Тема урока: «Отражение разумного миропорядка в стихотворении Алексей Васильевич Кольцова «Песня пахаря».

Автор: Ефремова Ольга Ивановна

 

Цель урока: «проникнуть» в эпоху Кольцова с помощью анализа стихотворения и театрализованной постановки сюжета праздника День урожая

Задачи урока:

  • с помощью анализа стихотворения “Песня Пахаря” подчеркнуть святость и особую значимость труда хлебопашца, хлеба;
  • постараться постичь глубокий смысл, явленный в слове поэта;
  • показать связь творчества Кольцова с фольклором;
  • учить учащихся работать с рабочим листом - концептной картой.

Оборудование: презентация к уроку, сборники стихотворений А.В.Кольцова на партах учащихся; репродукция картины Н.Рериха «Микула Селянинович, фольклорная зарисовка русских гуляний.

Тип урока – изучение нового

Основной метод – частично-поисковый

Планируемые результаты:

Личностные: уметь чувствовать красоту и выразительность речи, проявлять любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре.

Метапредметные: 

- искать и выделять необходимую информацию, использовать прием смыслового чтения, обобщать и структурировать знания (познавательные УУД);

-самостоятельно ставить цель, анализировать условия и пути достижения цели (регулятивные УУД);

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями, вступать в диалог с ними и с учителем (коммуникативные УУД).

Предметные: осознанно воспринимать лирическое произведение в единстве формы и содержания; анализировать лирическое произведение на различных уровнях :формальный (черти песни), лексический (выразительные средства языка) и синтаксический (особенности построения предложений), интерпретировать прочитанное. 

Применяемая технология: технология проблемного обучения.

 

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. МОТИВАЦИЯ

Стадия вызова

-Добрый день, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их! На Руси гостей всегда встречали хлебом-солью!

- Почему? «Ты забыл мой хлеб да соль», - самый больший упрек, какой только можно было нанести неблагодарному.

- Какие пословицы и поговорки вы подобрали о хлебе?

1.ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА

2.БЕЗ ХЛЕБА КУСКА ВЕЗДЕ ТОСКА

3.БЕЗ ХЛЕБА СЫТ НЕ БУДЕШЬ

4.БУДЕТ ДЕНЬ – БУДЕТ И ХЛЕБ

5.ЕСЛИ ХЛЕБА НИ КУСКА, ТО И В ТЕРЕМЕ ТОСКА

6.КАЛАЧ ПРИЕСТСЯ, А ХЛЕБ НИКОГДА

2.ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

- Благодаря людям какой профессии хлеб появляется у нас на столе? Профессии: комбайнёр, пахарь, аргоном, тракторист, хлебороб, пекарь

3.АКТУАЛИЗАЦИЯ. Формулирование темы урока

- Хлеб – главный продукт на столе! А какое стихотворение  Алексея Васильевича Кольцова станет главным на уроке? Почему?

- Тема урока: «Отражение разумного миропорядка в стихотворении Алексей Васильевич Кольцова  «Песня пахаря». Подберите синонимы к слову разумный.

Разумный – правильный, логичный, целесообразный, уместный, обоснованный

- В чём заключается разумный миропорядок в стихотворении Кольцова мы постараемся ответить в течение урока. Работать будем с опорой на рабочие листы, анализируя стихотворение, используя три подхода: лексический, синтаксический и формальный.

4.ГРУППОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Стадия осмысления

  1. Прослушивание стихотворения с пометами ( ставят ударения в 4,5, 10 строфах) А.В.Кольцова «Песня пахаря» в записи, беседа по содержанию:

-Понравилось стихотворение?

-Назовите героев: пахарь, сивка.   

- Какие чувства испытывает пахарь? (любит, переживает, волнуется, старается).

- Сколько раз и почему повторяются слова: весело (3), сивка (6), ну (5)?

 - Какая эта песня? (Лирическая, народная)

- В рабочем листе укажите верное определение, соединив термин и определение, подчеркните цветным карандашом вид песни.

- Сивка – лошадь серой масти, упоминается 6 раз. Значит пахарь любит её.  (Сам-друг-вдвоём)

- Что является рефреном? Темой?

  1. Групповое прочтение стихотворения с заданием: передать голосом состояние пахаря.

- Давайте попробуем исполнить песню хором: читаем по рядам, по строфе, где повторяется слова-обращения к лошади читаем всем классом.

-Увидели ли мы в стихотворении показаны этапы появления хлеба на столе?

- Что почувствовали? (Лирические песни являются своеобразной формой выражения народа, передают его эмоции, чувства, переживания)

- Какие предметы использует автор для обработки земли, уборки урожая(серп, коса, телега, соха)

 

1-я группа  Формальный анализ стихотворения. Рабочий лист №2

Формальный анализ стихотворения

Ну! тащися, сивка,
Пашней, десятиной,
Выбелим железо
О сырую землю.

хорей

ямб

К земле надо относиться с любовью. Народные приметы:

 

Ржёт конь -

к добру

Ногой топает-

к дороге

Закидывает голову -

к долгому ненастью

Конский череп страшен для нечистой силы, он служит своему хозяину оберегом после смерти.

 

Радость от своего труда передают слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Зорька, солнышко, пашенка, зёрнышко, травка

 - Какие признаки песни можно отметить сейчас? (Тексты, написанные хореем, предназначены для пения.)

- Народные приметы встретились?

- Уборка урожая – праздник, который чаще всего отмечали на базаре, прекрасный товар, песни, пляски! Давайте представим, что мы на таком празднике урожая! (Игра на ложках)

День Фёдора студеного сегодня! – И что же?

Капустный день! – И что же?

Базар хорош! – Сыграем!

2-я группа  Лексический анализ стихотворения. Рабочий лист №1

- Чтобы праздник был таким весёлым надо немало потрудиться, чтобы хлебу родиться?

Лексический анализ стихотворения

Пахарь

землепащец

Эпитеты

Святая колыбель, мать-земля сырая, золотые ткани, ключевая вода

Главные герои

Пахарь и конь

Антонимы

Слуга и хозяин

Лексика высокого стиля

Вспоит, вскормит

Религиозная лексика

Святая колыбель, молитва, боже

Устаревшие слова(народность)

 

Олицетворения

Красавица зорька, загорелась, солнышко выходит, колос станет рядиться, выйдет в поле травка, рядиться, заблестит серп, зазвенят косы.

Метафора

Тащися пашней, десятиной выбелим железо, сладок отдых, хлеб-богатство

Честный труд на земле веселит сердце. Обращение к лошади как к сотоварищу, помощнику. Трогательный образ, сравнивающий зернышко с младенцем.

3-я группа  Синтаксический анализ стихотворения. Рабочий лист №3

 

Синтаксический анализ стихотворения

Обращение

Сивка, боже

Риторические восклицания

Сладок отдых! Ну, тащи, сивка! Хлеб-богатство!

Однородные члены предложения в форме личных глаголов 1 лица ед.ч., характеризующих действия пахаря

Лажу(мастерю), готовлю, насыпаю, гляжу, молочу, вею

Однородные члены предложения в форме личных глаголов 1 лица мн.ч., характеризующих действия пахаря и лошади

Распашем, сготовим

Инверсия

Гляжу я, заблестит серп здесь, зазвенят здесь косы, сладок будет отдых

Образ «мать-земля сырая» — ключевой для автора.

 

Вспоит, вскормит

- Какие синтаксические конструкции использует поэт, чтобы подчеркнуть

-Найдите синтаксические конструкции, повторяющиеся в тексте. Можно ли считать, что этот прием делает похожим текст на песенный? (Такие повторения напоминают припев в песне.)

- На синтаксическом уровне «народность» этой песне придает инверсия.

Инверсия – нарушение общепринятого в данном языке порядка слов.

- Так для чего же А.В.Кольцов пишет именно песню? Для чего нужны оттенки народности в песне?

Наводящий вопрос: для того, чтобы выразить чувства, мысли народ сочиняет стихотворения или песни? (Песни.)

5.ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (первичное применение полученных знаний).Закрепление

Следовательно, песня А.В.Кольцова приравнивается к песне народной. Поэт говорит языком народа, выражает его ценности, а именно, ценности народа-труженика. Непреходящие, истинные ценности – вот, что важно для народа. У пахаря  нет имени – это образ собирательный, это образ человека из народа, для которого удовольствие от труда, упоение природой – главное в жизни.

- В чём же состоит миропорядок на земле? (труд, хлеб, работа, удовольствие, радость, праздник, вера в бога, любовь к земле и человеку)

- Давайте построимся миропорядок, опираясь на стихотворение Кольцова?

 

Б

О

Г

А

Т

С

Т

В

О

 

 

 

 

 

 

Р

А

Д

О

С

Т

Ь

 

 

 

 

У

С

П

Е

Х

 

 

 

 

 

 

Д

О

Б

Р

О

 

 

 

Пишу не для мгновенной славы –
Для развлеченья, для забавы.
Для милых, искренних друзей,
Для памяти минувших дней.

А.В.Кольцов

6.РЕФЛЕКСИЯ

- Ребята,  вам удалось сегодня поучаствовать в работе класса, группы, всё ли получилось? ОБВЕДИТЕ , ПОДЧЕРКНИТЕ , ВЫДЕЛИТЕ ДРУГИМ СПОСОБОМ смайлик на рабочем листе.

7.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Домашнее задание.

1.Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений («Косарь» или «Песня пахаря»)

Решить математическую задачу:

Ну, тащися, сивка,

Пашней, десятиной,

Выбелим железо

О сырую землю.

- Сколько соток земли должен вспахать пахарь?


О Кольцове видеофрагмент

Разработка урока

Рабочие листы к уроку