В конце учебного года, можно провести итоговую работу по русскому языку в 8 классе.
Она составлена для 4 вариантов. Ученики сначала пишут диктант, а потом выполняют задания в формате ГИА по тексту.
Автор: Валикова Татьяна Вячеславовна
ИТОГОВАЯ контрольная работа
8 класс (1 вариант)
Диктант
(1)Летний день угасает, и в засыпающем лесу воцаряется гулкая тишина. (2)Вершины сосен-гигантов еще алеют нежным отблеском догоревшей зари, однако внизу становится темно. (3)Аромат смолистых ветвей, острый и сухой, слабеет, зато сильнее чувствуется сквозь него приторный запах дыма, расстилающегося по земле от дальнего лесного пожара. (4)Неслышно и быстро опускается на землю ночь. (5)С заходом солнца примолкли птицы.
(6)Совсем стемнело. (7)Глаз, привыкший к постепенному переходу от света к темноте, различает вокруг неясные силуэты деревьев. (8)Ни звука, ни шороха не раздается в лесу, а в воздухе чувствуется удивительный травяной запах, плывущий с полей.
(9) Всюду: и направо, и налево от тропинки — простирается невысокий путаный кустарник, и вокруг него, цепляясь за ветки, колеблясь и вытягиваясь, бродят разорванные клочья тумана, неясные, белые.
(10)Странный звук неожиданно разносится по лесу. (11)Он протяжен, низок и, кажется, выходит из-под земли.
(По А. Куприну, 133 слова).
- Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1) Странный звук неожиданно разносится по лесу.
2) Летний день угасает, и в засыпающем лесу воцаряется гулкая тишина.
3) Неслышно и быстро опускается на землю ночь.
4) Вершины сосен-гигантов еще алеют нежным отблеском догоревшей зари, однако внизу становится темно.
- Из предложений 3 - 5 выпишите слово(а), правописание приставки в котором(ых) определяется ее значением – «неполнота действия».
- Из предложения 1 выпишите слово(а) с проверяемой гласной в корне.
- Из предложений 6 - 8 выпишите слово, правописание суффикса определяется правилом «В суффиксах прилагательных АН, ЯН, ИН пишется одна Н, кроме слов-исключений».
- Замените авторское слово «ВОЦАРЯЕТСЯ» из предложения 1 нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
- Замените словосочетание «травяной запах» (предложение 8), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
- Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) предложения 11.
- Среди предложений 6 – 9 найдите предложение(я) с обособленным(ыми) определением(ями), выраженным(ыми) причастным(ыми) оборотом(ами). Напишите номер(а) этого(их) предложения(й).
- Среди предложений 6 -11 найдите предложение(я) с обособленным(ыми) обстоятельством (ами), выраженным (ыми) деепричастным(ыми) оборотом(ами). Напишите номер(а) этого(их) предложения(й).
- Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.
ИТОГОВАЯ контрольная работа
8 класс (2 вариант)
Диктант
Река Кубань
(1)Кубань, как и все горные реки, осенью пряталась в берега, искала долгожданного покоя. (2)Кое-где речная вода становилась сине-чёрной, прозрачной, текла спокойно, шумела лишь на длинных перекатах. (3)В низовьях совсем замедляла свой бег, успокаивая сильный поток. (4)То тут, то там блестели по степи заливы, сплошь покрытые камышом.
(5)Летом же, в пору таяния ледников и частых грозовых дождей в горах, Кубань начинала просыпаться и шумно выплёскиваться из своих берегов. (6)Вырвавшись на степной простор, она набирала скорость, заливала вспаханные луга, затапливала низины. (7) Несло в реку измельчённые песок и гальку, огромные корневища деревьев. (8)Тревожная песня её не смолкала почему-то ни днём, ни ночью. (9)Вспененные волны проносились то влево, то вправо.
(10)В станицах и хуторах не встретишь, пожалуй, такого человека, который, глядя на бурлящий поток, не подошёл бы к берегу и не удивился бы такой силище: «Разбушевалась, матушка!»
(По материалам Интернета, 136 слов).
- Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет:
1) То тут, то там блестели по степи заливы, сплошь покрытые камышом.
2) Вырвавшись на степной простор, она набирала скорость, заливала луга, затапливала низины.
3) Кубань, как и все горные реки, осенью пряталась в берега, искала покоя.
4) Тревожная песня её не смолкала почему-то ни днём, ни ночью.
- Из предложений 6 - 8 выпишите слово, правописание приставки зависит от звонкости – глухости последующего согласного.
- Из предложений 6 - 10 выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне.
- Из предложений 4 - 6 выпишите слово(а), правописание Н (НН) в котором(ых) определяется правилом: «В суффиксах причастий пишется НН, если в это причастии есть приставка, кроме НЕ».
- Замените авторское слово «РАЗБУШЕВАЛАСЬ» из предложения 10 синонимом. Напишите этот синоним.
- Замените словосочетание «степной простор» (предложение 6), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
- Выпишите грамматическую основу предложения 5.
- Среди предложений 1 - 5 найдите предложение(я) с обособленным(и) определением(ами), выраженным(и) причастным(и) оборотом(ами). Напишите номер этого предложения.
- Среди предложений 5 - 10 найдите предложение(я) с обособленным(и) обстоятельством(ами), выраженным(и)и деепричастным(и) оборотом(ами). Напишите номер этого предложения.
- Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.
ИТОГОВАЯ контрольная работа
8 класс (3 вариант)
Диктант
О словарях
(1)Всякие мысли приходят иногда в голову. (2)Например, мысль о том, что нужно составить несколько новых словарей русского языка, кроме уже существующих общих словарей.
(3)В одном таком словаре можно расположить слова, имеющие отношение к природе, в другом – хорошие и меткие местные слова, в третьем – слова людей разных профессий, а в четвёртом – мусорные и мёртвые слова, всю канцелярщину и пошлость, засоряющие русский язык. (4)Этот последний словарь нужен для того, чтобы отучить людей от скудоумной и ломаной речи.
(5)Мысль о том, чтобы собрать слова, имеющие отношение к природе, пришла мне в голову в тот день, когда на луговом озерце я услышал, как хрипловатая девочка перечисляла разные травы и цветы. (6)Словарь этот будет, конечно, толковым. (7)Каждое слово должно быть объяснено, и после него следует помещать несколько отрывков из книг писателей, поэтов и учёных, имеющих научное или поэтическое касательство к этому слову.
(По К. Паустовскому, 137 слов).
- Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитеты.
1) В одном таком словаре можно собрать слова, имеющие отношение к природе, в другом – хорошие и меткие местные слова, в третьем – слова людей разных профессий, а в четвёртом – мусорные и мёртвые слова, всю канцелярщину и пошлость, засоряющие русский язык.
2) Всякие мысли приходят иногда в голову.
3) Например, мысль о том, что нужно составить несколько новых словарей русского языка, кроме уже существующих общих словарей.
4) Словарь этот будет, конечно, толковым.
- Из предложений 1 - 4 выпишите слово, правописание приставки зависит от звонкости – глухости последующего после нее согласного.
- Из предложений 4 - 7 выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне.
- Из предложений 1 - 2 выпишите слово(а), правописание суффикса в котором(ых) определяется спряжением глагола, от которого это слово образовано.
- Замените авторское слово «СКУДОУМНОЙ» из предложения 4 синонимом. Напишите этот синоним.
- Замените словосочетание «луговом озерце» (предложение 5), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
- Выпишите грамматическую основу предложения 6.
- Среди предложений 1 - 3 найдите предложение(я) с обособленным(и) дополнением(ями). Напишите номер этого предложения.
- Среди предложений 5 - 7 найдите предложение(я) с вводным(ыми)словом(ами). Напишите номер этого предложения.
- Укажите количество грамматических основ в предложении 7. Ответ запишите цифрой.
ИТОГОВАЯ контрольная работа
8 класс (4 вариант)
Диктант
На охоте
(1)К счастью, было тихо, пруд словно заснул. (2)Мы пошли с Ермолаем вдоль пруда, но, во-первых, у самого берега утка, птица осторожная, не держится; во-вторых, если даже какой-нибудь чирок и подвергался нашим выстрелам, то достать его наши собаки были не в состоянии.
(3)Мы плыли довольно медленно. (4)Наконец, добрались до прибрежных тростников, и пошла потеха.(5) Всех подстреленных птиц мы, конечно, не достали, но всё-таки к обеду лодка наша наполнилась дичью. (6)Владимир, к великому утешению Ермолая, стрелял вовсе не отлично. (7)Ермолай стрелял, по моему мнению, победоносно.
(8) К концу охоты утки, напуганные нами, стали подниматься такими стадами, что мы едва успевали заряжать ружья. (9)Как вдруг от сильного движения Ермолая, здорового и крепкого мужика, наше ветхое судно зачерпнулось и быстро пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте.
(10) Через мгновение мы стояли в воде по горло. (11)Теперь я без хохота вспомнить не могу испуганных и бледных лиц моих товарищей. (12)Но в ту минуту, признаюсь, мне и в голову не приходило смеяться.
(По И.Тургеневу, 155 слов).
- Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являются эпитеты.
1) Как вдруг от сильного движения Ермолая, здорового и крепкого мужика, наше ветхое судно зачерпнулось и быстро пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте.
2) Но в ту минуту, признаюсь, мне и в голову не приходило смеяться.
3) Мы плыли довольно медленно.
4) К концу охоты утки стали подниматься такими стадами, что мы едва успевали заряжать ружья.
- Из предложений 10-12 выпишите слово, правописание приставки зависит от звонкости – глухости стоящего после приставки согласного.
- Из предложения 4 выпишите слово(а) с проверяемой гласной в корне.
- Из предложений 1 - 5 выпишите слово(а), правописание Н (НН) в котором(ых) определяется правилом: «В суффиксах наречий пишется столько же Н, сколько в слове, от которого это наречие образовано».
- Замените авторское слово «ВЕТХОЕ» из предложения 9 синонимом. Напишите этот синоним.
- Замените словосочетание «прибрежных тростников» (предложение 4), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
- Выпишите грамматическую основу предложения 9.
- Среди предложений 8 - 12 найдите предложение(я) с обособленным(и) приложением и вводным (ими) словом(ами). Напишите номер этого предложения.
- Среди предложений 3 - 8 найдите предложение(я) с обособленным(и) определением(ами), выраженным(и) причастным(и) оборотом(ами). Напишите номер этого предложения.
- Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.