Музыка в произведениях А.С. Пушкина (на примере музыкальных иллюстраций Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель».

 

Автор-разработчик: Шелудченко Анна Викторовна

Соавтор: учитель музыки Долгая Ольга Николаевна

 

Тема: «Музыка в произведениях А.С. Пушкина (на примере музыкальных иллюстраций Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»)»

Тип урока:  бинарный, интегрированный (музыка и литература)

Цели:

  • Развивающие: способствовать развитию навыков устной и письменной речи, навыков выразительного чтения поэтического текста; развивать и совершенствовать эмоциональное исполнение музыкальных произведений; формировать нравственно-эстетические и эмоциональные переживания у обучающихся.
  • Обучающие: познакомить обучающихся с биографическими сведениями А.С. Пушкина и Г.В. Свиридова, расширить знание школьников  о творчестве писателя и композитора, а также  на примере повести «Метель» и фрагментов музыкальных иллюстраций к ней выяснить, что  объединяет этих двух великих людей. 
  • Воспитательные: способствовать воспитанию любви к Родине, русскому народу, его культуре, традициям, простым человеческим чувствам; через творчество поэта А.С. Пушкина способствовать воспитанию патриотических чувств и всесторонне развитой личности, интереса к музыке, искусству, литературе.

Музыкальный материал: 

1) фрагмент из музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» («Тройка», «Романс»);

2) видеофрагмент концерта симфонического оркестра музыкальных иллюстраций Г. Свиридова «Метель» (Романс);

3) видеофрагмент из художественного фильма В. Басова «Метель».

Оборудование: компьютерная презентация (слайды), аудиозаписи музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель», доска, цифровая панель, ноутбук, синтезатор, портреты А.С. Пушкина и Г. Свиридова.

 

Ход урока

 

  1. Организационный момент

 Добрый день, дорогие ребята! Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить такое настроение в течение всего урока. Сегодня мы продолжаем постигать секреты одних из самых совершенных видов искусства –  литературы и музыки.

  1. Мотивационный этап

Инструментальное исполнение романса (учитель музыки  играет на синтезаторе «Романс» из музыкальных иллюстраций «Метель», ученица на фоне музыки зачитывает наизусть отрывок из повести  А.С. Пушкина «Метель»)

Слово учителя литературы: Вы прослушали в исполнении учителя музыки и одноклассницы фрагменты произведений, в которых прослеживается взаимосвязь двух искусств: литературного и музыкального.

Ребята, сегодня у нас интегрированный урок музыки и литературы. Перед вами портреты двух представителей разных видов искусства:  советского композитора Георгия Васильевича Свиридова и русского писателя Александра Сергеевича Пушкина. Как вы думаете, что объединяет этих людей?

Ответы учащихся

Да, вы правы, они создали что-то совместное,  хотя Пушкин жил и творил в 19 веке, а Свиридов – в 20. Значит, А.С. Пушкин сначала написал художественное произведение, а затем композитор Г. Свиридов создал музыкальное произведение. Что же конкретно их объединяет, узнаем на уроке: «Музыка в произведениях А.С. Пушкина (на примере музыкальных иллюстраций Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»)».

  1. Работа по теме урока

Слово учителя литературы:

Знакомиться с именем А.С. Пушкина каждый начинает с детства. Читая его сказки, мы погружаемся в удивительный мир поэзии и мудрости. В школьном возрасте наслаждаемся поэтическими зарисовками зимнего утра или вечера. Пушкинские литературные творения стали основой многих произведений русских композиторов 20 века. 

  1. Основной этап урока. Работа над произведением

Слово учителя музыки: Георгий Васильевич Свиридов нам известен  как знаменитый композитор Курского края.  Он родился в г. Фатеже Курской области. Окончив музыкальный техникум в г. Курске, будущий композитор поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию. В 90-е годы Курскому музыкальному  колледжу было присвоено  его имя.

         Сегодня на уроке мы познакомимся с новым жанром в музыке – музыкальные иллюстрации.

Свиридов считал, что: «Слово и музыка, литература и музыка, музыкальное произведение может существовать только тогда, когда оно добавляет нечто к стихам или литературному сочинению». Музыкальные иллюстрации композитора не только добавляют «нечто» к произведению Пушкина, но и дают его музыкальную интерпретацию, а следовательно, ведут читателя к углублённому прочтению повести.

- Ребята, а давайте попробуем ответить на вопрос: «Что такое иллюстрация?»

 Ответы учащихся  (это изображение).

- А художественная иллюстрация?

Ответы учащихся  (это картина, которую можно увидеть глазами)

Музыкальная иллюстрация – это картина, которую можно “увидеть” (услышать – представить) ушами и прочувствовать сердцем. И этот жанр композитор создал через несколько лет после написания музыки к художественному фильму «Метель» режиссера В. Басова и в дальнейшем   решил дать своему сочинению новую жизнь.

 

Ребята, после просмотра фрагмента фильма ответьте на вопрос: «Какую роль играет музыка, сопровождающая художественный фильм?»

Ответы учащихся (музыка помогает нам лучше понять образ героя, его чувства, переживания).

Слово учителя литературы: В литературе существует понятие «словесный портрет». Давайте сейчас попробуем создать «словесный пейзаж» – описать то состояние природы, которое вы увидели в фильме и услышали в музыке. Особое внимание уделите художественным средствам выразительности.

На доске записаны термины: метафора, олицетворение, сравнение, гипербола, лексический повтор.

Ответы учащихся.

 Слово учителя музыки: Итак, давайте послушаем фрагмент первой музыкальной иллюстрации и попробуем ответить на вопрос: «С помощью каких средств музыкальной выразительности симфонический оркестр раскрывает образы первой пьесы?» Вам нужно будет перевоплотиться в художников. Пока будет звучать музыка, возьмите карандаши и в своих тетрадях «нарисуйте» своё впечатление от пьесы.

Звучит музыкальный  фрагмент «Тройка», учащиеся слушают и рисуют в тетрадях. Учитель выбирает интересные рисунки и по желанию учащихся показывает их классу, а автор рисунка объясняет, что он «увидел» в звучащей музыке.

Да, действительно эта мелодия явно перекликается с ямщицкими песнями, настолько угадывается в ней бег саней, скользящих по снегу за лихой тройкой лошадей.

Слово учителя литературы: Но, как нам кажется, музыка Свиридова рассказывает вовсе не о капризах природы, о которых написано в повести. Здесь говорится о чувствах тревоги и печали. А разве это не русская душа? У русского человека чувства почти всегда берут верх над рассудком. И виновница всех произошедших событий вовсе не метель, а внутренние переживания литературного героя. Чтобы показать душевное состояние персонажа, автор прибегает к такому приёму, как психологизм (определение записано на доске).

Состояние героя иллюстрирует и эпиграф к повести – отрывок из баллады В.А. Жуковского «Светлана».:

Кони мчатся по буграм,

Топчут снег глубокой...

Вот, в сторонке Божий храм

Виден одинокой.

Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками;

Черный вран, свистя крылом,

Вьется над санями;

Вещий стон гласит печаль!

Кони торопливы

Чутко смотрят в темну даль,

Воздымая гривы...

Это описание близко важнейшему эпизоду в повести. Ведь именно из-за метели Владимир не попал в церковь, отчего провалился замысел тайного венчания влюбленных. Все детали предвещают недоброе. Тут и снег, и черный ворон, и темна даль…

А сейчас давайте ответим на вопрос: «Почему повесть называется «Метель»?»

Ответы учащихся.

Слово учителя музыки: А теперь давайте послушаем ещё один музыкальный фрагмент и постараемся определить, какой это жанр в музыке. Звучит музыкальный фрагмент «Романс».

Ребята,  как называется эта пьеса? Какой инструмент здесь выступает в роли солирующего инструмента? Как вы думаете, может ли его заменить человеческий голос?

Ответы учащихся.

Всё верно, «Романс» – наиболее известная и яркая иллюстрация к повести. Он использовался для более глубокого погружения в мир чувств героев: в нём переживания и сомнения Маши, когда она собирается покинуть родительский дом; её скорбь по погибшему Владимиру и умершему отцу; печаль, вызванная неопределённостью дальнейшей судьбы.

 

 Слово учителя литературы: У Г. Свиридова особое отношение к творчеству А. Пушкина. Именно благодаря музыкальным произведениям, написанным на стихи и прозу А.С. Пушкина, Г.В. Свиридов заявил о себе в среде музыкального мира. К поэзии А.С. Пушкина обращались многие композиторы ещё при жизни поэта, однако Г.В. Свиридов смог внести нечто новое, наполнить новыми красками пушкинские стихи.

 

Учитель музыки: Таким образом, Г.В. Свиридов стал одним из тех наших современников, кто сумел разглядеть значение «пушкинских сочинений» для ныне живущих и попытался с новой глубиной осмыслить их. Его музыкальные произведения на стихи и прозу великого поэта и сейчас воспринимаются свежо, часто исполняются лучшими нашими музыкантами. Его музыка впечатляет яркостью красок, особым юношеским восприятием жизни.

  1. Рефлексия

Учитель литературы: Что нового вы для себя узнали на этом уроке? Какие открытия сделали для себя?

Ответы учеников

Учитель музыки: С каким новым музыкальным жанром вы сегодня познакомились? Назовите имя композитора, который создал этот жанр в музыке.

Ответы учеников

Учитель музыки: Согласны ли вы с утверждением, что симфоническая музыка выразительна и изобразительна?

Ответы учеников (Мы узнали, насколько многообразны возможности симфонической музыки. Это дает возможность композитору воплотить через музыку образы литературных героев.)

Учитель литературы: Так что же объединяет А. С. Пушкина и Г.В. Свиридова?

Ответы учеников

Да, их объединяет любовь к Родине, русскому народу, его культуре, традициям, простым человеческим чувствам. Всё это выражено глубоко, по-русски, душевно как в произведениях великого писателя 19 века А.С. Пушкина, так и в музыке композитора 20 века – нашего земляка Свиридова.

Учитель музыки: А хотели бы вы узнать, какие есть ещё пьесы в этой музыкальной иллюстрации Свиридова?

Нас ждут открытия нового и прекрасного. Мы с вами будем вальсировать, маршировать, сопереживать. Но всё это будет на следующих уроках.

Учителя: Сегодня за активную работу на уроке получают оценки…

(выставление оценок).

  1. Домашнее задание: послушать ещё раз «Тройку» и «Романс» Свиридова и сделать к ним иллюстрацию и «словесный пейзаж».