Представляем конкурсную работу – методический семинар «Народное творчество как социокультурный аспект речевого развития учащихся».

Призёр районного конкурса «Учитель года России - 2019» (Большесолдатский район Курской области) делится опытом работы.

 

Автор: Вараева Татьяна Александровна

 

Я рада приветствовать всех участников конкурса, многоуважаемое жюри и гостей. Своё выступление я хотела бы начать со следующих строк:

Любимовка – всё в этом слове любо:

Основа, что сама Любовь дала,

И звуки, мелодичные, как струны,

И образ милого прекрасного села.

 

Любимовка – роднее нет и места.

Прекрасны здесь любые уголки.

Берёзки нарядились, как невесты,

И зажигаются огнями васильки…

 

Эти строки взяты из стихотворения, которое когда-то в школе написала я сама. В тот момент меня вдохновил праздник Святой Троицы, который ежегодно с большим масштабом проходит в моём родном селе Любимиовка. В этот день все жители и гости села получают возможность насладиться различными видами народного искусства: песнями, танцами, изделиями декоративно-прикладного творчества. Это всё оставляет неизгладимое впечатление.

Уже будучи учителем русского языка и литературы, я заинтересовалась возможностями использования народного достояния на своих уроках, ведь творчество – это бесценный клад в культурную и образовательную сферу нашей жизни. И сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом работы по данному направлению.

Тему своего методического семинара я сформулировала так: «Народное творчество как социокультурный аспект речевого развития учащихся».

Я думаю, многие согласятся с актуальностью данной темы. Ведь формирование культуры речи школьников всегда являлось главной проблемой, решаемой нами практически на каждом уроке. А итоговая аттестация выпускников основной и средней школ предполагает максимальное владение учащимися коммуникативными навыками. И как было бы прекрасно, если бы речь наших детей совершенствовалась именно с помощью использования элементов народного творчества, благодаря чему будут развиваться еще и их культурные и эстетические качества. Ведь знание культуры своего народа делает культурнее нас самих, нашу жизнь и нашу речь.

Цель моей работы: формирование и совершенствование речевых навыков учащихся на основе использования элементов народного творчества.

На пути к достижению поставленной цели мы решаем следующие задачи:

- знакомство с видами, направлениями и особенностями русского народного творчества;

- организация и педагогическое сопровождение видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка;

- написание творческих работ на основе использования элементов народного творчества.

Работа по выбранному мною направлению ведется в соответствии с нормативно-правовыми документами в области образования.  Согласно Федеральному государственному образовательному  стандарту, условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать для участников образовательного процесса следующие возможности:

  • достижения планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы;

- гармоничного развития личности и ее творческих способностей;

  • овладения обучающимися ключевыми компетенциями, в том числе коммуникативной,
  • формирования социальных ценностей учащихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;

Еще один немаловажный нормативный документ, на которой я опираюсь в  своей работе - это Национальный проект «Развитие образования», одна из его основных целей  -  воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей развития народов России, исторических и национально-культурных традиций.

В своей работе я предпочитаю использовать элементы различных технологий, так  как в каждой из них можно подобрать что-то интересное и неординарное для работы на уроке. Так, для развития культуры речи целесообразно использовать элементы здоровьесберегающих, игровых, информационных технологий, а также технологии ТРИЗ и технологии личностно-ориентированного развивающего обучения. Методы и формы работы я подбираю согласно особенностям того или иного класса, а также индивидуальным особенностям детей.

Предлагаю на ваше рассмотрение несколько наиболее ярких примеров использования народного творчества на моих уроках.

Ни одна страна в мире не может похвастаться таким разнообразием видов творчества как Россия. Одних только видов художественной росписи насчитывается более одного десятка: хохлома, гжель, городецкая роспись, жостовская и многие другие. Невозможно не использовать все это разнообразие красок, форм и элементов на своих уроках, тем более, учитывая богатство, красоту и образность нашего родного русского языка.

На своих уроках я предлагаю детям рисовать. Да, вы не ослышались – именно рисовать, только не кистями и красками, а словами. Мы часто слышим фразу: «Невозможно описать словами…». В пример детям можно и нужно ставить наших отечественных поэтов-мастеров художественного пейзажа (Пушкина, Есенина, Фета и других).

Я предлагаю  детям выписать из стихотворений поэтов понравившиеся им эпитеты и художественные средства, которые они могут использовать в своих работах. Данный вид работы интересен тем, что на уроке можно использовать не только слайды и картинки, но и сами предметы быта, когда учащиеся могут их потрогать, покрутить в руках, разглядеть со всех сторон, исследовать форму, поверхность и покрытие. Примечательно то, что для многих детей, не обладающих талантами художника, рисовать словами гораздо легче и интереснее. С данной задачей справляются практические все обучающиеся, их работы легко и приятно проверять.

На данных уроках прослеживается и метапредметная связь (русский язык – изобразительное искусство – литература) и достигаются личностные, метапредметные и предметные результаты, которые вы можете видеть на слайде.

На своих уроках я предлагаю детям поработать еще с одним видом народного творчества, которое нам, жителям села Любимовка, очень близко и дорого. Это ковроткачество. Единственной представительницей этого промысла, проживающей на территории села, является Тонких Галина Ивановна, мастерица с большой буквы, которая занимается любимым делом по сей день.  Ее ковровые изделия завораживают каким-то особенным волшебством и поэзией, изобилие вариаций и композиций плодов ее творчества восхищают  каждого без исключения. Здесь перед детьми стоит уже более сложная задача: им предстоит описать не только само изделие, но и порассуждать над значением и сохранением культурных традиций  нашего народа. Таким образом, здесь мы сталкиваемся уже не просто с описанием как типом речи, а уже с описанием с элементами рассуждения.

Конечно же, нельзя не сказать о проектной деятельности учащихся в рамках данного направления. Народное творчество – одна из самых масштабных платформ для исследовательской и проектной видов деятельности учащихся. Одним из самых популярных среди детей направлений, безусловно, является народная песня. Учащимся в качестве методов реализации проектной цели предлагается огромное количество вариантов: интервью, беседы, сбор и обработка литературных источников, работа с аудио-материалом, посещение концертов и мероприятий Любимовского Дома Культуры. При выполнении каждого этапа работы у учащихся совершенствуются речевые и коммуникативные навыки, умение отбирать необходимую информацию и работать в группах. Дети с удовольствием выступают в качестве интервьюеров и собеседников, что служит подтверждением овладения учащимися регулятивных, коммуникативных и познавательных Универсальных учебных действий.

В качестве результатов деятельности учащихся по данному направлению служат следующие проекты: видео-клипы «Любимовка», «Моя Родина», проекты-интервью «Народные песни», а также исследовательская работа «Диалектная лексика как утрачиваемый аспект исторической культуры села Любимовка Большесолдатского района».

Хочется отметить, что работа по данному направлению носит не только кратковременный, но и отсроченный результат. Ведь, как нам всем известно, в 9 классе учащимся предстоит сдавать итоговое собеседование, где в 3м задании они составляют монолог по выбранному типу речи: описание, повествование, рассуждение. И здесь они как раз могут применить те навыки, которые приобрели на приведенных мною занятиях по развитию речи: описать фотографию, рассказать о событии, порассуждать над поставленным вопросом. Поэтому данную работу целесообразно проводить как можно раньше. В моем случае – начиная с 5 класса, ведь дети-пятиклассники гораздо лучше запоминают информацию и с большим интересом усваивают материал, они активны и любознательны.

Хочу отметить, что работа по развитию речевой деятельности учащихся приносит неплохие результаты: мои ученики неоднократно становились победителями и призерами конкурсов районного и областного уровней. Это различные конкурсы сочинений, творческих работ и социальных проектов, конкурсы чтецов, а также детские фестивали и акции.

Я тоже очень люблю русское народное творчество и не остаюсь в стороне при подготовке к различным мероприятиям, участвую в конкурсах среди работников образования, в фестивалях и общественных акциях, пишу стихи. Наберусь смелости сказать, что этим я показываю пример и даю стимул своим учащимся, которые должны не бояться проявлять себя и свои способности в различных видах творчества. Наше село, район, наша область и вся страна Россия богата талантливыми детьми, и кто, если не педагоги, должен раскрывать, развивать и поддерживать эти таланты.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ