Материалы для проведения итоговой диагностики по русскому языку в 7 классе.

Форма контроля – диктант с грамматическим заданием (в формате ОГЭ). Данный материал направлен на подготовку учащихся к успешной сдаче тестовой части ГИА.

Автор: Валикова Татьяна Вячеславовна

 

ИТОГОВАЯ контрольная работа

7 класс (1 вариант)

Диктант

(1)Мы расположились на берегу небольшой речонки, решив сначала ненадолго остановиться здесь. (2)Но в течение короткого времени небо сплошь покрылось облаками. (3)Пришлось отыскать недалеко от берега в лесу полянку,  окруженную со всех сторон березками. (4)Решили заночевать здесь, потому что тут было удобно установить палатки и разложить костер.

(5)Между тем облака, сбившиеся в кучу, медленно превращались в грозовую тучу, застилавшую все небо. (6)Края ее были как будто посеребрены каким-то чудесным светом. (7)Небо затянулось тяжелой пеленой, нахмурилось по-осеннему, и начался не умолкающий ни на минуту ливень. (8)Лишь к утру он прекратился. (9)Заголубело небо, очистившееся от туч,  но земля еще хранила следы непогоды. (10)Справа и слева от палаток, переливаясь в лучах солнца, блестели лужицы.

 (По материалам Интернета, 110 слов).

  1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являются эпитеты.

1) Справа и слева от палаток, переливаясь в лучах солнца, блестели лужицы.

2) Небо затянулось тяжелой пеленой, нахмурилось по-осеннему, и начался не умолкающий ни на минуту ливень.

3)  Пришлось отыскать недалеко от берега в лесу полянку,  окруженную со всех сторон березками.

4) Заголубело небо, очистившееся от туч,  но земля еще хранила следы непогоды.

  1. Из предложений 4 - 6 выпишите слово, правописание приставки зависит от звонкости – глухости последующего после нее согласного.
  1. Из предложений 5 - 10 выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне.
  1. Из предложений 6 - 8 выпишите слово(а), правописание суффикса в котором(ых) определяется спряжением глагола, от которого это слово образовано.
  1. Из предложений 1 выпишите слово, к которому применимо правило «Правописание безударного окончания существительного зависит от склонения».
  2. Замените авторское слово «ПЕЛЕНОЙ» из предложения 7 синонимом. Напишите этот синоним.
  1. Выпишите грамматическую основу предложения 3.
  1. Среди предложений 1 - 5 найдите предложение(я) с обособленным(и) определением(ами), выраженным(и) причастным(и) оборотом(ами). Напишите номер этого предложения.
  1. Среди предложений 5 - 10 найдите предложение(я) с обособленным(и) обстоятельством(ами), выраженным(и) деепричастным(и) оборотом(ами). Напишите номер этого предложения.
  1. Укажите количество грамматических основ в предложении 7. Ответ запишите цифрой.

 

ИТОГОВАЯ контрольная работа

7 класс (2 вариант)

Диктант

Судьба второго хлеба

(1)Сегодня трудно поверить, что каких-то триста лет назад ни в одной стране Европы никто не хотел выращивать картофель.

(2)Родина картофеля – Америка, где он издавна служил пищей индейцев. (3)Когда его привезли в Европу, никто не умел с ним обращаться. (4)В течение долгого времени его разводили рядом с цветами. (5) Пытались есть его плоды, но они были горькие и вызывали отравление.

(6)Тогда министр финансов Франции пошёл на хитрость. (7)В разных районах страны солдаты стали засевать каким-то растением поля, распаханные весной. (8)Неся днём караульную службу, солдаты на ночь уходили. (9)Крестьяне, видя караульных, рассудили по-своему: «Ценное растение, если его охраняют». (10)Дожидались мужики темноты, бежали на поле, выкапывали ценные клубни и сажали себе на огородах. (11)Картофель, выращенный во Франции, попал и в другие страны Европы.

 (По материалам Интернета, 120 слов).

 

  1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1)   Родина картофеля – Америка, где он издавна служил пищей индейцев.

2) В разных районах страны солдаты стали засевать каким-то растением поля, распаханные весной.

3) Картофель, выращенный во Франции, попал и в другие страны Европы.  

4) Тогда министр финансов Франции пошёл на хитрость.

  1. Из предложений 1 - 3 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется ее значением – приближение, присоединение».
  1. Из предложений 6 - 9 выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне.
  1. Из предложений 1 - 3 выпишите слово(а), правописание суффикса в котором(ых) определяется наличием определенной приставки.
  1. Из предложений 9 - 11 выпишите слово, к которому применимо правило «Правописание безударного личного окончания глагола зависит от спряжения».
  2. Замените авторское слово «РАССУДИЛИ» из предложения 9 синонимом. Напишите этот синоним.
  1. Выпишите грамматическую основу предложения 4.
  1. Среди предложений 3 - 7 найдите предложение(я) с обособленным(и) определением(ами), выраженным(и) причастным(и) оборотом(ами). Напишите номер этого предложения.
  1. Среди предложений 6 - 11 найдите предложение(я) с обособленным(и) обстоятельством(ами), выраженным(и) деепричастным(и) оборотом(ами). Напишите номер этого предложения.
  2. Укажите количество грамматических основ в предложении 10. Ответ запишите цифрой.

 

ИТОГОВАЯ контрольная работа

7 класс (3 вариант)

Диктант

(1)Вставало солнце, растопляя сентябрьские туманы, расчищая небо. (2)На земле снова начиналось лето. (3)Так продолжалось в течение целой недели.

 (4)Опираясь на палку, выломанную из старой заброшенной засеки, шагал он лугами, сосняком, мысленно не переставая благодарить встретившуюся старушонку, открывшую ему этот полузабытый способ передвижения по родной земле.

(5) Первую ночь он провел возле порожистой речонки, да чересчур загляделся на играющую на вечерней заре рыбешку. (6)Ночлег под открытым небом, под звездами вошел у него в привычку. (7)Питался он сухарями, размоченными в ручье, печеной картошкой, ягодами.

(8) Он был по-настоящему счастлив. (9)Никогда прежде не доставляли ему столько радости такие пустяки, как запах дыма, шорох падающей с дерева сухой прошлогодней шишки, полыхающая на солнце рябина. (10)Когда он по утрам слышал прощальные песни журавлей, у него на глазах выступали слезы.

(По Ф. Абрамову, 122 слова).

  1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) Первую ночь он провел возле порожистой речонки, да чересчур загляделся на играющую на вечерней заре рыбешку.

2) На земле снова начиналось лето.

3) Так продолжалось в течение целой недели.

4) Питался он сухарями, размоченными в ручье, печеной картошкой, ягодами.

  1. Из предложений 1 - 4 выпишите слово, правописание приставки зависит от звонкости – глухости последующего после нее согласного.
  1. Из предложений 4 - 6 выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне.
  1. Из предложений 1 - 2 выпишите слово(а), правописание суффикса в котором(ых) определяется наличием определенной приставки.
  1. Из предложений 5 выпишите слово, к которому применимо правило «Правописание безударного окончания существительного зависит от склонения».
  2. Замените авторское слово «ПОЛЫХАЮЩАЯ» из предложения 9 синонимом. Напишите этот синоним.
  1. Выпишите грамматическую основу предложения 5.
  1. Среди предложений 4 - 7 найдите предложение(я) с обособленным(и) определением(ами), выраженным(и) причастным(и) оборотом(ами). Напишите номер этого предложения.
  1. Среди предложений 1 - 5 найдите предложение(я) с обособленным(и) обстоятельством(ами), выраженным(и) деепричастным(и) оборотом(ами). Напишите номер этого предложения.
  2. Укажите количество грамматических основ в предложении 9. Ответ запишите цифрой.

 

ИТОГОВАЯ контрольная работа

7 класс (4 вариант)

Диктант

(1)В течение многих тысячелетий меняется форма и высота поверхности, и там, где раньше шумело море, впоследствии образовалась суша. (2)С реками и озерами происходит то же самое, что и с морями. (3)Горы также не остаются неизменными. (4)Особенно сильно разрушаются породы, состоящие из нескольких составных частей. (5)Так как эти части расширяются и сжимаются по-разному, между ними образуются трещины. (6)В них попадает вода. (7)При замерзании она увеличивается в объеме,  с громадной силой разрывая самые твердые камни.

 (8)Растения и животные тоже играют большую роль в разрушении горных пород. (9)Корни растений выделяют кислоту, которая разъедает камень. (10)Если в трещину породы попадает семя, то оно разрастается и, постепенно утолщаясь, будет раздвигать ее. (11)Вследствие этого происходит выветривание. (12)Оно происходит очень медленно, но в продолжение многих лет самые прочные породы разрушаются, распадаются на части.

(По материалам Интернета, 126 слов).

 

  1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Растения и животные тоже играют большую роль в разрушении горных пород.

2) Оно происходит очень медленно, но в продолжение многих лет самые прочные породы разрушаются, распадаются на части.

3) Особенно сильно разрушаются породы, состоящие из нескольких составных частей.

4) С реками и озерами происходит то же самое, что и с морями.

  1. Из предложений 1 - 2 выпишите слово, правописание приставки зависит от звонкости – глухости стоящего после нее согласного.
  1. Из предложений 6 - 9 выпишите  слово(а) с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
  1. Из предложений 11 - 12 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В суффиксах наречий пишется столько же Н, сколько в слове, от которого оно образовано».
  1. Из предложений 1 выпишите слово, к которому применимо правило «Правописание безударного личного окончания глагола зависит от спряжения».
  2. Замените авторское слово «ГРОМАДНОЙ» из предложения 7  нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
  1. Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) предложения 2.
  1. Среди предложений 1 - 7 найдите предложение(я) с обособленным(ыми) определением(ями), выраженным(ыми) причастным(ыми) оборотом(ами). Напишите номер(а) этого(их) предложения(й).
  1. Среди предложений 8 - 12 найдите предложение(я) с обособленным(ыми) обстоятельством (ами), выраженным (ыми) деепричастным(ыми) оборотом(ами). Напишите номер(а) этого(их) предложения(й).
  2. Укажите количество грамматических основ в предложении 12. Ответ запишите цифрой.