Материалы предназначены для проведения промежуточного контроля по русскому языку в 5 классе.
Форма контроля – диктант с грамматическим заданием. Данные контрольно-измерительные материалы состоят из 4 проверочных работ, спецификации и кодификатора.
Автор: Дунаева Галина Владимировна
Промежуточная проверочная работа 1
Диктант
Погода стала меняться. Из-за далекого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло.
Потемнело. Налетел резкий ветер. Он бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт»,- проговорила Нина.
Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»
Но вот ветер утих, снова показалось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. (89 слов)
(По В.П. Астафьеву).
Задание
1 вариант
- Озаглавьте текст.
- Определите тему текста.
- Выпишите из первого абзаца слово, в котором звуков больше, чем букв.
- Выпишите из третьего предложения антонимическую пару.
- Выпишите из третьего предложения словосочетание. Обозначьте смысловые связи между главным и зависимым словами словосочетания.
- Найдите в тексте одно предложение с прямой речью и постройте его схему.
- Выпишите грамматическую основу из предложения: Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает.
2 вариант
- Озаглавьте текст.
- Определите основную мысль текста.
- Выпишите из третьего абзаца слово, в котором букв больше, чем звуков.
- Подберите синоним к слову зашуршал (камыш).
- Выпишите из предпоследнего предложения словосочетание. Обозначьте смысловые связи между главным и зависимым словами словосочетания.
- Найдите в тексте одно предложение с прямой речью и постройте его схему.
- Выпишите грамматическую основу из предложения: Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло.
Промежуточная проверочная работа 2
Диктант
У нас часто леса гибнут от безжалостного обращения с ними. Люди бессознательно бросают спичку, и от ее огня погибают большие участки леса. Много леса вырубают. Срубить дерево легко, а чтобы вырастить его, надо десятки лет.
За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы, мыши обгрызают корни молодых деревьев. Но есть у леса и друзья — птицы. Они прекрасные помощники лесоводов.
Берегите, ребята, лес! Это наше богатство. (96 слов)
Задание
1 вариант
- Озаглавьте текст.
- Определите тему текста.
- Выпишите из первого предложения слово, в котором звуков больше, чем букв.
- Подберите синоним к слову безжалостного (обращения).
- Выпишите из второго предложения словосочетание. Обозначьте смысловые связи между главным и зависимым словами словосочетания.
- Найдите в тексте предложение с обращением и постройте его схему.
- Выпишите грамматическую основу из предложения: Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья.
2 вариант
- Озаглавьте текст.
- Определите основную мысль текста.
- Выпишите из шестого предложения слово, в котором букв больше, чем звуков.
- Подберите антоним к слову срубить (дерево).
- Выпишите из первого предложения словосочетание. Обозначьте смысловые связи между главным и зависимым словами словосочетания.
- Найдите в тексте предложение с обращением и постройте его схему.
- Выпишите грамматическую основу из предложения: Зайцы, мыши обгрызают корни молодых деревьев.
Промежуточная проверочная работа 3
Диктант
Наступила дождливая осень. Дни становятся короче, солнце редко показывается из-за туч. Оно уже не согревает озябшую землю. Листья не кружатся в воздухе, а лежат на мокрой земле.
Деревья в лесу потемнели и стоят грустные. Животные готовятся к морозной зиме. Белки запасаются орехами, грибами, съедобными семенами. Медведи отъелись за лето, набрали толстый слой подкожного жира. Скоро они ударятся в зимнюю спячку. С появлением снега зайцы поменяют серые шубки на белые. Зайца в лесу подстерегает много опасностей, а спасают его быстрые ноги и чуткие уши.
Стройные косяки журавлей потянулись над полями, лесами, горами. «Возвращайтесь к нам весной, журавли!» – кричат им ребята. ( 99 слов)
Задание
1 вариант
- Озаглавьте текст.
- Определите тему текста.
- Выпишите из первого абзаца слово, в котором звуков больше, чем букв.
- Подберите синоним к слову показывается (солнце).
- Выпишите из четвертого предложения словосочетание. Обозначьте смысловые связи между главным и зависимым словами словосочетания.
- Найдите в тексте предложение с прямой речью и постройте его схему.
- Выпишите грамматическую основу из предложения: Медведи отъелись за лето, набрали толстый слой подкожного жира.
2 вариант
- Озаглавьте текст.
- Определите основную мысль текста.
- Выпишите из третьего абзаца слово, в котором букв больше, чем звуков.
- Подберите синоним к слову подстерегает (опасность).
- Выпишите из предпоследнего предложения словосочетание. Обозначьте смысловые связи между главным и зависимым словами словосочетания.
- Найдите в тексте предложение с прямой речью и постройте его схему.
- Выпишите грамматическую основу из предложения: Листья не кружатся в воздухе, а лежат на мокрой земле.
Промежуточная проверочная работа 4
Диктант
Весна – удивительное время года. Солнце ласково пригрело проснувшуюся землю. Снег давно сбежал с полей мутными ручьями. От разъезда до ближней деревни зеленеет озимая рожь, и по синему небу плывут беловатые облака. Вдали расположилась берёзовая роща, а на её опушке раскинулась молодая поросль кустов. В воздухе уже совсем не чувствуется сырости.
Жизнь словно встрепенулась и наполнилась новыми звуками. Из окрестных рощ, с пашен и пастбищ доносится радостный птичий гомон. Послышался шум грузовика на переезде. «Егорыч, открывай дорогу!» – раздаётся весёлый крик шофёра.
Всё вокруг начинает меняться. Природа празднует весеннее обновление. Здравствуй, весна! (90 слов)
Задание
1 вариант
- Озаглавьте текст.
- Определите тему текста.
- Выпишите из второго предложения слово, в котором количество звуков больше, чем букв.
- Подберите синоним к слову (птичий) гомон.
- Выпишите из предпоследнего предложения словосочетание. Обозначьте смысловые связи между главным и зависимым словами словосочетания.
- 6.Найдите в тексте предложение с прямой речью и постройте его схему.
- Выпишите грамматическую основу из предложения: От разъезда до ближней деревни зеленеет озимая рожь, и по синему небу плывут беловатые облака.
2 вариант
- Озаглавьте текст.
- Определите основную мысль текста.
- Выпишите из предложения Вдали расположилась берёзовая роща, а на её опушке раскинулась молодая поросль кустов, в котором букв больше, чем звуков.
- Подберите синоним к слову поросль (кустов).
- Выпишите из третьего предложения словосочетание. Обозначьте смысловые связи между главным и зависимым словами словосочетания.
- Найдите в тексте предложение с прямой речью и постройте его схему.
- Выпишите грамматическую основу из предложения: Вдали расположилась берёзовая роща, а на её опушке раскинулась молодая поросль кустов.