Образ крестьянина, истоки его бед и пути их преодоления рассматриваем на примере стихотворения Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда».

 

Автор: Селиванова Виктория Евгеньевна

 

Класс: 7 класс

УМК: «Литература» под ред. Г.С. Меркина

Количество часов: 1

Место урока в системе работ по предмету: комбинированный урок

Цель урока: познакомить обучающихся со стихотворением Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда», привлечь внимание к глубокому раздумью автора о судьбе народа.

Задачи урока:

1) образовательные: проанализировать образ крестьянина в стихотворении «Размышление у парадного подъезда»;

2) развивающие: формировать умения и навыки анализа стихотворного текста, понимание идейного содержания;

3) воспитательные: воспитывать гражданственность, патриотизм, активную жизненную позицию на примере жизни и творчества поэта.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее народа России; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

Регулятивные: умение определять цель учебной деятельности, определять правильность выполненного задания; умение корректировать работу.

Познавательные: развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу, развитие интереса к чтению, умение извлекать информацию из лирического текста.

Коммуникативные: умение общаться, вести диалог внутри группы, умение аргументировать свое мнение и анализировать высказывания других участников образовательного процесса.

Предметные результаты: знание содержания стихотворения, умение интерпретировать авторскую позицию, совершенствование умений в нахождении и определении выразительных средств языка, совершенствование умений при создании собственных высказываний (устных и письменных).

Оборудование: ноутбук, экран, мультимедийный проектор.

Дидактические материалы: портрет Н.А.Некрасова, иллюстрации для создания словарей стихотворения, толковые словари, приглашения на урок для учащихся, презентация.

 

Ход урока

1.Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! У вас на руках приглашения на мероприятие. Я прошу вас сесть на место, указанное в открытке.

2.Актуализация знаний. Постановка проблемы.

Учитель: Отлично! Все нашли свои места. Вы успели прочитать в приглашении, что стало поводом для нашей встречи.

Предполагаемые ответы учеников: День рождения Н.А. Некрасова, 200-летие со дня рождения поэта.

Учитель: Верно! И я надеюсь, что наш праздник, торжество литературы, будет интересным и познавательным!

Учитель: Давайте вспомним, без чего или без кого не обходится ни один день рождения?

Предполагаемые ответы учеников: Без гостей.

Учитель: Верно, гости уже на месте, это мы с вами. А еще?

Предполагаемые ответы учеников:  Без именинника.

Учитель: Конечно! Разместим портрет Н.А. Некрасова на доске.

Предполагаемые ответы учеников: Без теплых слов об имениннике.

Учитель: Отлично! Я просила вас подготовить биографию поэта в форме поздравительной речи. Кто первым поздравит Н.А. Некрасова? (учащиеся рассказывают биографию Н.А.Некрасова в заданной учителем форме)

Учитель: С чем еще ассоциируется день рождения?

Предполагаемые ответы учеников: С подарками

Учитель: Точно! И вы, я надеюсь, приготовили подарок Николаю Алексеевичу.

(учащиеся инсценируют притчу)

Притча о богатых людях

Один отец-богач решил показать своему пятилетнему сыну, как живут бедные люди. Отвёз его в деревню в одну очень бедную семью на ферму. Они пробыли в этой семье один день и одну ночь. Когда они вернулись домой, отец спросил сына:

-Понравилось тебе путешествие?

Сын ответил:

-Да, было всё замечательно!

Тогда отец спросил:

-И что тебе показала эта поездка?

На что сын ответил:

-Я увидел, что у нас одна собака, а у них четыре пса, у нас есть бассейн в саду, а у них  – бухта, из которой видно бескрайнее море. Мы включаем лампочки в саду ночью для освещения, а им светят звёзды.

Отец был изумлён таким ответом. А сын добавил:

-Спасибо, папа, что показал мне, какими богатыми могут быть люди.

Учитель: О чем эта притча?

Предполагаемые ответы учеников: О чистоте детского восприятия, о чистоте детского сердца, о богатых и бедных, о том, что богатство может заключаться не только в материальных благах.

Учитель: Молодцы! А в чем, если не в материальном,  может быть заключено богатство?

Предполагаемые ответы учеников: В духовных качествах человека.

Учитель: Хорошо. Кто в этой притче абсолютно точно обладает этими качествами?

Предполагаемые ответы учеников: Ребенок, который увидел это богатство, семья бедняков, потому что мы не услышали из их уст жалоб, они довольствуются тем, что у них есть.

Учитель: Молодцы! В свете этих рассуждений предположите, почему мы заговорили об этом?

Предполагаемые ответы учеников: Будем изучать произведение, в котором поднимается тема духовного и материального богатства, тема противопоставления бедных и богатых, тема противоборства или сосуществования богачей и бедняков.

Учитель:  Верно! Мы с вами сегодня порассуждаем об образе главного героя поэзии Н.А. Некрасова.  О ком, как вы думаете?

Предполагаемые ответы учеников: Мы обратимся к образу крестьянина.

Учитель:  И рассуждать о судьбе крестьянства мы будем на примере стихотворения Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда».

Учитель:  А что для достижения нашей цели необходимо?

Предполагаемые ответы учеников: Вспомнить прочитанный дома текст произведения, понять его содержание, понять истоки бед крестьянина и пути преодоления его бедственного положения.

3.Содержательный (основной этап).

Учитель: Все верно, молодцы! Однако не будем забывать, что мы на празднике. А что может стать лучшим подарком для поэта?

Предполагаемые ответы учеников:  Чтение его произведений.

Учитель: Верно! Перед вами лежат тексты стихотворения. Предлагаю прочесть самое начало, чтобы представить себе время, в котором жил и творил поэт (учащиеся читают стихотворение от слов «Вот парадный подъезд…» до слов «А иные просители плачут»).

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, все ли слова в этом отрывке были понятны?

Предполагаемые ответы учеников: Нет: прожектеры, холопский недуг.

Учитель: И над значением этих и других непонятных слов нам придется поработать. Ребята, я вспомнила, что мы забыли подписать открытки имениннику. Предлагаю оформить их прямо сейчас. Вы за? Отлично! На столах у вас лежат ватманы, вырезанные иллюстрации и словари. Задание: составить иллюстрированный словарь к стихотворению «Размышление у парадного подъезда». (Ученики работают в группах, слова для толкования  у групп различаются, иллюстрированные словари по мере готовности вывешиваются на доску). Молодцы! Вижу, что все группы справились. Мы вывесим наши открытки на самое почетное место на литературном дне рождения – на доску. Они помогут нам при анализе текста.

Учитель: Скажите, пожалуйста, а удалось найти значение словосочетания «холопский недуг»?

Предполагаемые ответы учеников:  Нет.

Учитель: Значит, нам нужно порассуждать самим. Зачем приезжают гости к дому богача?

Предполагаемые ответы учеников:  С просьбами о помощи, возможно, об устройстве на работу.

Учитель: Хорошо, в какие дни появляются гости с такими просьбами?

Предполагаемые ответы учеников:  В обычные.

Учитель: А «холопский недуг» замечает Некрасов у гостей, которые приезжают…

Предполагаемые ответы учеников:  «По торжественным дням».

Учитель: Правильно. Так зачем приезжают гости в праздничные дни?

Предполагаемые ответы учеников:  Записать свое имя званье, чтобы вельможа увидел, кто поздравил его в этот день, кто о нем вспомнил, кому можно оказать поддержку.

Учитель: Молодцы! Так что за «холопский недуг» имеет в виду поэт?

Предполагаемые ответы учеников: Раболепие перед вышестоящим, пресмыкание перед чином.

Учитель: Правильно. Скажите, пожалуйста, ребята, а кто противопоставлен этим гостям? Чей образ детально вырисовывает поэт?

Предполагаемые ответы учеников:  Образ крестьян, пришедших к вельможе, стоит особняком.

Учитель: Точно! Я и их пригласила на наш праздник – это же любимые герои Некрасова. Но они задерживаются, мы с вами помним, что бредут они из «дальних губерний». Опишите, пожалуйста, нашему швейцару, как  выглядят крестьяне из стихотворения, чтобы он их пропустил. (Используя прием «словесное рисование», ученики восстанавливают образ героев из текста по памяти).

Учитель:  Отлично! Теперь-то их точно узнают и пропустят. А попали ли они к вельможе?

 Предполагаемые ответы учеников: Нет, швейцар не пустил их даже после того, как они протянули ему «скудную лепту».

Учитель: Обратимся к нашим открыткам: что такое «скудная лепта»?  Какие еще слова в описании крестьян вызывали у вас интерес при чтении? Найдите их толкование на наших открытках (дети называют слова «армячишка», «котомка», «кошли», «пилигримы»).

Учитель: Итак, швейцар не пустил пилигримов. На кого они возлагают теперь  надежду?

Предполагаемые ответы учеников: Только на Бога (учащиеся приводят слова из текста).

Учитель: Действительно ли так тяжело мужику? Что пишет об этом Некрасов?

Подготовленный ученик читает отрывок наизусть (от слов «Родная земля! Назови мне такую обитель…» до слов «То бурлаки идут бечевой») под фоновый аккомпанемент песни «Прощай, жизнь» Крестьянского хора им. Пятницкого.

Учитель: Снова обратимся к открыткам. Какие слова из этого отрывка они нам пояснят? (учащиеся читают толкования слов «остроги», «овин», «бурлаки»).

Учитель: Мы с вами услышали мужицкий стон, который раздается по всей Руси, который сливается в многоголосый гул, в песню. От чего стонет мужик?

Предполагаемые ответы учеников: От гнета крепостников, от засилия власти, от бесправия.

Учитель: Так есть ли надежда на улучшение его положения?

Предполагаемые ответы учеников: Да, Н.А. Некрасов нам эту надежду оставляет.

Учитель: В каких строчках мы слышим, что не все потеряно, не все возможности исчерпаны? (учащиеся читают от слов «Ты проснешься ль, исполненный сил…» до слов «И духовно навеки почил?»)

Учитель: Кто или что, по мнению поэта, может помочь народу?

Предполагаемые ответы учеников: Только он сам. Народ должен «пробудиться», должен скинуть оковы рабства, должен восстать против засилия крепостников и собственного бесправия.

4.Динамическая пауза

Учитель: И мы, ребята,  тоже  можем помочь крестьянам. Удивлены? Совсем скоро я вам расскажу, как, но прежде мы с вами должны пройти обряд посвящения в крестьян: чтобы помочь нашим героям, мы должны понять, как они живут

В поле рано выходили.

Мы пахали, боронили.

Ходьба на месте.

Наклоны вправо-влево.

Конь помощник был у нас.

Он пахал – ну, просто класс!

 

Повороты вправо-влево.

Зерна в землю мы бросали,

И колосья поспевали.

 

Имитация движений сеятеля.

Руки вверх.

Чудный будет урожай –

Испечем мы каравай.

 

Разведение рук в стороны.

Будем мы колосья жать

И в снопы их собирать.

 

Наклоны влево-вправо

В риге их посушим ловко

И смолотим со сноровкой.

 

Разведение рук в стороны.

Будут все мешки с зерном,

Их в амбар мы уберем.

 

Ходьба на месте.

Смелет мельница муку –

Будем рады пирогу!

 

Руки вверх.

5.Первичная проверка понимания. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Учитель: А теперь я как ведущая нашего юбилея объявляю конкурс. Ни один день рождения не обходится без соревнования, но у нас необычный юбилей – юбилей писателя, поэтому и состязание будет литературное. Наша цель – помочь крестьянам отстоять право на свободу. В первой группе объявляется конкурс на подбор и верное определение художественных тропов (записываете термин и пример из текста) – мы с вами  должны быть убедительными, речь наша должна быть стройной и образной, чтобы достучаться до черствого сердца вельможи. Во второй группе объявляется конкурс на самое эмоциональное письмо-обращение к вельможе из стихотворения.

Проверка работ в группах.  

6.Подведение итогов

Учитель:  Ну что ж, ребята, подошел к концу наш праздник. Надеюсь, вам было интересно на литературном юбилее. Напоследок я предлагаю вам оставить свои пожелания Н.А.Некрасову, его творчеству:

Предполагаемые ответы учеников:  Я желаю, чтобы поэзия Н.А. Некрасова жила в веках, оставалась популярной. Я хочу пожелать поэту, чтобы его мысли о свободе человека, о равенстве были услышаны последующими поколениями. Мы не должны повторять ошибки прошлого.

7.Рефлексия

Учащиеся заполняют карточки-анкеты: «На уроке я работал _____, потому что ______. Своей работой на уроке я __________. Урок для меня показался __________. Материал урока для меня был _________».

8.Домашнее задание

Учитель:  А я хочу, ребята,  пожелать всем нам, чтобы  мы с вами больше читали, интересовались литературой и историей нашей страны, чтобы могли дать верную оценку событиям прошлого и настоящего. И в качестве домашнего задания я предлагаю вам познакомиться со стихотворением Н.А.Некрасова «Железная дорога». Спасибо вам за работу, ребята. До скорых встреч. 

 

Литература:

Черных, О.П. Физкульминутки на занятиях по этнографии / Черных О.П. – Текст: электронный. (дата обращения: 10.08.2021)