Данный урок объединил не только две школьные дисциплины, но и два вида искусства. Литература и музыка очень близки, они дополняют друг друга и «взаимопроникновенно» делают друг друга ярче и выразительнее.

Талантливые произведения наших бардов мало кого оставляют полностью равнодушными, поэтому у жанра так много поклонников. Песня под гитару способна на многое: она сближает людей, согревает их души.

 

Учителя: Шелудченко Анна Викторовна, Бондаряка Александр Сергеевич – учитель музыки МКОУ «Лебедевская ООШ» Суджанского района Курской области

 

Класс – 11

Предметы – литература и музыка.

 

Тип урока – интегрированный.

Цели урока: 

- знакомство обучающихся с жанром авторской самодеятельной песни, творчеством бардов;

- развитие познавательных интересов обучающихся;

- воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, интереса к литературе и музыке;

- выявление связей литературы с музыкой;

- определение места авторской песни в литературном процессе;

- совершенствование навыка выразительного чтения;

- побуждение обучающихся к самовыражению через создание собственных произведений;

- создание положительного настроя на учебную деятельность.

Задачи урока: 

- показать место авторской песни в развитии культуры страны;

- познакомить с поэтами-бардами 60-90-х годов;

- показать специфику бардовской песни;

- развивать навыки самостоятельной работы с литературой, умение выделять главное;

-совершенствовать навыки устной речи;

- воспитывать интерес к поэзии, формировать эстетическое чувство.

Ожидаемые результаты:

обучающиеся

-знают определение бардовской песни;

-знают поэтов-песенников бардовской песни;

-знают историю возникновения бардовской песни;

-умеют работать с релевантной информацией;

-умеют работать в группе, адекватно воспринимать оценки.

Раздаточный материал и оборудование: тексты песен, буклеты, гитара.

 

Ход урока

Авторская песня жива... Она вмещает в себя целый мир ощущений, переживаний, взглядов. Авторская песня несёт в себе двойную силу: силу музыки и силу слов.

Учитель литературы: Девочки и мальчики, представьте, что мы с вами сидим у вечернего костра, наши тела согревают вязаные свитера, шарфы и советские шапочки-«петушки».

Учитель музыки: И в такие моменты нет ничего лучше песни под гитару, согревающей душу.

Песня Олега Митяева «Как здорово…»

Изгиб гитары жёлтой ты обнимаешь нежно.

Струна осколком эха пронзит тугую высь.

Качнётся купол неба, большой и звёздно-снежный.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

Качнётся купол неба, большой и звёздно-снежный.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

 

Как отблеск от заката, костёр меж сосен пляшет.

Ты что ж грустишь, бродяга? А ну-ка, улыбнись!

И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет:

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет:

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

 

И всё же с болью в горле мы тех сегодня вспомним,

Чьи имена как раны на сердце запеклись.

Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

 

Изгиб гитары жёлтой ты обнимаешь нежно.

Струна осколком эха пронзит тугую высь.

Качнётся купол неба, большой и звёздно-снежный.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

Качнётся купол неба, большой и звёздно-снежный.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

 

Учитель литературы: сейчас мы с вами  без предварительной подготовки замечательно спели знакомую всем с раннего детства песню Олега Митяева «Как здорово…» Думаю, вы уже догадались, чему и кому будет посвящён наш сегодняшний бинарный урок литературы и музыки.

Обучающиеся высказывают предположения.

Всё верно: сегодня мы будем говорить о поэтах, создавших не только слова, но и музыку для песен, «ушедших в народ».

Учитель музыки: таких поэтов называют бардами, а их песни – авторскими. Авторская песня – это наше отечественное явление, которое возникло в 40-е годы XX века. Истоками жанра авторской песни стали

  • Русская народная песня
  • Романсы (например, Вертинского)
  • Солдатские песни военных лет
  • «дворОвый» фольклор.

Учитель литературы: В начале 50-х мощный пласт авторской песни появился в студенческой среде. Эти песни сочиняли и пели студенты и туристы, описывая в них дорожные впечатления и любовные неудачи. Мотив авторских песен прост и напоминает дружеский разговор под аккомпанемент гитары.

Учитель музыки: Бардов принято делить на поколения 40-х, 50-х, 60-х, 70-х, 80-х. И все же самые яркие годы для авторской песни – это 50-60-е. Они дали больше всего имён и песен, чем все последующие. Это

  • Писатель, поэт Булат Окуджава;
  • Актёр, поэт Владимир Высоцкий;
  • Драматург, поэт Александр Галич;
  • Журналист, поэт Юрий Визбор;
  • Журналистка, поэтесса Ада Якушева;
  • Драматург, поэт Юлий Ким.

 

Учитель литературы: Они были первопроходцами, закладывали основы бардовской поэзии. Их творчество было откровением души. Путь поэтов – бардов не был усыпан розами: многих их них преследовали и притесняли власти, но, несмотря на официальное непризнание, у авторской песни было много поклонников, которые штурмом брали концертные залы, заполняли стадионы и преданно отправлялись на фестивали. Самый известный фестиваль бардовской песни – Грушинский.

Учитель музыки:  Этот фестиваль посвящён памяти Валерия Грушина, студента Куйбышевского авиационного института, барда, туриста. Валерий погиб, спасая тонувших в таёжной реке Уде детей. Мальчик и девочка доплыли до берега, а Валерию не хватило сил выбраться из ледяной воды.

Учитель литературы: Встречи друзей Валерия на берегу Волги в центре Жигулевский гор постепенно превратились в фестиваль. Так,  на 13 Грушинском фестивале присутствовало около 200-х тысяч человек.

Учитель музыки:  Ни один фестиваль не обходился без песни «Милая моя», написанной Юрием Визбором. Именно он стоял у истоков авторской песни конца 50-х.

Учитель литературы: прошло более 60 лет, но до сих пор его песни поют у костров люди разных возрастов, потому что творчество Визбора наполнено жизненной энергией.

Исполнение песни «Милая моя»

 

Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены,

Тих и печален ручей у янтарной сосны,

Пеплом несмелым подёрнулись угли костра,

Вот и окончилось всё — расставаться пора.

 

Милая моя,

Солнышко лесное,

Где, в каких краях

Встретишься со мною?

 

Крылья сложили палатки — их кончен полёт,

Крылья расправил искатель разлук — самолёт,

И потихонечку пятится трап от крыла,

Вот уж действительно пропасть меж нами легла.

 

Милая моя,

Солнышко лесное,

Где, в каких краях

Встретишься со мною?

 

Учитель музыки: «Милая моя, солнышко лесное», — мог сказать только Визбор. Его чувство светлое, ласковое, чуть грустное, с ноткой сожаления о несбывшемся, несостоявшемся счастье. По мысли поэта, любовь и вера согревают души людей, позволяют мечтать и надеяться на лучшее.

Учитель литературы: Песня «Ты у меня одна...» (1964) воплотила мечту о единственной любви, о неповторимости встречи двух людей. Это произведение о таинстве человеческих отношений, когда для влюбленного «она» становится необходимой, как воздух, вода, красота мира.

Учитель музыки: Юрий Визбор ведет откровенный разговор со слушателем об очень важном, о вопросах, волновавших всех и всегда. Не случайно самые драматичные песни написаны в форме диалога («Телефон», «Поминки») или с включением ответных реплик собеседника («Серега Санин»), обращений «мой друг», «дружище», «милая моя».

Слушающий песни Визбора понимает, что их сочинил человек необыкновенной доброты, в котором за внешней мужественностью, сдержанностью скрываются ранимая душа, чистое сердце большого ребенка.

Учитель литературы: Творческое наследие Ю. Визбора велико — около 400 песен. А ведь он был не только поэтом, но и прозаиком, сценаристом, журналистом, киноактером, в юности готовился стать летчиком, занимался горными лыжами и альпинизмом, замечательно рисовал.

Учитель музыки: Юрий Визбор прожил недолгую жизнь (1934—1984), но оставил прекрасные песни, кинофильмы… К сожалению, уже после его смерти было издано несколько его книг и книг о нем, создан диск «Наполним музыкой сердца», а его песни не перестают петь всё новые и новые молодые люди, чьи сердца не могут остаться равнодушными к Музе замечательного человека и поэта.

Учитель литературы: Прародителем движения бардов в СССР считают Булата Шалвовича Окуджаву. Искренне желая выразить своё уважение, Высоцкий называл его своим «духовным отцом». Сам же Булат Окуджава считал, что «авторская песня – это, конечно же, стихи под музыкальный аккомпанемент. Мелодия делает их доступнее, углубляет сущность». А ещё говорят, что бардовская песня – живая песня, она спрашивает, советует, рассказывает, печалится и веселится.

Учитель музыки: Окуджава в 18 лет ушёл на фронт, поэтому в его творчестве тема войны занимает важное место. А его песня из кинофильма «Белорусский вокзал» разошлась на афоризмы.

Исполнение песни

«Нам нужна одна победа»

Здесь птицы не поют, Деревья не растут,

И только мы к плечу плечо

Врастаем в землю тут.

Горит и кружится планета,

Над нашей Родиною дым,

И значит, нам нужна одна победа,

Одна на всех - мы за ценой не постоим.

 

Припев:

Нас ждёт огонь смертельный,

И всё ж бессилен он.

Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный,

Десятый наш десантный батальон.

Десятый наш десантный батальон.

 

Лишь только бой угас, Звучит другой приказ,

И почтальон сойдёт с ума, Разыскивая нас.

Взлетает красная ракета,

Бьёт пулемёт неутомим,

И значит, нам нужна одна победа,

Одна на всех - мы за ценой не постоим.

 

Припев.

От Курска и Орла Война нас довела

До самых вражеских ворот.

Такие, брат, дела.

Когда-нибудь мы вспомним это,

И не поверится самим.

А нынче нам нужна одна победа,

Одна на всех - мы за ценой не постоим.

 

Учитель литературы: По-особенному в 21 веке звучит песня, написанная в 1970 году.  Сегодня в редкие минутки отдыха наши защитники как заклинание поют: «А нынче нам нужна одна победа, Одна на всех – мы за ценой не постоим.»

Учитель музыки: В чем же своеобразие авторской песни?

  • Доверительности, обращённости к каждому
  • Неразделённости мелодии и голоса автора
  • Духе романтики и свободы
  • Простоте мелодии и глубоком смысле, заложенном в стихотворный текст.

Учитель литературы: Сегодняшний урок мы заканчиваем словами барда Владимира Высоцкого: «Для авторской песни нужно: ваши глаза и уши, моё желание вам что-то рассказать, а ваше желание что-то услышать», – думаем, что мы вам всё-таки что-то полезное рассказали, а вы это что-то интересное услышали.

Домашнее задание: подготовить сообщение о барде-современнике с презентацией его песен.