая о методических приёмах и стратегиях обучения грамотности, мы забываем о собственно психических и психологических особенностях развития подростков.

В процессе обучения совершенствуется мышление подростка развивается способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Основная особенность мыслительной деятельности подростка – способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего.

Наиболее важен в этом отношении период 11-12 лет - время перехода от мышления,основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому. При этом переход на новый уровень осуществляется через ряд последовательных изменений: для детей 11 лет, часто на протяжении всего 6 класса, доминирующим остается конкретный тип мышления, постепенно происходит его перестройка и лишь примерно с 12лет, с 7 класса, школьники начинают осваивать мир теоретического мышления. Организация учебной деятельности должна обеспечить ее направленность на формирование теоретического дискурсивного (рассуждающего) мышления, мышления, основанного на оперировании не конкретными образами и представлениями, а понятиями, на умении сопоставлять эти понятия, переходить в ходе рассуждения от одного суждения к другому.

В формировании теоретического мышления ключевую роль играет читательская грамотность. С учётом возрастных особенностей подросткового мышления следует подбирать методы по формированию и повышению уровня читательской грамотности. Организовывать педагогические ситуации, стимулирующие читательскую активность детей. Создавать творческую атмосферу, чтобы ребёнок был не пассивным слушателем, а активным участником.

Методы работы по формированию читательской грамотности связаны, прежде всего, с обучением школьников стратегиям чтения.

Обучающиеся 5-6 классов осваивают большой информационный пласт знаний. Здесь

представлены стратегии, позволяющие эффективно влиять на формирование читательской грамотности подростков на уроках литературы.

Название стратегии и формы работы на уроках литературы.

Алфавит за круглым столом

На предложенной вам карте алфавита напишите названия или авторов книг, которые связаны с темой взаимоотношения человека и природы, человека и животных.

Соревнуемся с писателями

Попробуйте спрогнозировать содержание произведения, просмотрев иллюстрации. Прочитать произведение и оценить, насколько ваш вариант соответствует авторскому тексту.

Ориентиры предвосхищения

Прочитайте предложения, содержащие суждения о произведении.

Отметьте те, с которыми вы согласны. Затем прочитайте произведение.

Отметьте те суждения, которые совпадают с позицией автора.

Изменилась ли ваша точка зрения после чтения произведения?

Чтение с остановками

Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.

Экскурсия по произведению

Назовите части произведения и выделите в каждой ведущий эпизод.

Обсуждение плана произведения. Какой эпизод самый важный? Почему вы так считаете.

Какие эпизоды вы считаете нужным обсудить?

Составьте свой вариант «Экскурсии по произведению». Обратите наше внимание на моменты, значимые для вас лично.

Список тем произведения

Каждый учащийся выбирает одну из тем для обсуждения. Готовит её для обсуждения, учится защищать своё видение текста.

Следуйте за персонажем произведения

Дайте наиболее полную характеристику основному герою книги.

Нарисуйте схему пути его передвижения.Черты характера героев. Отметьте черты характера, которыми обладает герой книги.

Подтвердите своё мнение эпизодом из произведения.

Сопоставление

Сопоставительный анализ портретов и поступков героев.

Цитаты

Кто это сказал? Соедините имя героя и цитату из произведения.

Загадки

Проверка знания читателем текста произведения.

Доклад

Фактуальный информационный текст, не содержащий личностных оценок.

Рецензия. Субъективный анализ текста. Мнение о тексте. Присутствуют оценочные характеристики в каждом пункте.

С 7 класса школьники начинают осваивать мир теоретического мышления. Организация учебной деятельности должна обеспечить ее направленность на формирование теоретического дискурсивного (рассуждающего) мышления, мышления, основанного на оперировании не конкретными образами и представлениями, а понятиями, на умении сопоставлять эти понятия, переходить в ходе рассуждения от одного суждения к другому.

При формировании читательской грамотности у старших школьников эффективно используются следующие методы:

1)Метод творческого чтения.

Цель и специфика этого метода заключается в активизации художественного восприятия, в формировании средствами искусства художественных переживаний, художественных склонностей и способностей школьников.

Чтение художественного текста качественно отличается от чтения научного или публицистического текста. Оно требует специального внимания к слову, фразе, ритму; вызывает работу воображения, эмоциональную взволнованность. Этот метод не сводится лишь к буквально понимаемому слову «чтение»; он находит выражение в разных методических приемах учителя. Назовем некоторые методические приемы:

- выразительное (в идеале - художественное) чтение учителя, чтение мастеров художественного слова, отдельные сцены из пьес в исполнении актеров (в грамзаписи, по компьютеру, телевизору);

- обучение выразительному чтению учащихся;

- чтение учителем художественного текста с комментариями (комментированное чтение)

и его краткое слово, имеющее целью облегчить правильное и возможно более глубокое, эмоциональное восприятие произведения;

- беседа, активизирующая непосредственные впечатления учащихся от только что прочитанного произведения;

- постановка на уроке проблемы (художественной, нравственной, общественно-политической), вытекающей из прочитанного и углубляющей художественное восприятие школьников;

- творческие задания по жизненным наблюдениям учеников или по тексту произведения.

2)Эвристический метод.

На этой ступени основным изучаемым материалом остается художественное произведение, но более углубленный анализ его неизбежно связывается с изучением элементов науки о литературе в зависимости от программы данного класса, возраста, развития учащихся.

На этой ступени углубляется первоначальное эмоциональное восприятие школьников, стимулируются их интеллектуальные усилия. Освоение произведения, его анализ обычно связаны с разрешением художественных, нравственных, общественных или философских проблем, поставленных писателем. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся обнаружить эти проблемы, найти пути их разрешения в художественном

тексте, учить анализировать произведение, понимать его единство в многообразии компонентов, учить рассуждать, оформлять свои размышления в связной, последовательной, доказательной речи - устной или письменной.

Эвристический метод способствует усвоению школьниками методов анализа литературного произведения (в доступном им объеме), понятий по теории литературы, фактов и закономерностей историко-литературного процесса. Этот метод развивает критическую мысль школьников, учит самостоятельному приобретению знаний.

Для эвристического (частично-поискового) метода характерны следующие приемы:

- построение логически четкой системы вопросов (по анализу текста художественного произведения, по критической статье, по теоретическим или историко-литературным вопросам), которые бы последовательно вели мысль учащихся от наблюдения над явлением к его анализу, от выводов частного характера к выводам более обобщающим;система вопросов, составляющая эвристическую беседу, должна не только привести учащихся к самостоятельно добытым знаниям, но и раскрыть пути, методы приобретения этих знаний;

- построение системы заданий по тексту художественного произведения или по критическим статьям (задания выполняются устно или письменно);

- постановка проблемы учителем или по его предложению учащимися, проведение диспута.

3) Исследовательский метод.

Цель исследовательского метода - раскрыть некоторые новые аспекты изучаемого

предмета, не освещавшиеся ранее на занятиях, развитие умения самостоятельного анализа произведения, оценки его идейных и художественных достоинств, совершенствование художественного вкуса.

Исследовательский метод близок к эвристическому по наименованию и по функциям. Отличие их заключается в следующем: при эвристическом (частично-поисковом) методе учитель ставит частные задачи и в значительной мере направляет поиск учащихся; при исследовательском методе школьники, уже овладевшие приемами работы, самостоятельно решают более сложные задачи, требующие умения применять имеющиеся знания к конкретному новому материалу и высказывать свои обоснованные, доказательные суждения.

Приемы проявления исследовательского метода:

- выдвижение учителем проблемы для всего класса, причем ряд аспектов этой проблемы разрабатывается группами школьников или индивидуально;

- подготовка докладов и выступлений в качестве оппонента;

- самостоятельный анализ произведения, не изученного по программе;

- выполнение заданий творческого характера по эстетическим, литературоведческим, нравственным проблемам.

Деятельный подход к организации читательской грамотности на уроках русского языка в 5-6 классе осуществляется на основе работы с лингвистическими текстами. В учебниках по русскому языку читательская грамотность формируется на основе работы со сплошными и несплошными текстами (таблицами, схемами, объявлениями, и т.д.) Эти тексты требуют несколько иных читательских навыков, так как, содержат особые связи информационных единиц текста и особые формальные указатели на эти связи (название граф, таблиц,цвет, шрифт).

Именно поэтому для современного этапа развития методики преподавания русского языка актуальным является развитие читательских умений на основе схем-таблиц как формы предъявления лингвистической информации.

Следуя основным принципам построения учебного занятия в рамках системно-деятельного подхода (принципам деятельности, психологической комфортности, вариативности, принципу творчества и т.д.), работа обучающихся с текстами на любом предмете выстраивается с использованием групповых форм.

Моделировать работу групп можно различными способами. Пример групповой работы с текстом на уроках русского языка при выполнении уровневых заданий. Начать работу можно с предложения учащимся предположить по названию, о чем данный текст.

Представления о содержании в дальнейшем сопоставляются учениками с текстом. Элемент предвосхищения позволяет обучающимся включиться в работу, способствует развитию творческого воображения с опорой на уже известные факты,помогает оформить устное высказывание и т.д.

Стратегии работы с учебными текстами.

1. Название стратегии и формы работы (при работе с учебными текстами, правилами)

Стоп-машина. Правило читается до понятия. Понятие объясняется, без обращения к тексту (минимальные части).

Точки опоры. Находятся и подчёркиваются только те слова, которые являются основой правила (3-4 слова)

Правило в рисунке (схеме). Правило записывается в виде схемы или рисунка в специальных тетрадях.

Восстанови текст по точкам опоры или по схеме. Рассуждение на лингвистическую тему по схеме.

Толстые и тонкие вопросы.

Составление тематического вопросника из вопросов, требующих односложного ответа (тонкие), и из вопросов, требующих развёрнутого ответа-объяснения (толстые вопросы)

  1. Название стратегии и формы работы (при работе с заданиями к упражнениям)

Нужна помощь. Учащиеся после прочтения задания к упражнению задают вопрос по значению непонятного слова (если таковое имеется)

Толкователь. После прочтения своими словами рассказать о задании.«Растолковать»подробный план действий.

Спроси меня. Составление вопросов на понимание задания (для работы в парах).

В формировании читательской грамотности большую роль играют творческие работы учащихся: написание сочинений и изложений. Текст изложения вовремя работыподвергается детализации, составляется план, создаётся пересказ. Элемент сочинения заставляет глубоко осмыслить текст, проанализировать его, интерпретировать. Такая работапо формированию читательской грамотности проводится в старших классах. В среднем звене изложения различных объёмов являются эффективным инструментом по формированию читательской грамотности, так как все виды пересказов заставляют обратить внимание на содержание, строение, лингвистические особенности текста.

Поэтому, обучая школьников в соответствии с ФГОС, можем с полной уверенностью сказать, что без чтения нет учения. Уметь учиться – это уметь, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими видами информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания. Это станет возможным, если на каждом уроке, начиная с занятий в начальной школе, обучающиеся будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением.