Для итогового контроля по русскому языку в 9 классе предлагаем материалы в формате ОГЭ.

Автор: Кузнецова Татьяна Сергеевна

 

Итоговый контроль по русскому языку в 9 классе

 

1. Прочитайте текст и выполните задания 2-14

(1)Я читал свою толстую книгу очень долго – месяц или полтора.

(2)Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы. (3)Иногда казалось, что война идет всегда, что отец целую вечность на фронте. (4)Не верилось только одному – что это будет бесконечно. (5)Надежда и ожидание – единственное, чем жили люди. (5)Все, что происходило сейчас, казалось временным. (7)Но затянувшаяся временность требовала хоть коротких прикосновений к постоянству. (8)Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что это было воспоминание о постоянстве? (9)Может, я хотел подольше задержаться там, на мирной и тихой Волге, представляя героя книжки, моего сверстника, самим собою? (10)Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны? (11)Не помню. (12)Помню, что я был бесконечно счастлив, усаживаясь с книгой в руках поближе к печи и натянув – для уюта – старый и уже дырявый от старости бабушкин шерстяной платок на плечи. (13)Счастлив и просветлен.

(14)Книга делала со мной чудо: она говорила со мной разными голосами детей и взрослых, я чувствовал, как подо мной покачивается палуба белоснежного парохода, видел всплески огромных рыб в тяжелых струях реки, слышал металлический грохот якорной цепи и команды капитана. (15) Я ощущал прикосновения человеческих ладоней, чувствовал запахи дыма рыбацкого костра, который доносился с берега, слышал мерное чмоканье волны о плавучую пристань и наслаждался сахаристым вкусом астраханского арбуза. (16)Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, раскрывая безмерные дали и вознося в облачные небеса.

(17)Через десять дней я пошел в библиотеку, чтобы продлить срок своего чтения.

(18)Я всячески раздувал в себе праздничное настроение, даже немножко потрубил в охотничий рог, про себя, разумеется, и двадцатый раз мысленно прорепетировал слова, которые я скажу старушке-библиотекарю.

(19)Итак, я вхожу, снимаю шапку и говорю:

– (20)Здравствуйте, Татьяна Львовна, я прошу продлить книгу Бориса Житкова «Что я видел» на десять дней!

(По А. Лиханову).

*Альбе́рт Анато́льевич Лиха́нов (род. 13 сентября 1935) — русский писатель, общественный деятель, публицист, автор произведений для подростков, в которых писатель затрагивает проблемы становления личности: «Магазин ненаглядных пособий», «Последние холода», «Детская библиотека» и др.

 

Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

  1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мальчик долго читал книгу о довоенной жизни?»

1) Мальчик медленно читал, поэтому не мог быстро прочесть книгу.

2) Библиотека была закрыта – не надо было спешить, чтобы сдать книгу вовремя.

3) Эта книжка была маленьким островком мира в море войны. Герой хотел подольше задержаться на мирной Волге, представляя будто он сам и есть герой книжки.

4) Мальчику некогда было читать, поэтому он читал редко и долго.

Ответ _____________________

  1. Какое средство выразительности речи используется в предложении?

Книга делала со мной чудо: она говорила со мной разными голосами детей и взрослых.

А) эпитет

Б) олицетворение

В) гипербола

Г) сравнение

Ответ _____________________

  1. Из предложений 2—4 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от звонкости последующего согласного.

Ответ _____________________

  1. Из предложений 11—12 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах отымённых прилагательных -АН-, -ЯН- пишется Н».

Ответ _____________________

  1. Замените разговорное слово «дырявый» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ _____________________

  1. Замените словосочетание «голосами детей» (предложение 15), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ _____________________

  1. Выпишите грамматическую основу предложения 9.

Ответ _____________________

  1. Среди предложений 7—11 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ _____________________

  1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Может,(1) я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни,(2) что это было воспоминание о постоянстве? Может,(3) я хотел подольше задержаться там,(4) на мирной и тихой Волге,(5) представляя героя книжки,(6) моего сверстника,(7) самим собою? Может,(8) эта книжка была маленьким островком мира в море войны?

Ответ _____________________

  1. Укажите количество грамматических основ в предложении 17. Ответ запишите цифрой.

Ответ _____________________

  1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Я всячески раздувал в себе праздничное настроение,(1) даже немножко потрубил в охотничий рог,(2) про себя,(3) разумеется,(4) и двадцатый раз мысленно прорепетировал слова,(5) которые я скажу старушке-библиотекарю.

Итак,(6) я вхожу,(7) снимаю шапку и говорю:

– Здравствуйте,(8) Татьяна Львовна,(9) я прошу продлить книгу Бориса Житкова «Что я видел» на десять дней!

Ответ _____________________

  1. Среди предложений 1—6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ _____________________

  1. Среди предложений 12–15 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ _____________________