Материалы для проведения входной диагностики по русскому языку в 7 классе.
Форма контроля – диктант с грамматическим заданием (в формате ОГЭ). Данный материал направлен на подготовку учащихся к успешной сдаче тестовой части ГИА.
Автор: Валикова Татьяна Вячеславовна
Стартовая (диагностическая работа) в начале учебного года
7 класс (1 вариант)
Диктант
(1)Выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. (2)Если вы прислушаетесь, то услышите неясные шорохи и звуки, раздающиеся в камышовых зарослях.
(3)Однажды ночью, сидя за письменным столом, я услышал, что с реки доносились какие-то далёкие звуки. (4) Ночь была тихой, безветренной. (5)Но вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. (6)Они походили на шёпот птенцов, пробудившихся в гнезде. (7)Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. (8)Потом я догадался, что слышал возню ежей.
(9)Ежи – полезные зверюшки. (10)Они никому не причиняют вреда. (11)Никого не боясь, они уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. (12)На зиму ежи засыпают. (13)Их маленькие берлоги, прикрытые снежными сугробами, трудно обнаружить, и они преспокойно спят в них всю зиму.
(По Соколову-Микитову, 107 слов).
- Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являются эпитеты.
1) Однажды ночью, сидя за письменным столом, я услышал, что с реки доносились какие-то далёкие звуки.
2) Но вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса.
3) Никого не боясь, они уничтожают вредных насекомых, борются с мышами.
4) Ночь была тихой, безветренной.
- Из предложений 1 - 6 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется ее значением – «неполнота действия».
- Из предложений 1 - 2 выпиши слово(а) с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
- Из предложений 1 - 4 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В суффиксах прилагательных ЕНН пишется НН, кроме слова ВЕТРЕНЫЙ».
- Из предложений 6 - 9 выпишите слово, к которому применимо правило «Правописание безударного личного окончания глагола зависит от спряжения».
- Замените авторское слово «ПОХОДИЛИ» из предложения 6 нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
- Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) предложения 3.
- Среди предложений текста найдите предложение(я) с обособленным(ыми) определением(ями), выраженным(ыми) причастным(ыми) оборотом(ами). Напишите номер(а) этого(их) предложения(й).
- Среди предложений текста найдите предложение(я) с обособленным(ыми) обстоятельством (ами), выраженным (ыми) деепричастным(ыми) оборотом(ами). Напишите номер(а) этого(их) предложения(й).
- Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.
Стартовая (диагностическая работа) в начале учебного года
7 класс (2 вариант)
Диктант
(1)Проходя сквозь чащи и дебри, речка Сия, подобно ожерелью, нанизывает на себя несколько десятков больших и малых лесных озёр. (2)И у каждого свой особый пейзаж.
(3)Михайловское — это ширь и синий простор. (4)Озеро Плешково лежит в плоской круглой чаще, в зелёных дремотных берегах, окантованных зарослями камыша. (5)Рассказывают, что здесь хорошо берёт щука и окунь. (6)Самое красивое озеро — Дудинцы — привлекает полной уединенностью, смолистым настоем окружающих его сосновых боров, кувшинками вдоль крошечных островов.
(7)Каждое озеро может рассказать о рыбацкой удаче, об ошеломительных восходах и закатах, о ночлегах в маленькой продымленной избушке, о тихой радости несуетного бытия.
(8)Меж сонных берегов ползут рваные клочья тумана. (9)Лёгкими порывами ветра его сносит к зарослям ольхи и ивы, заболоченным уже давно. (10)Там, коченея и напитываясь холодом, он превращается в сплошное молоко.
(По О. Ларину, 123 слова).
- Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Озеро Плешково лежит в плоской круглой чаще, в зелёных дремотных берегах, окантованных зарослями камыша.
2) Лёгкими порывами ветра его сносит к зарослям ольхи и ивы, заболоченным уже давно.
3) Проходя сквозь чащи и дебри, речка Сия, подобно ожерелью, нанизывает на себя несколько десятков больших и малых лесных озёр.
4) Там, коченея и напитываясь холодом, он превращается в сплошное молоко.
- Из предложений 6 - 10 выпишите слово, правописание приставки зависит от звонкости – глухости последующего после нее согласного.
- Из предложений 3 - 7 выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне.
- Из предложений 5 - 8 выпишите слово(а), правописание Н (НН) в котором(ых) определяется правилом: «В суффиксах причастий пишется НН, если в этом причастии есть приставка, кроме НЕ».
- Из предложения 7 выпишите слово, к которому применимо правило «Правописание безударного личного окончания глагола зависит от спряжения».
- Замените авторское слово «КРОШЕЧНЫХ» из предложения 6 синонимом. Напишите этот синоним.
- Выпишите грамматическую основу предложения 3.
- Среди предложений 1 - 8 найдите предложение(я) с обособленным(и) определением(ами), выраженным(и) причастным(и) оборотом(ами). Напишите номер этого предложения.
- Среди предложений 3 - 10 найдите предложение(я) с обособленным(и) обстоятельством(ами), выраженным(и)одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
- Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.
Стартовая (диагностическая работа) в начале учебного года
7 класс (3 вариант)
Диктант
(1)Помню заставшую нас в дороге грозу. (2)Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. (3)В мутных от проливного дождя воротах голубыми зигзагами полыхала молния. (4)Торопливо крестилась мать, крепко прижимая меня к груди. (5)Я прислушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздиравшему слух треску ударов, к беспокойному шуршанию мышей в овсяной соломе.
(6)Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, переливаясь лучами, радостное летнее солнце.
(7)Отец запрягает напуганных грозой лошадей, беспокойно переступавших ногами. (8)Еще веселей показалась обсаженная березами, омытая дождем дорога. (9)Многоцветная радуга висела над лугом, яркое солнце блестело на спинах бодро бежавших лошадей. (10)Я сидел рядом с отцом, глядел на блестевшую лужами дорогу, на уходившую темную тучу, на столб белого дыма, поднимавшегося над зажженным грозою сараем. (11)Я слушал веселые голоса птиц в открывшемся мне чудесном солнечном мире.
(По И. Соколову-Микитову, 137 слов).
- Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Торопливо крестилась мать, крепко прижимая меня к груди.
2) Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей.
3) Отец запряг напуганных грозой лошадей, беспокойно переступавших ногами.
4) Я сидел рядом с отцом, глядел на блестевшую лужами дорогу, на уходившую темную тучу, на столб белого дыма, поднимавшегося над зажженным грозою сараем.
- Из предложений 1 - 7 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется ее значением – «неполнота действия».
- Из предложений 1 – 5 выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне.
- Из предложений 4-9 выпишите слово(а), правописание Н (НН) в котором(ых) определяется правилом: «В суффиксах причастий пишется НН, если в этом причастии есть приставка, кроме НЕ».
- Из предложений 6 - 7 выпишите слово, к которому применимо правило «Правописание безударного личного окончания глагола зависит от спряжения».
- Замените авторское слово «ПОЛЫХАЛА» из предложения 3 синонимом. Напишите этот синоним.
- Выпишите грамматическую основу предложения 10.
- Среди предложений 4-9 найдите предложение(я) с обособленным(и) определением(ами), выраженным(и) причастным(и) оборотом(ами). Напишите номер этого предложения.
- Среди предложений 1 -5 найдите предложение(я) с обособленным(и) обстоятельством(ами), выраженным(и) деепричастным(и) оборотом(ами). Напишите номер этого предложения.
- Укажите количество грамматических основ в предложении 6. Ответ запишите цифрой.
Стартовая (диагностическая работа) в начале учебного года
7 класс (4 вариант)
Диктант
(1)К концу июня погода прочно установилась, и дивно заискрилась под солнцем омытая дождями степь. (2)По утрам из низин вставали туманы. (3)Они перекатывались через овраг, устремляясь к степным буграм, и там таяли, растворяясь в нежнейшей бирюзовой дымке.
(4)Чудесный запах разносится от близкого леса. (5)Рано утром трава была уже скошена. (6)Она изобиловала множеством душистых цветов, уже начавших увядать и издавать приятный аромат. (7)Нетронутая трава стояла стеной.
(8)По высоким грядам скошенной травы ходили галки и вороны, налетевшие из леса. (9)Птицы подбирали разных букашек, которые скрывались в высокой траве, а теперь бегали на виду по опрокинутым стеблям растений и по обнаженной земле. (10)Подойдя ближе, я заметил, что это была совершенная правда. (11)Птица клевала и ягоды. (12)В траве земляника была еще зеленая, но уже крупная. (13)На открытых местах она уже поспевала. (14)Мы с отцом набрали по большой кисти таких ягод, из которых иные попадались крупнее лесного ореха. (15)Многие из них еще не покраснели, но были уже мягки и вкусны.
(По М. Шолохову, 154 слова).
- Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) По высоким грядам скошенной травы ходили галки и вороны, налетевшие из леса.
2) Подойдя ближе, я заметил, что это была совершенная правда.
3) Мы с отцом набрали по большой кисти таких ягод, из которых иные попадались крупнее лесного ореха.
4) Нетронутая трава стояла стеной.
- Из предложений 4 - 9 выпишите слово, правописание приставки зависит от звонкости – глухости последующего после нее согласного.
- Из предложений 8 - 13 выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне.
- Из предложений 1 - 6 выпишите слово(а), правописание Н (НН) в котором(ых) определяется правилом: «В суффиксах кратких страдательных причастий пишется Н».
- Из предложений 1 - 5 выпишите слово, к которому применимо правило «Правописание безударного личного окончания глагола зависит от спряжения».
- Замените авторское слово «СОВЕРШЕННАЯ» из предложения 10 синонимом. Напишите этот синоним.
- Выпишите грамматическую основу предложения 5.
- Среди предложений 4 - 10 найдите предложение(я) с обособленным(и) определением(ами), выраженным(и) причастным(и) оборотом(ами). Напишите номер этого предложения.
- Среди предложений 1 - 7 найдите предложение(я) с обособленным(и) обстоятельством(ами), выраженным(и)одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
- Укажите количество грамматических основ в предложении 15. Ответ запишите цифрой.