Контрольная работа состоит из 3 частей (1-2 части – работа с текстом, 3 часть – творческое задание).
Назначение контрольной работы – оценить уровень подготовки по русскому языку обучающихся 5-х классов по основным темам программы за год. Составлена она в 5 вариантах.
Итоговая контрольная работа по русскому языку
Вариант 1
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Лунная ночь
Хороша осе(н/нн)яя лу(н/нн)ая ноч(?) в окрес..ностях села (и/И)льинского! По сторонам проезжей дорог.. застыли м..лодые д..рев..я берё..ки1 ели сосны осинки4.
Ре..кие сн..жинки падают на спящую землю и ярко-жёлтая луна осв..щает избушку л..сника которая ра..пол..жилась2 около у..кой реч(?)ки (л/Л)юбани. Мрачное небо п..стрит частыми звёздами и свысока ра..сматривает3 н..чную землю.
Кругом стоит необыкновенная тиш..на. Но вдруг слева п..слышался какой-то лё..кий шелест л..ствы. Да это же белочка прокричал я. На меня п..сыпались л..сточки когда она п..р..прыгнула с одной веточк.. на другую.
Луч(?) бр..сает свет на п..ляну и д..рев..я г..рят всеми цв..тами радуги оранжевыми з..лотыми б..гряными. Вокруг б..гровые огни поз(?)ней ос..ни. Здра(?)ствуй лу(н/нн)ая ноч(?)
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
1 – фонетический разбор;
2 – морфемный разбор;
3 – морфологический разбор;
4 – синтаксический разбор
3. Поставьте знак ударения в следующих словах: по'нял, киломе'тр, углуби'ть, докуме'нт.
4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении: Вокруг багровые огни поздней осени.
5. Выпишите предложение с прямой речью из текста 1. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Осторожно ветер из калитки вышел.
2) Ветер ветер ты могуч.
3) Ветер поиграл немного ветками черёмух и пожурил за что-то воробьёв знакомых.
4) Прочитай-ка в энциклопедии статью о ветре.
7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Мы перебрались через лесной овраг и вышли в светлый берёзовый лесок.
2) Дятел срывает с ветки шишку и достаёт острым клювом.
3) Легче других деревьев можно узнать берёзу по цвету коры и расположению ветвей в кроне.
4) Берёзки эти отпоили и выходили и они прижились в приморском парке.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12
Текст 2
(1)Мама всегда разделяла мои увлечения – будь то рисование, коллекционирование, сбор гербария; как-то исподволь, незаметно направляя, не давала потерять веру в себя. (2)В деревне она «объяснила» мне весь окружающий мир. (3)У неё не было специальных знаний, но ради меня она узнала очень много о природе, запомнила названия цветов и трав, грибов съедобных и ядовитых, бабочек, насекомых. (4)Дома мне разрешали держать животных. (5)У нас жили щенок Джек, четыре певчие птички, кошка, одно время – даже лисица... (6)Птицы: чиж, щегол, чечётка и канарейка – совсем не боялись нас, летали по комнатам, стремились садиться на руку, на плечо. (7)Бережное отношение к зелёному миру, к младшим братьям естественно входило в душу, без назиданий и скучных проповедей. (Ю. Нагибин).
8. Определите и запишите основную мысль текста.
9. Какие факты свидетельствуют о том, что мама разделяла увлечения рассказчика.
10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1-4 текста. Запишите ответ.
11. В предложениях 1-3 найдите слово со значением «коллекция засушенных растений». Выпишите это слово.
12. Из предложений 1-5 выпишите антонимы.
Задание повышенной сложности
Вы хотите рассказать бабушке о том, что у вас в доме появился новый жилец – маленький котёнок.
Но ваша бабушка живёт в другом городе. Напишите письмо бабушке, расскажите о котёнке, при этом постарайтесь дать подробное описание нового питомца.
Объём письма – не менее 70 слов. Письмо пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант 2
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Рябина
Рябина осе(н/нн)яя кр..савица. Другие д..рев(?)я уже о..дали свои пл..ды а она только начинает разнаряживат(?)ся в б..гряно-красные гроздья. Наступают х..лода и птиц.. с..едают1 горько-сладкие ягоды.
Рябину встрет..ш(?) везде (на)окраинах (на)опушках (на)поляноч(?)ках. Выр..ста..т она вблизи домов ра..кидывает в..точ(?)ки из(?)за забора ра..пол..гает(?)ся на околице.4
Этому р..стению нравит(?)ся уед..нение а не спл..шные зар..сли. Около рябины д..рев(?)я чу(?)ствуют себя луч(?)ше потому что к ней сл..тает(?)ся огромное2 количество птиц которые уничтожают вр..дителей.
..гибается под ветром тоненький ствол но (не)ломается. Это прошлогодняя кр..савица радос(?)но воскл..цаем мы.
Ра(с/сс)читываем п..встречат(?)ся с рябинкой3 следу(?)щей ос..нью.
(До)встречи ч..до-дер..во!
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
1 - фонетический разбор;
2 – морфемный разбор;
3 – морфологический разбор;
4 – синтаксический разбор
3. Поставьте знак ударения в следующих словах: поняла', то'рты, звони'т, каучу'к.
4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении: Сгибается под ветром тоненький ствол, но не ломается.
5. Выпишите предложение с обращением из текста 1. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Снегирь красногрудая птичка.
2) Летает снегирь легко и красиво.
3) Снегирь питается почками растений семенами деревьев и кустарников.
4) Снегири украшают зимнюю природу своим ярким оперением и мелодичным посвистыванием.
7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Зима ещё хлопочет и на весну ворчит.
2) Весна спешит а зима не отступает.
3) Весна удивительное время года.
4) Жизнь весной как будто встрепенулась и наполнилась какими-то новыми звуками
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12
Текст 2
(1) Соловей – любимая птица русского народа, пернатый мастер первого ранга! (2)Издавна у русских существовали ценители соловьиного пения: они не только тонко разбирались в его "коленах", но строго различали разные соловьиные "школы". (3) Лучшими мастерами считались соловьи из средней части России, особенно из окрестностей Курска. (4) Поэтому они ценились выше других на птичьем рынке, а самое сочетание слов "курский соловей" стало применяться в похвальном смысле к отличным певцам, а в насмешливом – к сладкоголосым и вычурным говорунам-краснобаям. (Из Интернета)
8. Какой вариант заголовка отражает основную мысль текста? Запишите ответ. Обоснуйте свой выбор заголовка.
1) «Соловей»
2) «Говоруны-краснобаи»
3) «Любимая народом птица»
4) «Ценители соловьиного пения»
9. Запишите ответ на вопрос: «Почему на птичьем рынке особенно ценились соловьи из окрестностей Курска?»
10. Определите тип речи текста 2.
11. В предложениях 1-3 найдите слово со значением «покрытый перьями, с перьевым покровом». Выпишите это слово.
12. Запишите синоним к слову «рынок».
Задание повышенной сложности
Напишите сочинение-рассуждение. Ответьте на вопрос: «Согласны ли вы с утверждением Ирины Борисовны Голуб: «Однородные члены помогают избежать однообразия при перечислении понятий, явлений»?
Раскройте основные понятия, о которых идёт речь в предложенном высказывании. Приведите два примера в доказательство своей точки зрения.
Объём сочинения – не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант 3
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Полярная сова
Полярные совы обычно з..муют в тундре. В ноч(?)ной темноте прол..тают они над мерцающими в звёздном свете сн..гами. Кормятся1 мышами и зайц..ми бе..пощ..дно истребляют этих бе..помощ(?)ных2 зверьков. Ре..кий зайч..нок смож..т (не)оказат(?)ся в острых ко..тях (у)опас(?)ной совы когда она соб..рает(?)ся (на)охоту.
Полярная ноч(?) к..нчает(?)ся. В каме(н/нн)ых ро(?)сыпях (не)замет..ш(?) гнёз.. совы потому что они ра.положены почти у самых ног.
Огромная белая птица взлетела (у)меня из(?)под ног и ра..пахнутые крыл(?)я сл..лись с б..лизной3 сн..гов.4
Сергей что там уд..влённо спросил мой товарищ(?). В гнезде с(?)ёжился испуганный птенчик а рядом остались л..жать тёплые яйца.
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
1 – фонетический разбор;
2 – морфемный разбор;
3 – морфологический разбор;
4 – синтаксический разбор
2. Поставьте знак ударения в следующих словах: све'кла, со'здал, щаве'ль, воро'та
3. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении: Кормятся мышами и зайцами, беспощадно истребляют этих беспомощных зверьков.
4. Выпишите предложение с прямой речью из текста 1. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения: «Сергей, что там?» – удивлённо спросил мой товарищ.
5. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Макушки деревьев от сильного ветра скрипели и трещали.
2) Поднялось солнце и залило волнами света и тепла лес.
3) Ты не забыл вернуть книгу?
4) Незнакомец ты откуда?
6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Пригрело весеннее солнышко и пробудило лес от зимнего сна.
2) Всю ночь шёл снег и покрывал белой пеленой землю.
3) Ветерок тронул листья берёз и они затрепетали.
4) Распустил глухарь веером хвост и защебетал свою песню.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12
Текст 2
(1)Я заметил, что в начале года учиться почему-то всегда труднее. (2)Уроки кажутся длинными, будто их кто-то нарочно растягивает. (3)Если бы я был главным начальником над школами, я бы сделал как-нибудь так. (4)Чтобы занятия начинались не сразу, а постепенно, чтоб ребята понемногу отвыкали гулять и понемногу привыкали к урокам. (5)Например, можно было бы сделать так, чтоб в первую неделю было бы только по одному уроку, во вторую неделю – по два, в третью – по три, и так далее. (6)Или еще: можно было бы сделать так, чтоб в первую неделю были одни только лёгкие уроки, например, физкультура, во вторую неделю к физкультуре можно добавить пение, в третью неделю можно добавить русский язык, и так, пока не дойдёт до математики. (7)Может быть, кто-нибудь из моих одноклассников-пятиклассников подумает, что я ленивый и вообще не люблю учиться, но это неправда. (8)Я очень люблю учиться, но мне трудно начать работать сразу: то гулял-гулял, а тут вдруг стоп-машина – давай учись. (По Н. Носову).
8. Кто герой этого текста? Обоснуйте свой выбор.
1) писатель Н.Носов
2) ученик пятого класса
3) ученик первого класса
4) учитель школы
9. В какой фрагмент текста включена самохарактеристика рассказчика? Обоснуйте свой выбор.
1) 1 – 2 предложения
2) 3 – 4 предложения
3) 5 – 6 предложения
4) 7 – 8 предложения
10. С помощью каких средств выразительности рассказчик хочет составить о себе хорошее мнение у читателя? Обоснуйте своё мнение.
1) разговорная речь: …гулял-гулял – стоп-машина – давай учись.
2) противопоставление: Может быть, кто-нибудь и подумает, что я лентяй, но это неправда.
3) сравнение: Уроки кажутся длинными, будто их кто-то нарочно растянул.
4) повтор слов: можно было бы сделать так... – или еще можно было бы сделать.
11. Определите, в каком предложении высказано ошибочное утверждение. Обоснуйте свой выбор.
1) В предложении 1 представлено рассуждение.
2) В предложении 8 содержится пояснение того, о чём говорится в предложении 7.
3) В предложении 2 содержится описание состояния человека;
4) В предложениях 3–4 представлено описание.
12. Какова роль предложения 1 в структуре текста? Обоснуйте свое мнение.
(1)Я заметил, что в начале года учиться почему-то всегда труднее:
1) тезис
2) аргумент 1
3) аргумент 2
4) вывод
Вариант 4
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
День кончает(?)ся. Со(?)нце уже опускает(?)ся к г..ризонту и ..леко разл..ваются его косые лучи. Прибл..жаются сумерки. Мы бродим (по)лесу. Кажет(?)ся1 что л..сные п..ляны нал..лись густой т..мнотой. Она словно вып..лзает2 из(?)под земли ложится у наших ног ра(?)ст..лается внизу по ветвям в..бирается к верхушкам деревьев. Птиц.. постепенно замолкают. Скоро уже станов..тся трудно различать оч..ртания веток. Сле.. знакомой тр..пинки стал пр..падать но сквозь прос..ку ещё видны лучи со(?)нца. Высоко над ёлкой забл..стели звёзды. Время от времени разд..ётся од..нокий3 г..лосок птич(?)ки. Кажется что она уд..вляе(?)тся наступлению т..инственной т..шины. Ноч(?) прикоснулась к з..мле и ра..теклась по ней т..мнотой4.
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
1 – фонетический разбор;
2 – морфемный разбор;
3 – морфологический разбор;
4 – синтаксический разбор
3. Поставьте знак ударения в следующих словах: повтори'т, на'чали, положи'л, воро'та.
4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении: Время от времени раздаётся одинокий голосок птички.
5. Выпишите из текста 1 предложение с 4 однородными членами. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Медвежонок опускается на четвереньки и суёт лапу в воду.
2) Этим летом мы побывали в Москве в Санкт-Петербурге и в Пскове.
3) Синтаксис это раздел науки о языке.
4) Прилетели птицы и наполнили лес гомоном и пением.
7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Озеро и плот на нём путешественники увидели сразу.
2) Ледники тают и из-под них вытекают ручьи.
3) Лепечут нам статные осины и высокие берёзки.
4) Идёшь по весеннему лесу и любуешься его красотой.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12
Текст 2
(1)Человечество давно уже умеет измерять всё: длину, температуру, скорость, пульс... (2)Но вот что до сих пор не поддавалось точным измерениям — так это боль, которую испытывает человек. (3)Недавно учёные Тулузы и Лиона представили на суд своих коллег-медиков изобретённый ими прибор, который они назвали аглометр. (4)Это первый в истории человечества аппарат, который может измерять степень боли, испытываемой пациентом, в частности, при тяжёлых хронических заболеваниях. (5)Точкой отсчета в аглометре, как бы цифрой «0» на шкале, является уровень боли, заставляющей любого человека рефлекторно отдернуть руку при соприкосновении с раскалённой поверхностью металла. (6)Учёные считают, что в медицинской практике подобное изобретение может оказать неоценимую помощь. (Из газет)
8. Найдите в тексте информацию о предназначении нового медицинского аппарата? Выпишите эту информацию.
9. Установите границы композиционных частей текста. Внесите в таблицу цифры (номера предложений).
Композиционная часть |
Вступление |
Основная часть |
Заключение |
Номера предложений |
|
|
|
10. Вспомните, чем отличаются формы слова и однокоренные слова. Распределите номера приведённых ниже записей в соответствующие колонки.
1) измерять, измерениям
2) боль, боли
3) боли, заболеваниях
4) давно, недавно
5) человечество, человечества
6) человечество, человек
7) человек, человека
8) аглометр, аглометре
9) медиков, медицинской
10) изобретённый, изобретение
Формы слова |
Однокоренные слова |
|
11. В предложениях 3-6 найдите слово со значением «больной, лечащийся у врача». Выпишите это слово.
12. В предложениях 4-6 найдите антоним к слову «лёгкий» и выпишите его.
Задание повышенной сложности
Вы хотите рассказать дедушке о том, что у вас в доме появился новый жилец – маленький щенок.
Но ваш дедушка живёт в другом городе. Напишите письмо дедушке, расскажите о щенке, при этом постарайтесь дать подробное описание нового питомца.
Объём письма – не менее 70 слов. Письмо пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант 5
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
В лесу
М..лодые осинки и стройные берё..ки1 спускают(?)ся по косогору к ш..рокой луговине. Среди дерев(?)ев идёт полная талой воды доро..ка. Рядом в(?)ётся сухая пешеходная тропка и (по)ней мы углубляя..мся в лес. Вот где чувствуется настоящая в..сна! Ветки осин кажут(?)ся пуш..стыми от дли(н/нн)ых серёжек. В..ршины молодых берё.. стали совсем ш..коладного цвета. Посмотр..шь2 на берёзовую веточку а она вся в крупных поч(?)ках. Пройд..т день поч(?)ки начнут лопат(?)ся и из них п..кажутся зелёные языч(?)ки молодых листьев. Это самое хорошее время в лесу. Он ещё (не)зеленее..т3 стоит пр..зрачный и такой радос(?)ный. А как чудес(?)но пахн..т прошлогодними прелыми листьями и горьковатой свежестью почек!4
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
1 – фонетический разбор;
2 – морфемный разбор;
3 – морфологический разбор;
4 – синтаксический разбор
3. Поставьте знак ударения в следующих словах: ту'фля, медикаме'нты, сантиме'тр, облегчи'ть.
4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении: Молодые осинки и стройные берёзки спускаются по косогору к широкой луговине.
5. Выпишите из текста 1 сложное предложение, состоящее из трёх простых предложений. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Ребята вернутся из похода к вечеру.
2) С тех пор мы каждый день ловили аистятам рыбок и лягушек.
3) Ёж не верь словам лисицы.
4) Вход в шалаш я тщательно заделываю ветками и клоками сена.
7. Выпишите предложение, которое соответствует схеме [ ], и [ ]. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Кажется, словно птицы учили перед дальней дорогой свои путевые команды и сигналы.
2) На берегу появились две женщины и один мужчина.
3) Острили мальчишки глупо, хохотали громко и лесное эхо презрительно возвращало их громыхающие голоса и смех.
4) И только поздней осенью можно было снова услышать, как в озере
плещется рыба.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12
Текст 2
(1)Конечно, каждому человеку хочется, чтобы были дни, которые в памяти, как зарубки на дереве, помнились бы потому, что они с утра и до самого вечера состояли из одного только счастья.
(2)Например, такой день мог бы начаться с того, что по дороге в школу Михаська нашёл бы сотенную. (3)А потом бы вдруг отменили уроки; и, конечно, он кинулся бы к магазину с высокими ступеньками и купил бы сразу четыре порции мороженого. (4)Он прошёлся бы по улице от нечего делать, ну а потом можно было бы совершить какой-нибудь подвиг.
(5)Михаська вздохнул и оглянулся. (6)Улица была пустая и пыльная. (7)На плече он нёс, как ружьё, лопату черенком вниз. (8)Михаська подтянул и без того тощий живот и стал печатать шаг, оттягивая носочки и взмахивая до пояса свободной рукой. (9)Как отец на Параде Победы.
(10)Конечно, отец не был на Параде Победы, он бы уж обязательно написал, если бы был, но всё равно.
(11)Эх, отец!.. (12)Когда только он приедет?
(13)Много солдат уже вернулось домой. (14)Каждый вечер к московскому поезду шли женщины. (15)Они ходили потому, что солдаты не любили давать телеграммы.
(16)Они почему-то приезжали вдруг, неожиданно, как снег на голову. (17)И женщины ходили к поезду посмотреть, не вернулся ли муж, или отец, или брат.(18)Михаська тоже ходил несколько раз. (19)Но отец не приезжал. (20)Только присылал треугольнички. (21)Однажды он написал, что осенью, видимо, его отпустят и тогда они с Михаськой пойдут на охоту.
(22)Но до осени было ещё далеко...
(23)Михаська помнил, как он шаркал по мостовой, потом пылил по тропинке, как заскрипела калитка и он прыгал на одной ноге со ступеньки на ступеньку вниз по лестнице, ведущей с улицы во двор.
(24)Потом Михаська увидел поленницу дров, а возле нее незнакомого человека. (25)Вдруг июльское солнце, которое палило в спину, брызнуло прямо в глаза, и небо стало светлым-светлым, прямо серебряным, а может быть, красным, и Михаська уронил лопату.
(26)Он пробежал несколько метров, которые их разделяли, стремительно и молча, до боли зачем-то сжав губы, и кинулся на шею человеку, ну прямо задушил его!
- (27)Всё? - выдохнул наконец Михаська. – (28) Больше нe уедешь?
(А.Лиханов)
8. Какой заголовок отражает тему текста? Обоснуйте свой выбор.
1) «Возвращение отца»
2) «Парад Победы»
3) «Фронтовые письма»
4) «Летний день»
9. Какое высказывание точно определяет задачу автора текста? Обоснуйте своё мнение, приведите 1 пример из текста.
1) Дать точную историческую характеристику послевоенного времени.
2) Сравнить жизнь Михаськи до войны и после Победы, сделать выводы.
3) Рассказать о событиях в жизни Михаськи, его чувствах и переживаниях.
4) Дать точное описание города, в котором жил Михаська.
10. На какой вопрос в тексте нет ответа? Обоснуйте свой выбор.
1) Какой день для Михаськи стал самым счастливым?
2) Почему Михаська навсегда запомнил один из июльских дней?
3) Кем был для Михаськи «незнакомый человек»?
4) Сколько телеграмм прислал отец Михаськи?
11. Среди предложений 14 – 16 найдите разговорный фразеологизм со значением «вдруг, неожиданно». Запишите и обоснуйте свой ответ.
12. Из предложений 1-5 выпишите антонимы.
Задание повышенной сложности
Напишите сочинение. Дайте ответ на вопрос: Что я знаю о войне? Своё мнение аргументируйте, приведя 1 доказательство в подтверждение мысли. При аргументации используйте информацию, опираясь на знания и/или жизненные наблюдения.
Объём сочинения – не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.