Для стартового контроля в 10 классе предлагаем диктант с грамматическим заданием.

Автор: Валикова Татьяна Вячеславовна

 

Стартовая (диагностическая)  работа

10 класс

Диктант

(1)М.М. Пришвин, переживший все катаклизмы первой половины прошлого века, искал пути выхода человека из личной обиды. (2)Первый естественный выход — протест, борьба, революция. (3)Но если это и вынужденный ход, то никак не окончательный выход.

(4)Писатель утверждал, что его творчество -  это  путь к радости, но не к счастью. (5)Счастье у людей выходит, а радость достигается. (6)Даже полное материальное благополучие, данное человеку без его творческого участия, можно условно назвать счастьем. (7)Ведь оно не связано с нравственной волей человека, с его устремлённостью к идеалу, к тому, что он любит, во что верит.

(8)Более полувека тому назад М.М. Пришвин записал в дневнике: «Бог любит всех, но каждого больше».

(9)Какая необъятная мысль!

(10)Любовь -  процесс обоюдный. (11)Бог любит всех, ибо всем доверил сотворение по образу и подобию своему. (12)И этот вклад каждый привносит в божественное сотворение жизни. (13)Это и есть сила твоей ответной  любви к жизни, ко всему живому и сущему: в молитве, в мыслях, в словах и делах.

(По В. Деткову, 154 слова)

Задания

1 вариант

2 вариант

1.Среди предложений 1 – 3 найдите слово, правописание приставки в котором зависит от ударения (никак)

1.Среди предложений  10-13 найдите слово, правописание приставки которого зависит от значения «неполнота действия» (привносит)

2. Среди предложений 1 – 5  найдите слово с чередованием гласных в  корне  (творчество)

2. Среди предложений 7 - 11  найдите слово с чередованием гласных в  корне  (сотворение)

3. Из предложений 4 - 7  выпишите слово, в котором правописание Н и НН в суффиксе определяется тем, что это краткое страдательное причастие (связано)

3. Из предложений 1 - 4 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В отыменных прилагательных, образованных  с помощью суффикса ЕНН, пишется НН» (естественный)

4.Замените авторское слово «выходит» из предложения № 5 стилистически нейтральным словом или словосочетанием (получается).

4.Замените авторское слово «необъятная»  из предложения № 9 стилистически нейтральным словом или словосочетанием  (безграничная, обширная).

5.Замените словосочетание «ответной любви» из предложения № 12, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием, построенным на основе управления (любовь в ответ)

5.Замените словосочетание «волей человека» из предложения № 7, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием, построенным на основе согласования (человеческая воля).

6.Выпишите грамматическую основу предложения 2 (выход — протест, борьба, революция)

6.Выпишите грамматическую основу предложения  6 (можно назвать)

7. Среди предложений 4 - 7 найдите предложение с обособленным определением (6)

7.  Среди предложений 7 - 13 найдите предложение(я) с однородными членами и обобщающим словом (13)

8. Среди предложений 1- 6 найдите сложное  предложение, в состав которого входит придаточное изъяснительное (4)

8. Среди предложений 8 - 13 найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное причины (11)

9. Укажите количество грамматических основ в предложении 7 (3)

9. Укажите количество грамматических основ в предложении 13 (1)