Кто Родион Раскольников: преступник или герой? На уроке литературы в 10 классе старшеклассники обсуждают неоднозначность образа Родиона Раскольникова.
Автор: Старкова Юлия Анатольевна
Задачи:
- проанализировать образ героя, выяснить уровень осмысления характера героя и мотивов его поступков учащимися;
- расширять знания об эпохе Достоевского;
- воспитывать культуру читательского восприятия.
Планируемые результаты:
предметные:
- умение анализировать поступки героев, опираясь на мотивы поведения,
- умение выявлять и осознавать авторскую позицию; определять свое отношение к ней;
метапредметные:
- регулятивные УУД: умение анализировать полученную информацию; умение осознанно планировать свою деятельность, продуктивно работать в группе;
- коммуникативные: умения аргументировано доказывать свою точку зрения, вести диалог с одноклассниками;
- познавательные: умение пользоваться различными видами чтения;
- умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом тексте;
личностные:
- развитие культуры слушателя,
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
Ход урока
- Оргмомент.
Слово учителя: Федор Михайлович Достоевский – известный русский писатель. Он как никто другой умел ставить вопросы, волновавшие умы современников. Уникальность мастерства Достоевского заключалась в способности частный случай превратить в философское обобщение. Федор Михайлович создает иллюстрацию закономерностей, типических явлений духовной жизни современного общества, и конечно, его волнует внутренний мир человека.
Работа с эпиграфом.
- Человек есть тайна… Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком… (Ф.М. Достоевский)
Можно ли соотнести эпиграф с романом «Преступление и наказание»?
С образом какого героя романа связана тайна души человека?
Главного героя – Родиона Раскольникова.
- Целеполагание.
Часто содержание романа рассказывают в нескольких словах: герой-студент решил убить старуху процентщицу, чтобы проверить свою теорию о «тварях дрожащих» и «право имеющих»; иногда добавляют, чтобы помочь бедным людям.
Как бы вы восприняли такого героя?
Мозговой штурм
Кто, по-вашему, Родион Раскольников? Запишите по 2 существительных.
(анализ ответов, формулировка темы)
Так ли однозначен образ героя?
Может быть, сегодня, спустя два века, вопросы, болезненно волновавшие общество в ту эпоху, уже разрешены?
- Анализ текста.
Кто для нас Родион Раскольников – герой или преступник? Что важнее: цель или средства исполнения этой цели?
Вы в течение урока можете делать записи – опорный конспект, чтобы в конце урока доказать свою точку зрения.
Задание 1.
(на основе группового домашнего задания)
Инсценировка эпизодов.
- Алена Ивановна и Раскольников.
Как проявляет себя Раскольников в этой сцене?
- Мармеладов и Раскольников.
На вопрос Родиона: «Для чего же ходить?» - Мармеладов отвечает: «А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти».
Давайте попробуем разделить героев романа на тех, кому есть «куда пойти», и тех, у кого нет такой возможности. Отличаются ли их судьбы в романе Ф. М. Достоевского? Куда мы отнесем Раскольникова?
Может быть, в словах Мармеладова заключен основной смысл всего произведения. Но, безусловно, разговор с Мармеладовым помогает лучше понять все происходящее с героями, и в первую очередь с Родионом Раскольниковым.
Задание 2.
Решение проблемных вопросов (работа в парах)
Учащимся предлагаются на обсуждение следующие вопросы и цитаты из текста романа:
- «Бедность не порок. Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с»? – эти слова принадлежат Мармеладову. Как они повлияли на поступки Раскольникова?
- «За одну жизнь – тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения. Одна смерь и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика!» Можно ли согласиться с этой мыслью?
- «Я вывожу, что и все, не то что великие, но и чуть-чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно преступниками…» В чем опасность такого утверждения?
Задание 3.
Анализ цитаты (индивидуальная работа)
Режиссер Юрий Завадский, постановщик спектакля по роману «Преступление и наказание», заметил: «Над Раскольниковым нет неба». Попробуем доказать это или опровергнуть, обратившись к описанию неба в романе.
Прочитайте отрывки. Каким настроением проникнуто описание?
- После совершения убийства старухи-процентщицы Родион Раскольников оказывается через какое-то время на Николаевском мосту:
«Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцати до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение… Необъяснимым холодом веяло на него [Раскольникова] всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина…» ( часть 2, глава 2).
Эта чистота и торжественность вызывает у Раскольникова неприятные чувства, потому что своим поступком (убийством старухи-процентщицы) герой отрезал себя от общества, от всех людей, даже самых близких.
- Перед тем как Раскольников явился с повинной, в душном Петербурге прошел дождь:
«Между тем вечер был душный и мрачный. К десяти часам надвинулись со всех сторон страшные тучи; ударил гром, и дождь хлынул, как водопад. Вода падала не каплями, а целыми струями хлестала на землю. Молния сверкала поминутно, и можно было сосчитать до пяти раз в продолжение каждого зарева» (часть 6, глава 6).
Здесь мы видим косвенное описание неба, однако дождь становится символом перемен в жизни не только главного героя, но и других персонажей.
Возвращаясь к высказыванию режиссера Ю. Завадского, мы можем сказать, что Раскольников – живая душа, страдающая, и над ним тоже есть небо.
- Обобщение материала. Оценивание.
- В течение урока вы составляли опорный конспект на основе своей работы и ответов одноклассников. Выскажите свою точку зрения по теме урока.
- Составьте синквейн «Родион Раскольников»
(оцениванию подлежат все задания, выполненные на уроке)
Итальянский писатель Р. Кантони еще в 1948 году утверждал: «Чем были греческие трагедии в античности, тем стали романы Достоевского для современного мира». Предлагаю вам подумать над этим высказыванием.
Мы размышляли сегодня на уроке о значении не только главного героя романа, но и самого произведения в целом.
- Домашнее задание:
- выбрать и прочитать материал о двойниках Раскольникова;
- индивидуальное задание (для сильных учащихся) – сопоставьте Раскольникова с героями Эсхила.
- сочинение на выбор: написать аргумент на тему «Нравственный выбор» на основе образа Раскольникова (не менее 150 слов) или сочинение-миниатюра «Можно ли иногда нарушать нравственные правила во имя чего бы то ни было?