В начале учебного года рекомендуем провести в 8 классах стартовую работу по русскому языку.

Работа состоит из 4 вариантов: предлагается диктант и задание к нему в формате тестовой части ГИА.

Автор: Валикова Татьяна Вячеславовна

 

Стартовая (диагностическая работа) в начале учебного года

8 класс (1 вариант)

Диктант

Таинственный ящик

(1)У Шаляпина был объёмистый кожаный портфель, оклеенный множеством ярлыков туристских фирм разных стран и городов, в которых гастролировал певец. (2)Все годы, прожитые за границей, Шаляпин постоянно возил портфель с собой, никому не доверял, почти не выпускал из рук.

(3)В портфеле лежал небольшой ящичек. (4)Не только люди, работавшие с Шаляпиным, но и родные не имели представления о его содержимом и не прикасались к нему.

(5)Приезжая в новый город и входя в приготовленный ему номер, Шаляпин вынимал из портфеля ящик и ставил его под кровать.

(6)Зная крутой нрав Шаляпина, никто не осмеливался расспрашивать его о ящике.

(7)Это было таинственно и непостижимо.

(8)После смерти артиста его вдова вскрыла наглухо заколоченный ящик.

(9)В нём оказалась горсть  земли, взятой Шаляпиным перед отъездом за границу. (10)Горсть русской земли.

 (По А. Лессу, 119 слов).

  1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) В нём оказалась горсть  земли, взятой Шаляпиным перед отъездом за границу.   

2)  В портфеле лежал небольшой ящичек.

3)  Зная крутой нрав Шаляпина, никто не осмеливался расспрашивать его о ящике.

4)  Приезжая в новый город и входя в приготовленный ему номер, Шаляпин вынимал из портфеля ящик и ставил его под кровать.

  1. Из предложений 6 - 10 выпишите слово, правописание приставки зависит от звонкости – глухости последующего после нее согласного.
  1. Из предложений 1 - 4 выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне.
  1. Из предложений 5 - 10 выпишите слово(а), правописание Н (НН) в котором(ых) определяется правилом: «В суффиксах причастий пишется НН, если есть приставка кроме НЕ».
  1. Из предложения 9 выпишите слово, к которому применимо правило «Правописание окончания глагола зависит от рода этого глагола».
  2. Замените авторское слово «ОБЪЁМИСТЫЙ» из предложения 1 синонимом. Напишите этот синоним.
  1. Выпишите грамматическую основу предложения 5.
  1. Среди предложений 4 - 8 найдите предложение(я) с обособленным(и) определением(ами), выраженным(и) причастным(и) оборотом(ами). Напишите номер этого предложения.
  1. Среди предложений 5 - 10 найдите предложение(я) с обособленным(и) обстоятельством(ами), выраженным(и) деепричастным(и) оборотом(ами). Напишите номер этого предложения.
  2. Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой.

 

Стартовая (диагностическая работа) в начале учебного года

8 класс (2 вариант)

(1)Мы выбрали небольшую равнину, прогретую нежарким солнцем. (2)Если посмотришь направо, то среди листвы увидишь, как среди домов кое-где светятся золотые кроны деревьев. (3)Внизу некошеная трава еще зеленая, а меж голубоватых камней блистает вода. (4)В стеклянной синеве тихой заводи вода приобретает темный цвет, медленно кружа опавшую листву, а затем мчит ее дальше по каменистому дну.

(5)Под чистым небом виноград вприкуску с хлебом кажется необыкновенно вкусным. (6)Тут же можно напиться студеной воды. (7)Рядом с нами лежат пока еще не разобранные удочки.

(8)В одном месте вода бурлит огромными клубами, пытаясь растечься вширь, но потом устремляется вперед, летит на прибрежные камни. (9)Едва я опустил удочку, как почувствовал, что меня тянет вниз. (10)И вот из потока, извиваясь на крючке, выскочила серебряная рыбка. (11)Искренне обрадовавшись неожиданной удаче, мы тронулись в обратный путь. (12)После рыбалки невольно замечаешь каждую заводь, сочетающую в себе прозрачную волну и яркие блики солнца.

 (По В. Солоухину, 141 слово).

  1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1)  И вот из потока, извиваясь на крючке, выскочила серебряная рыбка.

2) Под чистым небом виноград вприкуску с хлебом кажется необыкновенно вкусным.

3) Рядом с нами лежат пока еще не разобранные удочки.

4) Внизу некошеная трава еще зеленая, а меж голубоватых камней блистает вода.

  1. Из предложений 1 - 7 выпишите слово, правописание приставки определяется ее значением – «близость к чему-либо».
  1. Из предложений 8 - 12 выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне.
  1. Из предложений 1 - 5 выпишите слово(а), правописание Н в котором(ых) определяется правилом: «В суффиксах причастий пишется Н, если в этом причастии есть приставка НЕ».
  1. Из предложений 9 - 11 выпишите слово, к которому применимо правило «Правописание безударного личного окончания глагола зависит от спряжения».
  2. Замените авторское слово «СТУДЁНОЙ» из предложения 6 синонимом. Напишите этот синоним.
  1. Выпишите грамматическую основу предложения 8.
  1. Среди предложений 1 - 5 найдите предложение(я) с обособленным(и) определением(ами), выраженным(и) причастным(и) оборотом(ами). Напишите номер этого предложения.
  1. Среди предложений 5 - 10 найдите предложение(я) с обособленным(и) обстоятельством(ами), выраженным(и) деепричастным(и) оборотом(ами). Напишите номер этого предложения.
  1. Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.

 

Стартовая (диагностическая работа) в начале учебного года

8 класс (3 вариант)

Диктант

(1)В тайге темнеет быстро. (2)И все-таки темнота застала нас врасплох. (3)Раздвигая тяжелые колючие ветви и нащупывая ногой следующую кочку, мы  пробирались вперед. (4)Было совершенно темно, но от прожорливых комаров и мошек, летавших  вокруг нас, спасения не было так же, как и днем.

(5) Целый день мы шли вниз по течению реки, но река исчезла в темноте где-то слева, и нам приходилось идти наугад.  (6)К счастью, до ближайшей охотничьей избушки оставалось совсем недалеко. (7)И действительно, когда мы поодиночке перешли по узкой жердочке и поднялись в гору, то оказались перед избушкой.

(8)Не теряя ни минуты, в душе радуясь, что расчет наш оправдался,  мы  добрались до места и начали без устали рубить хвою, пилить ножовкой небольшие ветки и класть их крест-накрест. (9)Вот и готово наше пахучее, но не очень мягкое укрытие. (10)Товарищ мой уже не смотрит исподлобья и даже начинает читать стихи, выученные им когда-то на память.

 (По М. Филипченко, 143 слова).

  1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) Раздвигая тяжелые колючие ветви и нащупывая ногой следующую кочку, мы  продвигались вперед.   

2) Товарищ мой уже не смотрит исподлобья и даже начинает читать стихи, выученные им когда-то на память.

3) И действительно, когда мы поодиночке перешли по узкой жердочке и поднялись в гору, то оказались перед избушкой. 

4) И все-таки темнота застала нас врасплох.

  1. Из предложений 1 - 6 выпишите слово, правописание приставки зависит от звонкости – глухости последующего после нее согласного.
  1. Из предложений 1 - 5 выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне.
  1. Из предложений 7 - 10 выпишите слово(а), правописание Н (НН) в котором(ых) определяется правилом: «В суффиксах причастий пишется НН, если в этом причастии есть приставка, кроме НЕ».
  1. Из предложений 1 - 4 выпишите слово, к которому применимо правило «Правописание безударного личного окончания глагола зависит от спряжения».
  2. Замените авторское слово «НАУГАД» из предложения 6 синонимом. Напишите этот синоним.
  1. Выпишите грамматическую основу предложения 10.
  1. Среди предложений 1 - 6 найдите предложение(я) с обособленным(и) определением(ами), выраженным(и) причастным(и) оборотом(ами). Напишите номер этого предложения.
  1. Среди предложений 5 - 10 найдите предложение(я) с обособленным(и) обстоятельством(ами), выраженным(и)и деепричастным(и) оборотом(ами). Напишите номер этого предложения.
  2. Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.

 

Стартовая (диагностическая работа) в начале учебного года

8 класс (4 вариант)

Диктант

(1)Я вышел из дома ночью, потому что предполагал добраться до утиного озера к рассвету. (2)Шел по пыльной дороге, спускаясь в неглубокие овраги, поднимался на пригорки, пересекая редкие сосновые лесочки с застоявшимся в них запахом смолы и земляники, снова выходил к полю.

(3)Никто не отгонял меня, и я ни с кем не встретился. (4)Вдоль дороги  тянулась рожь. (5)Она созревала уже и стояла неподвижно, чуть-чуть светлея в темноте. (6)Скоро дорога ушла влево, и я ступил на твердую тропинку, извивающуюся вдоль берега небольшой, но глубокой речонки. (7)Плывущие по ней бревна изредка сталкивались друг с другом, и тогда раздавался слабый звук, будто кто-то стучал топором по дереву.

(8)На другой стороне реки яркой точкой горел костер, и узкая прерывистая полоска света тянулась от него далеко по воде.

(9)Я прибавил шаг, миновал осиновый подлесок и в небольшой ложбинке, окруженной со всех сторон густым лесом, увидел костер. (10)Возле него, подперев рукой голову, пристроился человек. (11)Он что-то негромко напевает.

(По Ю. Казакову, 151 слово).

 

  1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Я прибавил шаг, миновал осиновый подлесок и в небольшой ложбинке, окруженной со всех сторон густым лесом, увидел костер.    

2) На другой стороне реки яркой точкой горел костер, и узкая прерывистая полоска света тянулась от него далеко по воде.

3) Я вышел из дома ночью, потому что предполагал добраться до утиного озера к рассвету.

4) Она созревала уже и стояла неподвижно, чуть-чуть светлея в темноте.

  1. Из предложений 7 - 11 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется ее значением – «неполнота действия».
  1. Из предложений 8 - 11 выпиши  слово(а) с чередующейся гласной в корне, не проверяемой ударением.
  1. Из предложений 1 - 6 выпишите слово, правописание суффикса в котором зависит от спряжения глагола, от которого это слово образовано.
  1. Из предложений 9 - 11 выпишите слово, к которому применимо правило «Правописание безударного личного окончания глагола зависит от спряжения».
  1. Замените авторское слово «МИНОВАЛ» из предложения 9 нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
  1. Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) предложения 9.
  1. Среди предложений текста найдите предложение(я) с обособленным(ыми) определением(ями), выраженным(ыми) причастным(ыми) оборотом(ами). Напишите номер(а) этого(их) предложения(й).
  1. Среди предложений текста найдите предложение(я) с обособленным(ыми) обстоятельством (ами), выраженным (ыми) деепричастным(ыми) оборотом(ами). Напишите номер(а) этого(их) предложения(й).
  2. Укажите количество грамматических основ в предложении 7. Ответ запишите цифрой.