Для промежуточного контроля предлагаем комплексный анализ текста для 2 вариантов. Кроме того, кодификатор и спецификацию.

Разработчик: Фирсова Елена Михайловна

 

6 КЛАСС I ПОЛУГОДИЕ

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

1 вариант

Прочитайте текст.

Писать книгу - это все равно, что отправит(?)ся в дальн..ю дорогу. Будут попадат(?)ся и вя..кие м..ста, сокрытые туманами неясностей и сомнений, где придет(?)ся застревать в словах, утопать в непролазных фразах, блудить в сюжетн..й чащ..бе. Будут и крутые, непролазные взгорья, на которые поначалу нерасчетливо, по-мальчишески захочет(?)ся в..бежать единым духом, однако вскоре выбьеш(?)ся из сил, остановиш(?)ся с отчаянной мыслью бросить и повернуть обратно... Но встречают(?)ся и отрадные места, которые похожи на ст..пные просторы, когда шага..ш(?) привольно и радос..но и заранее видно, куда идеш(?). И все же самые счас..ливые минуты те, когда выб..реш(?)ся из трясины или когда из последних сил взойдешь-таки на гору.

(По Е. Носову)

Выполните письменно следующие задания:

  1. Определите тему текста.
  2. Определите основную мысль текста.
  3. Определите тип речи. Аргументируйте ответ.
  4. Определите стиль текста.
  5. Озаглавьте текст.
  6. Разделите текст на части.
  7. Составьте и запишите план текста.
  8. Выпишите из текста все имена прилагательные.
  9. Выпишите из текста слова с пропущенными буквами и скобками, обозначьте условия выбора орфограмм.
  10. Выпишите слова, употреблённые в переносном значении. С какой целью они использованы?
  11. Замените словосочетание единым духом синонимом.

 

6 КЛАСС I ПОЛУГОДИЕ

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

2 вариант

Прочитайте текст.

Я р..дился студеным январским веч..ром 1925 года в тускло осв..щенной избе своего деда. Село Толмачево ра..кинулось вдоль речки Сейм, в водах которой по в..ч..рам отр..жались огни нед..лекого города Курска, выс..ко вознесшегося своими х..лмами и соборами. Курск знаменит еще с давних веков.

«А мои куряне — хоробрые воины, — говаривал Всеволод своему брату князю Игорю в эпической поэме „Слово о полку Игореве", — под шеломами взлелеяны, с конца копья в..кормлены». Далее по реке Сейм стоят древние города-содруги Рыльск и Путивль. Все они старше Москвы и рублены еще Киевской Русью.

А из другого деревенского окна виделись мне просторный луг, который весной заливается половодьем. Вид..тся и таинственный лес за ним, и еще более далекие паровозные дымы за лесом, всегда манившие меня в дорогу, которой и ок..залась потом литература — главная стезя моей жизни.

(По Е. Носову)

Выполните письменно следующие задания:

  1. Определите тему текста.
  2. Определите основную мысль текста.
  3. Определите тип речи. Аргументируйте ответ.
  4. Определите стиль текста.
  5. Озаглавьте текст.
  6. Составьте и запишите план текста.
  7. Объясните лексическое значение слов содруги, стезя.
  8. Подберите синонимы к слову таинственный.
  9. Выполните морфемный и словообразовательный разбор слов паровозные, недалёкого.
  10. Выпишите из текста слова с пропущенными буквами и скобками, обозначьте условия выбора орфограмм.
  11. Опишите место, где вы родились и живёте (5-8 предложений). Постарайтесь передать своё отношение к тому, о чём вы пишете.

 

СПЕЦИФИКАЦИЯ

работы по русскому  языку в 6 классе за I полугодие

  1. Назначение – оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку учащихся 6-х  классов общеобразовательных организаций за I полугодие.
  2. Документы, определяющие содержание работы.

Содержание диагностической работы за I полугодие определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

  1. Характеристика структуры и содержания работы.

Промежуточный контроль в 6 классе проводится в виде комплексного анализа текста, направленного на проверку уровня владения предметными компетенциями учащихся. Эта форма контроля  по русскому языку позволяет выявить степень овладения учащимися нужными умениями, получить качественную обобщённую информацию, характеризующую тенденции в состоянии подготовки учащихся по русскому языку и обозначить существующие проблемы в преподавании как предмета в целом, так и отдельных разделов школьного курса:

  • умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения письменной деятельности;
  • умение оценивать языковые факты с точки зрения нормативности;
  • умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • умение использовать основные приемы информационной переработки текста;
  • умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления.

Промежуточный контроль в 6 классе состоит из 11 письменных заданий, направленных на проверку уровня владения предметными компетенциями.

  1. Рекомендуемое время выполнения работы – 50 минут.
  2. При оценке выполнения заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

 

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся 6 класса

(Комплексный анализ текста)

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки по русскому языку для составления контрольных измерительных материалов промежуточной диагностики является одним из документов, определяющих структуру и содержание контрольных материалов. Он составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования по русскому языку.

Данный документ является основой для составления контрольных измерительных материалов в 6 классе основной школы по русскому языку и поэтому построен на принципах обобщения и систематизации учебного материала.

Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на промежуточном контроле по русскому языку в 6 классе основной школы

Элементы содержания, проверяемые заданиями промежуточной работы

Лексика и фразеология

Слово и его лексическое значение. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Фразеологизмы.

Морфемика и словообразование.

Морфемный разбор слова. Словообразовательный разбор слова.

Однокоренные слова

Формы слова

Орфография

Употребление гласных букв О/Е (Е) после шипящих и Ц

Правописание корней

Правописание приставок

Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

Правописание личных окончаний глаголов.

Правописание мягкого знака в различных формах глагола.

Развитие речи

Тема текста

Идея текста

Типы речи

Стили текста

Выразительность русской речи

Анализ средств выразительности

Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки, проверяемому на промежуточном контроле по русскому языку в 6 классе основной школы.

Доминирующей идеей Федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является речевое и интеллектуальное развитие учащихся.

В этом разделе представлен перечень требований к уровню подготовки учащихся, проверяемому на экзамене, в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования 2004 г.

 

Умения, проверяемые на промежуточной работе

1.

Различные виды анализа

1.1

Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа

2.

Аудирование и чтение

2.1

Адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию

2.2

Читать тексты разных стилей и жанров.

2.3

Владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым).

2.4

Извлекать информацию.

 3.

Письмо

3.1

Соблюдать в практике речевого общения основные лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка

3.2

Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

3.3

Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности.