В конце учебного года, можно провести итоговую работу по русскому языку в 8 классе.

Она составлена для 4 вариантов. Ученики сначала пишут диктант, а потом выполняют задания в формате ГИА по тексту.

Автор: Валикова Татьяна Вячеславовна

 

ИТОГОВАЯ контрольная работа

8 класс (1 вариант)

Диктант

(1)Летний день угасает, и в засыпающем лесу воцаряется гулкая тишина. (2)Вершины сосен-гигантов еще алеют нежным отблеском догоревшей зари, однако внизу становится темно. (3)Аромат смолистых ветвей, острый и сухой, слабеет, зато сильнее чувствуется сквозь него приторный запах дыма, расстилающегося по земле от дальнего лесного пожара. (4)Неслышно и быстро опускается на землю ночь. (5)С заходом солнца примолкли птицы.

(6)Совсем стемнело. (7)Глаз, привыкший к постепенному переходу от света к темноте, различает вокруг неясные силуэты деревьев. (8)Ни звука, ни шороха не раздается в лесу, а в воздухе чувствуется удивительный травяной запах, плывущий с полей.

(9) Всюду: и направо, и налево от тропинки — простирается невысокий путаный кустарник, и вокруг него, цепляясь за ветки, колеблясь и вытягиваясь, бродят разорванные клочья тумана, неясные, белые.

(10)Странный звук неожиданно разносится по лесу. (11)Он протяжен, низок и, кажется, выходит из-под земли.

    (По А. Куприну, 133 слова).

  1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) Странный звук неожиданно разносится по лесу.  

2) Летний день угасает, и в засыпающем лесу воцаряется гулкая тишина.

3) Неслышно и быстро опускается на землю ночь.

4) Вершины сосен-гигантов еще алеют нежным отблеском догоревшей зари, однако внизу становится темно.

  1. Из предложений 3 - 5 выпишите слово(а), правописание приставки в котором(ых) определяется ее значением – «неполнота действия».
  1. Из предложения 1 выпишите слово(а) с проверяемой гласной в корне.
  1. Из предложений 6 - 8 выпишите слово, правописание суффикса определяется правилом «В суффиксах прилагательных АН, ЯН, ИН пишется одна Н, кроме слов-исключений».
  2. Замените авторское слово «ВОЦАРЯЕТСЯ» из предложения 1  нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
  1. Замените словосочетание «травяной запах» (предложение 8), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
  1. Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) предложения 11.
  1. Среди предложений 6 – 9 найдите предложение(я) с обособленным(ыми) определением(ями), выраженным(ыми) причастным(ыми) оборотом(ами). Напишите номер(а) этого(их) предложения(й).
  1. Среди предложений 6 -11 найдите предложение(я) с обособленным(ыми) обстоятельством (ами), выраженным (ыми) деепричастным(ыми) оборотом(ами). Напишите номер(а) этого(их) предложения(й).
  1. Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.

 

ИТОГОВАЯ контрольная работа

8 класс (2 вариант)

Диктант

Река Кубань

 (1)Кубань, как и все горные реки, осенью пряталась в берега, искала долгожданного покоя. (2)Кое-где речная вода становилась сине-чёрной, прозрачной, текла спокойно, шумела лишь на длинных перекатах. (3)В низовьях совсем замедляла свой бег, успокаивая сильный поток. (4)То тут, то там блестели по степи заливы, сплошь покрытые камышом.

(5)Летом же, в пору таяния ледников и частых грозовых дождей в горах, Кубань начинала просыпаться и шумно выплёскиваться из своих берегов. (6)Вырвавшись на степной простор, она набирала скорость, заливала вспаханные луга, затапливала низины. (7) Несло в реку измельчённые песок и гальку, огромные корневища деревьев. (8)Тревожная песня её не смолкала почему-то ни днём, ни ночью. (9)Вспененные волны проносились то влево, то вправо.

(10)В станицах и хуторах не встретишь, пожалуй, такого человека, который, глядя на бурлящий поток, не подошёл бы к берегу и не удивился бы такой силище: «Разбушевалась, матушка!»

(По материалам Интернета, 136 слов).

  1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет:

1) То тут, то там блестели по степи заливы, сплошь покрытые камышом.

2) Вырвавшись на степной простор, она набирала скорость, заливала луга, затапливала низины.

3) Кубань, как и все горные реки, осенью пряталась в берега, искала покоя.

4) Тревожная песня её не смолкала почему-то ни днём, ни ночью.

  1. Из предложений 6 - 8 выпишите слово, правописание приставки зависит от звонкости – глухости последующего согласного.
  1. Из предложений 6 - 10 выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне.
  1. Из предложений 4 - 6 выпишите слово(а), правописание Н (НН) в котором(ых) определяется правилом: «В суффиксах причастий пишется НН, если в это причастии есть приставка, кроме НЕ».
  2. Замените авторское слово «РАЗБУШЕВАЛАСЬ» из предложения 10 синонимом. Напишите этот синоним.
  1. Замените словосочетание «степной простор» (предложение 6), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
  1. Выпишите грамматическую основу предложения 5.
  1. Среди предложений 1 - 5 найдите предложение(я) с обособленным(и) определением(ами), выраженным(и) причастным(и) оборотом(ами). Напишите номер этого предложения.
  1. Среди предложений 5 - 10 найдите предложение(я) с обособленным(и) обстоятельством(ами), выраженным(и)и деепричастным(и) оборотом(ами). Напишите номер этого предложения.
  2. Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.

 

ИТОГОВАЯ контрольная работа

8 класс (3 вариант)

Диктант

О словарях

(1)Всякие мысли приходят иногда в голову. (2)Например, мысль о том, что нужно составить несколько новых словарей русского языка, кроме уже существующих общих словарей.

(3)В одном таком словаре можно расположить слова, имеющие отношение к природе, в другом – хорошие и меткие местные слова, в третьем – слова людей разных профессий, а в четвёртом – мусорные и мёртвые слова, всю канцелярщину и пошлость, засоряющие русский язык. (4)Этот последний словарь нужен для того, чтобы отучить людей от скудоумной и ломаной речи.

(5)Мысль о том, чтобы собрать слова, имеющие отношение к природе, пришла мне в голову в тот день, когда на луговом озерце я услышал, как хрипловатая девочка перечисляла разные травы и цветы. (6)Словарь этот будет, конечно, толковым. (7)Каждое слово должно быть объяснено, и после него следует помещать несколько отрывков из книг писателей, поэтов и учёных, имеющих научное или поэтическое касательство к этому слову.

(По К. Паустовскому, 137 слов).

  1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитеты.

1) В одном таком словаре можно собрать слова, имеющие отношение к природе, в другом – хорошие и меткие местные слова, в третьем – слова людей разных профессий, а в четвёртом – мусорные и мёртвые слова, всю канцелярщину и пошлость, засоряющие русский язык.

2) Всякие мысли приходят иногда в голову.

3) Например, мысль о том, что нужно составить несколько новых словарей русского языка, кроме уже существующих общих словарей.

4) Словарь этот будет, конечно, толковым.

  1. Из предложений 1 - 4 выпишите слово, правописание приставки зависит от звонкости – глухости последующего после нее согласного.
  1. Из предложений 4 - 7 выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне.
  1. Из предложений 1 - 2 выпишите слово(а), правописание суффикса в котором(ых) определяется спряжением глагола, от которого это слово образовано.
  2. Замените авторское слово «СКУДОУМНОЙ» из предложения 4 синонимом. Напишите этот синоним.
  1. Замените словосочетание «луговом озерце» (предложение 5), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
  1. Выпишите грамматическую основу предложения 6.
  1. Среди предложений 1 - 3 найдите предложение(я) с обособленным(и) дополнением(ями). Напишите номер этого предложения.
  1. Среди предложений 5 - 7 найдите предложение(я) с вводным(ыми)словом(ами). Напишите номер этого предложения.
  1. Укажите количество грамматических основ в предложении 7. Ответ запишите цифрой.

 

ИТОГОВАЯ контрольная работа

8 класс (4 вариант)

Диктант

На охоте

(1)К счастью, было тихо, пруд словно заснул. (2)Мы пошли с Ермолаем вдоль пруда, но, во-первых, у самого берега утка, птица осторожная, не держится; во-вторых, если даже какой-нибудь чирок и подвергался нашим выстрелам, то достать его наши собаки были не в состоянии.

(3)Мы плыли довольно медленно. (4)Наконец, добрались до прибрежных тростников, и пошла потеха.(5) Всех подстреленных птиц мы, конечно, не достали, но всё-таки к обеду лодка наша наполнилась дичью. (6)Владимир, к великому утешению Ермолая, стрелял вовсе не отлично. (7)Ермолай стрелял, по моему мнению, победоносно.

(8) К концу охоты утки, напуганные нами, стали подниматься такими стадами, что мы едва успевали заряжать ружья. (9)Как вдруг от сильного движения Ермолая, здорового и крепкого мужика, наше ветхое судно зачерпнулось и быстро пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте.

(10) Через мгновение мы стояли в воде по горло. (11)Теперь я без хохота вспомнить не могу испуганных и бледных лиц моих товарищей. (12)Но в ту минуту, признаюсь, мне и в голову не приходило смеяться.

(По И.Тургеневу, 155 слов).

 

  1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являются эпитеты.

1) Как вдруг от сильного движения Ермолая, здорового и крепкого мужика, наше ветхое судно зачерпнулось и быстро пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте.

2) Но в ту минуту, признаюсь, мне и в голову не приходило смеяться.

3) Мы плыли довольно медленно.

4) К концу охоты утки стали подниматься такими стадами, что мы едва успевали заряжать ружья.

  1. Из предложений 10-12 выпишите слово, правописание приставки зависит от звонкости – глухости стоящего после приставки согласного.
  1. Из предложения 4 выпишите слово(а) с проверяемой гласной в корне.
  1. Из предложений 1 - 5 выпишите слово(а), правописание Н (НН) в котором(ых) определяется правилом: «В суффиксах наречий пишется столько же Н, сколько в слове, от которого это наречие образовано».
  2. Замените авторское слово «ВЕТХОЕ» из предложения 9 синонимом. Напишите этот синоним.
  1. Замените словосочетание «прибрежных тростников» (предложение 4), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
  1. Выпишите грамматическую основу предложения 9.
  1. Среди предложений 8 - 12 найдите предложение(я) с обособленным(и) приложением и вводным (ими) словом(ами). Напишите номер этого предложения.
  1. Среди предложений 3 - 8 найдите предложение(я) с обособленным(и) определением(ами), выраженным(и) причастным(и) оборотом(ами). Напишите номер этого предложения.
  2. Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.