В начале учебного года рекомендуем провести в 8 классах стартовую работу по русскому языку.
Работа состоит из 4 вариантов: предлагается диктант и задание к нему в формате тестовой части ГИА.
Автор: Валикова Татьяна Вячеславовна
Стартовая (диагностическая работа) в начале учебного года
8 класс (1 вариант)
Диктант
Таинственный ящик
(1)У Шаляпина был объёмистый кожаный портфель, оклеенный множеством ярлыков туристских фирм разных стран и городов, в которых гастролировал певец. (2)Все годы, прожитые за границей, Шаляпин постоянно возил портфель с собой, никому не доверял, почти не выпускал из рук.
(3)В портфеле лежал небольшой ящичек. (4)Не только люди, работавшие с Шаляпиным, но и родные не имели представления о его содержимом и не прикасались к нему.
(5)Приезжая в новый город и входя в приготовленный ему номер, Шаляпин вынимал из портфеля ящик и ставил его под кровать.
(6)Зная крутой нрав Шаляпина, никто не осмеливался расспрашивать его о ящике.
(7)Это было таинственно и непостижимо.
(8)После смерти артиста его вдова вскрыла наглухо заколоченный ящик.
(9)В нём оказалась горсть земли, взятой Шаляпиным перед отъездом за границу. (10)Горсть русской земли.
(По А. Лессу, 119 слов).
- Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) В нём оказалась горсть земли, взятой Шаляпиным перед отъездом за границу.
2) В портфеле лежал небольшой ящичек.
3) Зная крутой нрав Шаляпина, никто не осмеливался расспрашивать его о ящике.
4) Приезжая в новый город и входя в приготовленный ему номер, Шаляпин вынимал из портфеля ящик и ставил его под кровать.
- Из предложений 6 - 10 выпишите слово, правописание приставки зависит от звонкости – глухости последующего после нее согласного.
- Из предложений 1 - 4 выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне.
- Из предложений 5 - 10 выпишите слово(а), правописание Н (НН) в котором(ых) определяется правилом: «В суффиксах причастий пишется НН, если есть приставка кроме НЕ».
- Из предложения 9 выпишите слово, к которому применимо правило «Правописание окончания глагола зависит от рода этого глагола».
- Замените авторское слово «ОБЪЁМИСТЫЙ» из предложения 1 синонимом. Напишите этот синоним.
- Выпишите грамматическую основу предложения 5.
- Среди предложений 4 - 8 найдите предложение(я) с обособленным(и) определением(ами), выраженным(и) причастным(и) оборотом(ами). Напишите номер этого предложения.
- Среди предложений 5 - 10 найдите предложение(я) с обособленным(и) обстоятельством(ами), выраженным(и) деепричастным(и) оборотом(ами). Напишите номер этого предложения.
- Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой.
Стартовая (диагностическая работа) в начале учебного года
8 класс (2 вариант)
(1)Мы выбрали небольшую равнину, прогретую нежарким солнцем. (2)Если посмотришь направо, то среди листвы увидишь, как среди домов кое-где светятся золотые кроны деревьев. (3)Внизу некошеная трава еще зеленая, а меж голубоватых камней блистает вода. (4)В стеклянной синеве тихой заводи вода приобретает темный цвет, медленно кружа опавшую листву, а затем мчит ее дальше по каменистому дну.
(5)Под чистым небом виноград вприкуску с хлебом кажется необыкновенно вкусным. (6)Тут же можно напиться студеной воды. (7)Рядом с нами лежат пока еще не разобранные удочки.
(8)В одном месте вода бурлит огромными клубами, пытаясь растечься вширь, но потом устремляется вперед, летит на прибрежные камни. (9)Едва я опустил удочку, как почувствовал, что меня тянет вниз. (10)И вот из потока, извиваясь на крючке, выскочила серебряная рыбка. (11)Искренне обрадовавшись неожиданной удаче, мы тронулись в обратный путь. (12)После рыбалки невольно замечаешь каждую заводь, сочетающую в себе прозрачную волну и яркие блики солнца.
(По В. Солоухину, 141 слово).
- Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) И вот из потока, извиваясь на крючке, выскочила серебряная рыбка.
2) Под чистым небом виноград вприкуску с хлебом кажется необыкновенно вкусным.
3) Рядом с нами лежат пока еще не разобранные удочки.
4) Внизу некошеная трава еще зеленая, а меж голубоватых камней блистает вода.
- Из предложений 1 - 7 выпишите слово, правописание приставки определяется ее значением – «близость к чему-либо».
- Из предложений 8 - 12 выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне.
- Из предложений 1 - 5 выпишите слово(а), правописание Н в котором(ых) определяется правилом: «В суффиксах причастий пишется Н, если в этом причастии есть приставка НЕ».
- Из предложений 9 - 11 выпишите слово, к которому применимо правило «Правописание безударного личного окончания глагола зависит от спряжения».
- Замените авторское слово «СТУДЁНОЙ» из предложения 6 синонимом. Напишите этот синоним.
- Выпишите грамматическую основу предложения 8.
- Среди предложений 1 - 5 найдите предложение(я) с обособленным(и) определением(ами), выраженным(и) причастным(и) оборотом(ами). Напишите номер этого предложения.
- Среди предложений 5 - 10 найдите предложение(я) с обособленным(и) обстоятельством(ами), выраженным(и) деепричастным(и) оборотом(ами). Напишите номер этого предложения.
- Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.
Стартовая (диагностическая работа) в начале учебного года
8 класс (3 вариант)
Диктант
(1)В тайге темнеет быстро. (2)И все-таки темнота застала нас врасплох. (3)Раздвигая тяжелые колючие ветви и нащупывая ногой следующую кочку, мы пробирались вперед. (4)Было совершенно темно, но от прожорливых комаров и мошек, летавших вокруг нас, спасения не было так же, как и днем.
(5) Целый день мы шли вниз по течению реки, но река исчезла в темноте где-то слева, и нам приходилось идти наугад. (6)К счастью, до ближайшей охотничьей избушки оставалось совсем недалеко. (7)И действительно, когда мы поодиночке перешли по узкой жердочке и поднялись в гору, то оказались перед избушкой.
(8)Не теряя ни минуты, в душе радуясь, что расчет наш оправдался, мы добрались до места и начали без устали рубить хвою, пилить ножовкой небольшие ветки и класть их крест-накрест. (9)Вот и готово наше пахучее, но не очень мягкое укрытие. (10)Товарищ мой уже не смотрит исподлобья и даже начинает читать стихи, выученные им когда-то на память.
(По М. Филипченко, 143 слова).
- Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1) Раздвигая тяжелые колючие ветви и нащупывая ногой следующую кочку, мы продвигались вперед.
2) Товарищ мой уже не смотрит исподлобья и даже начинает читать стихи, выученные им когда-то на память.
3) И действительно, когда мы поодиночке перешли по узкой жердочке и поднялись в гору, то оказались перед избушкой.
4) И все-таки темнота застала нас врасплох.
- Из предложений 1 - 6 выпишите слово, правописание приставки зависит от звонкости – глухости последующего после нее согласного.
- Из предложений 1 - 5 выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне.
- Из предложений 7 - 10 выпишите слово(а), правописание Н (НН) в котором(ых) определяется правилом: «В суффиксах причастий пишется НН, если в этом причастии есть приставка, кроме НЕ».
- Из предложений 1 - 4 выпишите слово, к которому применимо правило «Правописание безударного личного окончания глагола зависит от спряжения».
- Замените авторское слово «НАУГАД» из предложения 6 синонимом. Напишите этот синоним.
- Выпишите грамматическую основу предложения 10.
- Среди предложений 1 - 6 найдите предложение(я) с обособленным(и) определением(ами), выраженным(и) причастным(и) оборотом(ами). Напишите номер этого предложения.
- Среди предложений 5 - 10 найдите предложение(я) с обособленным(и) обстоятельством(ами), выраженным(и)и деепричастным(и) оборотом(ами). Напишите номер этого предложения.
- Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.
Стартовая (диагностическая работа) в начале учебного года
8 класс (4 вариант)
Диктант
(1)Я вышел из дома ночью, потому что предполагал добраться до утиного озера к рассвету. (2)Шел по пыльной дороге, спускаясь в неглубокие овраги, поднимался на пригорки, пересекая редкие сосновые лесочки с застоявшимся в них запахом смолы и земляники, снова выходил к полю.
(3)Никто не отгонял меня, и я ни с кем не встретился. (4)Вдоль дороги тянулась рожь. (5)Она созревала уже и стояла неподвижно, чуть-чуть светлея в темноте. (6)Скоро дорога ушла влево, и я ступил на твердую тропинку, извивающуюся вдоль берега небольшой, но глубокой речонки. (7)Плывущие по ней бревна изредка сталкивались друг с другом, и тогда раздавался слабый звук, будто кто-то стучал топором по дереву.
(8)На другой стороне реки яркой точкой горел костер, и узкая прерывистая полоска света тянулась от него далеко по воде.
(9)Я прибавил шаг, миновал осиновый подлесок и в небольшой ложбинке, окруженной со всех сторон густым лесом, увидел костер. (10)Возле него, подперев рукой голову, пристроился человек. (11)Он что-то негромко напевает.
(По Ю. Казакову, 151 слово).
- Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Я прибавил шаг, миновал осиновый подлесок и в небольшой ложбинке, окруженной со всех сторон густым лесом, увидел костер.
2) На другой стороне реки яркой точкой горел костер, и узкая прерывистая полоска света тянулась от него далеко по воде.
3) Я вышел из дома ночью, потому что предполагал добраться до утиного озера к рассвету.
4) Она созревала уже и стояла неподвижно, чуть-чуть светлея в темноте.
- Из предложений 7 - 11 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется ее значением – «неполнота действия».
- Из предложений 8 - 11 выпиши слово(а) с чередующейся гласной в корне, не проверяемой ударением.
- Из предложений 1 - 6 выпишите слово, правописание суффикса в котором зависит от спряжения глагола, от которого это слово образовано.
- Из предложений 9 - 11 выпишите слово, к которому применимо правило «Правописание безударного личного окончания глагола зависит от спряжения».
- Замените авторское слово «МИНОВАЛ» из предложения 9 нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
- Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) предложения 9.
- Среди предложений текста найдите предложение(я) с обособленным(ыми) определением(ями), выраженным(ыми) причастным(ыми) оборотом(ами). Напишите номер(а) этого(их) предложения(й).
- Среди предложений текста найдите предложение(я) с обособленным(ыми) обстоятельством (ами), выраженным (ыми) деепричастным(ыми) оборотом(ами). Напишите номер(а) этого(их) предложения(й).
- Укажите количество грамматических основ в предложении 7. Ответ запишите цифрой.