Подготовка к сочинению «Жилин и Костылин: разные характеры и судьбы» по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» поможет ученикам написать домашнее сочинение.

Разработчик: Евдокимова Любовь Николаевна

 

ЦЕЛЬ: обобщить полученную на прошлых уроках информацию об образах Жилина и Костылина, которая поможет подготовиться к домашнему сочинению по рассказу «Кавказский пленник».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностные:

- формирование представлений о мире и международном сотрудничестве, толерантности как гуманистических ценностях, необходимости построения отношений в современном мире на основе доброты и взаимопонимания.

Метапредметные:

- развитие способности понимать литературное художественное произведение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Предметные:

 - умение грамотно строить письменную и устную речь.  

ОБОРУДОВАНИЕ:

 - отрывок из кинофильма по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

- презентация.

 

ХОД УРОКА

 

  1. ЭТАП МОТИВАЦИИ. (Участники мастер-класса поделены на 3 фокус-группы)

- Добрый день, ребята.  Я рада вас приветствовать. Сегодня нам предстоит подготовиться к написанию сочинения по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». А нужна ли подготовка? Возможно вы самостоятельно справитесь с этим творческим заданием? (Нет, самостоятельно не справимся.  Трудно выбрать тему работы, определиться с композицией.)

-Тогда в путь!

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ, ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

 - Скажите, пожалуйста, верите ли вы в то, что жизнь каждого человека зависит от характера, от того выбора, который он делает сам? (Да, зависит. Например, целеустремленный человек может достичь огромных высот, а слабохарактерный потеряет, что имеет. Другой вариант ответа. А я считаю, что иногда человек попадает в такие обстоятельства, что не все зависит от него. Он становиться как бы пленником или заложником данной ситуации).

- Я предлагаю сегодня проверить эти точки зрения, и в завершении занятия каждый из вас обоснует ту версию, которая близка ему. А проверим эти точки зрения на примере главных героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Мы будем готовиться к сочинению «Жилин и Костылин: разные характеры и судьбы» (СЛАЙД 2)

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

 

РЕСТАВРАЦИЯ ТЕКСТА. (КАРТОЧКА №1)

У каждой из фокус-групп на столе лежат карточки, где написано примерное начало сочинения. Но в тексте пропущены слова. Участникам мастер-класса предстоит восстановить текст.

- Вот и прочитана последняя страница __________________ рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», главными _______________ которого являются Жилин и Костылин. Два разных человека, попавших в одинаковые условия – __________.  Чем же они____________? Попытаемся разобраться.

 ПРИМЕРНЫЙ  ВАРИАНТ ОТВЕТА ОДНОЙ ИЗ ФОКУС-ГРУПП

Вот и прочитана последняя страница интереснейшего рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», главными героями которого являются Жилин и Костылин. Два разных человека, попавших в одинаковые условия плен. Чем же они различны? Попытаемся разобраться.

 

ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ

Задание для первой фокус-группы: найдите в тексте отрывки, где дается описание внешности и манеры поведения Жилина.

Задание для второй фокус-группы: найдите в тексте отрывки, где дается описание внешности и манеры поведения Костылина.

Задание для третьей фокус-группы: найдите в тексте эпизод, где рассказывается, как ведет себя Жилин в сцене договора о выкупе. Прочитайте по ролям этот отрывок.

- Ребята, а как ведет себя Костылин, когда ему предлагают написать письмо домой? (Костылин сразу соглашается, пишет верный адрес, чтобы письмо точно дошло до адресата и выкуп был выслан.)

 

КРУГИ ЭЙЛЕРА

- Ребята, возьмите карточку №2. Что вы на ней видите? (Мы видим два пересекающихся круга).

- Верно. Вам нужно заполнить эти круги определенной информацией.

Фокус-группа №1 должна написать краткую информацию, состоящую из слов и словосочетаний, характеризующих Жилина.

Фокус-группа №2 должна написать краткую информацию, состоящую из слов и словосочетаний, характеризующих Костылина.

Фокус-группа №3 в пересечение двух кругов должна написать отличительные черты Жилина и Костылина.

 

ОФОРМЛЕНИЕ СТРАНИЦЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ.

- Ребята, поднимите руку, кто зарегистрирован к социальной сети «ВКонтакте».  А теперь давайте зарегистрируем там наших героев, заполнив определенную форму.

 

ПРОСМОТРОВОЕ ЧТЕНИЕ 2, 5-6 глав

КАРТОЧКА №3. (Для 1 фокус-группы. Регистрация Костылина.)

  1. Фамилия.
  2. Место службы.
  3. Увлечения героя в плену.
  4. Какие черты характера показывает Л.Н.Толстой у Жилина во время 1 побега?
  5. Какие черты характера раскрывает Жилин во время 2 побега?

КАРТОЧКА №3. (Для 2 фокус-группы. Регистрация Жилина.)

  1. Фамилия.
  2. Место службы.
  3. Увлечения героя в плену.
  4. Какие черты характера показывает Л.Н.Толстой у Костылина во время 1 побега?
  5. Какие черты характера «не позволили» бежать Костылину второй раз?

КАРТОЧКА №3. (Для 3 фокус-группы. Регистрация Дины.)

  1. Имя
  2. Место жительства.
  3. Семья.
  4. Черты характера.
  5. Кого бы вы порекомендовали Дине добавить к себе в друзья?

 

- Ребята, почему Дина помогает Жилину бежать из плена? (Дина помогает Жилину бежать из плена, потому что он был мастером на все руки: лепил кукол из глины, плел плетенки из прутьев, лечил людей. Тем самым заслужил уважение и доверие окружающих, и в том числе этой девочки.)

- Чему можно поучиться у Дины? (У Дины можно поучиться тому, как нужно сохранять лицо, человечность в таких суровых условиях к людям другой нации.)

-Была ли корысть в поступках Жилина? А Дины? (В поступках Жилина был свой интерес: войти в доверие и сбежать из плена, а девочка была откровенна.)

- Можете ли вы оправдать поведение Жилина? (Да, могу, потому что он любил свою мать и понимал, что она ему никогда не вышлет денег для выкупа, все было только в его руках.)

СОЗДАНИЕ СЛОГАНА (ЗАДАНИЕ КАЖДОЙ ФОКУС-ГРУППЕ)

- Ребята я предлагаю вам посмотреть отрывок из кинофильма, снятого по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».  (СЛАЙД 3)

https://www.youtube.com/watch?v=H-RpVtQDAqw

- Придумайте слоган, чтобы вашим младшим друзьям или товарищам, которые по какой-то причине не прочитали этот рассказ захотелось не только посмотреть фильм, но и прочитать рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». (Прочитав рассказ Толстого, будешь умным снова.)

-А теперь давайте вернемся к тому вопросу, который я задавала в начале урока: «Согласны ли вы с тем, что жизнь каждого человека зависит от характера, от того выбора, который человек делает сам?» Обоснуйте свою точку зрения.  (СЛАЙД 4. На нем написан вопрос и стрелки с ответами: «ДА», «НЕТ». Предлагаю ребятам выйти к доске и занять место около того ответа, который им близок, и обосновать свою точку зрения, почему они заняли именно это место у доски.)

(Да, я согласен. Ярким примером тому является литературный герой Жилин. Он был силен характером, поэтому сумел сам сбежать из плена, а Костылин оказался слаб и физически, и духовно, чтобы совершить еще одну попытку.)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

- Ребята, дома вам предстоит написать сочинение на тему «Жилин и Костылин: разные характеры и судьбы». Какие материалы сегодняшнего урока вам могут помочь в этом? Каков может быть план творческой работы? (Обучающиеся отмечают, что они воспользуются материалом карточки №1 это будет начало работы, (зачитываем), затем дадут сравнительную характеристику наших героев до плена, (круги Эйлера), потом расскажут о жизни героев в плену. В этом поможет задание, где о регистрировали их в социальных сетях, а затем будет ответ на поставленный в начале урока вопрос о том, что жизнь каждого человека зависит от характера, от того выбора, который человек делает сам.)

- В нескольких словах напишите ответ на вопрос: «Зависит ли жизнь каждого человека от характера, от того выбора, который он делает сам?» (Лев Николаевич Толстой показал читателям, что жизнь каждого человека зависит от характера и того выбора, который делает каждый человек сам. Эта мысль актуальна и сегодня. Автор рассказа призывает нас относиться более ответственно к своим поступкам, чтобы потом не было стыдно.)

СЛАЙД 5

План сочинения

  1. Вступление. (Карточка 1)
  2. «Джигит» Жилин и «смирный» Костылин в сцене договора о выкупе.
  3. Активность Жилина и пассивность Костылина в плену.
  4. Физическая и духовная слабость Костылина и стойкость Жилина во время 1 побега.
  5. Второй побег – результат жизнестойкости Жилина.
  6. «Человек сам отвечает за свою судьбу» ( Л.Н. Толстой).

Рефлексия. «Все в твоих руках».

- Ребята, на листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах, позиции которых соответствуют вашему внутреннему ощущению.

БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – урок был необычен и интересен.

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – обязательно воспользуюсь материалами урока для написания сочинения.

СРЕДНИЙ – на уроке мне было все понятно, я чувствовал (а) себя комфортно.

БЕЗЫМЯННЫЙ – в целом урок мне понравился, но я чувствовал (а) себя напряженно, волновал (а)ся (ь)

МИЗИНЕЦ – для меня было мало информации, чтобы написать сочинение.

 

Литература: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/masterklass_priyomi_tehnologii_rkmchp_kak_sredstvo_183226.html - приемы формирования читательской грамотности