В сентябре традиционно проводится стартовый контроль по русскому языку. Материалы для его проведения подготовила учитель Валикова Татьяна Вячеславовна.
Стартовая (диагностическая) работа по русскому языку (диктант с грамматическим заданием) по тексту администрации
(2018 – 2019 учебный год)
6 класс
В лес за чудесами
(1) Вы любите осеннюю природу? (2) Я всегда радуюсь приближению осени, и меня не пугают дождь и грязь.
(3) «Советую тебе, Серёжа, присмотреться к осеннему лесу», - говорил отец. (4) Он купил фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, рассматривать растения, фотографировать все интересное.
(5)Как чудесно в лесу ранним утром! (6) Светит солнце, и деревья горят жёлтыми, оранжевыми, багряными огнями осени. (7)Вот на ветку березки садится дятел, он тихонько касается ствола клювом. (8)Я фотографирую лесного красавца, а он продолжает спокойно сидеть.
(9)Устанешь, сядешь на опушке, отдохнешь и опять в путь. (10)А вечером надо разложить всё, что принёс из похода. (11)Лес подарил мне много счастливых находок.
(100 слов, из журнала «Юный натуралист»)
Задания
1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Как чудес…но в лесу ранн… утром!
2) Светит солнце и деревья г…рят ж…лтыми …ранжевыми б…гряными огнями осени.
3) Устан…шь сяд…шь на опушке отдохнеш… и опять в путь.
4) Вот на ветку бере…ки с…дится дят…л он т…хонько к…сается ствола клювом.
2. Из предложения 2 выпишите слово(а), в котором звуков больше, чем букв.
3. Из предложений 4 – 5 выпишите глагол(ы), в составе которого(ых) нет приставки.
4. Из предложений 9 – 11 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется последующим за ней согласным.
5. Из предложений 5 – 8 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В суффиксах прилагательных -ЯН- пишется Н, за исключением слов ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ, СТЕКЛЯННЫЙ».
6. Замените авторское слово «ГЛУШЬ» из предложения 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) предложения 2.
8. Среди предложений 5 – 11 найдите сложноподчиненное предложение. Напишите номер этого предложения.
9. Укажите стиль речи, в котором написан текст.
Стартовая (диагностическая) работа по русскому языку (диктант с грамматическим заданием) по тексту администрации
7 класс
(2018 – 2019 учебный год)
(1)Западная часть неба становилась всё темнее, постепенно покрываясь тучами, не предвещавшими ничего хорошего. (2)Капитан приказал убрать паруса, и встревоженная команда быстро выполнила распоряжение.
(3)Скоро низко нависшие тучи закрыли все небо, и через полчаса ураган с бешеной силой обрушил на корабль разъяренные волны. (4)Пенящиеся водяные валы бросали корабль из стороны в сторону, угрожая перевернуть его. (5)Мачты трещали и сгибались. (6)Самая большая из них была сломана ураганом. (7)Ещё мгновение — и бушующее море поглотило бы судно.
(8)Нерастерявшиеся матросы вооружаются топорами и рубят канаты, выбрасывая мачту за борт. (9)Корабль выпрямляется. (10)Проясняется лицо капитана, не покидавшего свой мостик всё это время. (11)Ещё час отважных моряков, борющихся с ураганом, носит по волнам. (12)Все утомлены. (13) Главное — все живы. (По Г. Богдановой, 110 слов.)
Задания
1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1) К…питан прик…зал убрать паруса и в…тревоженная к…манда быстро выполнила ра…поряжение.
2) Скоро ни…ко нависш… тучи закрыли все небо и через (пол)часа ураган с беше(н,нн)ой силой обрушил на к…рабль ра…ъяре(н,нн)ые волны.
3) (Не)растерявшиеся м…тросы вооружа…тся т…порами и рубят к…наты выбрасывая мачту за борт.
4) Ещё час отважных моряков бор…щихся с ур…ганом носит по волнам.
2. Из предложения 5 – 6 выпишите слово, в котором происходит озвончение согласного.
3. Из предложений 8 – 9 выпишите слово, в составе которого нет окончания.
4. Из предложений 1 – 2 выпишите слово (а), правописание приставки в котор(ых) определяется последующим за ней согласным.
5. Из предложений 4 – 7 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В суффиксах кратких страдательных причастий пишется Н» .
6.Замените авторское слово «БЕШЕНОЙ» из предложения 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) предложения 8.
8. Среди предложений 1 – 5 найдите предложение, осложненное обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
9. Укажите стиль речи, в котором написан текст.
Стартовая (диагностическая) работа по русскому языку (диктант с грамматическим заданием) по тексту администрации
8 класс
(2018 – 2019 учебный год)
(1)Мы выбрали небольшую равнину, прогретую нежарким солнцем. (2)Если посмотришь направо, то увидишь, как кое-где светятся золотые кроны деревьев. (3) Некошеная трава еще зеленая, а меж голубоватых камней блистает вода. (4)В стеклянной синеве тихой заводи вода приобретает темный цвет, медленно кружа опавшую листву, а затем мчит ее по каменистому дну.
(5)Под чистым небом виноград вприкуску с хлебом кажется необыкновенно вкусным. (6)Тут же можно напиться студеной воды. (7)Рядом с нами лежат еще не разобранные удочки.
(8)В одном месте вода бурлит огромными клубами, пытаясь растечься вширь, но потом летит на прибрежные камни. (9)Едва я опустил удочку, как почувствовал, что меня тянет вниз. (10)И вот из потока, извиваясь на крючке, выскочила серебряная рыбка. (11)Искренне обрадовавшись неожиданной удаче, мы тронулись в обратный путь. (12)После рыбалки невольно замечаешь каждую заводь, сочетающую в себе прозрачную волну и яркие блики солнца.
(По В. Солоухину, 133 слова)
Задания
1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) (В)низу (не)коше(н,нн)ая трава еще зеленая а меж голуб…ватых к…мней бл…стает вода.
2) Тут(же) можно напит…ся студе(н,нн)ой воды.
3) Рядом с нами лежат пока еще (не)разобра(н,нн)ые удочки.
4) В стекля(ннн)ой син…ве тихой завод… вода пр…обретает темный цвет медле(н,нн)о кружа опавш… листву а затем мчит ее дальше по каменист… дну.
2. Укажите, какой частью речи является слово ПОСЛЕ из предложения 12.
3. Из предложения 9 выпишите самостоятельную(ые)часть(и) речи, не имеющие окончания.
4. Из предложений 3 – 6 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
5. Из предложений 5 – 9 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
6. Из предложения 10 – 12 выпишите слово, при написании которого следует применить правило «Правописание безударного суффикса причастия зависит от спряжения глагола»? Выпишите это слово.
7.Замените авторское слово «БУРЛИТ» из предложения 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
8. Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) предложения 3.
9. Среди предложений 1 – 5 найдите предложение, осложненное обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
10. Среди предложений 3 – 7 найдите сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
Стартовая (диагностическая) работа по русскому языку (диктант с грамматическим заданием) по тексту администрации
9 класс
(2018 – 2019 учебный год)
Иван Ефремов
(1)Первые рассказы неизвестного тогда автора – геолога и палеонтолога Ивана Ефремова – (можно поставить запятые вместо тире) были опубликованы незадолго до окончания войны, в сорок четвёртом.
(2)В жизни Ефремова было многое: странствия, война, работа, впечатления, размышления. (3)К двадцати годам он отрыл кладбище древних земноводных на далёком севере, в тридцать стал доктором биологических наук. (4)Ефремов – создатель тафономии*, или науки о том, где и как искать останки ископаемых животных. (5)Однако известен он как писатель-фантаст.
(6)Фантастика, как правило, повествует о мечтах и надеждах. (7)Не каждый способен даже в мечтах увидеть мир по-новому. (8)Ефремов обладал даром заглянуть в далёкое будущее. (9)Ведь фантастика, отзываясь на мечты и надежды, опережает своё время, а Ефремов опережал и фантастику. (10)Роман о космическом будущем человечества, например, он создал до того, как весь мир взбудоражил первый русский спутник.
(11)«Туманность Андромеды» — книга о романтике, о дружественных внеземных цивилизациях, о подробностях жизни через тысячелетия.
(По В. Солоухину, 139 слов)
Задания
1.Укажите стиль речи, к которому принадлежит данный текст.
2. Из предложений 1 – 5 выпишите слово (слова) с орфограммой «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени».
3. Из предложений 3 – 5 выпишите слово, правописание суффикса в котором зависит от спряжения глагола, от которого образовано данное слово.
4. Укажите, какой частью речи является слово ОДНАКО из предложения № 5.
5. Среди предложений 1 – 5 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого предложения.
6. Из предложения 5 – 7 выпишите составное глагольное сказуемое.
7. Из предложений 6 – 11 выпишите вводные конструкции.
8. Замените авторское слово «СТРАНСТВИЯ» из предложения 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
9. Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) предложения 10.
10. Среди предложений 1 – 3 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
Стартовая (диагностическая) работа по русскому языку (диктант с грамматическим заданием) по тексту администрации
10 класс
(2018 – 2019 учебный год)
(1)Громко рассмеявшись, мой новый знакомый дал маленький томик в кожаном переплёте. (2)«Это тебе понравится», – сказал он, подавая мне книгу. (3)В томике были собраны поэмы Пушкина.
(4)Я прочитал их все сразу, охваченный тем неизъяснимым чувством, которое испытываешь, если попадаешь в красивую местность. (5)Бывало, ходишь по кочкам болотистого леса, и вдруг неожиданно развёртывается перед тобой поляна, озарённая солнцем. (6)Минуту смотришь на неё, зачарованный, а потом с жадным любопытством обежишь всю, и каждое прикосновение ноги к шелковистым травам плодородной земли тихо радует.
(7)Известный пролог к «Руслану и Людмиле» напомнил мне лучшие бабушкины сказки, чудесно сжав их в одну. (8) Полнозвучные строчки стихов запоминались удивительно легко, претворяя во что-то праздничное всё, о чём бы ни говорилось. (9)В моём воображении ясно рисовались таинственные следы невиданных зверей, которыми примята трава, ещё не стряхнувшая капель росы, тяжёлых, как ртуть. (10)Это делало жизнь мою лёгкой и приятной. (11)Какое счастье – быть грамотным!
(12)Великолепные поэмы Пушкина стали мне понятнее. (13)Прочитав несколько раз, я уже знал их на память. (14)От этих книг в душе сложилась стойкая уверенность, что я не один на земле и я не пропаду!
(По М. Горькому, 176 слов)
Задания
1 вариант |
2 вариант |
1.Из предложений 1 – 6 выпишите слово (а) с чередующейся гласной в корне. |
1.Из предложения 7 – 14 выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне. |
2.Из предложений 7 – 14 выпишите слово, правописание суффикса в котором соответствует правилу: «В суффиксах прилагательных ОНН-ЕНН пишется НН, кроме слова ВЕТРЕНЫЙ». |
2.Из предложений 1 – 6 выпишите слово(а), правописание суффикса которого(ых) соответствует правилу: «В суффиксах кратких страдательных причастий пишется одна буква Н». |
3. Замените словосочетание КОЖАНОМ ПЕРЕПЛЕТЕ (предложение 1), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. |
3. Замените словосочетание БАБУШКИНЫ СКАЗКИ (предложение 7), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управления. Напишите получившееся словосочетание. |
4.Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) предложения 3. |
4.Выпишите грамматическую(ие) основу (ы)предложения 9. |
5. Среди предложений 7 – 14 найдите предложение(я) с обособленным(и) определением(ями). |
5. Среди предложений 1 – 6 найдите предложение(я) с обособленным(и) обстоятельством(ами). |
6.Укажите количество грамматических основ в предложении 4. |
6.Укажите количество грамматических основ в предложении 8. |
7. Среди предложений 1 – 7 найдите СПП с последовательным подчинением придаточных. |
7. Среди предложений 8 – 14 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. |
Стартовая (диагностическая) работа по русскому языку по тексту администрации (диктант с тестовым заданием)
(2018 – 2019 учебный год)
11 класс
Косьба
(1)В каждой крестьянской работе должен быть свой талант. (2)Но нигде он так ярко не проявляется, как на косьбе, потому что здесь все становятся в ряд, друг за дружкой, и сразу видно, кто на что способен. (3)Каждая деревня знает своих лучших косцов, и сами они знают, что они лучшие косцы, и втайне гордятся этим.
(4)У каждого из нас, ребятишек, несущих завтрак, работает на лугу отец ли, старший ли брат, и каждый хочет, чтобы именно он, а не кто-нибудь другой шёл впереди и вёл всю растянувшуюся цепочку.
(5)Косцы радовались, увидев нас, спускающихся с холма. (6)Впрочем, никто из них не бросал прокоса на середине, но, дойдя до конца, пучком мокрой травы вытирал косу, а если прокос привёл к реке, то окунал косу в сонную воду. (7)Омоется с косы прилипшая к ней травяная мелочь, и, когда вскинет косец её на плечо, будут стекать с острого носка речные капли.
(8)Положив под себя свежекошеной травы, косцы рассядутся завтракать, но не очень близко друг к другу. (9)С одной стороны, чтобы далеко не идти, а с другой стороны, боязно: вдруг у соседа блины окажутся белее наших! (10)Однако такая рассредоточенность косцов не мешает перекидываться шутками.
(11)Непременно (так уж заведено) каждый косец оставит и блинов, и молочка в пол-литровой бутылке. (12)Отойдя шагов двести-триста, мы рассаживаемся в кружок, и у нас начинается свой завтрак.
(По В. Солоухину, 179 слов)
Задание
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Автор материала: Валикова Татьяна Вячеславовна