Для стартового контроля в 10 классе предлагаем диктант с грамматическим заданием.
Автор: Валикова Татьяна Вячеславовна
Стартовая (диагностическая) работа
10 класс
Диктант
(1)М.М. Пришвин, переживший все катаклизмы первой половины прошлого века, искал пути выхода человека из личной обиды. (2)Первый естественный выход — протест, борьба, революция. (3)Но если это и вынужденный ход, то никак не окончательный выход.
(4)Писатель утверждал, что его творчество - это путь к радости, но не к счастью. (5)Счастье у людей выходит, а радость достигается. (6)Даже полное материальное благополучие, данное человеку без его творческого участия, можно условно назвать счастьем. (7)Ведь оно не связано с нравственной волей человека, с его устремлённостью к идеалу, к тому, что он любит, во что верит.
(8)Более полувека тому назад М.М. Пришвин записал в дневнике: «Бог любит всех, но каждого больше».
(9)Какая необъятная мысль!
(10)Любовь - процесс обоюдный. (11)Бог любит всех, ибо всем доверил сотворение по образу и подобию своему. (12)И этот вклад каждый привносит в божественное сотворение жизни. (13)Это и есть сила твоей ответной любви к жизни, ко всему живому и сущему: в молитве, в мыслях, в словах и делах.
(По В. Деткову, 154 слова)
Задания
1 вариант |
2 вариант |
1.Среди предложений 1 – 3 найдите слово, правописание приставки в котором зависит от ударения (никак) |
1.Среди предложений 10-13 найдите слово, правописание приставки которого зависит от значения «неполнота действия» (привносит) |
2. Среди предложений 1 – 5 найдите слово с чередованием гласных в корне (творчество) |
2. Среди предложений 7 - 11 найдите слово с чередованием гласных в корне (сотворение) |
3. Из предложений 4 - 7 выпишите слово, в котором правописание Н и НН в суффиксе определяется тем, что это краткое страдательное причастие (связано) |
3. Из предложений 1 - 4 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В отыменных прилагательных, образованных с помощью суффикса ЕНН, пишется НН» (естественный) |
4.Замените авторское слово «выходит» из предложения № 5 стилистически нейтральным словом или словосочетанием (получается). |
4.Замените авторское слово «необъятная» из предложения № 9 стилистически нейтральным словом или словосочетанием (безграничная, обширная). |
5.Замените словосочетание «ответной любви» из предложения № 12, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием, построенным на основе управления (любовь в ответ) |
5.Замените словосочетание «волей человека» из предложения № 7, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием, построенным на основе согласования (человеческая воля). |
6.Выпишите грамматическую основу предложения 2 (выход — протест, борьба, революция) |
6.Выпишите грамматическую основу предложения 6 (можно назвать) |
7. Среди предложений 4 - 7 найдите предложение с обособленным определением (6) |
7. Среди предложений 7 - 13 найдите предложение(я) с однородными членами и обобщающим словом (13) |
8. Среди предложений 1- 6 найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное изъяснительное (4) |
8. Среди предложений 8 - 13 найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное причины (11) |
9. Укажите количество грамматических основ в предложении 7 (3) |
9. Укажите количество грамматических основ в предложении 13 (1) |