С приёмом сопоставления фабулы и сюжетной линии в рассказе А.В. Вампилова «Тополя» знакомит учитель Жукова Раиса Михайловна.

 

Цель мастер-класса: расширить представление коллег о разных методах и приёмах анализа художественного текста, способствующих повышению уровня читательской грамотности.

 

Задачи:

- познакомить участников мастер-класса с основными принципами метода структурного анализа текста;

- показать практическую значимость приёма сопоставления фабулы и сюжета рассказа;

- мотивировать коллег на работу по формированию у обучающихся навыка разноуровневого анализа текста.

Планируемые результаты

Предметные:

- усвоить теоретические основы данного приёма;

- закрепить на практике приём сопоставления фабулы и сюжета рассказа;

- обучить анализу произведения в единстве формы и содержания.

Метапредметные:

- развивать навык критического мышления и поиска разных подходов к анализу произведения;

- применять принцип исследования художественного текста «от формы — к содержанию»;

- формировать навык интертекстуального уровня работы.

Личностные:

- мотивировать к повышению уровня читательской грамотности;

- воспитывать интерес к постижению произведений русской и мировой культуры;

- развивать потребность в коммуникации на почве глубокого прочтения произведений литературы.

Оборудование: презентация, проектор, текст произведения, рабочий материал.

 

Ход мастер-класса

        

I. Организационный момент. (Приветствие участников мастер-класса, мотивация к совместной аналитической работе)

Учитывая высокий уровень подготовки моих «учеников», могу сразу обратиться к их опыту. Какой подход вы используете чаще в практике анализа художественного текста: «от общего (темы, идеи) — к частному (детальной характеристике языковых единиц)» или «от частного (формы) — к общему (идейно-тематическому)»? (Вопрос обозначен на слайде)

Для тех, кто чаще использует первый принцип, наш мастер-класс будет, надеюсь, открытием нового, а с представителями второй группы мы можем обменяться опытом, поскольку конечная цель нашей деятельности — поиск разных способов повышения уровня читательской грамотности обучающихся.

Рассмотрим такой подход к работе с текстом, когда из анализа отдельных элементов художественного произведения «постепенно складывается <…> целостный его образ». [1]  У истоков этого метода стояли основатели Тартусской и Парижской школ семиотики, члены ОПОЯЗ, представители  «формальной школы» (Р.О. Якобсон, В.Б. Шкловский, Ю.Н. Тынянов, Б.М. Эйхенбаум), В.Я. Пропп, Ю.М. Лотман, в киноискусстве – С.М. Эйзенштейн, в исследовании психологии искусства — Л.С. Выготский; принципы структурного анализа используют в своих работах А.К. Жолковский, М.Л. Гаспаров.

Знакомство с работами по данной теме позволяет сформулировать некоторые тезисы:

  • Не существует единой методики структурного анализа текста, но соблюдается принцип многоуровнего подхода;
  • Структурный анализ осуществляется по принципу «от конкретного – к абстрактному» (от определения конкретных функций – к построению модели текста, выявлению универсальных кодов);
  • Структурный анализ нацелен не на истинный смысл текста, а на его множественность… [2] (Тезисы выведены на слайде презентации)     Сегодня мы на практике рассмотрим один из приёмов этого метода, а именно сопоставление фабулы и сюжета рассказа с целью выявления его идейно-художественного своеобразия.

II. Актуализация знаний.

«Фабула для рассказа — это то же самое, что слова для стиха, гамма для музыки, что сами по себе краски для живописца, линии для графика и т.п. Сюжет для рассказа то же самое, что для поэзии стих, для музыки мелодия, для живописца картина, для графика рисунок», – писал Л.С. Выготский [3: 249]

 В качестве объекта исследования рассмотрим рассказ А. Вампилова «Тополя» – произведение, которое, на наш взгляд, ярко иллюстрирует «монтажное мышление» автора. Вам знакомо это произведение? Думаю, полезно будет вспомнить основные вехи творчества талантливого драматурга, прозаика, публициста. (На слайдах представлены краткие биографические сведения, писательское и драматургическое наследие А.В. Вампилова, история экранизации его произведений и постановки на сцене.)

В силу небольшого объёма произведения мы вместе познакомимся с его содержанием. (Учитель читает вслух текст рассказа) [4]

III. Приём сопоставления фабулы и сюжетной линии в рассказе.

 А. Вампилова «Тополя» (практическая работа с комментарием учителя).

Задание. Выделите из произведения историю, которую можно изложить простым «житейским» языком по порядку, соблюдая хронологическую последовательность. (Заслушивается один ответ, в ходе которого допускаются уточнения и дополнения)

[Беззаботный студент, опьянённый весной и предстоящим свиданием с невестой, проходит через тополиную аллею старого сада. Его взгляд встречается с взглядом призрачной незнакомки (которой на самом деле не было). Дожив до сорока трёх лет, герой имеет жену и сына, без которых не мыслит своего существования. Но каждую весну он вспоминает ту мимолётную «встречу» и тоскует по несостоявшейся любви.]

История довольно банальная. Сам герой объясняет её просто: «Я видел её только раз. Может быть, потому я люблю её всю жизнь». При анализе грамматического строя мы обратим внимание на прошедшее время глагола «видел» и настоящее время глагола «люблю», на смысловую оппозицию «только раз — всю жизнь», но сейчас нас интересует строение произведения. «Чудик! Романтик!» – скажем мы о герое и вспомним шукшинских «чудиков» – «Васёку» из «Стеньки Разина», Чудика из одноимённого рассказа.

Вопрос. Какие фразеологизмы с житейской мудростью напрашиваются в данной ситуации?

[«Запретный плод сладок», «Что имеем не храним, потерявши — плачем», «Близок локоток, да не укусишь».]

Нельзя не заметить, что при всей простоте истории рассказ наполнен поэзией, цветовыми образами и пространственными фигурами. Как это удалось автору? Чтобы ответить на данный вопрос, сопоставим «житейскую» (фабульную) линию и форму рассказа (т.е. авторское расположение сюжетных линий).

Задание. Рассказ представляет собой монолог-исповедь. Выделите субъектов переживания.

[Я и ОНА (жена и сын не субъектны, они принадлежат «миру» Героя).]

Составьте план «жизни» героев. (Биография Героя делится на «тогда» и «теперь»). (Члены фокус-группы заполняют 1-й и 3-й столбцы таблицы в рабочем материале; учитель следит за выполнением работы, направляет в случае затруднения.)

Заслушиваются варианты выполнения работы.

Учитель. По мысли Л.С. Выготского, «если взять житейское событие в его хронологической последовательности, мы можем условно обозначить его развертывание в виде прямой линии, где каждый последующий момент сменяет предыдущий и в свою очередь сменяется дальнейшим».  [1: 257] Воспользуемся этим приёмом и изобразим фабулу графически (прямой вертикальной линией). Сюжетная же линия представляет собой кривые зигзаги, сообразно с авторским замыслом.

Фронтальная совместная работа. (В ходе обсуждения составляется графический рисунок композиции рассказа) Так, из «настоящего» герой мысленно перемещается в «тогда» (когда он, счастливый, шёл к своей невесте). И в этот момент его переживания связаны с той «роковой» встречей (линия направлена в сторону «незнакомки»). Исповедальность монолога состоит как раз в том, что герой винит себя (любимые жена и сын, а он «как вор», «как лунатик»), и линия сюжета здесь увязывается с признанием о семье. Показательна оппозиция: «тогда» у него «ноздри раздувались» от ветра, «сильно стучало сердце», «теперь» – он «бредёт домой».  Герой снова возвращается к тому вечеру, когда «безумно-синим сделался воздух» и из него соткался прекрасный образ незнакомки. Совсем как у Блока:

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне. [5: 30]

 

Никогда не забуду (он был или не был,

Этот вечер)… [5: 48]

Это ключевой момент: было «предчувствие чего-то необыкновенного» (сквозная тема в творчестве А. Грина, Р. Брэдбери). Но переход из реальности к томительному воспоминанию происходит при определённых условиях. Каких?

[Лишь тогда, когда весной в «синем воздухе» разлита «сладкая, прилипчивая горечь» запаха тополей и стоят сами «корявые чёрные гиганты, навсегда вросшие в эту синеву», видны «тёмные пятна сосен», «серые паутины берёз».]

Это то пространство, которое стоит между двумя образами и без которого не появился бы этот мираж. Довольно мрачная картина из серых, чёрных красок, и только синева разлита вокруг: из неё возникает незнакомка, глаза наполнены синевой, и синева же поглощает её. От повторяющегося наваждения к герою возвращается тоска, усиленная в тексте троекратным повторением. Это уже не похоже на «блажь» чудика: «мгновение встречи» – и «острая, страшная, вечная боль».  Чарующая атмосфера тополиной аллеи становится тем импульсом, который будоражит в душе героя мечту об утраченном идеале. Вот отчего образ «тополей» выносится в заголовок – так же, как «утиная охота» в одноимённой пьесе Вампилова. А это уже драма героя, сходная с попытками Виктора Зилова «оживить» душу на утиной охоте («Утиная охота»), с душевными порывами Шаманова («Прошлым летом в Чулимске»), мечтами чеховских героинь о Москве («Три сестры»), иллюзиями о прошлой жизни в «Вишнёвом саде», щемящей грустью по уходящей жизни в стихотворении И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы...»

Мы рассмотрели на практике приём сопоставления событийного материала и формы рассказа. При этом попутно обозначили подходы к интертекстуальному уровню анализа данного произведения, намекнули на некоторые смысловые оппозиции, но не коснулись его образного, синтаксического, морфологического строения. А это как раз и составляет суть структурного анализа текста, чтобы «рассеивать, раздвигать, приводить в движение первоначально данное содержание под действием науки о формах». [6]

IV. Рефлексия. В заключение нашего разговора мне интересно узнать Вашу реакцию на работу с данным приёмом. Прошу ответить сигнальными карточками: «да» – красный цвет, «нет» – синий.

  • Появилось ли у Вас желание самостоятельно изучить методику структурного анализа текста?
  • Возникли у Вас в ходе работы свои варианты интерпретаций?
  • Вы готовы использовать отдельные элементы методики структурного анализа?

Спасибо за работу. Всем творческих успехов!

Использованная литература

  1. Эйзенштейн С. Монтаж [Электронный ресурс] - https://royallib.com/book/eyz
  2. Лотман Ю.М Структура художественного текста [Электронный ресурс] - https://adview.ru/wp-content/uploads/2015/09/Yu_M_Lotman_Struktura_Teksta.pdf
  3. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Издательство АСТ, 2021. - 480 с.
  4. Вампилов А.В. Рассказы. [Электронный ресурс] - https://itexts.net/avtor-
  5. Блок А.А. Избранное. - М.: «Детская литература», 1975. - 191 с.
  6. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Структурализм как деятельность. [Электронный ресурс] - http://allrefrs.ru/3-3174.html

 

Тополя

Я видел ее только раз. Может быть, потому я люблю ее всю жизнь. Совсем такой же, как сейчас, был вечер. Такой же пронзительно синий воздух, так же сверкали вмерзшие в лужи огни фонарей, эти же самые тополя – корявые черные гиганты, навсегда увязшие в синеве. Старая садовая решетка и сам сад – темные пятна сосен, серые паутины берез, незаметные акации, немая улочка. И над всем этим – тополя. Тогда я был беззаботный студент, сейчас мне сорок три. А тополя все те же, и, кажется, никогда они не могли быть тонкокожими, бледно-зелеными саженцами. Тот же от них запах – сладкая, прилипчивая горечь. Только ветерок – и ноздри раздуваются от этого запаха и непонятно сильно стучит сердце. Я был беззаботный студент. Голова кружилась от весны, от молодости, от удач. Я не гонялся тогда за счастьем, а наступал ему на пятки нечаянно, как наступаю сейчас на эти лужицы. В тот вечер я шел к своей невесте. Ничто не мешало мне считать себя счастливым. И только в запахе тополей, в их торжественных фигурах было предчувствие чего-то необыкновенного. И необыкновенное случилось. Она быстро шла навстречу. Она не остановилась, не замедлила шага. Она промелькнула мимо. Но я видел ее улыбку! Видел! И вижу сейчас. Улыбка говорила: «Как странно! Я предчувствовала, что сейчас тебя встречу… Как странно. Но меня ждут. Я спешу…» «Куда!» – закричал я беззвучно. «Куда!» – кричали тополя. Но она не слышала, и синь, вот эта мутнеющая синь затянула ее. А сейчас под этими тополями я бреду домой, к жене, к десятилетнему сыну. Женился я по любви, моя жена умная, красивая, добрая женщина. Я люблю сына, люблю жену, не могу представить себя без них. Но все летит к черту, когда приходят эти жуткие весенние вечера. Крадучись, как вор, непреодолимо, как лунатик, я прихожу сюда и шатаюсь здесь, под этими тополями. Здесь, именно здесь, когда таким вот безумно-синим сделался воздух и так торжественно застыли тополя – она быстро шла навстречу. Я видел ее! Я видел похожие на этот вечер глаза! Я видел ее улыбку! Такая тоска! Такая тоска! Где-то в груди боль, острая, страшная, вечная боль. Хочется закричать, хочется заплакать. Такая тоска! И потому хочется закричать и заплакать, хочется потому, что я ее никогда не видел. Ее не было. Были и есть только тополя.