Ефремова Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Полевской лицей» Курского района Курской области, представляет конспект урока литературы в 5 классе.
Необычное в сказке Паустовского «Тёплый хлеб»
Цель урока: ввести учащихся в неповторимый мир авторской сказки, помочь увидеть народную мудрость, мораль, выйти на понимание смысла названия, активизировать поисково-исследовательскую деятельность учащихся, продолжить работу над теоретико-литературоведческими понятиями.
Планируемые результаты:
Предметные: знать содержание сказки К.Паустовского «Тёплый хлеб», воспитывать чуткость и ответственность за сказанное и сделанное, отрабатывать навыки работы с текстом.
Метапредметные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цель урока, включая постановку новых целей, определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями.
Личностные: формировать умение работать в паре; развивать культуру общения, чувство товарищества, умение контролировать и оценивать собственную деятельность; воспитывать любовь к литературе.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: презентация о К.Г. Паустовском, мультфильм «Тёплый хлеб», учебник по литературе под редакцией В.Я. Коровиной, 2013г, рабочая тетрадь по литературе на печатной основе Г.Р. Ахмадуллиной, 2016г.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
Может быть тёплым день за окошком.
Тёплым – взгляд, тёплою кошка.
Тёплыми могут быть автора строки.
Тёплым – общенье на нашем уроке.
- Скажите, какое прилагательное повторяется в стихотворении? В названии какого произведения встречается прилагательное «тёплый»? (К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб»)
Презентация о Паустовском.
- Во что верил Паустовский? (в доброту)
II. Актуализация знаний. Тестирование.
- Давайте вспомним содержание сказки, выполнив тест.
Выберите один из вариантов ответа в предложенных заданиях.
1) Как называлось место, где разворачиваются события сказки?
- Берёзки
- Бережки.
- Барское.
- Белое.
- Бровское.
2) Причина появления коня в деревне?
- Его ранили.
- Его купил Панкрат.
- Конь потерял хозяина.
- Он потерялся.
- Филька нашёл коня.
3) Филька бросил коню хлеб в снег. Что случилось потом?
- Случилось землетрясение.
- Было наводнение.
- Началась метель.
- Пошёл дождь.
- Прилетели птицы.
4) Вспомните историю, рассказанную Фильке бабушкой?
- Прилёт птиц весной.
- Деревенский мужик обидел старого солдата.
- Окончание войны.
- Бабушка Фильки обидела когда-то солдата.
- Строительство новой мельницы.
5) Какое спасение от стужи изобрёл Филька?
- Он угостил всех хлебом.
- Рубил лед с ребятами у мельницы.
- Прогнал коня из деревни.
- Ушёл из деревни.
- Поругался с жителями деревни.
6) О чем хвасталась сорока над плотиной?
- О приходе весны.
- О разговоре Фильки с Панкратом.
- О своём уме.
- 4.О рецепте выпечки хлеба.
- О проснувшемся летнем ветре.
7) Когда заработала мельница?
- Вечером.
- Утром.
- Днём.
- Через два месяца.
- Никогда.
8) О чем сказка «Теплый хлеб»?
- О дружбе.
- О колдунах.
- О добре.
- О хлебе.
- О мельнице.
- Трудно решать проблемы и исправлять ошибки одному? (Да.)
III. Создание проблемной ситуации. Формулирование темы и задач урока.
- В какой момент в сказке начинают происходить необычные вещи? (просмотр видеосюжета из мультфильма «Тёплый хлеб»).
IV. Анализ поведения героев.
- Как будем анализировать поведение героев? (разделимся на группы)
1 группа
Что необычного в поведении коня? (стр.74-75, учебник по литературе В.Я.Коровин «Литература» 5 класс)
Вставьте пропущенные глаголы. (Работа в тетради по литературе на печатной основе).
Слеза…. Конь……. копытами. Всё это вызвало метель. Ветер…… снег.
Слова для справок: скатилась, заржал, взмахнул, бьёт, завыл, засвистел, вздул.
2 группа
Что необычного в поведении коня? (стр.81-82, учебник по литературе В.Я.Коровин «Литература» 5 класс)
Вставьте пропущенные глаголы. (Работа в тетради по литературе на печатной основе).
Конь …., вытянул голову, хлеба не взял, ….попятился в сарай. Испугался Фильки. Конь …. головой,…., потом осторожно… шею и …. хлеб из рук Фильки. А когда съел весь хлеб, …. голову Фильке на плечо, ….глаза от сытости и удовольствия.
Слова для справок: вышел, заржал, помотал, подумал, вытянул, взял, положил, вздохнул, закрыл.
3 группа
Характеристика Панкрата (скорый на работу, вылечил коня, чинит плотину и мельницу, умеет молоть зерно, учёный).
-Какое художественное средство использует автор? (эпитеты)
4 группа
Характеристика Фильки (мальчик 7-ми лет, прозвище «Ну тебя», молчаливый, недоверчивый).
V. Подведение итогов анализа поведения героев, сюжетных эпизодов сказки.Работа над значением имени главного героя.
Филька - любящий лошадей.
- Филька любит лошадей?
VI. Физминутка (проводится на этапе анализа поведения героев рассказа).
- Ребята, предлагаю вам отдохнуть и поиграть в театр мимики, т.е. жестами, движениями изобразить предметы, вещи. Я буду зачитывать отрывки из текста сказки, а вы попробуйте их изобразить. Возможно, это будет изображение не предметов, а чувств, ощущений.
«Тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл,
засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло…
И если хорошенько прислушаться, то уже слышно, как по оврагам под снегом бурлит - журчит тёплая вода, моет корни брусники, ломает лёд на реке» (отрывок из сказки К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»).
VII. Инсценирование фрагмента сказки.
Инсценирование отрывка диалога бабушки с Филькой (участвуют представители от каждой из групп: автор, Филька, бабка, ребята).
- Обратимся к значению имён главных героев.
Панкрат - всесильный, Филипп- любящий лошадей.
- В чём сила Панкрата? (скорый на работу, вылечил коня, чинит плотину и мельницу, умеет молоть зерно, учёный)
- Любит ли мальчик лошадей? (Обидел раненого коня - наотмашь ударил его по губам, закинул хлеб, закричал. Помирился - принёс буханку свежего хлеба с солью, заплакал.)
VIII. Определение художественной идеи рассказа.
- В каком значении в сказке употреблено слово "теплый"?
Работа со словарем Ожегова.
Теплый: 1) не успевший остыть, 2) свежий, 3) добрый, побеждающий зло.
- Почему сказка называется "Теплый хлеб"? (Теплый хлеб помог помириться Фильке с конем. Хлеб был теплым не только потому, что его недавно испекли, но потому, что был согрет теплом души, общей радостью.)
- Приведите примеры примирения между людьми и животными из личного жизненного опыта.
- Почему спасали всем миром именно мельницу?
- Только ли человек и животные противостоят злу? (природа)
-Кому жалко Фильку? Почему?
IX. Рефлексия.
- Оцените работу в группах, используя оценочные листы.
Лист самооценки.
3 балла – без ошибок
2 балла – 1 ошибка
1 балл – 2 ошибки
0 баллов – 3 ошибки и более
Вид деятельности |
Баллы |
|
1.Определение значения имени героя |
|
|
2.Необычные герои и сюжеты в сказке |
|
|
3.Актёрское мастерство |
|
|
4.Восстановление сюжета сказки |
|
|
5.Выполнение теста |
|
|
6.Сопоставление сказки и мультфильма |
|
|
|
Итого баллов |
|
|
Оценка |
|
18-16 баллов – «5»
15-13 баллов – «4»
12-10 баллов – «3»
- Какова же народная мудрость сказки? (Злое дело надо обязательно исправить, а лучше зла не делать никогда и никому).
X. Домашнее задание (учащиеся обязательно выполняют №1 и №2, остальные задания выполняют по желанию).
1. Подготовить рисунки к сказке, пересказав или прочитав сюжет изображённого по книге (выразительное чтение).
2. Письменно ответить на вопросы (учебник, стр.84).
3. Составить и записать добрые советы по отношению к животным, окружающим людям (родственники, соседи, друзья, товарищи).
4. Подготовить устный рассказ на тему «Что значит уметь сострадать? Приходилось ли вам проявлять участие в жизни другого человека?».
5. Подобрать пословицы о хлебе.
Автор: Ефремова Ольга Ивановна