Разработку урока в 7 классе представляет Астахова Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей №5» города Железногорска Курской области.
Визитная карточка урока
Цель урока: создание условий для понимания идейно-художественного своеобразия стихотворения В.В. Маяковского; организация деятельности учащихся по анализу поэтического текста;создание условий для развития морально-нравственных качеств учеников.
Планируемые результаты:
Предметные: умение анализировать поэтический текст, понимание проблемы и гуманистического пафоса стихотворения В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», умение находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль в создании художественных образов.
Метапредметные: умение самостоятельно формулировать тему и цель урока, умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, способность самостоятельно организовать поисково-исследовательскую деятельность, умение контролировать и оценивать собственную деятельность, умение определять степень успешности своей работы и работы одноклассников, умение работать в паре, умение формулировать собственное мнение.
Личностные: выраженность у обучающихся доброжелательности и отзывчивости, готовности прийти на помощь тому, кто оказался в трудной ситуации.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Форма урока: урок открытых мыслей, урок-исследование.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиями для самостоятельной работы, карточки (красные и зелёные) для рефлексии, учебник по литературе под редакцией В.Я. Коровиной, 7 класс.
Ход урока
Просмотр видео «Лошади».
I. Мотивация к учебной деятельности.
Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о лошадях)
Вам нравятся эти животные? Почему?
Но не только за красоту русские люди ценят и любят это животное.
Какую роль в жизни человека играет лошадь? (тяжелая работа, перевозка грузов, военные походы…)
Раньше лошадь была кормилицей в доме простого мужика и предметом гордости в доме знатного.
II. Формулирование темы и задач урока.
У нас урок литературы? Как вы думаете, о чем будет урок?
Сегодня мы познакомимся со стихотворением В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».
Предположите, что мы будем делать.
III. Анализ стихотворения: определение проблемы.
Чтение стихотворения.
Что больше всего запомнилось в стихотворении? Что было самым трогательным?
На какую деталь обращает внимание автор? Что он увидел? («глаза лошадиные», «за каплищей каплища»)
Давайте и мы с вами мысленно перенесемся на Кузнецкий мост, почувствуем себя рядом с поэтом, пройдем по улице, очутимся в толпе зевак. (Рисунок: О. Кадоль «Кузнецкий мост»)
Как вы думаете, почему лошадь заплакала?
Как называет поэт эту толпу?
Кто такие зеваки? А кто не смеялся?
Почему люди по-разному реагируют на падение лошади?
Какую проблему поднимает автор?
А что подтолкнуло поэта к написанию этого стихотворения – мы сейчас узнаем.
Сообщения учеников:
- Современник В.В. Маяковского Виктор Шкловский вспоминал: «Шел 1918 год. Это было трудное время для нашей страны. Шла гражданская война. Народное хозяйство было разрушено. Не было хлеба, топлива. Было очень холодно, в типографиях с валов не сходила краска, она застывала…На улицах палые лошади. Убирать было некому…»
- Однажды Маяковский стал свидетелем того, как обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. В одном из своих писем Маяковский признавался Лиле Брик: «Стихов не пишу, хотя и хочется очень написать что-нибудь прочувствованное про лошадь». В июне 1918 года было напечатано стихотворение «Хорошее отношение к лошадям».
Почему так важна для автора поднятая проблема?
IV. Анализ изобразительно-выразительных средств языка и определение их роли в создании художественных образов.
Давайте погрузимся в текст, заглянем в мастерскую поэта и определим, какими инструментами он пользовался, чтобы вызвать у читателей чувства.
Работаем в парах (на столах лежит задание): задание – найти средства выразительности.
А чтобы текст был вам более понятным, воспользуйтесь словарем.
Словарь
- Гриб – мёрзлые кочки на дороге, мёрзлая грязь.
- Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста.
- Зевака – бездельник, человек, который наблюдает лишь из праздного любопытства.
- Кузнецкий мост – одна из центральных улиц Москвы.
- Плеща – форма деепричастия, образованная от глагола «плескаться»
- Клешить – от сущ. «клёш» - широкие книзу брюки; употреблено в значении «гулять».
- Деточка – употребляется как ласковое обращение к ребёнку.
- Плоше – форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой», т.е. «хуже».
- Пошла – здесь: безвкусно-груба, лишена благородства (от слова пошлый).
- Пошла – начала идти.
- Стойло – отгороженное в конюшне место для одной лошади и иной скотины.
Самостоятельная работа
Задание 1
Аллитерация |
1. Найдите в начале текста пример аллитерации (повтора) звуков Б, Л, П, Т, ГР, Б. 2. С какой целью поэт применяет этот прием? Какие звуковые ассоциации у вас возникают? 3. Подготовьте выразительное чтение этого отрывка. |
Задание 2
Метафора |
1. Какие метафоры использует автор в описании улицы? 2. Подготовьте выразительное чтение этого отрывка. 3. Назовите метафоры и объясните их значение. |
Задание 3
Просторечные (разговорные) слова |
1. Найдите в 1-ой части стихотворения пример использования просторечного (разговорного) слова.Прочитайте это предложение выразительно. 2. Попробуйте заменить просторечное (разговорное) слово нейтральным синонимом. 3. Почему поэт использует именно это слово? |
Задание 4
Эпитет |
1. Найдите в стихотворении эпитеты. 2. Через подбор синонимов прокомментируйте смысл эпитета к слову «тоска». 3. Подготовьте выразительное чтение этого отрывка. |
Задание 5
Гипербола |
1. Найдите пример гиперболы в стихотворении. 2. Объясните, с какой целью автор использовал гиперболу. 3. Подготовьте выразительное чтение этого отрывка. |
Задание 6
Повтор |
1. Найдите пример зеркального повтора, когда элементы следуют в обратном порядке. 2. Найдите пример точного повтора, когда элементы следуют в одинаковом порядке в разных предложениях.Прочитайте выразительно примеры. 3. Как вы думаете, с какой целью используются эти повторы? |
А теперь внимание! Проверяем результаты исследования. Давайте посмотрим, какие тропы и фигуры речи встречаются в этом стихотворении.
1. Какие примеры аллитерации нашли в тексте?
Не кажется ли вам, что в песне копыт не только набор звуков?
Случайно ли подобраны слова? (Перед читателем появляются реалии того времени: грабежи, грубость, смерть)/
Захотелось ли проверить значение какого-то слова по словарю?
2. Какие метафоры использует автор в стихотворении? (Ветром опита, льдом обута, улица скользила)/
3. Просторечные слова. Все ли слова понятны?
4. Повтор.
5. Гипербола.
6. Эпитет.
V. Подведение итогов анализа поэтического текста. Определение идеи стихотворения.
А что делает поэт в состоянии «звериной тоски и отчаяния»? Ответьте на вопрос, используя текст.
Почему автор сказал такую фразу? Почему мы все «немножко лошади…»?
Перед вами иллюстрация к стихотворению Александра Тышлера.
Что вам показалось интересным?
Перечитаем еще раз концовку. Определите основную мысль стихотворения. (Слово поддержки способно вернуть силы)
Да, вы правы. Стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение лошадям» не просто о лошади, оно об умении видеть тех, кому плохо, об умении сочувствовать, невзирая на смех толпы. А еще оно о необыкновенной, исцеляющей силе человеческого слова.
VI. Рефлексия.
Скажите, как можно озаглавить наш урок?
«Все мы немножко лошади…»
Предлагаю еще раз вспомнить, какие личные качества и какие отношения к упавшей лошади проявили разные люди.
Запишите на зеленые листочки те, которые вы считаете положительными (они вызвали у вас положительное отношение), на красные – отрицательные.
Прочитайте, что у вас получилось. (А) зеленые Б) красные)
А вам какими качествами хотелось бы обладать?
Давайте избавим людей от дурных качеств. Я предлагаю вам прямо сейчас это сделать символическим образом: листки с дурными качествами скомкать и, уходя с урока, выбросить.
Вот у нас и остались зеленые листочки. Подержите их на ладонях. Пусть добрые чувства останутся с нами.
Чтение заключительной части стихотворения.
VII. Домашнее задание.
Напишите миниатюру «Чему научил меня урок?»
Автор: Астахова Елена Васильевна