В конце учебного года предлагаем провести итоговую диагностику по русскому языку. Работа составлена для 2 вариантов.

Разработчик: Фирсова Елена Михайловна

 

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

6 КЛАСС (ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА)

1 вариант

Прочитайте текст.

Близ стари(н,нн)ого городка Обояни медовый яблочный аромат не просто витает в воздухе – он царственно господствует над всеми запахами позднего лета. Благоухание яблок плывёт над садами, которым, кажется, нет ни конца, ни края. Сад-гигант ра..бежался ровными шеренгами фруктовых посадок и лохматыми гривами лесополос во всю ширь в..холмлённой равнины. Той самой равнины, где шест(?)десят лет назад гремела, жгла огнём, сотрясала землю и небо невиданная в истории танковая битва.

Здесь, на Средне-русской возвышенности, в районе Курской дуги, 12 июля 1943 года произошло крупнейшее по масштабам танковое сражение. Собрав в мощный кулак самую совреме(н,нн)ую технику – стремительные «тигры» и «пантеры», сверхтяжёлые самоходные орудия, боевые самолёты, фашисты намерены были молниеносно протаранить русскую оборону, разметать и сокрушить всё живое и переломить ход войны в свою пользу. Около трёх тысяч танков, сотни тысяч солдат уча(?)ствовали в этой битве. На русском поле сошлись две силы, две воли – и победила наша сила, наша воля. Бе..крайняя ст..пная равнина, которая утром была з..л..тистой, готовой к жатве нивой, к вечеру пр..вратилась в чудовищную свалку дог..рающей техники. Поле покрыли горы искорёженной стали, было н..чем дышать, на десятки километров разошёлся смрад от выг..ревшего бензина, смазочных масел и человеческой крови. Казалось, воздух хранит вой тысячи моторов, скрежет брони, оглушающие звуки от разрывов снарядов, крики и стоны людей…

Давно затянуло рваные раны земли, ра..паханы воронки от взрывов бомб и снарядов. На местах жестокого сражения встали строгие обелиски – дань памяти тем, кто сложил здесь голову, защищая Отчизну. Но, может быть, нет лучшего памятника погибшим, чем этот необозримый яблоневый сад, отягощённый плодами. В его свежем, чистом благоухании навсегда и бе(с,сс)ледно растворился смрад г..рящего железа и смерти.

Спасибо человеку, которому первому пр..шла в голову мысль насадить сады на этой горькой равнине! Спасибо людям, воплотившим этот великолепный замысел в жизнь…

(По В. Ткаченко).

Выполните письменно следующие задания:

  1. Определите тему текста.
  2. Определите основную мысль текста.
  3. Определите тип речи. Аргументируйте ответ.
  4. Определите стиль текста.
  5. Озаглавьте текст.
  6. Составьте и запишите план текста.
  7. Выполните морфологический разбор слов крупнейшее, затянуло, (на) этой.
  8. Просклоняйте словосочетание шест(?)десят лет.
  9. Выпишите из текста слова с пропущенными буквами, скобками, обозначьте условия выбора орфограмм.
  10. Зачем люди посадили яблоневый сад там, где гремела танковая битва?
  11. Что вы знаете о Курской битве? Напишите.

 

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

6 КЛАСС (ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА)

2 вариант

Прочитайте текст.

Погода уже пятый день стояла отвратительная. Об охоте невозможно было и помышлять. Все живое спряталось; даже воробьи пр..тихли, а грачи давно пропали. Ветер то глухо завывал, то свистал порывисто; низкое, без всякого просвету небо из неприятно белого цвета переходило в свинц..вый, еще более зловещий цвет. И дождь, который лил, лил неумолчно и беспр..станно, внезапно становился еще крупнее, еще косее и с визгом ра..плывался по стеклам.

Деревья совсем растр..пались и какие(то) серые стали. Уж (н..)чего было с них взять, а ветер опять принимался тормошить их. Везде стояли засоренные мёртвыми листьями лужи. Крупные волдыри, то и дело лопаясь и возрождаясь, в..какивали и скользили по ним.

Грязь по дорогам стояла (не)вылазная; холод проникал в комнаты, под платье, в самые кости. (Не)вольная дрожь пробегала по телу, и становилось дурно на душе. Казалось, уже никогда не будет на свете ни солнца, ни блеска, ни красок, а вечно будет стоять эта слякоть, и серая мокрота, и сырость кислая. И ветер будет вечно пищать и ныть…

(По И. Тургеневу)

Выполните письменно следующие задания:

  1. Определите тему текста.
  2. Определите основную мысль текста.
  3. Определите тип речи. Аргументируйте ответ.
  4. Определите стиль текста.
  5. Озаглавьте текст.
  6. Составьте и запишите план текста.
  7. Выпишите из текста все местоимения, укажите их разряд.
  8. Выпишите из текста по одному глаголу прошедшего, будущего времени и глагол в неопределённой форме.
  9. Выпишите из текста слова с пропущенными буквами, скобками, обозначьте условия выбора орфограмм.
  10. Выполните морфологический разбор выделенных в тексте слов.
  11. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор текста? Приведите примеры.

 

СПЕЦИФИКАЦИЯ

итоговой  работы по русскому  языку в 6 классе

  1. Назначение – оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку учащихся 6-х  классов общеобразовательных организаций
  2. Документы, определяющие содержание работы

Содержание итоговой диагностической работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

  1. Характеристика структуры и содержания работы.

    Итоговый контроль в 6 классе проводится в виде комплексного анализа текста, направленного на проверку уровня владения предметными компетенциями учащихся. Эта форма контроля  по русскому языку позволяет выявить степень овладения учащимися нужными умениями, получить качественную обобщённую информацию, характеризующую тенденции в состоянии подготовки учащихся по русскому языку и обозначить существующие проблемы в преподавании как предмета в целом, так и отдельных разделов школьного курса:

  • умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения письменной деятельности;
  • умение оценивать языковые факты с точки зрения нормативности;
  • умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • умение использовать основные приемы информационной переработки текста;
  • умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления.

Итоговый контроль в 6 классе состоит из 11 письменных заданий, направленных на проверку уровня владения предметными компетенциями.

  1. Рекомендуемое время выполнения работы – 50 минут.
  2. При оценке выполнения заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

 

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся 6 класса

(Комплексный анализ текста)

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки по русскому языку для составления контрольных измерительных материалов итоговой диагностики является одним из документов, определяющих структуру и содержание контрольных материалов. Он составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования по русскому языку.

Данный документ является основой для составления контрольных измерительных материалов в 6 классе основной школы по русскому языку и поэтому построен на принципах обобщения и систематизации учебного материала.

Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на итоговом контроле по русскому языку в 6 классе основной школы

Элементы содержания, проверяемые заданиями итоговой работы

Лексика и фразеология

Слово и его лексическое значение. Прямое и переносное значение слова.

Морфемика и словообразование

Морфемный и словообразовательный разбор слова

Морфология.

Разряды имён прилагательных, имён числительных, местоимений.

Степени сравнения имён прилагательных

Наклонение и время глагола.

Морфологический разбор частей речи.

Орфография

Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц

Правописание корней

Правописание приставок

Слитное, раздельное, дефисное написание слов различных частей речи

Правописание имён числительных.

Правописание -н- и -нн- в суффиксах имён прилагательных.

Развитие речи

Тема текста

Идея текста

Типы речи

Стили текста

Выразительность русской речи

Анализ средств выразительности

Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки, проверяемому на итоговом контроле по русскому языку в 6 классе основной школы.

Доминирующей идеей Федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является речевое и интеллектуальное развитие учащихся.

В этом разделе представлен перечень требований к уровню подготовки учащихся, проверяемому на экзамене, в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования 2004 г.

 

Умения, проверяемые на итоговой работе

1.

Различные виды анализа

1.1

Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа

2.

Аудирование и чтение

2.1

Адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию

2.2

Читать тексты разных стилей и жанров.

2.3

Владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым).

2.4

Извлекать информацию.

 3.

Письмо

3.1

Соблюдать в практике речевого общения основные лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка

3.2

Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

3.3

Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности.