Тема урока: «Отражение разумного миропорядка в стихотворении Алексей Васильевич Кольцова «Песня пахаря».
Автор: Ефремова Ольга Ивановна
Цель урока: «проникнуть» в эпоху Кольцова с помощью анализа стихотворения и театрализованной постановки сюжета праздника День урожая
Задачи урока:
- с помощью анализа стихотворения “Песня Пахаря” подчеркнуть святость и особую значимость труда хлебопашца, хлеба;
- постараться постичь глубокий смысл, явленный в слове поэта;
- показать связь творчества Кольцова с фольклором;
- учить учащихся работать с рабочим листом - концептной картой.
Оборудование: презентация к уроку, сборники стихотворений А.В.Кольцова на партах учащихся; репродукция картины Н.Рериха «Микула Селянинович, фольклорная зарисовка русских гуляний.
Тип урока – изучение нового
Основной метод – частично-поисковый
Планируемые результаты:
Личностные: уметь чувствовать красоту и выразительность речи, проявлять любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре.
Метапредметные:
- искать и выделять необходимую информацию, использовать прием смыслового чтения, обобщать и структурировать знания (познавательные УУД);
-самостоятельно ставить цель, анализировать условия и пути достижения цели (регулятивные УУД);
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями, вступать в диалог с ними и с учителем (коммуникативные УУД).
Предметные: осознанно воспринимать лирическое произведение в единстве формы и содержания; анализировать лирическое произведение на различных уровнях :формальный (черти песни), лексический (выразительные средства языка) и синтаксический (особенности построения предложений), интерпретировать прочитанное.
Применяемая технология: технология проблемного обучения.
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. МОТИВАЦИЯ
Стадия вызова
-Добрый день, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их! На Руси гостей всегда встречали хлебом-солью!
- Почему? «Ты забыл мой хлеб да соль», - самый больший упрек, какой только можно было нанести неблагодарному.
- Какие пословицы и поговорки вы подобрали о хлебе?
1.ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА
2.БЕЗ ХЛЕБА КУСКА ВЕЗДЕ ТОСКА
3.БЕЗ ХЛЕБА СЫТ НЕ БУДЕШЬ
4.БУДЕТ ДЕНЬ – БУДЕТ И ХЛЕБ
5.ЕСЛИ ХЛЕБА НИ КУСКА, ТО И В ТЕРЕМЕ ТОСКА
6.КАЛАЧ ПРИЕСТСЯ, А ХЛЕБ НИКОГДА
2.ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
- Благодаря людям какой профессии хлеб появляется у нас на столе? Профессии: комбайнёр, пахарь, аргоном, тракторист, хлебороб, пекарь
3.АКТУАЛИЗАЦИЯ. Формулирование темы урока
- Хлеб – главный продукт на столе! А какое стихотворение Алексея Васильевича Кольцова станет главным на уроке? Почему?
- Тема урока: «Отражение разумного миропорядка в стихотворении Алексей Васильевич Кольцова «Песня пахаря». Подберите синонимы к слову разумный.
Разумный – правильный, логичный, целесообразный, уместный, обоснованный
- В чём заключается разумный миропорядок в стихотворении Кольцова мы постараемся ответить в течение урока. Работать будем с опорой на рабочие листы, анализируя стихотворение, используя три подхода: лексический, синтаксический и формальный.
4.ГРУППОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Стадия осмысления
- Прослушивание стихотворения с пометами ( ставят ударения в 4,5, 10 строфах) А.В.Кольцова «Песня пахаря» в записи, беседа по содержанию:
-Понравилось стихотворение?
-Назовите героев: пахарь, сивка.
- Какие чувства испытывает пахарь? (любит, переживает, волнуется, старается).
- Сколько раз и почему повторяются слова: весело (3), сивка (6), ну (5)?
- Какая эта песня? (Лирическая, народная)
- В рабочем листе укажите верное определение, соединив термин и определение, подчеркните цветным карандашом вид песни.
- Сивка – лошадь серой масти, упоминается 6 раз. Значит пахарь любит её. (Сам-друг-вдвоём)
- Что является рефреном? Темой?
- Групповое прочтение стихотворения с заданием: передать голосом состояние пахаря.
- Давайте попробуем исполнить песню хором: читаем по рядам, по строфе, где повторяется слова-обращения к лошади читаем всем классом.
-Увидели ли мы в стихотворении показаны этапы появления хлеба на столе?
- Что почувствовали? (Лирические песни являются своеобразной формой выражения народа, передают его эмоции, чувства, переживания)
- Какие предметы использует автор для обработки земли, уборки урожая(серп, коса, телега, соха)
1-я группа Формальный анализ стихотворения. Рабочий лист №2
Формальный анализ стихотворения
Ну! тащися, сивка, |
хорей |
ямб |
|
К земле надо относиться с любовью. Народные приметы: |
|
Ржёт конь - |
к добру |
Ногой топает- |
к дороге |
Закидывает голову - |
к долгому ненастью |
Конский череп страшен для нечистой силы, он служит своему хозяину оберегом после смерти. |
|
Радость от своего труда передают слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами |
Зорька, солнышко, пашенка, зёрнышко, травка |
- Какие признаки песни можно отметить сейчас? (Тексты, написанные хореем, предназначены для пения.)
- Народные приметы встретились?
- Уборка урожая – праздник, который чаще всего отмечали на базаре, прекрасный товар, песни, пляски! Давайте представим, что мы на таком празднике урожая! (Игра на ложках)
День Фёдора студеного сегодня! – И что же?
Капустный день! – И что же?
Базар хорош! – Сыграем!
2-я группа Лексический анализ стихотворения. Рабочий лист №1
- Чтобы праздник был таким весёлым надо немало потрудиться, чтобы хлебу родиться?
Лексический анализ стихотворения
Пахарь |
землепащец |
Эпитеты |
Святая колыбель, мать-земля сырая, золотые ткани, ключевая вода |
Главные герои |
Пахарь и конь |
Антонимы |
Слуга и хозяин |
Лексика высокого стиля |
Вспоит, вскормит |
Религиозная лексика |
Святая колыбель, молитва, боже |
Устаревшие слова(народность) |
|
Олицетворения |
Красавица зорька, загорелась, солнышко выходит, колос станет рядиться, выйдет в поле травка, рядиться, заблестит серп, зазвенят косы. |
Метафора |
Тащися пашней, десятиной выбелим железо, сладок отдых, хлеб-богатство |
Честный труд на земле веселит сердце. Обращение к лошади как к сотоварищу, помощнику. Трогательный образ, сравнивающий зернышко с младенцем.
3-я группа Синтаксический анализ стихотворения. Рабочий лист №3
Синтаксический анализ стихотворения
Обращение |
Сивка, боже |
Риторические восклицания |
Сладок отдых! Ну, тащи, сивка! Хлеб-богатство! |
Однородные члены предложения в форме личных глаголов 1 лица ед.ч., характеризующих действия пахаря |
Лажу(мастерю), готовлю, насыпаю, гляжу, молочу, вею |
Однородные члены предложения в форме личных глаголов 1 лица мн.ч., характеризующих действия пахаря и лошади |
Распашем, сготовим |
Инверсия |
Гляжу я, заблестит серп здесь, зазвенят здесь косы, сладок будет отдых |
Образ «мать-земля сырая» — ключевой для автора.
|
Вспоит, вскормит |
- Какие синтаксические конструкции использует поэт, чтобы подчеркнуть
-Найдите синтаксические конструкции, повторяющиеся в тексте. Можно ли считать, что этот прием делает похожим текст на песенный? (Такие повторения напоминают припев в песне.)
- На синтаксическом уровне «народность» этой песне придает инверсия.
Инверсия – нарушение общепринятого в данном языке порядка слов.
- Так для чего же А.В.Кольцов пишет именно песню? Для чего нужны оттенки народности в песне?
Наводящий вопрос: для того, чтобы выразить чувства, мысли народ сочиняет стихотворения или песни? (Песни.)
5.ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (первичное применение полученных знаний).Закрепление
Следовательно, песня А.В.Кольцова приравнивается к песне народной. Поэт говорит языком народа, выражает его ценности, а именно, ценности народа-труженика. Непреходящие, истинные ценности – вот, что важно для народа. У пахаря нет имени – это образ собирательный, это образ человека из народа, для которого удовольствие от труда, упоение природой – главное в жизни.
- В чём же состоит миропорядок на земле? (труд, хлеб, работа, удовольствие, радость, праздник, вера в бога, любовь к земле и человеку)
- Давайте построимся миропорядок, опираясь на стихотворение Кольцова?
Б |
О |
Г |
А |
Т |
С |
Т |
В |
О |
|
|
|
|
|
|
Р |
А |
Д |
О |
С |
Т |
Ь |
|
|
|
|
У |
С |
П |
Е |
Х |
|
|
|
|
|
|
Д |
О |
Б |
Р |
О |
|
|
Пишу не для мгновенной славы –
Для развлеченья, для забавы.
Для милых, искренних друзей,
Для памяти минувших дней.
А.В.Кольцов
6.РЕФЛЕКСИЯ
- Ребята, вам удалось сегодня поучаствовать в работе класса, группы, всё ли получилось? ОБВЕДИТЕ , ПОДЧЕРКНИТЕ , ВЫДЕЛИТЕ ДРУГИМ СПОСОБОМ смайлик на рабочем листе.
7.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Домашнее задание.
1.Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений («Косарь» или «Песня пахаря»)
Решить математическую задачу:
Ну, тащися, сивка,
Пашней, десятиной,
Выбелим железо
О сырую землю.
- Сколько соток земли должен вспахать пахарь?