Метод концептной карты является одним из действенных способов анализа поэтического текста.

Автор: Савчук Ирина Владимировна

 

ЛИТЕРАТУРА - КОНЦЕПТНАЯ КАРТА

РУССКИЙ ЯЗЫК - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ

 

Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело. …Важно научиться понимать мысль, выраженную писателем… К.Д. Ушинский

 

Основные термины и понятия: концепт, концептный анализ, концептная карта, концептосфера, языковая картина мира.

Человек мыслит концептами, комбинируя их и формируя новые в ходе мышления. Мышление — это и есть оперирование концептами.

Слово концепт - (от лат. «conceptum», что значит «познавать, постигать») имеет разное семантическое наполнение: «смысл слова», «ментальные образования», «сгустки человеческого сознания», «понятия», «представления», «знания» и т.п.

Смысловое наполнение концепта тем шире и богаче, чем шире и богаче культурный опыт человека.

Каждое литературное произведение воплощает индивидуально-авторский способ восприятия и организации мира, т. е. частный вариант концептуализации мира.

Основная цель концептного анализа – создание концептной карты, т.е. выделение базовых и вспомогательных концептов и определение связей между ними.

Концептную карту можно представить в виде логико-структурной схемы, в виде графа, точками которого являются концепты художественного текста, а линиями, соединяющими эти точки, – связи между концептами. 

Метод концептной карты – процесс смыслового и изучающего чтения.

 

Построение концептной карты стихотворения А.А. Фета «Чудная картина…»

 

А.А. Фет

 

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

 

Образовательные ресурсы:

  1. Коханова В.А. Технологии и методики обучения литературе: учебное пособие для бакалавров. – М.: ФЛИНТА, 2016. – 249 с.
  2. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность: От теории словесности к структуре текста. Антология / Под общ. ред. д.ф.н., проф. В.П. Нерознака. - М.: 1997. - 283 с.
  3. Михайлова И.П., Семёнова Л.А. В мире поэзии В.В. Бородаевского: анализ поэтического текста методом концептной карты: учебно-методическое пособие для учителей-словесников, учащихся школ, студентов колледжей, вузов. – 1-е изд. – Курск: ЮМЭКС, 2013. – 88 с.
  4. Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей/Отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. – М.: МАКС Пресс, 2005. – Вып. 30. – 260 с.

 

Видеозапись урока