О целесообразности интеграции дисциплин в рамках школьной программы размышляет И.В. Кузнецова, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 50 им. Ю.А.Гагарина».

 

Интеграционные процессы и урок литературы

 

Сегодня особенно остро стоит вопрос о преподавании предметов художественно-гуманитарного цикла, в том числе литературы. Проблема в том, что, как отмечают многие философы, педагоги и психологи, идёт разрозненное, автономное преподавание различных дисциплин, что не обеспечивает целостности и системности мировоззрения человека. Решение проблемы многие видят в интеграционных процессах, в силу чего создаются интегрированные предметы, например, МХК. Однако возможен другой путь – изучение отдельных предметов художественно-гуманитарного цикла (в данном случае литературы) в контексте художественной культуры.

В школьной практике доминирует такой подход к организации процесса обучения, когда независимо друг от друга преподаются отдельные предметы. Как следствие – школьник получает разрозненные, не связанные между собой картинки, несущие знания о жизни. При этом в отдельных областях эти знания носят достаточно глубокий характер.

Возникновение представлений о мире как целостной картине, где всё всегда взаимосвязано и взаимообусловлено, – важнейшая задача, и решать её можно только на пути интеграции отдельных разрозненных знаний, составляющих содержание конкретных школьных предметов, то есть интеграции школьных дисциплин.

Школьная практика предпринимает попытки такой интеграции. Удачный пример являет собой природоведение К.Д. Ушинского. В начале 20-х годов XX столетия создавались так называемые комплексные программы, которые пытались объединить естественные науки и искусство. Школьный материал изучался в соответствии с временами года и предлагал ученикам сведения о явлениях, происходящих в этот период в природе, а затем иллюстрировал это художественным произведением: поэтическим текстом, явлением живописи, музыки и т.д. Этот опыт неоднократно анализировался специалистами и признан негативным, по крайней мере, в отношении к литературе.

Почему удался опыт Ушинского и закончились неудачей последующие? Ответ выглядит очевидным. В том случае интегрировались предметы, в основе которых лежит общий способ познания действительности – научный, и применялись одни механизмы её исследования, а именно – точное научное знание. В другом пытались соединить предметы, природа которых принципиально различна. То есть, теоретически интегрировать можно всё до бесконечности, и на каких-то этапах научного познания мира возможна, а, может быть, и необходима интеграция, например, искусствознания и математических наук. Однако на уровне школьной практики целесообразна интеграция дисциплин, близких по способу освоения и познания. Например, гуманитарного цикла. И здесь этот процесс возможен до бесконечности. Очевидно, что можно интегрировать литературу, живопись, музыку, кино, театр, историю, иностранные языки, религиоведение и т.д. Но как это сделать?

Потребность в интеграции дисциплин школа испытывала всегда. В последние годы в практику активно вводятся интегрированные уроки, а ранее интеграция находила выражение в проблеме межпредметных связей. И на этом пути мы имеем, к сожалению, богатейший негативный опыт (хотя он не исключает и позитивных явлений). Дело в том, что интегрированные уроки часто представляют собой механизм соединения отдельных фактов и явлений, не дающий качественно новый уровень преподавания, не интегрирующий эти факты в новое явление. В связи с этим нам видятся два принципиально разных пути решения проблемы, два пути развития интеграционных процессов.

Первый путь подразумевает такую интеграцию учебных дисциплин, которая будет давать принципиально новый предмет, новое явление. Первым на этом пути может стать предмет МХК. Но пока все известные нам образовательные программы также страдают чисто механическим соединением сведений из разных областей искусствознания. И всё же это интереснейший путь, за которым, вероятно, стоит будущее. Особенность его в том, что мы предлагаем учащимся материал в уже готовом интегрированном виде.

Второй путь состоит в автономном преподавании отдельных дисциплин. Но при этом предполагается, что они будут интегрироваться восприятием ученика по законам психологии. И наша задача в этом случае – обеспечить возможные предполагаемые условия такой интеграции. Одним из таких условий может стать синхронное преподавание ряда дисциплин, привязанное, например, к историческим эпохам, а может быть – направлениям и течениям в искусстве.

Автор: И.В. Кузнецова