КИМы включают в себя 2 варианта, кодификатор и спецификацию. Данные материалы адресованы учителям русского языка и литературы, обучающимся 10-11 классов, заинтересованным в качественной подготовке к ЕГЭ.
Автор: Агеева Светлана Анатольевна
Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 10 класса
1 вариант
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Элемент углерод обладает уникальной способностью образовывать цепочки из собственных атомов. (2) ...это свойство сделало его "элементом жизни: из углеродных цепочек построены и молекулы наследственности ДНК и РНК, и белки, из которых состоят наши мышцы, и углеводы, дающие нам энергию, и жиры, из которых сделаны мембраны наших клеток; на углеродные цепочки нанизаны атомы других необходимых для жизни элементов: азота, водорода, кислорода. (3) Эти цепочки - основной структурный элемент клеток растений, употребляемых в пищу, а также древесины, используемой для изготовления стульев и столов, за которыми мы эту пищу и употребляем.
- Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Углерод обладает уникальной способностью образовывать цепочки из собственных атомов.
2) Углерод, обладающий свойством образовывать цепочки из собственных атомов, которые являются структурным элементом клеток человека и растений, называют элементом жизни.
3) Из углеродных цепочек построены и молекулы наследственности ДНК и РНК, и белки, из которых состоят мышцы человека, и жиры, из которых сделаны мембраны человеческих клеток.
4) Углеродные цепочки - основной структурный элемент клеток растений, древесины.
5) Углерод - "элемент жизни", поскольку углеродные цепочки являются структурным элементом клеток человека и растений.
- Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Наоборот,
Именно
Во-первых,
Да и
Однако
- Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЭЛЕМЕНТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.
ЭЛЕМЕНТ, -а, муж.
1) Отдельная сторона, характерная особенность чего-л. Фантастический элемент повести.
2) Деталь какого-либо сооружения, устройства; единица какого-либо множества. Сборные элементы лестницы.
3) Составная часть чего-л.; компонент. Разложить целое на элементы.
4) О человеке, личности как представителе какой-либо среды, социальной группы. Прогрессивные элементы общества.
5) Прибор, являющийся источником электрического тока, создаваемого за счет химической энергии. Гальванический э.
4.Лексическое значение какого слова сформулировано неправильно?
1) экспромт – речь, стихотворение, музыкальное произведение, создаваемое без подготовки в момент произнесения
2) ностальгия – неприятные воспоминания
3) геральдика – составление, истолкование и изучение гербов
4) икебана – искусство составления букетов из живых и засушенных растений
5.В каком предложении слово гордыня употреблено неправильно?
1) Душа его, наполненная гордыней, устала от борьбы и самоутверждения.
2) Радость от успеха незаметно для него самого переросла в гордыню, слава вскружила голову.
3) Непомерная гордыня обуяла этого человека.
4) Новый клуб – гордыня поселка.
- В каком ряду не все слова являются синонимами?
1) журить, ругать, бранить
2) опасаться, робеть, трусить
3) возражать, протестовать, восклицать
4) бродить, блуждать, слоняться
- В каком ряду сочетаний слов все прилагательные употреблены в переносном значении?
1) лисья хитрость, железная воля, каменный дом
2) холодный ум, медвежья нора, глубокий анализ
3) золотое сердце, теплый прием, чистая посуда
4) дырявая память, туманный намек, сердечный человек
- В каком предложении вместо слова искусственный нужно употребить слово искусный?
1) Искусственный пловец и на море не утонет.
2) В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусственное вскармливание.
3) Любовь была не настоящая, искусственная, но мне казалось тогда, что она настоящая.
4) Пострадавшему пришлось сделать искусственное дыхание.
- В каком предложении употреблено слово в несвойственном ему значении?
1) На стенах холла висела живопись.
2) Директор института решил баллотироваться в депутаты Государственной Думы.
3) Точно прикрытая вуалью, природа пряталась за прозрачную матовую дымку.
4) Маятник старинных часов стучал тяжело и с каким-то печальным шипением.
- Какой фразеологический оборот имеет значение «совершать необдуманные поступки»?
1) курить фимиам
2) петь дифирамбы
3) терять голову
4) биться как рыба об лед
11.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово
столЯр положИл позвонИт шАрфы щелкАть
12.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1)НЕТЕРПЕЛИВОЕ радостное ожидание сменилось у Насти тревогой, отчаянием, стыдом.
2)Прежде всего бросалась в глаза его НЕПРОГЛЯДНАЯ внешность, заросшее волосами лицо, подслеповатые глаза.
3)Латугин вынул из-за обшлага шинели четыре билета для гостей в Большой театр, на самый ВЕРХНИЙ ярус.
4)Здесь создавались подземные ёмкости для хранения в них химических отходов на ВЕЧНЫЕ времена.
5)Со смертью среднего сына Ивана Грозного – Федора пресекся ЦАРСТВУЮЩИЙ род Рюриковичей, правивших Русью с 862 по 1598 гг.
13.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1)Несколько ножниц
2)Умелые повара
3)Двое подружек
4)В полутора часах
5)На их территории
- Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
А) Я не только рисую портреты, но и пейзажи. Б) Возвращаясь в порт, корабль застиг шторм. В) Лежащая книга на столе явно не интересовала ребенка. Г) Согласно приказа директора заведующая лабораторией уехала в командировку. Д) Вечером мы сидим у костра, и вожатая рассказывала нам разные истории. |
1) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом; 2) ошибка в построении предложения с однородными членами; 3) неправильное построение предложения с причастным оборотом; 4) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм; 5) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом; 6) неправильное построение предложения с косвенной речью; 7) нарушение согласования. |
- Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.
(знамёна) ре..т
трат..щиеся (средства)
ве..щий (ветер)
(собаки) ла..т
кол..щая (боль)
- Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
тюл..вый
претерп..вающий
зате..ть
заманч..вый
остр..нький
- Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Впоследствии я разыскал в кладовке какие-то необыкнове(1)ые рукописи, переплете(2)ые в тома и писа(3)ые по-латыни.
- Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
б…рюзовый
ир…ничный
фест…вальный
пром…кательный
дост..жение
- Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр…образование, пр…волжский
п…янящий, об…ем
бе…грешный, во…пылать
в…скликнуть, пр…бабушка
…говор, во…петь
- Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
На просеке валялись (НЕ)УБРАННЫЕ с зимы лесорубами поваленные стволы сосен.
В детстве, (НЕ)ВЕДАЯ забот, купались мы в снежных сугробах.
Жизнь и судьба подлинного исследователя дикой природы весьма (НЕ)ЛЕГКА.
Первый в жизни полёт (НЕ)ПРОИЗВЁЛ на Егошина впечатления.
В человеческой истории есть ряд людей, слава к которым пришла (НЕ)САМА по себе, а потому, что они соприкоснулись с великими личностями.
- Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Море шепталось (ПО)ПРЕЖНЕМУ с берегом, и ветер ТАК(ЖЕ) носил его шёпот по степи.
Гора, на которой мы (В)ТЕЧЕНИЕ часа стояли, жила (В)РОДЕ бы отдельно от всего леса.
(В)ОТЛИЧИЕ от Лермонтова с его юношеской саркастичностью, Пушкин был добр и весел (С)НАЧАЛА, с самых ранних стихотворений.
Каменный дом с башенкой и колоколом (НА)ВЕРХУ виден (ИЗ)ДАЛЕКА.
Волнистое марево струится на горизонте, и белые, БУД(ТО) сдобные облака выплывают (ИЗ)ЗА края земли.
Прочитайте текст и выполните задания 22-26.
(1)Василий Конаков, или просто Вася, как звали мы его в полку, был командиром пятой роты. (2)Участок его обороны находился у самого подножия Мамаева кургана, господствующей над городом высоты, за овладение которой в течение всех пяти месяцев шли наиболее кровавые бои.
(3)Участок был трудный, абсолютно ровный, ничем не защищённый, а главное, с отвратительными подходами, насквозь простреливавшимися противником. (4)Днём пятая рота была фактически отрезана от остального полка. (5) Снабжение и связь с тылом происходили только ночью. (6) Всё это очень осложняло работу участка. (7)Надо было что-то предпринимать. (8)И Конаков решил сделать ход сообщения между своими окопами и железнодорожной насыпью.
(9)Однажды ночью он явился ко мне в землянку. (10)С трудом втиснул свою массивную фигуру в мою клетушку и сел у входа на корточки. (11)Смуглый кудрявый парень, с густыми чёрными бровями и неожиданно голубыми, при общей его черноте, глазами. (12)Просидел он у меня недолго — погрелся у печки и под конец попросил немного толу — «а то, будь оно неладно, все лопаты об этот чёртов грунт сломал».
—(13)Ладно, — сказал я. —(14)Присылай солдат, я дам, сколько надо.
—(15)Солдат? — он чуть-чуть улыбнулся краешком губ. —(16)Не так-то у меня их много, чтоб гонять взад-вперёд. (17) Давай мне, сам понесу. (18)И он вытащил из-за пазухи телогрейки здоровенный мешок.
(19)На следующую ночь он опять пришёл, потом — его старшина, потом — опять он.(20)Спустя полторы-две недели нам с капитаном удалось попасть во владения Конакова, в пятую роту. (21)Сейчас прямо от насыпи, где стояли пулемёты и полковая сорокапятка, шёл не очень, правда, глубокий, сантиметров на пятьдесят, по всем правилам сделанный ход сообщения до самой передовой.(22)Конакова в его блиндаже мы не застали. (23) На ржавой, неизвестно откуда добытой кровати, укрывшись с головой шинелью, храпел старшина, в углу сидел скрючившись с подвешенной к уху трубкой молоденький связист. (24)Вскоре появился Конаков, растолкал старшину, и тот, торопливо засунув руки в рукава шинели, снял со стены трофейный автомат и ползком выбрался из блиндажа.(25)Мы с капитаном уселись у печки.
—(26)Ну как? — спросил капитан, чтобы с чего-нибудь начать.
—(27)Да ничего, — Конаков улыбнулся, как обычно, одними уголками губ. —(28)Воюем помаленьку. (29)С людьми вот только сложно...
—(30)Ну с людьми везде туго, — привычной для того времени фразой ответил капитан. —(31)Вместо количества нужно качеством брать.
(32)Конаков ничего не ответил. (33)Потянулся за автоматом.
—(34)Пойдём, что ли, до передовой пройдёмся?
(35)Мы вышли.
(36)Вдруг выяснилось то, что ни одному из нас даже в голову не могло прийти. (37)Мы прошли всю передовую от левого фланга до правого, увидели окопы, одиночные ячейки для бойцов с маленькими нишами для патронов, разложенные на бруствере винтовки и автоматы, два ручных пулемёта на флангах — одним словом, всё то, чему и положено быть на передовой. (38) Не было только одного — не было солдат. (39)На всём протяжении обороны мы не встретили ни одного солдата. (40) Только старшину. (41) Спокойно и неторопливо, в надвинутой на глаза ушанке, переходил он от винтовки к винтовке, от автомата к автомату и давал очередь или одиночный выстрел по немцам...
(42)Дальнейшая судьба Конакова мне неизвестна — война разбросала нас в разные стороны. (43)Но, когда вспоминаю, как он молча потянулся за автоматом в ответ на слова капитана, что за счёт количества надо нажимать на качество; когда думаю о том, что этот человек вдвоём со старшиной отбивал несколько атак в день и называл это только «трудновато было», мне становится ясно, что таким людям, как Конаков, и с такими людьми, как Конаков, не страшен враг. (44) Никакой!
(45)А ведь таких у нас миллионы, десятки миллионов, целая страна.
(По В. П. Некрасову*)
*Виктор Платонович Некрасов (1911 — 1987 гг.) — русский писатель, автор произведений о буднях военной жизни.
- Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Подходы к участку обороны у подножия Мамаева кургана днём насквозь простреливались противником.
2) Василий Конаков был командиром взвода.
3) В пятой роте, которой командовал Конаков, было три человека.
4) Конаков вдвоём со старшиной отбивал по несколько атак в день.
5) Василий Конаков часто встречался с рассказчиком после войны.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 4—5 содержат описание.
2) В предложениях 22—23 содержится рассуждение.
3) Предложения 24—25 содержат повествование.
4) Предложения 37—41 содержат элементы описания.
5) В предложении 43 присутствует элемент описания.
- Из предложений 25—34 выпишите синонимы (синонимическую пару).
- Среди предложений 1—8 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
- Для того чтобы перенести читателя в военное время, В. П. Некрасовым наряду с лексикой тематической группы «Война» («землянка», «пулемёты», «блиндаж», «шинель») используются и (А )__________ («клетушка», «помаленьку», «парень»). Автор скуп на развёрнутые описания. Тем выразительнее редкие тропы. Так, описывая оборону участка, автор использует троп — (Б) __________ («кровавые бои» в предложении 2, «отвратительными подходами» в предложении 3). Усиливает эффект от прочитанного (В) __________ («даже в голову не могло прийти» в предложении 36). Синтаксическое средство выразительности — (Г) __________ (предложение 37) — фиксирует внимание читателя на реалиях военного времени.
Список терминов:
1) эпитет
2) сравнительный оборот
3) восклицательные предложения
4) профессиональная лексика
5) фразеологизм
6) лексический повтор
7) противопоставление
8) разговорная лексика
9) ряд однородных членов предложения
Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 10 класса
2 вариант
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1) В 1799 г. Алессандро Вольта обнаружил, что электрический ток появляется не только в процессе трения или в атмосфере, но и при химическом взаимодействии некоторых веществ. (2) Год спустя ученый соорудил вольтов столб из двух десятков пар медных и цинковых кружков, разделенных суконками, смоченными соленой водой, и опыты показали, что в проволоке, соединяющей концы столба, появляется довольно сильный электрический ток. (3).... была создана первая в мире электрическая батарея, опыты с которой Вольта демонстрировал в Лондоне и Париже.
- Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Первая в мире электрическая батарея была создана благодаря опытам Вольта, обнаружившего, что электрический ток появляется при химическом взаимодействии некоторых веществ.
2) В 1800 году Вольта соорудил вольтов столб из двух десятков пар медных и цинковых кружков, разделенных суконками, смоченными соленой водой, и опыты показали, что в проволоке, соединяющей концы столба, появляется довольно сильный электрический ток.
3) Представление о том, что электрический ток появляется не только в процессе трения или в атмосфере, сложилось у людей в 1799 году.
4) Первые опыты с электрической батареей были продемонстрированы итальянским ученым Алессандро Вольта в Лондоне и Париже.
5) Опыты, проведенные Алессандро Вольта, позволили сделать вывод о том, что электрический ток появляется при химическом взаимодействии некоторых веществ, благодаря этому открытию была создана первая в мире электрическая батарея.
- Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Зато
Так
Вопреки этому
Несмотря на это,
Даже
- Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СИЛЬНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.
СИЛЬНЫЙ, -ая, -ое.
1) Обладающий значительной мощностью. Сильный удар.
2) Очень основательный, убедительный. Сильные доводы.
3) Обладающий твердой волей. Сильный характер.
4) Талантливый, обладающий знаниями. Сильный ученик.
4.Лексическое значение какого слова сформулировано неправильно?
1) адекватный – вполне соответствующий чему-либо, тождественный, совпадающий
2) закоснелый- утративший подвижность, гибкость; устарелый, отсталый
3) криминальный – относящийся к преступлению, уголовный
4) сентиментальный – особо тщательный, до мелочи точный
5.В каком предложении слово одеть употреблено неправильно?
1) Хвойный лес одел все горы и подошел вплотную к морю.
2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.
3) Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги в пору одеть, чтобы перейти улицу.
4) Андрей приютил племянника, одел и обул его, помог найти интересную работу.
- В каком ряду не все слова являются синонимами?
1) чахнуть, угасать, таять
2) одобрять, хвалить, хвастаться
3) хитрить, лукавить, лицемерить
4) устать, измучиться, изнемочь
- В каком ряду сочетаний слов все причастия употреблены в прямом значении?
1) цветущий сад, заснувший ребенок, потерянный взгляд
2) бегающие дети, погасшая свеча, сорванный цветок
3) открытая дверь, натянутые отношения, приподнятое настроение
4) текущие события, рассеянный человек, подавленное состояние
- В каком предложении вместо слова поступок нужно употребить слово проступок?
1) Слова его так и остаются словами и никогда не превращаются в поступки.
2) Этот юноша способен на благородные поступки.
3) Самоотверженный поступок одноклассника ребята с восторгом обсуждали.
4) В прежние времена за большие поступки наказывали солдатчиной.
- В каком предложении употреблено слово в несвойственном ему значении?
1)Выступающий акцентировал внимание слушателей на актуальных проблемах здравоохранения области.
2) Очень важно знать, как надо вести себя человеку, попавшему в аварийную ситуацию.
3) В этом парке стоит удивительная по своей красоте архитектура.
4) В языке происходят постоянные изменения в зависимости от развития культуры, от завоеваний науки и техники и от других чрезвычайно разнообразных причин.
- Какой фразеологический оборот имеет значение «наиболее уязвимое место»?
1) авгиевы конюшни
2) вавилонское столпотворение
3) ахиллесова пята
4) филькина грамота
11.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
могУщий долбИт недУг нагнАла включИм
12.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1)Анисима посадили в тюрьму за ПОДДЕЛКУ и сбыт фальшивых денег.
2)Жизненный ОТБОР человека - дело ответственное и серьезное, но, в то же время, в нем есть нечто удивительно интересное, захватывающее.
3)Пожар, начавшийся на Купеческой улице, перекинулся в Заречную часть, ОХВАТИЛ добрую половину города.
4)Петр Иваныч громко смеялся своим особенным ЗВУЧНЫМ смехом.
5)Дул пронзительный ВЕРХОВОЙ ветер.
- В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1)Несколько полотенец
2)Их тетради
3)Из полтора метров ткани
4)Наиболее решительный
5)Лежит на шкафу
- Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
А) В столице они ходили в музеи, театры, концерты. Б) По завершению эксперимента ученые публикуют аналитические отчеты. В) Многие из тех, кто приезжал в Ялту, побывал в доме-музее Чехова. Г) Тема детства находит художественное истолкование в картине А. Пластова «Первом снеге». Д) Лесные поляны покрылись яркими звездочками земляники, обильно цветущими в этом году. |
1) ошибка в построении предложения с однородными членами; 2) нарушение согласования; 3) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм; 4) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом; 5) нарушение связи между подлежащим и сказуемым; 6) неправильное построение предложения с причастным оборотом; 7) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. |
- Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква О.
попроб..вать
засчит..вать
прониз..вать
погляд..вать
размат..вать
- Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.
(знамёна) ре..т
(снега) сыпл..т
стро..щийся
трепл..щий
(они) раскол..т
- Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
На письме(1)ом столе – рукопись рассказа «Старуха», кожа(2)ая папка для бумаг, серебря(3)ый бювар с монограммой «И.Б.», тяжёлая стекля(4)ая чернильница с медной крышечкой.
- Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
зад…рать
к..пуста
скл..нение
ст…рпеть
д…плом
- Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр…красен, пр…бегнуть
пр…славяне, пр…образ
под…тожить, об…скать
с…ехать, в…ется
и…давна, ро…пись
- Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
За окном нам кивали ещё (НЕ) РАСПУСТИВШИЕСЯ бутоны роз.
Нельзя (НЕ)ДООЦЕНИВАТЬ силу противника.
По набережной (НЕ)СПЕША прогуливались влюблённые парочки.
Здесь НЕ(С)КЕМ поговорить по душам.
Арсений часто был со мной (НЕ)СОГЛАСЕН.
- Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(НА)СКОЛЬКО удачной будет рыбалка, во многом зависит (ОТ)ТОГО, как мы к ней подготовились.
Я ТАК(ЖЕ), как и Андрей, заглянул в аудиторию, ЧТО(БЫ) узнать, сколько собралось слушателей.
Мы ТО(ЖЕ) отправились по лесной дороге (НА)ВСТРЕЧУ туристам.
(В)ТЕЧЕНИЕ часа мы с (ПО)ИСТИНЕ ангельским терпением слушали Аркадия Николаевича.
(С)НАЧАЛА всем показалось, сто по крыше (КАК)БУДТО стучит град.
Прочитайте текст и выполните задания 22-26.
(1)Я говорил в одном месте, что музей похож на ту ледяную глыбу, большая часть которой скрыта под водой и только подразумевается. (2)Насколько это верно, я убедился, очутившись в разнообразных запасниках музея.(3)Помещения, где хранится, так сказать, излишек икон, то есть икон либо реставрированных, но не выставленных в основной экспозиции музея, либо ждущих своей реставрации,— помещения эти кажутся чрезвычайно тесными. (4)Во-первых, они на самом деле тесны, во-вторых, в них помещено слишком много икон. (5)Иконы хранятся на стеллажах, поставленные ребром, как книги в библиотеке. (6)Есть полки с небольшими, "домовыми" иконами. (7)Есть ряды "солидных" икон. (8)Есть иконы двухметровой высоты. (9)Впрочем, солидность иконы не всегда зависит от её размеров.
(10)Иногда я наугад брал икону, как книгу с полки, и видел, что икона прекрасна или что она будет прекрасной после умелой и тщательной реставрации. (11)Икон в запасниках тысячи. (12)Красота, которая тонко была распределена по всей Русской земле, теперь соскоблена скребком, подобно позолоте, и собрана в горстки. (13)Горсть в запасниках Третьяковки (около шести тысяч штук), горсть вот здесь, в подвалах Михайловского дворца (четыре тысячи), горсть, допустим, в Ярославском областном музее, горсть в Вологодском музее. (14)А потом уж, после крупных городов, пойдут поскрёбышки: в Суздале, где-нибудь в Тотьме, в Шенкурске, в Городце... (15)На земле же, откуда соскребено и соскоблено, а то и просто смыто, остались кучи щебня, бурьян, иногда омертвевшие, обезглавленные кирпичные помещения, где держат керосин, овёс, корм для свиней, свежеободранные бараньи и телячьи шкуры.
(16)На северных землях, главным образом архангельских и карельских, среди лесов и по берегам холодных рек, уцелели кое-где деревянные удивительные часовенки и церкви, в которых, говорят, иногда находят ещё как бы присохшие, потемневшие от налета копоти блёстки. (17)Если их вовремя не спасти, они обречены, как было с Ненексой, древним имением Марфы-посадницы (Борецкой). (18)Она, Марфа, в своё время послала туда наилучших из Новгорода мастеров. (19)В далеком беломорском селе затаилась с тех пор красота, которой завидовали бы Ватикан и Равенна. (20)Первым из музейных работников проник в Ненексу вездесущий белобородый старик Каликин. (21)Он, хоть и был потрясен, спокойно пронумеровал наилучшие иконы по степени их ценности, аварийности и первоочередности эвакуации. (22)Ставил мелом крупные римские цифры: III, V, X, XV... (23)Одну-единственную икону старик сумел увезти с собой. (24)Для того чтобы вывезти остальные иконы, нужно было снова посылать людей в командировку. (25)Нужен самолёт, вездеходы, грузовики, а главное — деньги. (26)Где же взять денег Государственному Эрмитажу или Русскому музею?
(27)Тем временем церковная крыша прохудилась, и бесценная живопись была безвозвратно смыта дождями.
(28)От Русского музея на Север в экспедиции каждый год выезжают ленинградский художник Евгений Мальцев и сотрудница музея Гелла Смирнова. (29)На попутных машинах, а то и пешком забираются они в глушь в поисках шедевров древней живописи. (30)Но много ли увезут они вдвоём? (31)Например, в течение одной экспедиции они обнаружили пятьсот двадцать пять икон, а успели спасти только шестнадцать.
(32) — Что же вам нужно для того, чтобы спасти всё? — спросил я у них, когда разговорились.
(33)— Вертолёт на один месяц.
(34)— Как? За этим все дело?! (35)Но неужели в нашем государстве... (36)Один вертолёт... (37)На один месяц... (38)Разве не окупились бы эти деньги?
(39)Непосредственно они, конечно, не окупились бы, потому что торговать иконами Русский музей не собирается. (40)Но спасены были бы ценности, которым просто не назовешь цены.
(Владимир Солоухин «Письма из Русского музея», письмо 6).
- Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Главная проблема в том, что помещения музея, где хранятся иконы, слишком тесны.
2) У Русского музея нет своего вертолёта, поэтому сохранить свою коллекцию он не может.
3) Русский музей однажды организовал экспедицию на Север.
4) Одни музеи, какими бы замечательными они ни были, не в состоянии спасти культурное достояние страны: у них для этого нет возможностей.
5) Собрание икон XII—XX веков в Русском музее насчитывает 5000 произведений.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 5-8 представлено описание.
2) В предложениях 10-14 содержится повествование.
3) В предложениях 16-17 представлено повествование.
4) В предложениях 20-23 содержится повествование.
5) В предложениях 38-40 представлено рассуждение.
- Из предложений 14—15 выпишите синонимы (синонимическую пару).
- Среди предложений 1—8 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
- В «Письмах из Русского музея» Вл. Солоухин выступает как публицист: его речь воздействует на нас, убеждает в важности, актуальности обсуждаемых проблем. Эмоциональный, проникнутый болью за судьбу культурного наследия страны тон не оставляет читателя равнодушным. Достигается это с помощью разнообразных средств художественной выразительности: (А)______(«музей похож на ледяную глыбу» в предложении 1, «подобно позолоте» в предложении 12), (Б) _______(«горстка» в предложении 12, «блёстки» в предложении 16), (В)_______(«небольшими», «домовыми» в предложении 6), (Г)_______(предложение 26).
Список терминов:
1) парцелляция
2) контекстные синонимы
3) эпифора
4) сравнения
5) метафоры
6) разговорная лексика
7) антитеза
8) риторическое обращение
9) риторический вопрос