Вопросом, вынесенным в заглавие статьи, задаются не только многие родители, но и учителя. А, действительно, надо ли?
«Научили читать, так уже не забудется!», «Начитается ещё в школе!», «Пусть отдыхает!» и под. Слышим отовсюду. Спорить и не станем. Однако порассуждаем.
Во-первых, чтение вообще – это прямой путь к нашей эрудиции и интеллекту, уровнем которого так часто хвастаются современные школьники, пройдя простейшие он-лайновые тесты на IQ. А развивать этот самый IQ можно и нужно бесконечно, и летом тоже, поскольку мозг человеческий и его возможности безграничны, но его свойство застаиваться проявляется ярко и быстро. Так что книги - лучшие помощники.
Да и словарный-то запас как к предстоящему школьному году пополнится? Из фильмов ужасов по телевизору или сетевых игр по компьютеру? Есть интересное высказывание В.И. Даля: «Как из копеек составляются рубли, так из крупинок прочитанного составляется знание». Хорошо подмечено, не правда ли? Процитируйте детям в ответ на его «Завтра почитаю!».
Во-вторых, не будем забывать про технику чтения, которая так сильно нас подводит, когда нужно быстро ознакомиться с текстом и быстро найти среди кучи строк самое важное. А это умение без тренировок, в том числе и летних, ну никак не развить.
Объем освоенных за минуту слов надо нарабатывать, причём, самым лучшим образом это делать, читая вслух. Согласитесь, лето, когда «один дома», — это просто идеальный вариант. Подневольными слушателями, которые всё равно не смогут возразить против ораторского искусства, станут если только домашние питомцы.
В-третьих, любовь к чтению прививать всё-таки нужно, и не только с сентября по май, а круглогодично и круглосуточно. Ведь хорошая книга не только учит детей уму-разуму, но и прививает любовь к природе, уважение к родным и близким. Самообразование – это одна из ступеней, помогающих нам не стоять в ряду невежд. Так почему лето должно выпасть из такого важного периода саморазвития?
Многие родители, да и учителя тоже, к читательским дневникам относятся скептически: как показывает практика, содержимое не соответствует действительности. Однако они всё-таки дисциплинируют, да и много зависит от взрослых. Переживаете, что ребёнок на самом деле не берёт в руки книгу, а делает вид, что день за днём близится к концу летнего списка литературы? Что тогда вам мешает сесть вечерком и обсудить, что же такого интересного в тех пятидесяти страницах, гордо указанных за день в читательском дневнике?! А вообще, нельзя не отметить, что многие дети очень полюбили электронное ведение читательских дневников в различных компьютерных рисовательных программках, куда они не только вписывают прочитанные объемы, но и добавляют разные иллюстрации. Получаются прямо настоящее произведение искусства, которыми можно похвастаться 1 сентября. А педагогам также не стоит просто листать, или того хуже, собирать не глядя, читательские дневники обучающихся. Организуйте выставку/вернисаж/галерею читательских дневников, обязательно найдите время для беседы/анализа/разговора по прочитанным произведениям/понравившейся книге.
Члены отделения учителей русского языка и литературы РУМО в системе общего образования предлагают свой интересный список для чтения 4-10 классов.
Читайте с удовольствием!
Список книг для чтения летом
Составители: Агеева Светлана Анатольевна, Агибалова Наталья Ивановна, Арцыбашева Светлана Ивановна, Валикова Татьяна Вячеславовна, Гридунова Елена Аркадьевна, Кузнецова Татьяна Сергеевна, Лаптева Ольга Алексеевна, Соколова Елена Сергеевна.
Для тех, кто перешёл в 5 класс
- Габбе Т. «Город мастеров, или Сказка о двух горбунах».
- Губарев В. «Королевство кривых зеркал».
- Достоевский Ф.М. «Мальчик у Христа на ёлке».
- Крапивин В. «Самолет по имени Сережка».
- Медведев В. «Баранкин, будь человеком!»
- Портер Э. «Поллианна».
Для тех, кто перешёл в 6 класс
- Андреев Л.Н. «Ангелочек».
- Астафьев В.П. Цикл рассказов «Последний поклон».
- Бестужев-Марлинский А.А. «Испытание».
- Вознесенская Ю. «Юлианна, или Игра в киднеппинг».
- Жвалевский А., Пастернак Е. «Я хочу в школу».
- Железников В. «Чучело».
- Казаков Ю. «Тедди».
- Катаев В. «Сын полка».
- Пришвин М.М. «Вася Веселкин».
- Рыбаков А. «Кортик».
- Самарский М. «Радуга добра. Формула добра. День надежды».
- Торик А. «Инфант Алешандре».
- Шукшин В. «Срезал», «Критики».
- Яковлев Ю. Рассказы и повести.
Для тех, кто перешёл в 7 класс
- Астафьев В.П. «Мальчик в белой рубашке».
- Беляев А. «Продавец воздуха», «Человек-амфибия», «Вечный хлеб», «Остров погибших кораблей».
- Бредбери Р. «Все лето в один день».
- Васильев Б. «Великолепная шестёрка», «А зори здесь тихие…».
- Грин А. «Позорный столб», «Сто вёрст по реке», «Гнев отца».
- Дж. Лондон. «Белый клык», «Под палубным тентом».
- Джон Бойн. «Мальчик в полосатой пижаме».
- Жвалевский А., Пастернак Е. «Время всегда хорошее».
- Железников В. «Путешественник с багажом».
- Казаков Ю. «Арктур – гончий пес».
- Купер Ф. «Следопыт», «Зверобой».
- Нагибин Ю. «Эхо».
- Полевой Б. «Повесть о настоящем человеке».
- Рид М. «Всадник без головы».
- Рубина Д. «Супчик».
- Свирский А. «Рыжик».
- Троепольский Г. «Белый Бим Чёрное ухо»
- Тургенев И. «Вешние воды», «Ася».
- Фрунке К. «Чернильное сердце».
Для тех, кто перешёл в 8 класс
- Айтматов Ч. «Ранние журавли».
- Алексиевич С. «Чернобыльская молитва. Хроника будущего».
- Арне Свинген «Баллада о сломанном носе».
- Астафьев В.П. «Ангел-хранитель».
- Бичер-Стоу Г. «Хижина дяди Тома»
- Бунин И. «Холодная осень»
- Васильев Б. «А зори здесь тихие», «Завтра была война».
- Грин А. «Бегущая по волнам».
- Гюго В. «Отверженные».
- Железников В.К. «Чучело».
- Жуль Верн. «Дети капитана Гранта».
- Иванова В. «Любовь по Интернету».
- Искандер Ф. «Школьный вальс, или Энергия стыда».
- Куликова Л. «Свиделись».
- Лабузнова С. «Билет до Луны».
- Носов Е.И. «Тысяча вёрст», «Красное вино победы».
- Олдридж Д. «Последний дюйм».
- Приставкин А. «Ночевала тучка золотая»
- Савиных В. «Записки с мертвой станции».
- Шекспир У. «Гамлет».
Для тех, кто перешёл в 9 класс
- Васильев Б. «В списках не значился».
- Габова Е. «Просто про любовь».
- Каверин В. «Два капитана».
- Манахова И. «Двенадцать зрителей».
- Носов Е. «Фагот».
- О. Генри «Персики», «Принцесса и пума», «Русские соболя», «Превращение Джимми Валентайна», «Формальный подход»
- Островский А. «Свои люди – сочтёмся».
- Ремарк Э.М. «На западном фронте без перемен».
- Ремизов А. «Николины притчи».
- Санаев П. «Похороните меня за плинтусом».
- Улицкая Л. «Детство сорок девять», «Дочь Бухары».
- Шолохова Е. «Девять жизней».
- Щербакова Г. «Вам и не снилось».
Для тех, кто перешёл в 10 класс
- Абгарян Н. «Манюня».
- Абрамов Ф. «Пелагея».
- Адамович А., Гранин Д. «Блокадная книга».
- Алексиевич С. «У войны не женское лицо».
- Бальзак О. «Отец Горио», «Евгения Гранде».
- Васильев Б. «Завтра была война», «Не стреляйте в белых лебедей».
- Венедиктова Ю. «Я есть!».
- Воробьев К.Д. «Друг мой Момич».
- Габова Е. «Дождь из прошлого века».
- Джон Грин «Виноваты звезды».
- Жвалевский А., Пастернак Е. «Пока я на краю».
- Пономарев Н., Пономарева С. «Фото на развалинах».
Для тех, кто перешёл в 11 класс
- Абрамов Ф. «Дом», «Поездка в прошлое».
- Аксенов В. «Остров Крым».
- Астафьев В.П. «Печальный детектив».
- Бек А.А. «Волоколамское шоссе».
- Бунин И. «Братья», «Чаша жизни».
- Быков В.В. «Знак беды».
- Васильев Б. «Летят мои кони».
- Виан Б. «Пена дней».
- Владимов Г. «Генерал и его армия».
- Вознесенская Ю. «Мои посмертные приключения».
- Гроссман В.С. «Жизнь и судьба».
- Довлатов С. «Наши», «Чемодан».
- Ерофеев В. «Москва – Петушки».
- Замятин Е. «Мы».
- Зусак М. «Книжный вор».
- Искандер Ф. «Кролики и удавы».
- Камю А. «Посторонний».
- Кафка Ф. «Превращение».
- Куприн А. «Молох».
- Лондон Дж. «Мартин Иден».
- Маркес Г. «Сто лет одиночества», «Осень патриарха».
- Некрасов В.П. «В окопах Сталинграда», «Маленькая и печальная повесть».
- Павич М. «Хазарский словарь», «Последняя любовь в Константинополе»
- Ремарк Э.М. «На западном фронте без перемен», «Три товарища».
- Садулаев Г. «Когда проснулись танки».
- Х.Ли «Убить пересмешника».
- Хемингуэй Э. «По ком звонит колокол».
- Чехов А. «Черный монах», «Дом с мезонином».
- Шаламов В. «Колымские рассказы».
- Шахназаров К. «Курьер».