В данной статье мы попытаемся рассмотреть содержательность звучания стихотворения на примере анализа произведений одного из самых загадочных поэтов Серебряного века – М.Кузмина – с точки зрения соотнесения в нем звукового и образно-семантического строя.

Автор: Белова Наталья Николаевна

 

 

Опыт анализа  художественной выразительности стихотворений М. Кузмина с точки зрения использования звукосимволизма

(обзор системы уроков-практикумов по исследованию художественного текста с применением технологии «погружения»)

 

Предметом нашего исследования станет стиховая мелодия в широком смысле этого слова, т.е. так называемая «музыкальность стиха». Вот как трактует природу музыкальности Ю. Лотман: «Музыкальность рождается за счет напряжения, которое возникает, когда одни и те же фонемы несут различную структурную нагрузку». Стихотворение, а в особенности поэтический текст Кузмина, – это  живой организм, наделенный душой, способный сочувствовать и противостоять, отвечать читателю и, наоборот, молчать, поэтому основная задача уроков данного цикла – это нащупать «пульс»  стиха, научиться «чувствовать» художественный текст, а следовательно, воспитать в себе глубокого, вдумчивого читателя. Это необходимо для более проникновенного восприятия творчества этого замечательного поэта и самой сути приема звукописи как самого «интуитивного» плана художественного текста. Для погружения в тему достаточно попросить ребят привести примеры звукописи из предложенных для ознакомления произведений этого замечательного поэта.

Ответы обучающихся:

- «И ветер веет теплой неги полн», – вызывает двойной  повтор       (аллитерация в и ассонирование е) создает  ощущение дуновения легкого ветерка.

Это так называемое звукоизображение.

- Ветерок, летя с востоку, / Вашей шалью шелестел», – аллитерация ш рисует звукообраз шелестящего ветра.

- Звук поцелуя четко изображен при помощи аллитерации на ст /з /ц:

«Ах уста, целованные столькими, / столькими другими устами, / Вы пронзаете стрелами горькими, / Горькими стрелами стали».

Пояснения учителя:

- Аллитерированные звуки для Кузмина, как мазки для кисти  художника, как своеобразные кусочки мозаики, сложишь их и получишь живой, «дышащий» образ. Существует несколько видов звукоподражания: подражание звуком звуку (собственно звукоподражание) – отражение в звучании слова звукового признака объекта.

 У Кузмина мы читаем:

Клекот орлов над бездной;

Голубок рокоты унылые;

…   жужжание запоздалых пчельников

 Как вы думаете, «звукоподражающие» слова имеют   здесь случайное звуковое оформление?

Ответы обучающихся:

- Думаю, что нет. «Рокот» своим дребезжащим, грозным  р «рокочет»,  ж – «жужжит».

«И бросилась к щекам щетина / небритого гниенья сад...» – аллитерированные    щ, бр рисуют в нашем сознании образ грубой колючей поросли, такую жесткую щетку – щеку.

Пояснения учителя:

- Таким образом, главными инструментами поэта становятся  ритм и звук:

С какой-то странной силой / Владеют нами слова, /  И звук немилый иль милый,/ Как будто романа глава.

 - Теперь выясним, как в других поэтических текстах некоторые звуки становятся основным мотивом целого произведения. Так, звуковые повторы образуют рамочную композицию в стихотворении 1915г. «Не знаешь, как выразить нежность!» (книга «Вожатый»). Какой звук становится «лейтмотивом»? Конечно, [ж]:

                   Не знаешь, как выразить  нежность!

                   Что делать: жалеть, желать?

                   Покоя полна мятежность,

                   «…»

                   О том, что безбрежна нежность,

                   Что в нежности безнадежность,

                   Древнейшая в ней мятежность

                   И новая каждый раз!

 

Итак, для Кузмина звукопись – это средство постижения мира, а не просто игра звуками.

Пояснения учителя:

- Всходит гость на высокое крыльцо (с/к);

Издали доносятся овации (з/с/ц).

Как вы думаете, какую роль в данном стихотворном отрывке играет аллитерация? Свяжите звукопись с внутренним смыслом поэтической фразы и с сюжетом отрывка.

Ответы обучающихся:

 - С помощью повтора з/с/ц  поэт пытается показать нам, как доносится звук до слушателя: звуки чередуются таким образом, что самый «звонкий» звук [з], находящийся в начале поэтической фразы, олицетворяет собой  первоначальное «состояние» звука по отношению к слушателю в момент, когда звук только родился.

-  В конце поэтической фразы содержится «совсем» глухой [ц] – это есть олицетворение «состояния» звука в момент непосредственного восприятия его слушателем – звук уже «донося» до «места назначения».

- Это  похоже на «звукорисование»: воспроизводимый вдалеке звук доносится до нас не сразу «в готовом виде». При прохождении звука до уха слушателя постепенно понижается его звучность: [з] – [с] – [ц] (звонкий – глухой – «совсем» глухой).

Пояснения учителя:

- Кузмин же, обладая в высшей мере музыкальным слухом, смог в трех словах показать еле уловимый миг,  о котором мы говорим, употребляя фразу «до меня дошли лишь обрывки разговора». А вот как Кузмин использует аллитерацию для создания контрастных (противоположных) образов:

                   Легче пламени, молока нежнее (л/л/л)

                   Румянцем зари рдяно играя, (р/р/р/р)

                   Отрок ринется с золотых сеней,

                   Раскаты в кудрях раева  грая.

Образ пламени создается через аллитерацию на [л], отсюда и ощущение чего-то плавного, мягкого, обволакивающего, нежного. Внимание не концентрируется на жгучести, болезненности, которые являются физическим последствием соприкосновения с огнем. Пламя здесь подобно искусно наточенному клинку, от прикосновения которого остается ранка, но в первое время  не чувствуется боль.  Образ зари создается посредством аллитерированного [р], которое несет ощущение торжествующей силы, резкости.

Какое чувство создается через контрастность  [л] и [р]?

Ученик:

 - Возникает чувство напряжения, постоянного противоборства скрытой и явной сил, которые определяют нашу жизнь. Сюда подходит определение жизни как зебры: трудности (р-р) чередуются с радостью, отдыхом (л-л).

Учитель:

 - Что стоит за ассонансом данных строк? Ведь не только согласные способны открывать внутренний смысл стихотворения, но и гласные часто усиливают содержание:

Сквозь высокую осоку

Серп серебряный блестит, –

Ученик:

- Первая строка ассонирована на  [о] – широкое, высокое, поэтому при чтении  возникает ощущение необъятности осоки – степи, вторая строка ассонирована на [е] – нечто неуловимое, еле заметное – сверкание лезвия серпа посреди «высокой осоки».

Учитель:

Звуковой символизм, связанный с ассонированием, действует чаще всего в максимально эмоционально напряженных частях стихотворения, носящих главные мотивы.

                   Время, как корабельная чайка,

                   Безразлично всякую подачку глотает,

                   (…)

                   Эта секунда через терцию пропадает, –

Ассонированное [е] несет в себе мотив времени, вечности, легкости, это мажорный звук. Что олицетворяет ассонированное [а]?

Ученик:

- В свою очередь олицетворяет захват, заглатывание, это «широкий», «открытый» звук. Таким образом, главными здесь являются слова «время» и «глотает», а  ассонированые звуки в контексте дополняют друг друга, так как определяют связанные понятия: время как бы «проглатывает»  жизнь, существование.

Учитель:

- Вы согласны, что время, как чудовище, неумолимо? Отсюда и такой глагол «заглатывает».

Итак, мы доказали, что Кузмин широко использует смыслообразующие возможности «звукообразных повторов». Звуковые повторы  имеют фонетическую мотивированность, не обозначая явления, изображают собой, своим звучанием определенные образы, впечатления. Посредством звукообразов Кузмин пытается максимально воздействовать на воображение читателя.  Мы попытались доказать, что звукопись для М. Кузмина является одним из сильнейших поэтических приемов. Максимально «говорящей» фоника становится благодаря мастерству поэта, который смог так искусно организовать фонетическую ткань своих произведений. Не у каждого поэта можно найти такой точный подбор слов близкого звучания, такое виртуозное оперирование звуком или звуковым сочетанием, которое так воздействует на читателя, сразу же вызывая в сознании слуховые впечатления от изображаемого явления.   

В конце последнего урока данного цикла дается задание без помощи текста, по памяти, с закрытыми глазами, передать сюжет одного из стихотворений М. Кузмина, максимально используя звукопись. Задача – проследить «живопись слова», ученик должен почувствовать себя «слепым музыкантом» В. Короленко (перед данным циклом уроков обучающимся рекомендовано прочесть следующие произведения: «Слепой музыкант» В.Г. Короленко, «Старый повар» и «Корзина с еловыми шишками» К.Г. Паустовского.

 

You have no rights to post comments