В конце I  полугодия (2 четверти) рекомендуем провести контрольную работу в 8 классе.

Работа составлена в расчете на 4 варианта. Кроме текста диктанта, используются тестовые задания в формате ГИА.

Автор: Валикова Татьяна Вячеславовна

 

Контрольная работа (конец 1-го полугодия)

8 класс (1 вариант)

Диктант

 (1) В мире животных у нас есть симпатии и антипатии. (2)Крокодилов не любит никто. (3)Этот огромный, обитающий в воде ящер имеет небольшой мозг, но мощные челюсти и мускулистый хвост, удар которого может переломать ноги взрослой антилопе.

(4)Крокодил — искусный охотник. (5)Часами он может неподвижно лежать в воде, высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза — «перископы». (6)Стоит кому-то приблизиться к водопою и от жажды потерять бдительность, он,  мгновенно вскочив, бросается на жертву. (7)В Африке ею чаще всего бывают антилопы.

(8) Размеры жертвы крокодила нисколько не смущают. (9)На суше он ее не приканчивает, а тащит в воду и топит. (10)Рвать жертву хищник сразу не станет, а поместит за корягу или в пещеру, вырытую для этого в берегу под водой, и подождет, пока добыча «отмокнет».

(11) Желудок крокодила — адский химический комбинат, переваривающий все: шерсть, рога, копыта. (12)Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке.

(По В. Пескову, 137 слов).

  1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является гипербола.

1) Рвать жертву хищник сразу не станет, а поместит за корягу или в пещеру, вырытую для этого в берегу под водой, и подождет, пока добыча «отмокнет».

2)  Желудок крокодила — адский химический комбинат, переваривающий все: шерсть, рога, копыта.

3) Часами он может неподвижно лежать в воде, высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза — «перископы».

4) На суше он ее не приканчивает, а тащит в воду и топит.

  1. Из предложений 7 - 9 выпишите слово, правописание приставки зависит от ударения.
  1. Из предложений 4 - 7 выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне.
  1. Из предложений 6 - 10 выпишите слово(а), правописание Н (НН) в котором(ых) определяется правилом: «В суффиксах наречий пишется столько же Н, сколько в слове, от которого это наречие образовано».
  2. Замените авторское слово «ИСКУСНЫЙ» из предложения 4 синонимом. Напишите этот синоним.
  1. Замените словосочетание «железные крючья» (предложение 12), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
  1. Выпишите грамматическую основу предложения 5.
  1. Среди предложений 8 - 12 найдите предложение(я) с обособленным(и) определением(ами), выраженным(и) причастным(и) оборотом(ами) и однородными дополнениями с обобщающим словом. Напишите номер этого предложения.
  1. Среди предложений 1 - 6 найдите предложение(я) с обособленным(и) обстоятельством(ами), выраженным(и) деепричастным(и) оборотом(ами). Напишите номер этого предложения.
  1. Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.

 

Контрольная работа (конец 1-го полугодия)

8 класс (2 вариант)

Диктант

(1)В. Суриков — автор известной картины «Переход Суворова через Альпы», рассказывающей о подвиге русских солдат.

(2)В течение двух лет работает художник, и многое уже сделано. (3) Главное — обдумано расположение фигур на огромном холсте. (4) Слева — Суворов. (5 ) Он осадил коня прямо на краю пропасти. (6) В центре — русские солдаты, стремительной лавиной скатывающиеся вниз с круч. (7) Но страстное желание правды, стремление написать непременно все с натуры привели художника на вершины швейцарских Альп.

(8) По узкой тропке нужно пробраться художнику и проводнику-швейцарцу. (9)Вдруг Суриков стремительно стал скатываться вниз по обледенелой круче. (10)Не пролетев и десяти метров, подняв тучу снежной пыли, он исчезает в сугробе. (11) Это спасает его, потому что впереди торчат из снега острые зубья скал. (12) Проводник мечется над обрывом, что-то крича, но Суриков уже приподнимается и, хватаясь за камни, добирается до площадки. (13) Невольно художнику кажется, что так же спускались с гор чудо-богатыри Суворова.

(По О. Туберовской, 146 слов).

  1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1)  Проводник мечется над обрывом, что-то крича, но Суриков уже приподнимается и, хватаясь за камни, добирается до площадки.

2) В течение двух лет работает художник, и многое уже сделано.

3) Вдруг Суриков стремительно стал скатываться вниз по обледенелой круче.

4) В центре — русские солдаты, стремительной лавиной скатывающиеся вниз с круч.

  1. Из предложений 11 - 13 выпишите слово, правописание приставки определяется ее значением – «неполнота действия».
  1. Из предложений 1 - 5 выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне.
  1. Из предложений 2 - 7 выпишите слово(а), правописание Н (НН) в котором(ых) определяется правилом: «В суффиксах кратких страдательных причастий пишется Н».
  2. Замените авторское слово «ХОЛСТЕ» из предложения 3 синонимом. Напишите этот синоним.
  1. Замените словосочетание «снежной пыли» (предложение 10), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
  1. Выпишите грамматическую основу предложения 8.
  1. Среди предложений 1 - 6 найдите предложение(я) с обособленным(и) определением(ами), выраженным(и) причастным(и) оборотом(ами). Напишите номер этого предложения.
  1. Среди предложений 8 - 13 найдите предложение(я) с обособленным(и) обстоятельством(ами), выраженным(и)и деепричастным(и) оборотом(ами). Напишите номер этого предложения.
  1. Укажите количество грамматических основ в предложении 11. Ответ запишите цифрой.

 

Контрольная работа (конец 1-го полугодия)

8 класс (3 вариант)

(1) Мы расположились в палатке, поджав ноги, и начали поглощать неимоверное количество чая. (2)Большой мороз сушит не хуже зноя, пить целый день нечего, и к вечеру появляется неутолимая жажда.

(3) При красноватом мерцании печки, уютно потрескивающей в углу, хмурые, обветренные лица светлеют, суровые морщины разглаживаются.

(4)В печку перестали подкладывать дрова, и в палатку неумолимо стал забираться ледяной воздух. (5)Пришлось снова надевать запасные меховые носки и влезать в спальные мешки. (6)В тишине и резком холоде остывшей палатки еще некоторое время металось  уже бессильное пламя угасавшей печки, освещая то висящие над головой для просушки рукавицы, шапки и шарфы, то приготовленные на утро дрова для топки. (7)Печка погасла. (8)Сквозь дремоту до сознания доходили редкие звуки внешнего мира: далекий грохот оседавшего льда, треск лопающегося дерева, беготня оленей.

(9) С утра светлые легкие облака, точно сказочный полог, затянули все небо. (10)Невидимое солнце излучало сильный свет. (11)Он сглаживал все неровности, искажал линию горизонта и менял очертания предметов, крайне затрудняя передвижение.

 (По И. Ефремову, 149 слов).

  1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Он сглаживал все неровности, искажал линию горизонта и менял очертания предметов, крайне затрудняя передвижение.

2) С утра светлые легкие облака, точно сказочный полог, затянули все небо.

3) В печку перестали подкладывать дрова, и в палатку неумолимо стал забираться ледяной воздух.

4) Мы расположились в палатке, поджав ноги, и начали поглощать неимоверное количество чая.

  1. Из предложений 1 - 3 выпишите слово, правописание приставки зависит от звонкости – глухости последующего после нее согласного.
  1. Из предложений 4 - 7 выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне.
  1. Из предложений 7 - 9 выпишите слово(а), правописание суффикса в котором(ых) определяется спряжением глагола, от которого это слово образовано.
  2. Замените авторское слово «НЕУМОЛИМО» из предложения 6 синонимом. Напишите этот синоним.
  1. Замените словосочетание «меховые носки» (предложение 5), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
  1. Выпишите грамматическую основу предложения 1.
  1. Среди предложений 3 - 8 найдите предложение(я) с обособленным(и) определением(ами), выраженным(и) причастным(и) оборотом(ами). Напишите номер этого предложения.
  1. Среди предложений 1 - 5 найдите предложение(я) с обособленным(и) обстоятельством(ами), выраженным(и) деепричастным(и) оборотом(ами). Напишите номер этого предложения.
  1. Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Ответ запишите цифрой.

 

Контрольная работа (конец 1-го полугодия)

8 класс (4 вариант)

Диктант

(1)Монастырь стоял на довольно высоком берегу реки, отделявшей его от города, раскинувшегося на другом, низменном берегу реки. (2)Сообщались горожане с монастырём при помощи парома, хотя сюда можно было попасть и через мост, но для этого приходилось делать большой крюк. (3)Я вышел из монастырской ограды через отворённую в эту ночь калитку и присел на плоский камень, заменявший скамью у монастырских ворот.

(4)Внизу тихо проносила свои желтовато-мутные воды уже освободившаяся от ледяных оков река. (5)У песчаного берега стояло несколько лодок и паромов, причаленных окончившими свою перевозную работу монастырскими работниками к кое-как устроенной пристани животрепещущими мостками, с наскоро сколоченной будочкой и с поднимавшейся вверх от плота головоломной лестницей. (6)Народу не было видно нигде: ни на берегу, ни на плоту, ни на лодках.

(7)На городском берегу, слегка задёрнутом теперь ночною мглою, тоже царствовало полное затишье, нигде не светилось огоньков, нигде не поднималось над домами дымков. (8)Все, очевидно, наслаждались сладким сном, отдыхая после ночного богослужения и разговенья. (9)В воздухе было уже почти светло, и короткая весенняя ночь уступала место ясному утру.

(По А. Шеллеру, 166 слов).

  1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) Сообщались горожане с монастырём при помощи парома, хотя сюда можно было попасть и через мост, но для этого приходилось делать большой крюк.    

2) В воздухе было уже почти светло, и короткая весенняя ночь готова была уступить место ясному утру.

3) Народу не было видно нигде: ни на берегу, ни на плоту, ни на лодках.

4) Внизу тихо проносила свои желтовато-мутные воды уже освободившаяся от ледяных оков река.

  1. Из предложения 5 выпишите слово(а), правописание приставки в котором(ых) определяется ее значением – «присоединение».
  1. Из предложения 6 выпишите слово(а) с проверяемой гласной в корне.
  1. Из предложений 1 - 6 выпишите слово, правописание суффикса определяется правилом «В суффиксах прилагательных АН, ЯН, ИН пишется одна Н, кроме слов-исключений».
  2. Замените авторское слово «ЦАРСТВОВАЛО» из предложения 7  нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
  1. Замените словосочетание «ледяных оков» (предложение 4), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
  1. Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) предложения 3.
  1. Среди предложений 1 – 4 найдите предложение(я) с обособленным(ыми) определением(ями), выраженным(ыми) причастным(ыми) оборотом(ами). Напишите номер(а) этого(их) предложения(й).
  1. Среди предложений 6 -9 найдите предложение(я) с обособленным(ыми) обстоятельством (ами), выраженным (ыми) деепричастным(ыми) оборотом(ами). Напишите номер(а) этого(их) предложения(й).
  2. Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.