Из опыта работы учителей русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 60 имени героев Курской битвы» О.И. Учаевой, Л.С. Бушиной, Ю.А. Старковой.

«Нет лучше фрегата, чем книга, // Домчит до  любых берегов…»*  В этих строчках … и  шум ветра в парусах, и  соленые брызги, и запах морской воды… Приключения зовут тебя, читатель. Ау, читатель?!

Ну вот, улыбнулись… Только  грустно  как-то улыбаемся мы, взрослые, - мамы и папы, бабушки и дедушки, учителя и наставники нынешних юных. Уж мы-то знаем, как редко сейчас можно встретить по-настоящему увлеченного читателя-подростка.

Вопрос  родителей «как заставить читать ребенка?» учителя слышат постоянно. Ответить на него и легко, и трудно. С одной стороны, понятно, что нет ничего действенней собственного примера: читайте детям, читайте с детьми, говорите с детьми о прочитанном и о непрочитанном. Но не получается почему-то сейчас устраивать семейные чтения так часто, как хотелось бы, и все прочнее утверждается мнение, что не только научить читать должна школа, но и привить интерес, любовь к слову, к книге, к литературе.

В самом деле, именно педагогическое сообщество сталкивается с  этой проблемой в первую очередь, и поэтому именно учителя ищут способы, методы, формы, позволяющие выйти из этой непростой ситуации. Вспомнив истину «не можешь изменить ситуацию – измени свое отношение к ней», мы пошли «на поводу» у учеников, обратившись к материалу им близкому, интересному – к общению в социальных сетях.

Итак,  социальная литературная сеть. Форма работы, позволившая нам, учителям русского языка и литературы школы № 60,  обратить внимание детей на произведения русской классической литературы, на героев, чьи судьбы стали частью русской истории.

Как она работает?  На первом этапе ученики  получают задание  подготовить характеристику  литературного героя,  оформив «страничку» персонажа  в  воображаемой  социальной  сети.  Сделать это можно на обычном  альбомном листе или электронным слайдом.

Для этого ребята, объединившись в пары или небольшие группы,  готовят следующий материал:  портрет героя  (из имеющегося иллюстрационного материала),  наиболее отражающий, по их мнению, сущность персонажа; «статус» (цитата из произведения, пословица/поговорка, собственная оценка). Свой выбор нужно обосновать, обращаясь к содержанию произведения, к истории создания, к авторскому замыслу, к критике  и, без сомнения, к собственному жизненному и читательскому опыту.  Автор «странички» дает характеристику герою. Иногда разгораются настоящие словесные баталии автора «странички» с несогласными. Очень быстро становится понятно, насколько внимательно прочтено произведение, насколько тонко и доказательно  ребята  определяют авторское отношение к  персонажу,  учитывают ли  особенности изображаемой эпохи, что в их понимании нравственно, а что аморально.

 Второй этап. Персонаж уже живет в социальной сети. Не стоит забывать, что это открытое пространство, где информация распространяется молниеносно. Создаем для героя нестандартную ситуацию. Например,

  • Жилин оказывается в центре крестьянского восстания, возглавляемого Пугачевым. Как он себя поведет, чью сторону примет?
  • Павел Иванович Чичиков волею судьбы попадает в горный аул. Какое дело найдет для себя? Попытается убежать или останется?
  • Григорий Александрович Печорин отправляется на несколько дней в уездный город N. Куда он отправится: с визитами к помещикам или на городской бал, как будет себя вести, какие характеристики местных аристократов мы услышим от него?
  • Петр Андреевич Гринев встречается с Беллой (или Ундиной) и увлекается ею.

В новостной ленте на своей «страничке» персонаж (группа учащихся) описывает (очень кратко – по закону жанра), что с ним происходит. И это тоже очень тонкая работа детей – не погрешив против  авторского замысла, «вписать» свою строчку в судьбу героя. И снова возникают споры – кто-то непременно хочет ему помочь, кто-то не верит в непогрешимость мыслей и поступков персонажа, в его стойкость, а кто-то, наоборот, оправдывает слабость. На этом этапе работы дети  почти всегда приходят к выводу о том, что нет людей однозначно сильных или слабых, щедрых или корыстных, честных или  лукавых. Объясняют происходящее, в очередной раз делая запись на «страничке» от имени самого героя.

И вот здесь подключаются «подписчики». Им предлагается оставить свой комментарий. И они поддерживают, оправдывают, обвиняют…  Это возможно при хорошем знании и понимании текста.

Растут дети,  и вместе с ними «растёт» их понимание героев русской классики, которые  становятся для школьников все реалистичнее. Биографии Чацкого, Онегина, Печорина, Татьяны Лариной… даже Митрофанушки Простакова – это часть «биографии» русского мира определенного временного периода. Каждая эпоха рождает своего героя и антигероя. Их путь – это путь России. Об этом в одном из интервью говорил И.Л. Волгин: «…если бы Татьяна Ларина пошла за Онегиным, мы бы уже давно примкнули к европейской цивилизации. Но она этого не сделала… не могла построить собственное счастье на несчастье другого… потому о России можно говорить как о выбравшей свой путь». Нравственные критерии любимой героини Пушкина  применимы ко всем сферам жизни.   И наши соотечественники   всегда верили художественному слову, воспринимали его как реальность, как урок, напутствие, совет…

Следующий, третий  этап работы (а она может быть представлена в «триединстве» обозначенных частей) обращает  учеников – здесь мы работаем со старшеклассниками – к тому, что вся предыдущая работа не просто игра – что-то большее. Подростки соглашаются с тем, что  книга, художественная литература для внимательного, заинтересованного читателя может стать не просто учебником, но  учебником жизни, ведь она развивает не только интеллект, но и духовный мир человека, с малых лет формируя представление о том, «что такое хорошо, и что такое плохо».

В самом деле, даже маленький ребенок скажет, что Иван-Царевич, спасший Василису, – это хорошо, а Карабас Барабас –  плохо. 

Таким образом,  уроки литературы преподносят старшеклассникам понимание того, что есть архетип**.  И в русской литературе достаточно персонажей, которые стали  безусловными  примерами-носителями  каких-либо человеческих качеств:

  • архетип жертвенности, бескорыстного служения – царевна, Сонечка Мармеладова, Матрена («Матренин двор»);
  • романтический герой, человек чести – Руслан, Данко, Петр Гринев, Андрей Болконский;
  • эгоист – Ларра, Печорин…

Когда  мы  проводили  мероприятие  в  первый раз,  то столкнулись с реальностью,  о которой часто говорим  в будничном общении с коллегами, родными, друзьями, но с которой никак не ожидали столкнуться «на территории» урока.  Наивно веря, что уж точно научили детей отличать добро от зла, предложили им представить их недалекое будущее.   

Через десять-пятнадцать лет именно  вы – руководители компаний, президенты банков, министры, военачальники, директора,  менеджеры, педагоги…  И вы прекрасно понимаете, что хорошо подобранный кадровый состав – половина успеха. Выберите для себя сферу деятельности и наберите  команду  из  известных  вам  литературных персонажей, способных, на ваш взгляд, к деятельности именно в этой сфере.

И вот тут нас ждало некое потрясение.  Почти удар.

Были предложены следующие области деятельности: педагогика, экономика, финансы, военная служба, государственная служба. Литературные  персонажи: Жилин, Гринев, Печорин, Чичиков, Болконский.

Все сферы деятельности ребятам (рабочими  группами) были задействованы. А вот во взглядах на «профпригодность» героев  поколения «отцов» (учителя) и «детей» (ученики) разошлись: самыми востребованными у  юных «работодателей» оказались Чичиков и Печорин как люди мобильные, умеющие просчитывать ситуацию, управляющиеся со своими эмоциями без ущерба для дела. Жилин,  Гринев  и  Болконский, по мнению ребят, могут быть полезны лишь  на военной службе.  На вопрос «как можно допустить Чичикова  к  государственной казне?» (корыстен, нечист на руку и т.д.)   прозвучал  ответ: «Ничего страшного, при необходимости за ним присмотрят другие структуры». Петр Андреевич Гринев – традиционно эталон нравственности, внутреннего благородства, чести – в глазах определенной части современных подростков – человек «не гибкий, не умеющий находить выход из ситуации», князь Болконский  «слишком  «зациклен» на собственных мироощущениях, он не может быть ни хорошим руководителем, ни надёжным исполнителем».  

Конечно, мнения были разные и споры разгорались нешуточные, но именно то, что нас удивило, заставляло  вернуться к этой работе  с разной аудиторией.

Стоит, конечно, прокомментировать, что эти мероприятия сопровождаются непременными отправками к текстам произведений, к характеристикам и утверждениям  авторов произведений, к критике, к иллюстративному материалу. Представители  рабочих групп  предварительно получали индивидуальные задания (поиски для группы иллюстративного материала, работа с критическими статьями, авторскими пояснениями и т.д.).

Действительно, каждая эпоха рождает своего героя. Кто он – герой нашего времени? Есть ли он у наших детей? Ответить непросто. Может быть, невозможно. Учителя, воспитатели, педагоги как никто понимают это. Ведь мы видим не просто детей, мы видим поколение. И изо всех сил стараемся сохранить традиционные для нашего народа нравственные ориентиры, обращаясь к урокам  русской  истории, к  мудрости русских классиков, которые всегда «ищут правду, а красота появляется сама собой» (Мериме).

Итак, литературная социальная сеть – форма работы, которая, без сомнения, привлечет внимание школьников любого возраста и позволит достичь поставленной цели – познакомить наших учеников  с литературными героями, дать  оценку их словам и поступкам, опираясь на знание текстов произведений,  истории их создания, особенностей изображаемой эпохи, на  жизненный и читательский опыт.

Эта форма работы стала интересна не только учащимся школы  с пятого по одиннадцатый классы, но и участникам осенней смены для одаренных детей (2018 г.), и коллегам – слушателям курсов повышения квалификации. После проведения уроков и внеурочных мероприятий с использованием этой формы работы мы слышим  просьбы от школьников  повторить, продолжить – настолько неожиданными и для них, и для нас были результаты.

*"Нет лучше Фрегата – чем Книга..." (Эмили Дикинсон)

** Литературный архетип – часто повторяющиеся образы, сюжеты, мотивы в фольклорных и литературных произведениях.

Добавить комментарий

Пожалуйста, не оставляйте рекламу!


Защитный код
Обновить