Филологическая подготовка – основа классического образования, так как именно филологические знания создают основу для дальнейшего интеллектуального и нравственного развития личности.

Основой филологической подготовки обучающихся является формирование культуры чтения, под которой понимается не просто умение читать вслух, а способность осуществлять анализ текста, уметь интерпретировать его. Развитие навыков смыслового чтения лежит в основе урока литературы на тему «Пейзаж в художественном тексте (на примере повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»)».

Конспект урока представлен Лаптевой Ольгой Алексеевной

 

«Пейзаж в художественном тексте (на примере повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»)»

 

Цель – проанализировать роль пейзажа в художественном тексте.

Задачи:

  • продолжить формировать умение анализировать произведение;
  • развивать навыки смыслового чтения обучающихся;
  • воспитывать чувство ответственности перед другими людьми, вырабатывать собственное отношение к окружающему миру;
  • закрепить знания о сентиментализме;
  • организовать деятельность обучающихся, направленную на внимательное чтение повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»;
  • организовать работу по определению функции пейзажа в художественном тексте.

Планируемые результаты:  

предметные: понимание авторской позиции и своё отношение к ней; умение пересказывать отрывки из произведения с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; написание сочинения на предложенную тему; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений;

личностные: устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; потребность в самовыражении через слово;

регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока,  проблему урока; аргументировать свою точку зрения; участвовать в диалоге; оценивать свою деятельность;

коммуникативные: выстраивать связное устное и письменное речевое высказывание.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация Microsoft Power Point.

Используемые технологии: информационно-коммуникационная технология, технология проблемного обучения.

 

Ход урока

 

I. Этап мотивации.

- Добрый день, ребята! Посмотрите на фотографии. Какая из них соответствует Вашему настроению сегодня? Объясните почему.

- Великие мастера искусства выражали отношение к миру в своих произведениях. Например, художники создавали интересные полотна, передавая восторг, восхищение или, наоборот, разочарование.

 

II. Этап актуализации знаний.

- Перед вами репродукции картин русских художников. Что объединяет эти произведения?

Видеосюжет. (Перед нами описания природы)

- Какой термин используют для обозначения описаний природы? (Пейзаж)

- Каким образом могут быть связаны изображения природы, пейзажи, и литература? (В текстах художественных произведений мы нередко встречаем пейзажи) Пейзажи в текстах создаются иными, нежели в живописи, «красками» – с помощью художественного слова. И конечно, они оказываются значимыми для понимания авторского замысла. Ведь в ткани произведения ничего не бывает лишним.

 

III. Формулирование темы, постановка цели.

- Мы остановимся на повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Сформулируем тему урока и запишем её.

Каким образом будет звучать проблемный вопрос урока, ответ на который сегодня будем искать?

Какую роль играют пейзажи в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?

- Запишем этот вопрос. (Учитель записывает проблемный вопрос на доске, обучающиеся – в тетрадях)

 

IV. Работа по теме урока.

- Обратимся к тексту повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».  Прочитаем первый абзац.

- От чьего лица ведется повествование в повести? (От первого лица)

- Какую роль играет повествование от первого лица? (Мы видим мир глазами автора. Такая манера письма позволяет автору передать свои чувства, прямо высказывать суждения и оценки).

- Повесть начинается с описания природы. Как вы думаете, почему описание окрестностей предваряет сюжет повести? (Автор начинает повествования с описания окрестностей, чтобы показать читателям, что действие происходит в Москве)

Слайд.

- Вот и первый ответ на наш проблемный вопрос. Запишем в тетрадь.

Пейзаж помогает читателю узнать о том, где происходит действие.

Продолжим чтение повести. 

«Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си..нова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра: великолепная картина, особливо когда светит на неё солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся! Внизу расстилаются тучные, густо-зелёные цветущие луга, а за ними, по жёлтым пескам, течёт светлая река, волнуемая лёгкими вёслами рыбачьих лодок или шумящая под рулём грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом».

- Давайте разберёмся в прочитанном.  Что рисует Карамзин? (С одной стороны, Карамзин рисует нам Москву, с другой – описывает долины вдоль Москвы-реки)

- Как автор-повествователь относится к столице?  (Карамзин с начала повествования передаёт неоднозначность образа столицы. Мы видим, что автор любуется прекрасным городом. Однако этот город в то же время его угнетает. Автор-повествователь, который является одним из героев произведения, стремится покинуть Москву).

- Докажите текстом. Какие словесные краски использует автор, чтобы передать свое отношение к изображаемому? (Автор использует метафоры  Москва, сия ужасная громада, эпитеты алчная Москва, мрачные башни, ужасная громада (передают отрицательное отношение автора к столице); Москва – величественный амфитеатр (восхищение автора); антитеза Москва противопоставляется густо-зеленым цветущим лугам).

- Какому цвету в городском пейзаже Карамзин уделяет особое внимание? (Золотому) Приведите примеры. (Золотые купола церквей)

- Почему автор обращает внимание именно на цвет золота? (С одной стороны, золотой цвет обозначает духовное начало города, с другой стороны, золотой – это цвет денег).

- Как вы считаете, почему автор придает отрицательную коннотацию городскому пейзажу? (Отрицательная коннотация дана в пейзаже не просто так. Она должна заранее подготовить читателя к тому, что герой, пришедший из Москвы, будет отрицательным).

- Только ли о городе пишет Карамзин? (Автор подробно рисует нам и пейзаж за городом). Найдите описание сельского пейзажа. Прочитаем его.

«На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них единообразные. Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьёвы горы. На левой же стороне видны обширные хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».

- Как автор относится к тому, что находится за городом? (Автору ближе сельский пейзаж. Вдали от города ему спокойнее, поэтому он хочет покинуть Москву и уединиться под «тению дубров»). Докажите текстом. (Автор-повествователь трепетно описывает местность вдоль Москвы: густо-зелёные цветущие луга, за которыми течёт светлая река)

- Сравним два пейзажа: городской и сельский. Какой прием использует автор, сопоставляя Москву и пригород? (Автор использует антитезу) Предположите, с какой целью автор использует прием противопоставления? (Автор-повествователь хочет показать противопоставление естественности сельской местности «фальшивому городу»)

- Почему автор-повествователь так подробно описывает городские и сельские места? (Автор хочет, чтобы читатель думал и чувствовал, как он сам)

Слайд.

- Подытожим сказанное. С какой целью автор вводит в текст своего произведения описания природы? Сделаем записи в тетрадях: «Пейзаж выражает авторское отношение к описываемому».

- Перед вами репродукция картины Александры Егоровны Маковской «Вид Симонова монастыря близ Москвы», написанной в 1888 году. Давайте устно коллективно опишем, что изображено на этой репродукции. Объем нашего высказывания в соответствии с требованиями, предъявляемыми на устном собеседовании в 9 классе, должен составлять не менее 10 предложений.

Ответы обучающихся.

- Какие чувства возникают, когда смотришь на эту картину? (Живое спокойствие. Ощущение летнего тепла. Чувствуется прохлада от летних облаков)

- Н.М. Карамзин уделяет описанию Симонова монастыря большое внимание. Прочитаем это описание в тексте. Какое настроение возникает после прочтения данного отрывка?

- Как Вы считаете, почему автор, рисуя Симонов монастырь, обращается к истории России? (Карамзин связывает настоящее и прошлое Москвы с историей обычного человека)

- Как вы считаете, может ли история, которую собирается рассказать автор, иметь счастливый конец?

- Какой же еще вывод мы можем сделать, опираясь на сказанное? Для чего автор вводит в свое произведение пейзаж?

Запишем ещё один вывод: «Описание природы настраивает читателя на восприятие дальнейших событий, передаёт  атмосферу безысходности, трагичности».  

- Какие реальные географические объекты упоминаются в тексте? (Симонов монастырь, Воробьевы горы, село Коломенское)

- Предлагаю совершить заочную экскурсию по окрестностям Москвы. Побываем в Москве Карамзина и сопоставим её с Москвой современной.

Слайды «Вид Симонова монастыря»

- Перед вами Симонов монастырь.  А на следующем слайде вы видите Симонов монастырь в советские годы. Вот таким он выглядит сегодня. Отдельные постройки Симонова монастыря действительно сохранились и до сегодняшнего дня, но по большей части это развалины.

Посмотрите на следующее изображение. Найдите цитаты, которыми можно подписать изображение.

Слайд «Пруд».

- Когда-то этот пруд назывался Святым. После выхода в свет повести Н.И. Карамзина «Бедная Лиза» москвичи стали называть его иначе – «Лизин пруд». Пруд не был сохранён. Нет сейчас на карте Москвы также Лизина тупика, ведущего к пруду, Лизиной слободки.

Кстати, для русской литературы конца XVIII-начала XIX вв. было новаторством то, что действие происходит в Москве и её окрестностях. Обычно действие произведений разворачивалось в одном городе.

- Для выполнения домашнего задания вам необходимо было объединиться в группы. Нужно было найти пейзажные описания в тексте и определить, какое настроение вызывает тот или иной пейзаж, какую связь имеет с изображением чувств героев, также попробовать выяснить, какие детали пейзажа являются ключевыми в характеристике героев. Что у вас получилось? (Задания на слайде)

 

Проверка домашнего задания. Озвучивание результатов работы групп.

1 группа – «Утро на Москве-реке».

2 группа – «Природа во время вечерних свиданий Лизы и Эраста».

3 группа – «Гроза».

4 группа – «Лес после отъезда Эраста».

5 группа – «Могила Лизы и опустевшая хижина».

- Какой вывод можно сформулировать? Запишем его: «Пейзаж является отражением эмоционально-психологического состояния героя».

 

V. Подведение итогов.

- Подводя итоги, отметим, что для литературы XVIII века было новаторством умение писателя передать с помощью описаний природы эмоциональное состояние героев, их чувства; а также резкое противопоставление деревни городу. Это стало одним из признаков нового литературного течения –  сентиментализма, об особенностях которого мы продолжим говорить на следующих уроках.

 

VI. Рефлексия. Прием «Телеграмма». Напишите телеграмму своему однокласснику, в которой бы вы раскрывали свое отношение к теме урока.

 

VII. Домашнее задание. Дайте письменный развернутый ответ на вопрос «Какую роль в художественном произведении играет пейзаж?» В своей работе приведите два примера, аргументирующих Вашу точку зрения: один пример – из повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», второй – из любого другого произведения. Объем сочинения – не менее 70 слов.

 

Список источников

  1. http://vokrugknig.blogspot.com/2015/05/blog-post_28.html
  2. https://www.litmir.me/br/?b=13105&p=2
  3. www.fipi.ru
  4. https://testschool.ru/2017/07/18/test-po-literature-bednaya-liza-9-klass/
  5. ФГОС. Настольная книга учителя. – Саратов, 2013.

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ