Опытом участия в конкурсах профессионального мастерства делятся члены отделения РУМО Лаптева О.А., Масленникова О.В. и Мелехова В.Ю.

 

Автор: Лаптева Ольга Алексеевна

В деятельности учителя особое место занимают конкурсы профессионального мастерства. Они позволяют познакомиться с современными методиками и практиками, представить педагогической общественности результаты собственного труда.

Следует отметить, что конкурсы профессионального мастерства могут быть очными и заочными. И те, и другие важны для личностного роста педагога.  

Одной из самых интересных программ в своей деятельности считаю участие в конкурсе «Серафимовский учитель». Он состоит из двух этапов. Во время заочного этапа экспертная комиссия осуществляет анализ представленных на конкурс материалов, а второй этап – очный – предполагает обсуждение результатов учительского труда на секционных заседаниях итоговой конференции.

В 2018-2019 гг. в этом конкурсе приняло участие около 250 человек из различных городов Российской Федерации. Для учителей, воспитателей, педагогов были организованы экскурсии по городу Арзамасу, по территории Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Такое знакомство со святынями родной русской земли помогло мне как учителю переосмыслить свою роль в обществе, позволило мне осознать то, что педагог – это миссионер, который не огнем и мечом, а правдой и любовью, надеждой и верой воздействует на души детей, учит  их ценить и беречь родное русское.

На пленарном заседании конкурсантов приветствовал митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, который обозначил важность педагогического труда в современном мире.

В рамках секционных заседаний конкурсанты рассказали о своих работах и обсудили вопросы, связанные с духовно-нравственным воспитанием и просвещением детей, подростков, а также их родителей.

Я представляла в секции «Духовно-нравственный потенциал преподавания русского языка и литературы в современной школе» свою работу «Систему уроков междисциплинарной интеграции по развитию речи на основе православных текстов и тем». Данные материалы содержали разработки пяти уроков развития речи на православную тематику, включая презентации, видеосъемки занятий.

 Участие в мероприятиях, посвященных подведению итогов конкурса «Серафимовский учитель», - это большой опыт, который позволил мне определить дальнейшее направление в своей работе: развитие духовно-нравственного потенциала обучающихся на уроках русского языка и литературы, обращение к истокам «русскости» - православию. Знакомство с опытом коллег из гимназий, воскресных школ различных регионов страны позволило осознать то, что обучение русскому языку и литературе должно быть организовано в тесной связи с реальностью, с опорой на те жизненные условия и ситуации, в которых оказывается каждый ребенок. Педагогам-словесникам нужно помочь детям понять особенности русской ментальности, показать то, как должен вести себя русский человек по отношению к окружающим людям, Родине, природе, миру в целом. А уроки родного языка и родной литературы позволяют это сделать как никакие другие.

Еще одно значимое событие в моей педагогической деятельности – участие в конкурсе профессионального мастерства «Учитель года». В данном конкурсе я принимала участие уже два раза: в 2013 году и в 2020 году. В 2013 году защищала педагогический проект на тему «Лексикографическая деятельность на уроке как одно из направлений обогащения словарного запаса обучающихся». В 2020 году представляла опыт работы на тему «Технология творческих мастерских в практике учителя-словесника».

Участие в данном мероприятии позволило определить то, над чем еще мне нужно работать, к чему следует стремиться.

«Учитель живет до тех пор, пока учится. Как только он перестает учиться, в нём умирает учитель», – говорил К.Д. Ушинский. В современных условиях каждому педагогу необходимо не только расширять теоретические знания по предмету, педагогике или психологии, но и учиться быть яркой, амбициозной, уверенной в своей успешности личностью. «Учитель года» во многом научил меня справляться со своими эмоциями. Конкурс дал понять, что предложенные испытания – это своеобразный спектакль, где актерская игра педагога демонстрирует его способности, талант, отношение к профессии. Несомненно, участие в данном мероприятии – это урок, который помог мне расставить акценты в своей педагогической деятельности.

Среди заочных конкурсов отмечу конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» (я принимала участие в конкурсе в 2016 году). Данное мероприятие позволило мне обобщить свой опыт на региональном, федеральном уровнях.

Когда я вошла в число победителей конкурса, то поняла, что не ошиблась в поисках форм и методов обучения. Творческий подход к делу, использование краеведческого материала, интеграция различных областей науки и искусства оказалось актуальным и интересным для российских педагогов.

На мой взгляд, данный конкурс очень важен. Победитель получает денежную премию, которая стимулирует творчески активных людей к дальнейшей деятельности и позволяет почувствовать поддержку государства. 

В заключение отмечу, что учитель обязательно должен принимать участие в профессиональных конкурсах. Это необходимо прежде всего для того, чтобы быть современным педагогом. Ведь время, в которое нам приходится жить и работать, –  время творчества, активности, движения. И именно «движению мысли» способствуют конкурсы профессионального мастерства.


 

Автор: Масленникова Ольга Викторовна

 

Людям невозможно дать чужие крылья – они должны вырастить свои. Схимонах Симеон Афонский

 

Ни для кого ни секрет: учитель – это человек, который, как никто другой, всю жизнь учится, развивается, совершенствуется, как интеллектуально, так и профессионально. А любое развитие, движение вперёд заслуживает усилий.

Есть ли сегодня дерзкие идеи в педагогике, которые могут поднять учителя на восхитительную высоту? Эта идея, на мой взгляд, имеет место быть в конкурсах профессионального мастерства.

Можно по-разному относиться к конкурсам, принимать их или не принимать, поддерживать или игнорировать, но, думаю, сложно отрицать то, что ситуация конкурса – это мобилизация внутренних ресурсов, необходимость точного расчета времени, огромное психологическое напряжение.

Понять значимость конкурсов в жизни учителя может в полной мере тот, кто сам, хотя бы раз, принял участие в профессиональном конкурсе.

Моё знакомство с конкурсами профессионального мастерства впервые состоялось в 2000 году: одержав победу районного этапа, я приняла участие  в региональном конкурсе «Учитель года – 2000» среди педагогов Курской области.  Тогда,  я поняла то, что по большому счету, не так уж важны победы и призы, важнее – сама атмосфера интеллектуального напряжения, единения, атмосфера сотворчества. И несмотря на то, что твоего имени нет в списках победителей или призёров, всё равно чувствуешь какой-то азарт, уверенность в собственных силах и невольно стремишься вперед.

Наверное, это помогло мне в 2008 году стать лауреатом регионального конкурса, посвящённого 120-летию со дня рождения А.С. Макаренко, а спустя год, в 2009 – стать победителем конкурса лучших учителей Российской федерации ПНПО Министерства науки и образования РФ.

Говорят, путь осилит идущий. Я решила пойти по пути инноваций и перемен, и, наверное, именно поэтому оказалась среди призёров регионального конкурса "Учитель года –2015".

Дорога к финалу была не из лёгких: сколько нужно было пережить, перечитать, провести времени за компьютером.

И сейчас, когда уже всё позади, начинаешь понимать и осознавать, то, что как мне повезло, как я "выросла" за это время. Познакомиться с новыми людьми и обогатиться опытом более 30 коллег, увидеть всё то, что привело этих людей к победе, воспользоваться их идеями для повышения своего мастерства и профессионализма, оценить свои силы и возможности, – наверное, это того стоило.

По итогам туров я поняла, что мне не хватает опыта публичных выступлений, иногда эмоции и волнение переполняли меня, не давая сосредоточиться. Но тем конкурс и хорош, что даёт возможность понять, над чем ещё нужно работать, планируя, своё дальнейшее развитие.

Участие в конкурсе "Учитель года –2015" открыло для меня уникальную, ни с чем не сравнимую, возможность самообразования, а успешное завершение каждого этапа – маленькая победа, дающая стимул к новому поиску.

Нужно отметить, что конкурсы педагогического мастерства позволили мне «выходить» за пределы не только образовательного учреждения, района и региона, но и осмысливать происходящее в современной школе, прогнозировать профессиональное развитие и проектировать свою дальнейшую педагогическую деятельность, направленную на профессиональные достижения.

В августе 2015 года мной  был представлен опыт работы методической системы по вопросу «Развитие филологической одарённости детей в условиях сельской общеобразовательной школы» на Всероссийский конкурс передовых методик и лучших практик преподавания русского языка и литературы на сайте ФГАОУ ДПО АПК и ППРО. По итогам проведения экспертизы представленных материалов был сформирован информационный банк передовых методик и лучших практик преподавания русского языка и литературы, в который вошли 20 передовых методик и 10 лучших практик, в том числе и моя методика.

Каждый учитель, так или иначе, ждёт подтверждения своего профессионализма, своей значимости. Участие в профессиональном конкурсе такого уровня дало мне  возможность продемонстрировать результаты своей педагогической деятельности, работы с обучающимися, получить ее оценку со стороны.

А завершающим конкурсным годом на данный момент моей профессиональной деятельности стал 2017 год, который принёс вторую победу в конкурсе на получение денежного поощрения лучших учителей Российской Федерации.

Можно ли рассматривать участие в конкурсах как одну из возможных форм повышения квалификации профессионального мастерства учителя? Конечно, да. Это замечательная площадка для обмена опытом, ибо эффективнее результата, полученного в ходе конкурсов, наверное, и нет ничего.

"Кто не стремится, тот не достигает; кто не дерзает, тот не получает",– эти слова В.Г.Белинского, на мой взгляд, отражают специфику любого профессионального конкурса.

Дерзайте! Всё в ваших руках! Дело за малым: сделать шаг вперёд и прочувствовать на себе, что значит быть конкурсантом.


 

Автор: Мелехова Виктория Юрьевна

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (размер 1,07 МБ)

You have no rights to post comments