Самостоятельные работы в формате ВПР по русскому языку для 5-9 классов. Данный материал поможет учителю проверить уровень подготовки учеников к ВПР.
Автор-разработчик: Валикова Татьяна Вячеславовна
Самостоятельная работа в форме ВПР
5 класс
1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
В горах
(1)Кусты в горах первые друзья туриста. (2)Они протяг…вают руку помощ… на крутом под…ёме но особенно важна их поддер…ка при спуске. (3)Ведь каждый спуск с высоты это медле(н,нн)ое п…дение.
(4)На руки и ноги свои наде…тся человек силу и волю их зна…т. (5)И потому залог успеха в том, насколько он уме…т выб…рать друзей.
(6)Не всяк…пр…тянутой ветви-руке доверит…ся можно. (7)Одни бывают ненадежны своим (не)умением помоч... (8)Другие — (не)желанием: стоят в ст…роне от тропы твоей — (не)дотян…шься. (9)А в трудный момент схват…шь, не разб…рая, протянутую «руку» и в…крикн…шь от боли и (не)ожиданности. (10) В л…донь твою впились предательские к…лючки.(11)Но ты уд…ржался уст…ял, пересилив боль. (12)И стал еще более ост…рожен, выб…рая точку опоры. (13)Нашёл испытал на крепость и сделал уверенный шаг к своей цел….
(14)И так до конца — от друга к другу. (По В. Деткову, 137 слов)
2. Выполните языковые разборы:
фонетический: подъёме (предложение 2)
морфемный: испытал (предложение 13)
морфологический: впились (предложение 10)
синтаксический: предложение 13.
3.Определите и запишите основную мысль текста.
4. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 6 – 8 текста. Запишите ответ.
5. В предложениях 4 – 5 найдите слово со значением «гарантия, нечто, служащее подтверждением чего-либо». Выпишите это слово.
6. В предложениях 4 − 5 найдите антоним к слову «быстрое» и выпишите его.
Самостоятельная работа в форме ВПР
6 класс
1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
(1)Ласт…чки в середин… октября! (2)Х…лодный ветер — и ласт…чки. (3)Искрящаяся на лугу и…морозь — и эти веселые щебетуньи пр…бывшие из безм…тежных летн… зорь! (4)В городе они и…чезли еще в погож… сентябр…ские дни. (5)Стрижи ул…тели и того раньше, когда осень еще н…чем о себе (не)напом…нала а в садах в…сели душистые антоновки. (6)А эти?
(7)Это (не)семейка а цел… стая. (8)Наверное не здешние. (9)Они круж…лись над песча(н,нн)ой балочкой в каком(то) (н)еудержим… хор…воде: то ни(з,с)ко ск..льзили над самой землей, то в…мывали вверх распр…вляя свой хвостик, то вдруг пр…саживались на песок и (не)складывая дли(н,нн)ых крыльев переб…гали по земле затем снова взл…тали кружились и в…пархивали. (10)В низк… лучах солнца поблеск…вали их вороне(н,нн)ые крылья и розовели белые гру(д,т)ки. (11)Свой хор…вод они вели в полном безмолви…. (12)(Не)было слышно того мел…дичного щ…бетанья без которого трудно пре…ставить себе д…ревенскую ласт…чку.
(13)Я ст…ял неп…движно любуясь этим (не)обыкнове(н,нн)ым сюрпризом поз…ней осени. (По Е. Носову, 137 слов)
2. Выполните языковые разборы:
морфемный и словообразовательный: безмятежных (предложение 3)
морфологический: прибывшие (предложение 3)
синтаксический: предложение 13.
3. Определите и запишите основную мысль текста.
4. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 4 – 5 текста. Запишите ответ.
5. Определите и запишите лексическое значение слова «сюрпризом» из предложения 13. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
6.Определите стилистическую окраску слова «погожий» из предложения 4, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
7. Объясните значение фразеологизма «как гром среди ясного неба», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Самостоятельная работа в формате ВПР
7 класс
1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Светляч…к и море
(1)Ноч…ная волна л…зала камни дик… пляжа. (2)На море н… огонька н… звёздочки. (3)Тьма пуга…т и ман…т. (4)Хочет…ся сделать шаг (в)перёд и жутко отдат…ся во власть стихи...
(5)Светляч…к сл…тел с пр…брежных кустов и ож…вил тьму своим лёгким м…рцанием. (6)Он всё ниже опускался к воде. (7)Вот уже две светящ….ся точки живут в темноте: светляч…к и его отр…жение в со(н,нн)ой волне. (8)Ещё с…кунда — и они к…чнувшись (на)встречу друг другу сл…лись в одно целое и п…гасли. (9)Светляч…к (не)осторожно встрет…лся с водой. (10)Я пол…жил постр…давшего на тёплый камень. (11)Скоро он о…сохнув «потеплел» едва заметным св…чением, всё более разг…раясь. (12)Потом как н… в чём н… бывало снялся с камня и зам…гал в пульсиру….щем полёте. (13)Но урок (не)впрок: он снов… направ…лся в море. (14)И снов… обманутый своим отр…жением пал в воду.
(15)Дважды спасё(н,нн)ый, он не изм…нил своей страст… и погас уже (на)всегда.
(16)(Не)сколько минут было т..мно словно ночь спр…вляла траур о погибшем. (17)А потом зам…рцали другие и, как искры от к…страподхваче(н,нн)ые ветром угасли (по)одиночке. (По В. Деткову, 157 слов)
2. Выполните языковые разборы:
Морфемный и словообразовательный: прибрежных (предложение 5)
морфологический: снова (предложение 14)
синтаксический: предложение 11.
3. Определите и запишите основную мысль текста.
4. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 11 – 12 текста. Запишите ответ.
5. Определите и запишите лексическое значение слова «встретился» из предложения 9. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
6. Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 4 – 5, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.
7. Объясните значение пословицы Кто хочет от жизни толку добиться, тот ничего не боится, запишите Ваше объяснение.
Самостоятельная работа в формате ВПР
8 класс
1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Слепое добро
(1)Что(бы)отвлеч… от себя ос залета…щих в комнатуя устроил на подоко(н,нн)ике к…рмушку блюдце с в…реньем.
(2)Подлетелипч…лыпр…тихли уп…ваются сладостью. (3)На фоне клубничн… варенья изящно выточе(н,нн)ые смотр…тся они янтарно. (4)Только у меня при виде (ч…рно)ж…лтой полосатости осы всегда почему(то)возника…т ощущение хищ…ника. (5)Но не тигровая шкура, а что(то) близкое к оскалу акул…ей пасти. (6)Должно быть какое-то забытое впеч…тление детства отозвалось. (7)Акула конечно с к…ртинки, а уж ос в былое время мы пр…бить старались. (8)По (не)осознанной ж…стокости: на всякий случай, чтоб не ужал…ла!
(9)Теперь моя взрослость замал…вает(не)разумные грехи детства. (10)Даже на душе блаже(н,нн)о стало. (11)Словно и (в)прямь поверила она, что зачтётся эта к…рмёжка живых тварей.
(12)Только взрослость порой (не)менее слепа в своих порывах.
(13)(Не)прошло десяти минут как на блюдце зав…залась потасовка. (14)(В)роде места и в…ренья всем хв…тало. (15)Нонаскак…вают друг на дружку клубятся скатываясь с блю…ца и проп…дают за окном. (16)Поставил второе блюдце. (17)Пуще прежнего завозились на расшир…нном поле бран…. (18)Где пили, там друг дружку и тузили. (По В. Деткову, 161 слово)
2. Укажите номер предложения, наиболее полно дающего ответ на вопрос: «С какой целью автор кормит пчёл вареньем?»
3. Замените разговорное слово «тузили» в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
4. Из предложения 10 выпишите наречие, укажите способ его образования.
5. Из предложения 14 выпишите грамматическую основу.
6. Среди предложений 9 – 12 найдите безличное предложение, напишите его номер.
7. Среди предложений 1 – 6 найдите предложение с вводным(ыми) словом(ами). Укажите номер предложения. Выпишите вводное(ые) слово(а).
8. Среди предложений 13 – 18 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Укажите номер этого предложения.
9. Укажите количество грамматических основ в предложении 11.
Самостоятельная работа формате ВПР
9 класс
1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
(1)Шла последн… неделя октября все такая же сумр…чная и (не)радостная. (2)Ст…роной прошло баб…е лето. (3)(Не)было н…какой надежды на тёплые деньки. (4)Того и жди зав…южит.
(5)А на другой день я пр…снулся от ощущения какого(то) праздника. (6)Открыв глаза я ахнул от изумления. (7)Маленькая комн…тка была полна рад…стного света. (8)На подоко(н,нн)ике зел…нела герань прониз…нная солн…чными лучами.
(9)Выглянув в окно я увидел что крыша на сарае с…ребрилась и…морозью. (10) Искрящийся налет быстро подта…вал и с к…рниза падала бойк… капель. (11)Сквозь тонк… сетку ветвей черемухи г…лубело (на)чисто вымыт… небо.
(12)Мне (не)терпелось (по)скорее выбрат…ся из дому. (13) Последний разя был в лесу когда он ст…ял еще полный бе…печного птич…его гомона. (14)А сейчас он весь как(то)пр…тих. (15)Ветры обн…жили деревья разве…ли листву и стоит лес прозрач…ный.
(16)Только дуб что од…ноко выс…лся на самом краю леса (не)…бросил своей листвы. (17)Она побурела оп…ле(н,нн)ая дыханием осени. (17)Дуб стоял как были(н,нн)ый ратник суровый и м…гучий. (18)В него когда(то) ударила молния и теперь над его т…желой выкова(н,нн)ой из бронзы кроной т…рчал облом…нный сук словно грозн…оружие поднятое для новой схватк…. (По Е. Носову, 169 слов)
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему автор проснулся от ощущения какого-то праздника?»
1) Открыв глаза, автор ахнул от изумления.
2) Автор увидел одинокий дуб, высившийся на краю леса, который не сбросил своей побуревшей листвы.
3) Свет пронизал стоящую на подоконнике герань, крыша на сарае серебрилась, падала капель, голубело чистое небо.
4) Автору не терпелось поскорее выбраться из дому.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1)Сквозь тонк… сетку ветвей черемухи г…лубело (на)чисто вымыт… небо.
2) Дуб стоял как были(н,нн)ый ратник суровый и м…гучий.
3) Последний раз я был в лесу когда он ст…ял еще полный бе…печного птич…его гомона.
4) Искрящийся налет быстро подта…вал и с к…рниза падала бойк… капель.
4. Из предложений 12 – 13 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется последующим согласным.
5. Из предложений 5 – 8 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, имеющих приставку, кроме НЕ, пишется НН».
6. Замените разговорное слово «бойкая» в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Из предложения 13 замените словосочетание «птичьего гомона», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Из предложения 16 выпишите грамматическую основу.
9. Среди 12 – 15 найдите предложение с обособленным определением. Укажите номер этого предложения.
10. Укажите количество грамматических основ в предложении 4.
11. Среди предложений 8 – 11 найдите СПП с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.