Конспект урока по литературе в 10 классе с разбором заданий ЕГЭ № 5 и № 6 («Война и мир» Л.Н. Толстого).

Разработчик Шелудченко Анна Викторовна

 

Предмет – литература

Тема – «Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» в контексте ЕГЭ по литературе» (разбор заданий № 5 и № 6).

Класс – 10

Форма урока – семинар-практикум

Тип урока – моделирующий

Цели урока:

  • регулятивные УУД: умение самостоятельно анализировать условия и пути достижения целей, в диалоге с учителем определять степень успешности своей работы и работы сверстников;
  • коммуникативные УУД: умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; выступать перед аудиторией сверстников с сообщением;
  • познавательные УУД: умение пользоваться изучающим видом чтения, осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения;

формирование устойчивых знаний, умений и навыков по материалам романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»;

систематизация и обобщение изученного путём сопоставления нового материала с уже имеющимися знаниями;

развитие и совершенствование критического мышления, творческих и познавательных способностей учащихся;

развитие навыков выполнения творческих, литературно-критических и аналитических работ;

совершенствование важнейших умений и навыков, обеспечивающих успешное усвоение учебного курса: навыков анализа и многоплановой интерпретации художественного текста, а также сопоставительно-аналитические умений, позволяющих устанавливать как внутри-, так и межтекстовые связи.

Задачи урока:

  • обучающие: научить выполнять тестовые задания № 5 и № 6 (в соответствии с демоверсией ЕГЭ-2023 по литературе):

воспринимать и анализировать художественный текст в его жанрово-родовой специфике,

выделять смысловые части художественного текста, формулировать тему, идею, проблематику эпизода произведения,

давать характеристику героев,

сопоставлять литературные факты и явления,

выделять авторскую позицию в произведении,

выражать своё отношение к прочитанному в форме письменного высказывания на литературную тему,

включать анализируемое произведение в литературный контекст (обоснование связи данного художественного текста с другими произведениями по указанному в задании аспекту сопоставления);

  • развивающие: развивать навыки аргументации и построения суждений на основе известной информации, работы в группе, анализа эпизодов; стимулировать развитие устной и письменной речи, а также творческого потенциала каждого ученика через дифференцированные домашние задания;
  • воспитательные: воспитывать ответственность каждого за конечный результат работы; создать условия для воспитания любви и уважения к художественному слову.

Формы работы учащихся: групповая, фронтальная, индивидуальная.

 

Ход урока

Эпиграф (записан на доске).

…История, война, все ужасы, какие есть на земле,

все страсти, все моменты человеческой жизни, …

все радости и горести, доступные человеку,

всё есть в этой картине.

Н.Н.Страхов

1. Слово учителя. Известный критик 19 века Николай Николаевич Страхов писал с восхищением о романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир»: «Какая громада и какая стройность! Тысячи лиц, тысяча сцен, всевозможные сферы государственной и частной жизни, история, война, все ужасы, какие есть на земле, все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорождённого ребёнка до последней вспышки чувства умирающего старика, все радости и горести, доступные человеку. Всевозможные душевные настроения – от ощущения вора, укравшего деньги у своего товарища, до величайших просветлений человеческой души – всё это есть в этой картине». И эти слова невозможно оспорить, потому что на каждой странице романа Л. Толстой ставит определённую проблему, заставляя тем самым ни одно поколение читателей и литературоведов искать ответы на «вечные» вопросы бытия. Наверное, поэтому эпопея «Война и мир» и стала объектом глубокого анализа на ЕГЭ по литературе.

Сегодня на основе романа Л.Н. Толстого мы с вами рассмотрим два задания ЕГЭ, которые нацелены на проверку умения выпускника включать анализируемый эпизод в литературный контекст. То есть при выполнении задания № 5 (5.1 или 5.2) необходимо конкретно отвечать на поставленный вопрос, а при выполнении задания № 6 нужно подбирать произведение классической литературы на основе смежности тем, образов, проблем и прочих аспектов. Такие схожие эпизоды/сюжеты называют литературными параллелями.

Класс заранее был поделён на 3 группы, каждая из которых получила задание. Члены групп должны были самостоятельно распределить обязанности по выполнению данных заданий по следующей схеме:

1-й ученик анализирует предложенный эпизод (исходный текст), то есть отвечает на вопрос задания № 5.1.

2-й ученик анализирует предложенный эпизод (исходный текст), то есть отвечает на вопрос задания № 5.2.

3-й ученик читает отрывок произведения, соответствующий аспекту сопоставления (1 вариант ответа).

4-й ученик находит сходство и/или различие в изображении данного аспекта с исходным текстом.

5-й ученик читает отрывок произведения, соответствующий аспекту сопоставления (2 вариант ответа).

6-й ученик находит сходство и/или различие в изображении данного аспекта с исходным текстом.

 

Ответ на вопрос 5 задания строится по обычной схеме:

  1. Вступление.
  2. Основная часть.
  3. Вывод.

Примерная «формула» ответа на вопрос задания № 6:

  1. ????? тема (проблема, идея, герои) фигурирует(ют) в таком произведении, как…
  2. В произведении наблюдается сходство (различие) в изображении данной темы с исходным текстом Л.Н. Толстого.

ИЛИ

  1. Подобная тема (проблема, идея) затронута в произведении. С текстом Л. Толстого их объединяет …./ различия между двумя произведениями состоят в…
  2. Таким образом, вышеназванные произведения доказывают то, что тема (проблема, идея, герои) волновала(и) многих русских писателей.

 

2.Работа по группам.

А) Задание для I-й группы.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 5 и 6.

Наполеон чуть поворотил голову назад и отвёл назад свою маленькую пухлую ручку, как будто желая взять что-то. Лица его свиты, догадавшись в ту же секунду, в чём дело, засуетились, зашептались, передавая что-то один другому, и паж, тот самый, которого вчера видел Ростов у Бориса, выбежал вперёд и, почтительно наклонившись над протянутой рукой и не заставив её дожидаться ни одной секунды, вложил в неё орден на красной ленте. Наполеон, не глядя, сжал два пальца. Орден очутился между ними. Наполеон подошёл к Лазареву, который, выкатывая глаза, упорно продолжал смотреть только на своего государя, и оглянулся на императора Александра, показывая этим, что то, что он делал теперь, он делал для своего союзника. Маленькая белая рука с орденом дотронулась до пуговицы солдата Лазарева. Как будто Наполеон знал, что для того, чтобы навсегда этот солдат был счастлив, награждён и отличён от всех в мире, нужно было только, чтоб его, Наполеонова, рука удостоила дотронуться до груди солдата. Наполеон только приложил крест к груди Лазарева и, пустив руку, обратился к Александру, как будто он знал, что крест должен прилипнуть к груди Лазарева. Крест действительно прилип, потому и русские, и французские услужливые руки, мгновенно подхватив крест, прицепили его к мундиру. Лазарев мрачно взглянул на маленького человека с белыми руками, который что-то сделал над ним, и, продолжая неподвижно держать на караул, опять прямо стал глядеть в глаза Александру, как будто спрашивал Александра: всё ли ещё стоять ему, или не прикажут ли ему пройтись теперь, или, может быть, ещё что-нибудь сделать? Но ему ничего не приказывали, и он довольно долго оставался в этом неподвижном состоянии.

Государи сели верхами и уехали. Преображенцы перемешались с французскими гвардейцами и сели за столы, приготовленные для них.

Ростов долго стоял у угла, издалека глядя на пирующих. В его уме происходила мучительная работа, которую он никак не мог довести до конца. В душе поднимались страшные сомненья. То ему вспоминался Денисов с своим изменившимся выражением, с своею покорностью и весь госпиталь с этими оторванными руками и ногами, с этой грязью и болезнями. Ему так живо казалось, что он теперь чувствует этот больничный запах мёртвого тела, что он оглядывался, чтобы понять, откуда мог происходить этот запах. То ему вспоминался этот самодовольный Бонапарте с своей белой ручкой, который был теперь император, которого любит и уважает император Александр. Для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди? То вспоминался ему награждённый Лазарев и Денисов, наказанный и непрощённый. Он заставал себя на таких странных мыслях, что пугался их.

(Л.Н. Толстой «Война и мир»)

 

Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

5.1. Какими видит Николай Ростов российского и французского императоров?

Вариант ответа.

В данном эпизоде мы видим французского полководца и российского императора глазами Николая Ростова. Здесь оба правителя представлены как создатели культа собственной личности. Главам двух государств свойственны позёрство, потребность в лакейской угодливости.

Раскрывая характер Наполеона, Толстой сосредоточивает внимание на неестественном, актёрском поведении человека, который ежеминутно помнит о своей роли великой личности («Как будто Наполеон знал, что для того, чтобы навсегда этот солдат был счастлив, награждён и отличён от всех в мире, нужно было только, чтоб его, Наполеонова, рука удостоила дотронуться до груди солдата»). Бонапарт уверен в том, что каждое его движение и слово фиксируются для истории.

В рассматриваемом фрагменте эпопеи Александр I и Наполеон намеренно сближены в обрисовке Толстого: та же игра в величие и гуманность, то же лицемерие, то же отсутствие истинной человечности («Лазарев мрачно взглянул на маленького человека с белыми руками, который что-то сделал над ним, и, продолжая неподвижно держать на караул, опять прямо стал глядеть в глаза Александру, как будто спрашивал Александра: всё ли ещё стоять ему, или не прикажут ли ему пройтись теперь, или, может быть, ещё что-нибудь сделать?»). Николай, видя их, императоров, самодовольство, честолюбие и актёрство, задаётся вопросом: «Для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди?»

Таким образом, в глазах молодого Ростова величие сильнейших правителей Европы исчезает.

5.2. Для чего автор вводит в повествование внутренний монолог Николая Ростова?

Вариант ответа.

Л. Н. Толстой вводит в повествование внутренний монолог Николая Ростова, чтобы показать влияние внешних обстоятельств на внутренний мир героя, взаимосвязь субъективного и объективного начал.

Автор прибегает к такому приёму, как психологизм, чтобы лучше продемонстрировать противоречивое состояние молодого Ростова («В его уме происходила мучительная работа, которую он никак не мог довести до конца. В душе поднимались страшные сомненья»). Задав риторический вопрос: «Для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди?» – юный офицер осознаёт всю значимость и ценность человеческой жизни, понимает бессмысленность и жестокость войны. «Вспоминался ему награждённый Лазарев и Денисов, наказанный и непрощённый», и это ещё сильнее заставляло героя убеждаться в несправедливости жизни. «Он заставал себя на таких странных мыслях, что пугался их». Николай Ростов очень болезненно переживал военный процесс, потому что все события он воспринимал больше на эмоциональном уровне,чему свидетельством является описание его психологического состояния.

Таким образом, данный внутренний монолог в романе показывает переживание героем своих собственных поступков и поступков других людей. Для Льва Толстого важным было не только показать слова и действия Николая Ростова, но и уделить внимание его внутреннему миру, его мыслям и чувствам.

В БЛАНК ОТВЕТОВ № 2 запишите номер задания 6.

Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст).

 Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений.

Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений).

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

6.В каких произведениях русской литературы созданы образы исторических деятелей? В чём их можно сопоставить с оценкой реальных исторических лиц Л. Н. Толстым?

Чтение отрывка из «Слова о полку Игореве»

И тогда великий Святослав
Изронил свое златое слово.
Со слезами смешано, сказав:
"О сыны, не ждал я зла такого!
Загубили юность вы свою,
На врага не вовремя напали,
Не с великой честию в бою
Вражью кровь на землю проливали.
Ваше сердце в кованой броне
Закалилось в буйстве самочинном.
Что ж вы, дети, натворили мне
И моим серебряным сединам?
Где мой брат, мой грозный Ярослав,
Где его черниговские слуги,
Где татраны, жители дубрав,
Топчаки, ольберы и ревуги?
А ведь было время - без щитов,
Выхватив ножи из голенища,
Шли они на полчища врагов,
Чтоб отмстить за наши пепелища.
Вот где славы прадедовской гром!
Вы ж решили бить наудалую:
"Нашу славу силой мы возьмем,
А за ней поделим и былую".
Диво ль старцу – мне помолодеть?
Старый сокол, хоть и слаб он с виду,
Высоко заставит птиц лететь,
Никому не даст гнезда в обиду.
Да князья помочь мне не хотят,
Мало толку в силе молодецкой.
Время, что ли двинулось назад?
Ведь под самым Римовом кричат
Русичи под саблей половецкой!
И Владимир в ранах, чуть живой, -
Горе князю в сече боевой! "

Чтение отрывков из романа А.С. Пушкина  «Капитанская дочка»

 Пугачев задумался.  "А коли отпущу, – сказал он, – так обещаешься ли по крайней мере против меня не служить?"

– Как могу тебе в этом обещаться?  – отвечал я. – Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя – пойду, делать нечего. Ты теперь сам начальник; сам требуешь повиновения от своих. На что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится? Голова моя в твоей власти: отпустишь меня – спасибо; казнишь – бог тебе судья; а я сказал тебе правду.

 "Моя искренность поразила Пугачева. "Так и быть, – сказал он, ударив меня по плечу. – Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь. Завтра приходи со мною проститься…"

Марья Ивановна пошла около прекрасного луга. …  Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу. Марья Ивановна испугалась и остановилась. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: «Не бойтесь, она не укусит». И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке противу памятника. Марья Ивановна села на другом конце скамейки. Дама пристально на нее смотрела; а Марья Ивановна, со своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, успела рассмотреть ее с ног до головы. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую. Дама первая перервала молчание.

— Вы, верно, не здешние? — сказала она.

— Точно так-с: я вчера только приехала из провинции.

— Вы приехали с вашими родными?

— Никак нет-с. Я приехала одна.

— Одна! Но вы так еще молоды.

— У меня нет ни отца, ни матери.

— Вы здесь, конечно, по каким-нибудь делам?

— Точно так-с. Я приехала подать просьбу государыне.

— Вы сирота: вероятно, вы жалуетесь на несправедливость и обиду?

— Никак нет-с. Я приехала просить милости, а не правосудия.

— Позвольте спросить, кто вы таковы?

— Я дочь капитана Миронова.

— Капитана Миронова! того самого, что был комендантом в одной из оренбургских крепостей?

— Точно так-с.

Дама, казалось, была тронута. «Извините меня, — сказала она голосом еще более ласковым, — если я вмешиваюсь в ваши дела; но я бываю при дворе; изъясните мне, в чем состоит ваша просьба, и, может быть, мне удастся вам помочь».

Марья Ивановна встала и почтительно ее благодарила. Все в неизвестной даме невольно привлекало сердце и внушало доверенность. Марья Ивановна вынула из кармана сложенную бумагу и подала ее незнакомой своей покровительнице, которая стала читать ее про себя.

Сначала она читала с видом внимательным и благосклонным; но вдруг лицо ее переменилось, — и Марья Ивановна, следовавшая глазами за всеми ее движениями, испугалась строгому выражению этого лица, за минуту столь приятному и спокойному.

— Вы просите за Гринева? — сказала дама с холодным видом. — Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй.

— Ах, неправда! — вскрикнула Марья Ивановна.

— Как неправда! — возразила дама, вся вспыхнув.

— Неправда, ей-богу неправда! Я знаю все, я все вам расскажу. Он для одной меня подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел запутать меня. — Тут она с жаром рассказала все, что уже известно моему читателю.

Дама выслушала ее со вниманием. «Где вы остановились?» — спросила она потом; и услыша, что у Анны Власьевны, примолвила с улыбкою: «А! знаю. Прощайте, не говорите никому о нашей встрече. Я надеюсь, что вы недолго будете ждать ответа на ваше письмо».

С этим словом она встала и вошла в крытую аллею, а Марья Ивановна возвратилась к Анне Власьевне, исполненная радостной надежды.

Вариант ответа.

Большое место в своём романе Лев Николаевич Толстой отводит Наполеону Бонапарту, Кутузову, императору Александру I, российскому генералу Багратиону.

Не только Л. Толстой, но и многие другие русские писатели рассматривали в своих произведениях роль того или иного государственного деятеля в отдельно взятой эпохе.

1 вариант сопоставления: Так,  в «Слове о полку Игореве…» большое внимание уделяется следующим князьям: Киевскому Святославу, Новгород-Северскому Игорю, Курскому Всеволоду. Отношение неизвестного автора «Слова…» к русским князьям двойственное: с одной стороны, он им сочувствует, гордясь их успехами и сокрушаясь о неудачах; с другой стороны, он осуждает их раздоры и узость политических взглядов ("О сыны, не ждал я зла такого!). Устами Святослава автор обвиняет Игоря в безрассудстве, гордыне и эгоизме, поскольку тот заботился только о своей славе. Таким образом, в данном произведении древнерусским писателем, как и Львом Толстым в «Войне и мире», дана справедливая оценка действиям исторических лиц.

2 вариант сопоставления: Например, в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина также представлены личности, сыгравшие значительную роль в истории. Здесь мы встречаемся с предводителем крестьянского бунта Емельяном Пугачёвым и императрицей Екатериной II. Образ Пугачёва у Пушкина, как и Наполеона у Л.Н. Толстого, субъективен. Самозванец в какой-то степени опоэтизирован писателем: в общении с Петром Гринёвым он добр, гуманен и справедлив (эпизод с заячьим тулупчиком, помилование Маши Мироновой). В обоих произведениях изображение исторических лиц обусловлено писательской задачей: у Л. Н. Толстого — это развенчание мысли о превосходстве наполеонизма, у А.С. Пушкина — поэтизация образа «вожатого». При всей разности положения самозванца и французского императора оба показаны не только как исторические деятели, но и как люди в их взаимоотношениях с народом. Образ Екатерины II, справедливой, милосердной и благодарной, написан Пушкиным с нескрываемой симпатией, что нельзя сказать об образе Александра I из «Войны и мира»: государыня – это та святыня, которую защищали дворяне в войне с Пугачёвым, а император – карьерист, начавший войну 1805 года с одной целью: отнять у Наполеона славу великого полководца.

Итак, оба произведения доказывают то, что их авторы были истинными патриотами, людьми, которые правдиво изобразили реальные события и лица, изменившие ход истории.

 

Б) Задание для II-й группы.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 5 и 6.

Князь Андрей встал и подошел к окну, чтобы отворить его. Как только он открыл ставни, лунный свет, как будто он настороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату. Он отворил окно. Ночь была свежая и неподвижно-светлая. Перед самым окном был ряд подстриженных дерев, черных с одной и серебристо-освещенных с другой стороны. Под деревами была какая-то сочная, мокрая, кудрявая растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями. Далее за черными деревами была какая-то блестящая росой крыша, правее большое кудрявое дерево с ярко-белым стволом и сучьями, и выше его почти полная луна на светлом, почти беззвездном весеннем небе. Князь Андрей облокотился на окно, и глаза его остановились на этом небе.

Комната князя Андрея была в среднем этаже; в комнатах над ним тоже жили и не спали. Он услыхал сверху женский говор.

— Только еще один раз, — сказал сверху женский голос, который сейчас узнал князь Андрей.

— Да когда же ты спать будешь? — отвечал другой голос.

— Я не буду, я не могу спать, что ж мне делать! Ну, последний раз...

Два женских голоса запели какую-то музыкальную фразу, составлявшую конец чего-то.

— Ах, какая прелесть! Ну, теперь спать, и конец.

— Ты спи, а я не могу, — отвечал первый голос, приблизившийся к окну. Она, видимо, совсем высунулась в окно, потому что слышно было шуршанье ее платья и даже дыханье. Все затихло и окаменело, как и луна и ее свет и тени. Князь Андрей тоже боялся пошевелиться, чтобы не выдать своего невольного присутствия.

— Соня! Соня! — послышался опять первый голос. — Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, — сказала она почти со слезами в голосе. — Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало.

Соня неохотно что-то отвечала.

— Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки — туже, как можно туже, натужиться надо, — и полетела бы. Вот так!

— Полно, ты упадешь.

Послышалась борьба и недовольный голос Сони:

— Ведь второй час.

— Ах, ты только все портишь мне. Ну, иди, иди.

Опять все замолкло, но князь Андрей знал, что она все еще сидит тут, он слышал иногда тихое шевеленье, иногда вздохи.

— Ах, Боже мой! Боже мой! что же это такое! — вдруг вскрикнула она. — Спать так спать! — и захлопнула окно.

«И дела нет до моего существования!» — подумал князь Андрей в то время, как он прислушивался к ее говору, почему-то ожидая и боясь, что она скажет что-нибудь про него. «И опять она! И как нарочно!» — думал он. В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние, тотчас же заснул.

(Л.Н. Толстой «Война и мир»)

 

Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

5.1. Какие изменения произошли в душе Андрея Болконского, ставшего свидетелем Наташиного любования лунной ночью?

Вариант ответа.

Толстой часто использует описание природы для анализа душевного состояния князя Андрея.

Так, в данном отрывке из эпопеи мы наблюдаем, как кардинально меняются мысли князя Андрея после посещения Отрадного и знакомства с Наташей. Её ночной разговор с Соней, нечаянно им подслушанный, раскрывает ему душу молодой графини. Её восторженность и восхищение природой невольно передаются Болконскому. Он начинает понимать ценность жизни, каждого её мгновения («в душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни»). Этот разговор можно назвать началом возрождения Болконского к жизни, у князя появилась надежда на счастье. Он понял, что ещё способен полюбить и быть любимым. Можно сказать, что романтическая красота ночи соединила судьбы Наташи и Андрея.

Таким образом, Лев Николаевич Толстой включает в роман-эпопею описание природы не только как фон, но и как действующее лицо, помогающее раскрыть лучшие качества героев произведения, подчеркнуть их духовность, высокие порывы и стремления. 

 

5.2. Как характеризует Наташу и Соню эпизод восхищения лунной ночью?

Вариант ответа.

Фрагмент, где Наташа любуется лунной ночью, очень показателен. Наташа здесь предстаёт ценителем красоты природы, Соню же лунная ночь не впечатлила, её, скорее, раздражает Наташина эмоциональность и впечатлительность («— Соня! Соня! — послышался опять первый голос. — Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, — сказала она почти со слезами в голосе»).

Молодая Ростова, умевшая видеть необыкновенное в обычном, хотела, чтобы и другие научились видеть прекрасное, но «Соня неохотно что-то отвечала» ей, и это очень расстраивало графиню, ранило её тонкую душу.

Наташа, любуясь красотой звёздного неба, подзывает Соню к окну и восклицает: «Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!» Героиня оживляется при виде прекрасного и непосредственно кричит об этом. Автор не зря обратил на это внимание, ведь не каждый его персонаж наделён умением замечать красоту окружающего мира. Все восторженные реплики (12 восклицательных предложений) в данном фрагменте принадлежат Наташе, Соня лишь прохладно откликается на её порывы. Это помогает понять эмоциональный настрой молодой графини, её способность видеть и чувствовать красоту. Сущность Наташи — любовь к людям и к окружающему миру.

Итак, данный эпизод показывает противоположность героинь: Наташа — необычайно добрый и чуткий человек, способный замечать истинную красоту природы и без наигранности восхищаться прекрасным, Соня же не разделяет чувств Наташи, не видит ничего удивительного и волшебного в обыкновенной ночи.

В БЛАНК ОТВЕТОВ № 2 запишите номер задания 6.

Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст).

 Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений.

Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений).

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

6.В каких произведениях русской классики пейзаж выражает авторскую позицию? Что сближает эти произведения с романом Л.Н. Толстого?

Чтение отрывка из повести М. Карамзина «Бедная Лиза»

Ещё до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траву, пригорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли на зеленом покрове натуры.

Везде царствовала тишина. Но скоро восходящее светило дня пробудило все творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напиться животворными лучами света. Но Лиза все еще сидела пригорюнившись. Ах, Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось? До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной; но теперь ты задумчива, и общая радость природы чужда твоему сердцу. 

Чтение отрывка из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

В разговорах с Анной Сергеевной он ещё больше прежнего высказывал своё равнодушное презрение к природе, ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе. Тогда он отправлялся в лес и ходил по нём большими шагами, ломая попадавшиеся ветки и браня вполголоса и её, и себя…Ему казалось иногда, что и в Одинцовой происходит перемена, что в выражении её лица проявлялось что-то особенное, что, может быть... Но тут он обыкновенно топал ногою или скрежетал зубами и грозил себе кулаком.

Вариант ответа.

Большую роль в романе-эпопее Л. Толстого «Война и мир» играет пейзаж, он помогает писателю и показать внутренние изменения героев (романтичность Наташи, неспособность замечать прекрасное Сони, умение понимать людей Андрея), и выразить авторскую позицию. С такой же целью в своих произведениях использовали пейзаж и другие писатели русской литературы.

1 вариант сопоставления: Например, в повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» большинство пейзажей направлено на то, чтобы передать душевное состояние и переживания главной героини. Лиза, как и Наташа Ростова, и Андрей Болконский, является воплощением всего естественного и прекрасного. Её мысли и чувства растворяются в окружающем пейзаже, они так же красивы и чисты или громоподобны, как и изменения, происходящие в природе. Когда Лиза испытывает глубокую, как ей казалось, взаимную влюблённость к Эрасту, щебечут птицы, тихо «поёт» листва, подмигивает река. Когда же девушка столкнулась с предательством, над ней нависли тёмные дождевые тучи, замолкли птицы, река «грозила» своим течением.

2 вариант сопоставления: Иван Сергеевич Тургенев в романе «Отцы и дети», как и Лев Николаевич Толстой в «Войне и мире», использует пейзаж как средство психологического анализа. Тургенев намеренно не изображает природу в восприятии Базарова, показывая тем самым, что Евгений будто не замечает её, хотя в минуты гнева нигилист отправляется в лес, рощу, где выплёскивает наружу свои эмоции. Оказывается, герой глубоко чувствует природу и понимает, что именно она даёт ему силы жить. Эту чудодейственную способность тургеневский персонаж, как и Андрей Болконский, открывает в себе вместе со способностью глубоко и самозабвенно любить.

Таким образом, данные произведения доказывают то, что пейзаж является одним из главных средств раскрытия душевных переживаний героев и служит для передачи отношения автора к происходящему. В обоих произведениях писатели наградили героев, которые им симпатичны, способностью становиться с природой единым целым.

 

В) Задание для III-й группы.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 5 и 6.

Он схватил его за руку своею костлявою маленькою кистью, потряс её, взглянул прямо в лицо сына своими быстрыми глазами, которые, как казалось, насквозь видели человека, и опять засмеялся своим холодным смехом.

Сын вздохнул, признаваясь этим вздохом в том, что отец понял его. Старик, продолжая складывать и печатать письма с своею привычною быстротой, схватывал и бросал сургуч, печать и бумагу.

— Что делать? Красива! Я все сделаю. Ты будь покоен, — говорил он отрывисто во время печатания.

Андрей молчал: ему и приятно и неприятно было, что отец понял его. Старик встал и подал письмо сыну.

— Слушай, — сказал он, — о жене не заботься: что возможно сделать, то будет сделано. Теперь слушай: письмо Михайлу Иларионовичу отдай. Я пишу, чтоб он тебя в хорошие места употреблял и долго адъютантом не держал: скверная должность! Скажи ты ему, что я его помню и люблю. Да напиши, как он тебя примет. Коли хорош будет, служи. Николая Андреевича Болконского сын из милости служить ни у кого не будет. Ну, теперь поди сюда.

Он говорил такою скороговоркой, что не доканчивал половины слов, но сын привык понимать его. Он подвел сына к бюро, откинул крышку, выдвинул ящик и вынул исписанную его крупным, длинным и сжатым почерком тетрадь.

— Должно быть, мне прежде тебя умереть. Знай, тут мои записки, их государю передать после моей смерти. Теперь здесь вот ломбардный билет и письмо: это премия тому, кто напишет историю суворовских войн. Переслать в академию. Здесь мои ремарки, после меня читай для себя, найдешь пользу.

Андрей не сказал отцу, что, верно, он проживет еще долго. Он понимал, что этого говорить не нужно.

— Все исполню, батюшка, — сказал он.

— Ну, теперь прощай! — Он дал поцеловать сыну свою руку и обнял его. — Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... — Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: — А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно! — взвизгнул он.

— Этого вы могли бы не говорить мне, батюшка, — улыбаясь, сказал сын.

Старик замолчал.

— Еще я хотел просить вас, — продолжал князь Андрей, — ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя, как я вам вчера говорил, чтоб он вырос у вас... пожалуйста.

— Жене не отдавать? — сказал старик и засмеялся.

Они молча стояли друг против друга. Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына. Что-то дрогнуло в нижней части лица старого князя.

— Простились... ступай! — вдруг сказал он. — Ступай! — закричал он сердитым и громким голосом, отворяя дверь кабинета.

 (Л.Н. Толстой «Война и мир»)

 

Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

5.1. О каких чертах характера Болконского-отца и Болконского-сына идёт речь в данном эпизоде?

Вариант ответа.

В данном эпизоде «Войны и мира» представлена сцена прощания князя Николая Болконского с сыном Андреем.

Тщетно стараясь скрыть волнение, боль и тревогу, гордый, вспыльчивый старик, который хочет показаться человеком, которому чужды эмоции, даёт свой отцовский завет. Старик переживает отъезд сына очень тяжело, но в силу своего характера не демонстрирует этого и сердится: «Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына. Что-то дрогнуло в нижней части лица старого князя».

Он не просит, а требует не трусить, не уронить своего достоинства, служить, а не прислуживать («Николая Андреевича Болконского сын из милости служить ни у кого не будет»), оставаться мужчиной в любых условиях, быть, как и он, как и все Болконские, ведущие свой род от Рюрика, истинным патриотом России. Для Николая Андреевича, для которого государственное превыше личного, «стыдно» страшнее, чем «больно».

Эта сцена характеризует Андрея Болконского как человека, уважающего своего отца, чьё напутствие очень важно. Сыновья любовь, доверие отцу самого дорогого выражается и в просьбе позаботиться в случае его смерти о его ещё не рождённом сыне. Старый князь понимает, что Андрей не хочет, чтобы его ребёнок воспитывался в лицемерной, лживой и пустой атмосфере светского общества.

Так, в приведённом фрагменте романа-эпопеи Л.Н. Толстого показаны отец и сын Болконские, демонстрирующие свои лучшие черты характера.

 

5.2. Какой объединяющий  отца и сына мотив звучит в сцене прощания?

Вариант ответа.

В сцене прощания князя Андрея с отцом поражает их взаимопонимание, единство мнений, их глубокая интеллектуальная жизнь.

Даже ничего не спрашивая о семейной жизни князя Андрея, старый князь все понимает без слов: «Он схватил его за руку своею костлявою маленькою кистью; потряс её, взглянул прямо в лицо сына своими быстрыми глазами, которые, как казалось, насквозь видели человека, и опять засмеялся своим холодным смехом. Сын вздохнул, признаваясь этим вздохом в том, что отец понял его». Такое взаимопонимание показывает настоящую, духовную близость между отцом и сыном. Кроме того, они действительно любили друг друга, что хорошо видно в сцене прощания: «Они молча стояли друг против друга. Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына. Что-то дрогнуло в нижней части лица старого князя».

Здесь же звучит и объединяющий их мотив – мотив гордости. Несмотря на неприятие этой войны, старый князь благодарит сына за его решение. Он видит в Андрее воина и патриота, что очень радует старика, ведь это «по-болконски». А разве может не радовать сын-преемник?

К сожалению, у прощающихся Болконских благородство переплетается с эгоизмом и нетерпимостью. Разговаривая о Лизе и её будущем ребёнке, они уже приговорили маленькую княгиню к разлуке с сыном («— Еще я хотел просить вас, — продолжал князь Андрей, — ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя, как я вам вчера говорил, чтоб он вырос у вас... пожалуйста. — Жене не отдавать? — сказал старик и засмеялся»). В этой сцене смех Николая Болконского – это торжество его правоты: Андрей в браке несчастлив.

Итак, в данной сцене показаны Андрей и Николай Болконские как настоящая семья, в которой люди связаны не только узами крови, но и духовным родством, общими нравственными ценностями.

В БЛАНК ОТВЕТОВ № 2 запишите номер задания 6.

Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст).

 Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений.

Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений).

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

6.В жизни каких героев произведений русской литературы отцовский завет оказал влияние на формирование личности?

 

Чтение отрывков из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Родители мои благословили меня. Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Матушка в слезах наказывала мне беречь мое здоровье, а Савельичу смотреть за дитятей.

Чтение отрывков из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Отец, переночевавши, на другой же день выбрался в дорогу. При расставании слез не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту Бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Давши такое наставление, отец расстался с сыном и потащился вновь домой на своей сороке, и с тех пор уже никогда он больше его не видел, но слова и наставления заронились глубоко ему в душу.

Вариант ответа.

Любимый герой Льва Толстого князь Андрей жил по совести, воевал достойно, свято соблюдая отцовский завет, доказав тем самым, что он достойный потомок Болконских. Но не только в «Войне и мире», но и в других произведениях русской литературы показано влияние отцовского завета на формирование личности героев.

1 вариант сопоставления: Так, главный герой романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Пётр Гринёв, отправляясь на службу, получает наказ от отца беречь платье снову, а честь смолоду. Болконский также слышит от старика приказ не уронить своего достоинства, служить, а не прислуживать. Такие взгляды на жизнь очень сближают родителей молодых людей. Петруша, находясь в Белогорской крепости, свято соблюдает отцовский завет: он служит верно и добросовестно, следуя кодексу чести. Чувство долга, дворянская гордость не позволили ему перейти в лагерь Пугачёва. Следование отцовским заветам сделало Андрея Болконского и Петра Гринёва настоящими людьми, достойными уважения.

2 вариант сопоставления: Совсем иное напутствие получает герой поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» Чичиков. Отец Павла Ивановича имеет жизненные позиции, существенно отличающиеся от убеждений героев Л.Толстого. Провожая сына на учёбу, отец наказывает угождать учителям и начальникам, друзей не заводить и прежде всего беречь копейку. Отец Чичикова, в отличие от старика Болконского, ничего не сказал Павлуше про честность, гуманность, милосердие, доброту, чувство чести и собственного достоинства, потому следовавший отцовскому завету Павел Иванович и стал человеком, у которого отсутствует человечность. Так, отцовское наставление способствовало формированию у Чичикова алчности, меркантильности, холодного расчёта, что было чуждо Андрею Болконскому.

Таким образом, родительские напутствия помогают писателям поднять в своих произведениях проблему истинных жизненных ценностей и показать, как наставления отца формируют личность человека.

 

3.Итоги урока.

Итак, сегодня мы с вами научились выполнять задания ЕГЭ № 5 и № 6, которые требуют от ученика знаний художественных произведений и умения их анализировать и сопоставлять.

Пусть не все, а лишь единицы будут сдавать ЕГЭ по литературе, но каждый из вас обязательно вспомнит о «Войне и мире» на итоговом сочинении. Полученные рекомендации также помогут вам и на ЕГЭ по русскому языку, где выполнение 27 задания предполагает в качестве обоснования своего мнения (одобрения/неодобрения авторской позиции) приведение произведения, соотносящегося по теме, проблеме или образному ряду с исходным текстом.

 

4. Выставление отметок.

 

5. Дополнительное задание – литературная викторина.

Кто из героев романа «Война и мир»

- стремился женить своего сына, «беспокойного дурака», на богатой княжне? (князь Василий Курагин)

- ездил в лагерь своих врагов с целью разведки и спокойно разговаривал с ними у костра, а потом также спокойно уехал от них? (Долохов с Петей Ростовым)

- приказал вновь забросать снегом расчищенную дорогу, узнав, что в его имение едет Василий Курагин? (Болконский-старший)

- упросил оставить его в партизанском отряде и дать возможность участвовать в настоящем деле, а на следующий день героически погиб при столкновении с французами? (Петя Ростов)

- думал завоевать себе военную славу, но не получением наград при штабе, а в бою? (Андрей Болконский)

- накануне Бородинского сражения говорит: «Шахматы поставлены, игра начнётся завтра»? (Наполеон)

- о ком сказал Андрей Болконский: «Ты мне дорог, именно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света»? (о Пьере Безухове)

- во время какого сражения состоялась встреча князя Андрея Болконского с его кумиром Наполеоном Бонапартом? (Аустерлицкого)

- кому адресованы слова А.П. Шерер: «Надеюсь, что здесь его никто не примет, несмотря на его богатство»? (Пьеру Безухову)

- кто приказал отдать в солдаты своего дворового только за то, что он подал кофе сначала дочери, а не гувернантке, пользовавшейся в тот момент расположением хозяина? (Болконский-старший)

- сколько в романе представлено сновидений и кого? (Всего в романе двенадцать ярких сновидений, которые принадлежат только пяти героям-мужчинам: Андрею Болконскому (три сна), его сыну Николеньке (один сон), Пьеру Безухову (пять снов), Николаю Ростову (два сна), Пете Ростову (один сон))

 

6. Домашнее задание.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 5 и 6.

Пьер подошел к огню и тотчас же заснул. Он спал опять тем же сном, каким он спал в Можайске после Бородина.

Опять события действительности соединялись с сновидениями, и опять кто-то, сам ли он или кто другой, говорил ему мысли, и даже те же мысли, которые ему говорились в Можайске.

«Жизнь есть всё. Жизнь есть Бог. Все перемещается и движется, и это движение есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь, любить Бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий».

«Каратаев!» — вспомнилось Пьеру.

И вдруг Пьеру представился, как живой, давно забытый, кроткий старичок учитель, который в Швейцарии преподавал Пьеру географию. «Постой», — сказал старичок. И он показал Пьеру глобус. Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею.

— Вот жизнь, — сказал старичок учитель.

«Как это просто и ясно, — подумал Пьер. — Как я мог не знать этого прежде».

— В середине Бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать его. И растет, сливается, и сжимается, и уничтожается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает. Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез. — Vous avez compris, mon enfant 1, — сказал учитель.

— Vous avez compris, sacré nom 2, — закричал голос, и Пьер проснулся.

(Л.Н. Толстой «Война и мир»)

_____________________________________________________________________________

1 Понимаешь ты, дитя мое.

2 Понимаешь ты, черт тебя дери.

 

 Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

5.1.  Изменило ли сновидение мировоззрение Пьера Безухова?

5.2. Какова роль художественных подробностей (деталей) в раскрытии образа Пьера?

 

В БЛАНК ОТВЕТОВ № 2 запишите номер задания 6.

Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст).

 Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений.

Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений).

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

6.В каких произведениях русской литературы сны или видения героев играют важную роль, помогая читателям глубже понять авторскую идею?

 

P.S. Завершая изучение «Войны  и мира», мы ещё раз убеждаемся в грандиозности и величии эпопеи Л.Н.Толстого. И я думаю, что каждый из нас согласится с французским писателем 19 века Роменом Ролланом, сказавшим, что это «произведение, как жизнь, не имеет ни начала, ни конца. Оно — сама жизнь в её вечном движении».