Разработку урока в 7 классе представляет Астахова Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей №5» города Железногорска Курской области.

Визитная карточка урока

Цель урока: создание условий для понимания идейно-художественного своеобразия стихотворения В.В. Маяковского; организация деятельности учащихся по анализу поэтического текста;создание условий для развития морально-нравственных качеств учеников.

Планируемые результаты:

Предметные: умение анализировать поэтический текст, понимание проблемы и гуманистического пафоса стихотворения В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», умение находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль в создании художественных образов.

Метапредметные: умение самостоятельно формулировать тему и цель урока, умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, способность самостоятельно организовать поисково-исследовательскую деятельность, умение контролировать и оценивать собственную деятельность, умение определять степень успешности своей работы и работы одноклассников, умение работать в паре, умение формулировать собственное мнение.

Личностные:  выраженность у обучающихся доброжелательности и отзывчивости, готовности прийти на помощь тому, кто оказался в трудной ситуации.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: урок открытых мыслей, урок-исследование.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиями для самостоятельной работы, карточки (красные и зелёные) для рефлексии, учебник по литературе под редакцией В.Я. Коровиной, 7 класс. 

 

Ход урока

Просмотр видео «Лошади».

I. Мотивация к учебной деятельности.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о лошадях)

Вам нравятся эти животные? Почему?

Но не только за красоту русские люди ценят и любят это животное.

Какую роль в жизни человека играет лошадь? (тяжелая работа, перевозка грузов, военные походы…)

Раньше лошадь была кормилицей в доме простого мужика и предметом гордости в доме знатного.

II. Формулирование темы и задач урока. 

У нас урок литературы? Как вы думаете, о чем будет урок?

Сегодня мы познакомимся со стихотворением В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

Предположите, что мы будем делать.

III. Анализ стихотворения: определение проблемы.

Чтение стихотворения.

Что больше всего запомнилось в стихотворении? Что было самым трогательным?

На какую деталь обращает внимание автор?  Что он увидел? («глаза лошадиные», «за каплищей каплища»)

Давайте и мы с вами мысленно перенесемся на Кузнецкий мост, почувствуем себя рядом с поэтом, пройдем по улице, очутимся в толпе зевак. (Рисунок:  О. Кадоль «Кузнецкий мост»)

Как вы думаете, почему лошадь заплакала?

Как называет поэт эту толпу?

Кто такие зеваки? А кто не смеялся?

Почему люди по-разному реагируют на падение лошади?

Какую проблему поднимает автор?

А что подтолкнуло поэта к написанию этого стихотворения – мы сейчас узнаем.

Сообщения учеников:

  1. Современник В.В. Маяковского Виктор Шкловский вспоминал: «Шел 1918 год. Это было трудное время для нашей страны. Шла гражданская война. Народное хозяйство было разрушено. Не было хлеба, топлива. Было очень холодно, в типографиях с валов не сходила краска, она застывала…На улицах палые лошади. Убирать было некому…»
  1. Однажды Маяковский стал свидетелем того, как обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. В одном из своих писем Маяковский признавался Лиле Брик: «Стихов не пишу, хотя и хочется очень написать что-нибудь прочувствованное про лошадь». В июне 1918 года было напечатано стихотворение «Хорошее отношение к лошадям».

Почему так важна для автора поднятая проблема?

IV. Анализ изобразительно-выразительных средств языка и определение их роли в создании художественных образов.

Давайте погрузимся в текст, заглянем в мастерскую поэта и определим, какими инструментами он пользовался, чтобы вызвать у читателей чувства.

Работаем в парах (на столах лежит задание): задание – найти средства выразительности.

А чтобы текст был вам более понятным, воспользуйтесь словарем.

Словарь

  • Гриб – мёрзлые кочки на дороге, мёрзлая грязь.
  • Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста.
  • Зевака – бездельник, человек, который наблюдает лишь из праздного любопытства.
  • Кузнецкий мост – одна из центральных улиц Москвы.
  • Плеща – форма деепричастия, образованная от глагола «плескаться»
  • Клешить – от сущ. «клёш» - широкие книзу брюки; употреблено в значении «гулять».
  • Деточка – употребляется как ласковое обращение к ребёнку.
  • Плоше – форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой», т.е. «хуже».
  • Пошла – здесь: безвкусно-груба, лишена благородства (от слова пошлый).
  • Пошла – начала идти.
  • Стойло – отгороженное в конюшне место для одной лошади и иной скотины.

Самостоятельная работа

Задание 1

Аллитерация 

1. Найдите в начале текста пример аллитерации (повтора) звуков Б, Л, П, Т, ГР, Б.

2. С какой целью поэт применяет этот прием? Какие звуковые ассоциации у вас возникают?

3. Подготовьте выразительное чтение этого отрывка.

Задание 2

Метафора

1. Какие метафоры использует автор в описании улицы?

2. Подготовьте выразительное чтение этого отрывка.

3. Назовите метафоры и объясните их значение.

Задание 3

Просторечные (разговорные) слова

1. Найдите в 1-ой части стихотворения пример использования   просторечного (разговорного) слова.Прочитайте это предложение выразительно.

2. Попробуйте заменить просторечное (разговорное) слово нейтральным синонимом.

3. Почему поэт использует именно это слово?

Задание 4

Эпитет

1. Найдите в стихотворении эпитеты.

2. Через подбор синонимов прокомментируйте смысл эпитета к слову «тоска».

3. Подготовьте выразительное чтение этого отрывка.

Задание 5

Гипербола

1. Найдите пример гиперболы в стихотворении.

2. Объясните, с какой целью автор использовал гиперболу.

3. Подготовьте выразительное чтение этого отрывка.

Задание 6

Повтор

1. Найдите пример зеркального повтора, когда элементы следуют в обратном порядке.

2. Найдите пример точного повтора, когда элементы следуют в одинаковом порядке в разных предложениях.Прочитайте выразительно примеры.

3. Как вы думаете, с какой целью используются эти повторы?

А теперь внимание! Проверяем результаты исследования. Давайте посмотрим, какие тропы и фигуры речи встречаются в этом стихотворении.

1. Какие примеры аллитерации нашли в тексте?

Не кажется ли вам, что в песне копыт не только набор звуков?

Случайно ли подобраны слова? (Перед читателем появляются реалии того времени: грабежи, грубость, смерть)/

Захотелось ли проверить значение какого-то слова по словарю?

2. Какие метафоры использует автор в стихотворении? (Ветром опита, льдом обута, улица скользила)/

3. Просторечные слова. Все ли слова понятны?

4. Повтор.

5. Гипербола.

6. Эпитет.

V. Подведение итогов анализа поэтического текста. Определение идеи стихотворения.

А что делает поэт в состоянии «звериной тоски и отчаяния»? Ответьте на вопрос, используя текст.

Почему автор сказал такую фразу? Почему мы все «немножко лошади…»?

Перед вами иллюстрация к стихотворению Александра Тышлера.

Что вам показалось интересным?

Перечитаем еще раз концовку. Определите основную мысль стихотворения. (Слово поддержки способно вернуть силы)

Да, вы правы. Стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение лошадям» не просто о лошади, оно об умении видеть тех, кому плохо, об умении сочувствовать, невзирая на смех толпы. А еще оно о необыкновенной, исцеляющей силе человеческого слова.

VI. Рефлексия.

Скажите, как можно озаглавить наш урок?

«Все мы немножко лошади…»

Предлагаю еще раз вспомнить, какие личные качества и какие отношения к упавшей лошади проявили разные люди.

Запишите на зеленые листочки те, которые вы считаете положительными (они вызвали у вас положительное отношение), на красные – отрицательные.

Прочитайте, что у вас получилось. (А) зеленые Б) красные)

А вам какими качествами хотелось бы обладать?

Давайте избавим людей от дурных качеств. Я предлагаю вам прямо сейчас это сделать символическим образом: листки с дурными качествами скомкать и, уходя с урока, выбросить.

Вот у нас и остались зеленые листочки. Подержите их на ладонях. Пусть добрые чувства останутся с нами.

Чтение заключительной части стихотворения.

VII. Домашнее задание. 

Напишите миниатюру «Чему научил меня урок?»

Автор: Астахова Елена Васильевна