На уроке открытия новых знаний в 7 классе ребята выясняют судьбоносное значение метели в жизни главных героев повести А. С. Пушкина «Метель».
Автор-разработчик: Бобринева Олеся Николаевна
«Ох, судьба, судьба, судьба!...» (по повести А. С. Пушкина «Метель»)
Цель: выяснить, в чем заключается судьбоносное значение метели в жизни главных героев повести А. С. Пушкина «Метель».
Для достижения поставленной цели в ходе урока решаются следующие задачи:
- развитие умения анализировать произведение в его взаимосвязях и закономерностях, формирование коммуникативных и речевых компетенций;
- развитие критического мышления, аналитических навыков, ассоциативных представлений;
- воспитание нравственных качеств на примере произведения А. С. Пушкина, музыкального произведения Г. Свиридова и драматического произведения В. Сигарева «Метель».
Планируемые результаты:
Личностные: уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; проявлять любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; осознавать литературу как часть общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.
Метапредметные:
- искать и выделять необходимую информацию, использовать прием смыслового чтения, обобщать и структурировать знания (познавательные УУД);
-самостоятельно ставить цель, анализировать условия и пути достижения цели; самостоятельно составлять план решения учебной задачи; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других; быть готовым корректировать свою точку зрения (регулятивные УУД);
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями, вступать в диалог с ними и с учителем (коммуникативные УУД).
Предметные: осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; определять актуальность произведений для себя лично и для читателей разных поколений.
Применяемая технология: технология развития критического мышления.
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. МОТИВАЦИЯ
Стадия вызова
Доброе утро, ребята! Я очень надеюсь, что сегодня на уроке мы вместе с вами переживем яркие эмоции. Раз уж судьба подарила нам эту встречу. И тема нашего урока – «Ох, судьба, судьба, судьба!...» (по повести А. С. Пушкина «Метель»)
Курская область – родина великого композитора XX века Георгия Свиридова, который в 1964 году создал музыкальную иллюстрацию «Вальс» к фильму, снятому по повести А. С. Пушкина «Метель». Послушайте эту музыку. Подумайте, какой эпизод в повести А. С. Пушкина данный музыкальный фрагмент иллюстрирует?
Звучит «Вальс»
Ответы детей
- В каком времени года мы можем услышать ритмы вальса? (зима)В какой природной стихии? (метель, когда снег кружится)
2.ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Метель увлекает в свой головокружительный танец всех героев повести. Давайте их вспомним (Владимир, Марья, Бурмин и сама Метель). Попробуем определить цель нашего урока: (дети) выяснить, какую роль сыграла метель в жизни главных героев повести А. С. Пушкина «Метель»; ответим на вопрос: Что принесет она героям: счастье или беду?
Вашу работу я буду оценивать странными на первый взгляд словами (карточки разместить на доске): худо (черный), удовлетворительно (синий), хорошо (желтый), весьма хорошо (зеленый), превосходно (красный).
– Как вы думаете, кто, когда и где мог получать такие оценки?
(Такие оценки получали лицеисты (ученики) Императорского Царскосельского лицея в России более чем 200 лет назад.)
3.АКТУАЛИЗАЦИЯ
Учитель: Метель – один из главных героев повести. А знаете ли вы, что слово «метель» в XIX веке имело двойной вариант написания: через е и через я. При написании через я возникает особый смысл у слова: оно становится родственным словам мятеж (бунт)/ Попробуйте найти связь между этими словами МЕТЕЛЬ, МЯТЕЖ (Именно во время метели (мятежа, волнения природы) по-своему бунтуют, беспокоятся и молодые герои: Владимир, Марья Гавриловна и Бурмин. Они в смятении).
Учитель (в руках – клубочек, на экране – облако слов с выделенными корнями): Помните, в русских сказках: чтобы не сбиться с пути, человек должен найти свой путеводный КЛУБочек. Когда человек следует за ним по предназначенному ему жизненному пути, он ПУТёвый, всё в его жизни ладится. Но не может клубочек катиться по дороге и, разматываясь, не заПУТаться. В этом случае, надо уметь не только расПУТать его, но и вдруг не попасть в ПаУТину обстоятельств.
Давайте отправимся вслед за клубочками наших героев и посмотрим, кто из них угодит-таки в эту паутину, а кто найдет свой путь.
4.ГРУППОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Стадия осмысления
Учитель: Будем работать в группах. Определите спикера в своей группе, выберите рабочий лист с именем своего героя и поработайте с описанием метели в восприятии Марьи, Владимира, Бурмина. Наблюдения занесите в рабочий лист. Задание 1. Отметьте в словарике нравственных понятий те качества, которые, по-вашему, присущи вашему герою. Пользуйтесь разными цветами. Цветовые подсказки на доске. Можно обсуждать.
На это у вас 2 минуты. ТАЙМИНГ. Один из группы будет работать индивидуально с худ.средствами (интерактивное задание).
Время вышло. Внимательно слушайте рассуждения друг друга и сформулируйте по 1 вопросу для каждой из групп (задание 2 в рабочих листах). Запишите его в рабочий лист.
Марья Гавриловна
Индивидуальное задание:https://learningapps.org/watch?v=poako69pk22
Обучающийся читает текст:
На дворе была метель. Ветер выл, ставни тряслись и стучали, все казалось угрозой и печальным предзнаменованием… залилась слезами…Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу…
- Природа подсказывала что-то нашей героине? (погода предвещает беду)
- Согласны ли вы с автором в том, что Марья Гавриловна – «молодая преступница»?(Маша преступила закон христианский. «Почитай отца твоего и мать» – это одна из 10 христианских заповедей.Без благословления отца и матери нельзя совершать такой важный шаг, как вступление в брак)
- Она осознает свою преступность? (волнуется за родителей, пишет им письмо, плачет, она боится будущего)
- Какие приемы автор использует для образного описания Марьи в метели?
(индивидуальное задание)
КАКОЙ ВОПРОС ВЫ БЫ ХОТЕЛИ ЗАДАТЬ ГРУППЕ Марьи? (изменилась ли М.Г. у Пушкина? если бы вы встретились с Марьей за день до побега, что бы вы ей сказали?)
Дополните свои словарики.
- С каким описанием пересекается описание метели Марьи?(с метелью Бурмина, они немногословны).
Владимир
Индивидуальное задание: https://learningapps.org/watch?v=pwcoqmjja22
Обучающийся читает текст (фрагменты):
Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минутудорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу… Владимир старался только не потерять настоящего направления. Но ему казалось, что уже прошло более получаса, а он не доезжал еще до Жадринской рощи. Прошло еще около десяти минут; рощи всё было не видать… Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом…
…Но он ехал, ехал, а полю не было конца. Всё сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал. Время шло; Владимир начинал сильно беспокоиться…
… Но он ехал, ехал, а Жадрина было не видать; роще не было конца. Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес. Отчаяние овладело им…
…Мало-помалу деревья начали редеть, и Владимир выехал из лесу; Жадрина было не видать. Должно было быть около полуночи. Слезы брызнули из глаз его…
…При сем ответе Владимир схватил себя за волосы и остался недвижим, как человек, приговоренный к смерти…
- Зачем автор так часто напоминает читателю о времени? («в одну минуту», «поминутно», «казалось, прошло более получаса», «ещё около 10 минут». Герой торопится, не успевает, следовательно, переживает, беспокоится).
- Какие приемы автор использует для образного описания Владимира в метели?
(индивидуальное задание)
- Меняется ли состояние героя во времени? Проследим по тексту (сначала сильное беспокойство – успокоился - с ужасом увидел - отчаяние (слезы брызнули из глаз,) пот покатился градом - остался недвижим, как человек, приговоренный к смерти. Беспокойство – отчаяние – смерть. Градация)
- Кто приговаривает Владимира к смерти? (метель=судьба)
- Почему же судьба так жестока по отношению к Владимиру? (Он нарушил родительский запрет и не испытывает вины перед родителями Маши, ответственности перед ней самой. Он занят только собой, не слышит голос судьбы).
- Вспомним произведения УНТ. Чем грозило герою нарушение запрета? (наказанием, бедой, смертью. В роли судьи выступает жизнь, судьба, а у Пушкина – метель).
КАКОЙ ВОПРОС ВЫ БЫ ХОТЕЛИ ЗАДАТЬ ГРУППЕ ВЛАДИМИРА? (Любил ли Владимир Марью?)
Если нужно, дополните свои словарики.
Бурмин
бурма — прозвища косноязычного человека:
бурлить — невнятно говорить.
Другое значение: бурма — крепкий табак
Индивидуальное задание:https://learningapps.org/watch?v=pfuzkaptn22
Обучающийся читает текст:
…поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю… Буря не утихала; я увидел огонек и велел ехать туда».
- Случайно ли то, что описание метели Марьи похоже на описание метели Бурмина? (Они оба приехали в церковь, словно услышав голос судьбы. У обоих героев не было сопротивления стихии. Мы не знаем, как добиралась Марья Гавриловна (наверное, благодаря «искусству Терешки кучера»). И Бурмина везет кучер. Буря «вытолкала» его в дорогу.Он, хотя и заплутал в незнакомой стороне, но почти сразу увидел огонёк, который и привёл его к Марье Гавриловне.)
- Найдите в тексте, как оценивает Бурмин свое поведение в метель (это разговор с М.Г.)? («В то время я так мало полагал важности в преступной моей проказе, что, отъехав от церкви, заснул и проснулся на другой день поутру, на третьей уже станции»)
- В чем, по-вашему, преступность этой проказы? (Он поступил необдуманно, жестоко пошутил. Это случайное дорожное приключение, которым можно похвастаться в полку).
- Раскаивается ли герой? Как вы это поняли? (он молчалив, задумчив, он с чувством вины рассказывает все Марье)
- Какие приемы автор использует для образного описания Бурмина в метели?
(индивидуальное задание)
КАКОЙ ВОПРОС ВЫ БЫ ХОТЕЛИ ЗАДАТЬ ГРУППЕ Бурмина? (как метель изменила героя?)
Если нужно, дополните свои словарики.
- Чем же заканчивается метель (мятеж) в душах и судьбах героев? Давайте посмотрим на это с разных сторон. Нам помогут шляпы.
ПРИЕМ 6 ШЛЯП
БЕЛАЯ ШЛЯПА (факты)
(Владимир отличился под Бородино, тяжело ранен, умирает. Марья и Бурмин находят друг друга, обретают счастье. Марья и Бурмин прощены судьбой. Владимир - нет).
ЧЕРНАЯ ШЛЯПА
- Какие мрачные события принесла с собой метель?
ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА
- Что хорошего произошло в жизни героев?
КРАСНАЯ ШЛЯПА
- А была ли любовь? Верит ли автор этому чувству? А судьба верит? (можно сказать и об авторской иронии, если опустить этот момент в начале урока. Судьба верит чувству Марьи и Бурмина)
5.ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (первичное применение полученных знаний)
Попробуйте нарисовать путеводный клубочек для своего героя. Пользуйтесь своими словариками. Качества и поступки героя разными цветами изобразите в виде витков на клубочке (звучит «Вальс»). У вас 3 минуты.
ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА
СРАВНЕНИЕ КЛУБОЧКОВ ГЕРОЕВ
- Сравните размеры клубочков (вывешиваем работы на доску, дети комментируют)
Учитель: Люди с глубокой древности верили в судьбу. Богинь, плетущих нити судьбы, было три. Одна из них пряла нить судьбы. Другая сучила нить, определяла ее длину и наматывала ее на веретено. А третья разрывала нить судьбы. Это обозначало смерть.
ИТАК, РЕБЯТА, МЫ ОЦЕНИЛИ КАЧЕСТВА И ПОСТУПКИ НАШИХ ГЕРОЕВ. ТЕПЕРЬ МОЖЕМ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС:
- Почему судьба жестока к Владимиру и снисходительна к Марье и Бурмину? (ОТВЕТЫ) (Получается, что духовные возможности человека и его поступки во многом определяют его судьбу. Чем больше в человеке положительных качеств, тем больше у него шансов обрести путеводный клубочек и стать счастливым).
6.РЕФЛЕКСИЯ
Повесть Пушкина живет и не перестает волновать читателей. В 1998 году Василий Сигарев, современный драматург, создал пьесу-ремейк по мотивам повести. Вот какими словами пьеса начинается:
в СИНЕЙ ШЛЯПЕ
(читают дети)
Ох, судьба, судьба, судьба! Вне всяких сомнений, ты самая загадочная дама на свете. Самая загадочная и самая непредсказуемая…
А может быть, тебя и вовсе нет?
Нет, есть!
Знаю, есть. Иначе твоей жестокости(?) не было бы иного объяснения.
Эх, судьба, судьба, судьба…
А этими словами она заканчивается:
Ох, судьба, судьба, судьба! Прости, что так жестоко клеветал на тебя… Воистину, ты самая удивительная(!) дама на свете. Самая удивительная и прекрасная…
Вы с какими словами согласны? однозначного ответа нет.
Ответ на этот вопрос человек ищет в течение всей жизни.
(Судьба раскрашивает жизнь человека разными красками, чтобы мы испытали весь спектр эмоций. Если слушать ее подсказки, можно обрести счастье, заслужить ее расположение)
7.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Повесть «Метель» была написана Пушкиным в Болдинскую осень 1830 года. Это замечательное время года познакомило нас с вами. У каждого из вас на столе – кленовый листочек. На нем подчеркните слова, которыми можно определить эмоции от знакомства с повестью.
ЖАЛОСТЬ, ГРУСТЬ, РАДОСТЬ, УДОВОЛЬСТВИЕ, ОБИДА, ВОЛНЕНИЕ, ВОСТОРГ, УДИВЛЕНИЕ, РАЗОЧАРОВАНИЕ
Пусть эти осенние листы останутся с вами, ребята. Всегда помните, что иваше поведение может вызывать самые разные чувства. Старайтесь совершать только добрые поступки. Тогда и судьба будет к вам благосклонна.
Вы работали «превосходно» (снять карточку с доски и развернуть её. На обороте карточки отметка «1»). В лицее это была лучшая отметка. Как вы думаете, почему? 1 – это первый, значит, лучший.
Спасибо за работу, помощь и сотрудничество!