Урок внеклассного чтения по литературе в 6 классе «Краски родной земли…» (по рассказу Е.И. Носова «Лоскутное одеяло») представляет учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей № 21» г. Курска Мальцева Юлия Викторовна.

 

Аннотация

Любовь и уважение к родной стране невозможно привить без воспитания любви обучающихся к родному краю, к своей «малой родине» Поэтому уроки внеклассного чтения по произведениям курских писателей  являются неотъемлемой частью литературно-краеведческого воспитания.

Данный урок является частью цикла внеклассных уроков по литературному краеведению.

Форма проведения урока выбрана не случайно. Творческая литературная мастерская направлена на построение ценностных ориентаций, на формирование у обучающихся «духовных нитей» с малой родиной, воспитание любви к родной речи, родной природе, курской истории, национальным традициям. Творческая мастерская стимулирует сотворчество педагога и школьников: совместное обсуждение подготовки к уроку, выбор формы реализации задания. Непременным условием творческой мастерской является проблемность литературного материала, преодолев, разрушив которую, учащиеся получают возможность пережить творческий прорыв. Получение ответов на такие проблемные вопросы, дало обучающимся возможность сделать, пусть небольшое, но собственное открытие.

Аналитическое чтение текста рассказа  Е.И. Носова «Лоскутное одеяло» позволило ученикам создать ряд смысловых ассоциаций: лоскутное одеяло-символ истории, лоскутное одеяло-символ природы, лоскутное одеяло-символ связи поколений, символ семьи.

На уроке используются следующие технологии: информационно-коммуникативная; здоровьесберегающая; технология проблемно-диалогического обучения.

Результатами совместной деятельности стали: создание кластера «Лоскутное одеяло-символ истории родного края, семьи, родной природы», организация книжной выставки, подготовленная викторина о Курском крае, создание лоскутного одеяла в стиле «пэчворк» участниками групп в конце занятия.

Тип урока: урок анализа и обобщения (по Н.К. Силкину): урок ставит своей целью систематизацию уже имеющихся и новых знаний по литературе, краеведению, истории страны и города Курска.  Творческая мастерская стимулирует сотворчество педагога и школьника, дарит радость открытия мира и своих возможностей, создает условия для ощущения свободы в сознании и творчестве. Данная разновидность творческой мастерской направлена на построение ценностных ориентаций, самопознания. Непременным условием для любой творческой мастерской является проблемность материала, преодолев, разрушив которую, школьники получают возможность пережить творческий прорыв и открытие.

Цель урока: воспитание интереса к истории Курского края, понимание важности знания истории родного края для современного человека на основе прочитанного текста рассказа Е. Носова «Лоскутное одеяло».

Задачи:

  • формировать умение применять полученные знания краеведческого материала на практике;
  • систематизировать уже имеющиеся знания по творчеству Е.И. Носова, истории Курского края, дополнить их новым материалом;
  • раскрыть понятие «малая родина»;
  • развить интерес к литературе Курского края, национальным традициям, ремеслам;
  • развить способности свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме с опорой на презентацию (на примере собственного публичного выступления);
  • формировать способности участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;
  • формировать у обучающихся ценностное отношение к родной истории, литературе, культуре;
  • формировать «духовные нити» любви к малой родине;
  • воспитать любовь к родной речи, родной природе, русской истории, воспитать интерес и уважение к родной культуре;
  • создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • сформировать способность к самооценке на основе критерия успешности.

Оборудование:

ПК; презентация, аудиофайлы, видеофайлы; портрет Е.Носова; текст рассказа Е. Носова «Лоскутное одеяло».

 

Конспект урока

Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня наша встреча не совсем обычна. В начале недели вы получили  предметы, которые хранились в сундучке неизвестного курского ремесленника, казалось бы, никак не связанные друг с другом. Но это только на первый взгляд. Посмотрите на них внимательно. Те, кто держит в руках предметы, связанные с живописью, изобразительным искусством, занял места за столом с надписью  «ХУДОЖНИКИ». Те, у кого в руках предметы, связанные с литературой, книгой, сочинительством, занимают места за столом «ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ». Группа предметов, связанных с историей, краеведением, определила ваше место за столом «КРАЕВЕДЫ». И, наконец, те, у кого в руках предметы, связанные с рукоделием, ремеслами, заняли места за столом «УМЕЛЬЦЫ».

Места за столами заняты. Итак, начинаем.

Наш класс сегодня превратится в ГОРОД, а вы станете его славными жителями. Вы узнаете, о том, кто был опорой любого края России, кто создавал города, о том, что Курск славился своими мастерами-ремесленниками. Сегодня мы будем работать в творческой мастерской «Города мастеров».

Наш  урок будет проходить в группах.

Давайте вспомним основные положения «Кодекса работы в группах».

Отлично, теперь мы можем начать нашу работу, с которой, я уверена, мы справимся, и получим огромное удовольствие от совместного общения.

Учитель читает текст под песню «Курский вальс», музыка немного стихает.

Однажды этот известный курский писатель сказал: «Свою малую родину важно увидеть с высоты птичьего полета, но подниматься в небо для этого на аэроплане не нужно». И доказывал это утверждение постоянно, ведь его рассказы были слышны во всех пределах не только нашего Курского края, но и там, где только обитала славянская душа.

Можете ли вы, предположить, о каком курском писателе идет речь?

Учитель: Действительно, речь идет о замечательном курском писателе Е. Носове.

Обратимся к эпиграфу сегодняшнего урока: «У каждого человека – своя малая родина, и ее приметы тоже разные». О чем говорит Е. Носов?

Учитель: Предлагаю работу нашего славного Города мастеров провести под девизом: «У каждого человека – своя малая родина, и ее приметы тоже разные».

Попробуем разобраться в значении  понятия «МАЛАЯ РОДИНА».

Какое место, по вашему мнению, может считаться «малой родиной»?

Версии обучающихся.

В толковом словаре С.И. Ожегова понятие «малая родина» трактуется так: место рождения, происхождения

Наша «малая родина» – город Курск.

Многие из нас здесь родились и выросли. А знаете ли вы, сколько лет исполнилось Курской области совсем недавно? Изменился наш город за 80 лет? Отличается наш край от сотни других? Чем он славен? Какие люди прославили наш город? Важно знать нам, современным людям, историю нашей «малой родины»? 

Постараемся дать ответы на эти вопросы после того, как поработаем в мастерской нашего Города мастеров.

Что мы знаем о писателе нашей «малой родины» Е. Носове?

Предоставим слово группе литературоведов, которые подготовили небольшое выступление о жизни и творчестве Е.И. Носова.

Выступление группы.

Но это лишь малая часть того, что можно рассказать о нашем замечательном земляке. А для желающих предлагаю позже познакомиться с книгами о жизни и творчестве писателя, представленными на нашей книжной выставке.

Евгений Иванович очень любил свою «малую родину», изучал ее историю в течение всей жизни.

А всё ли мы знаем о нашей «малой родине»? Я думаю, ответить на этот вопрос нам должна помочь группа «Краеведы».

Группа представляет викторину.

Вопросы

- Докажите, используя текст рассказа Е. Носова «Лоскутное одеяло», который мы недавно читали, что Курск был пограничным торговым городом.

Тут под самую Троицу вот тебе китайцы-коробейники с товарами.

- Какие исторические события описаны курским писателем Е. Носовым в рассказе «Лоскутное одеяло»?

-А привез он ее аж с войны германской. А тут вскорости царя спихнули, революция началась. Мне не нравится, что дедушку выпроводили из Питера и что он, оказывается, не участвовал в штурме Зимнего дворца.
Учитель: Что же, по-вашему, символизирует лоскутное одеяло в рассказе Е. Носова?

На доске открывается первый элемент кластера: ЛОСКУТНОЕ ОДЕЯЛО – СИМВОЛ ИСТОРИИ.

Аудиозапись «Полет птицы».

Учитель: А теперь закройте глаза, займите удобную для вас позу, представьте, что у вас за спиной выросли крылья, вы парите над землей, поднимаясь все выше и выше. Под вами огромные просторы курских полей, лугов лесов. Вы видели это не раз, но с высоты птичьего полета впервые.

Музыка немного стихает. Дети открывают глаза.

Учитель: Скажите, что вы чувствовали, когда слушали музыку? Почему вы сидели расслабленно, откинувшись на спинку стула, а не так, как обычно на уроке?

Действительно, музыка располагает к спокойствию, преодолению внутреннего напряжения.

Почему именно с высоты, по мнению Е. Носова,  надо смотреть на родную землю?

Верно, широта восприятия с высоты окружающего мира увеличивается, как при съемке фильма. 

Что вы видели, когда закрыли глаза? Какой представляли себе нашу землю, землю Курского края?

Какие цвета возникли в вашем воображении? Что они символизируют?

Вот и пришло время для следующей группы нашего города Мастеров – группы «Художники».

На доске – ватман, наклеивают разноцветные квадраты цветной бумаги одновременно с предложениями обучающихся остальных групп:

коричневый – земля, желтый – поле одуванчиков, темно-зеленый – лес, луг, бледно-зеленый – поле пшеницы, синий – небо, вода.

Учитель: Посмотрите, на что же похожа наша земля с высоты птичьего полета?

А какие цветные лоскутки встречаются в рассказе Е. Носова «Лоскутное одеяло»?

Этот вот косяк-то, который с колокольцами в паре, видишь, по синему белой крупкой посыпано, вроде как звезды по ночному небу, это от дедушкиной рубахи.

Учитель добавляет лоскуток к остальным.

Учитель: Символом чего является лоскутное одеяло? (Лоскутное одеяло-символ природы родной земли)

На доске начинает образовываться кластер: ЛОСКУТНОЕ ОДЕЯЛО – СИМВОЛ ПРИРОДЫ.

Е.И. Носов не раз говорил: «Русское национальное  ремесло абсолютно правдиво».

Какие же ремесла процветали в Курском крае? Перед  вами на столе лежат конверты с фотографиями. В течение 1 минуты рассмотрите фото и определите названия ремесел, традиционных для Курского края.

Не забудьте подать  сигнал о готовности группы.

Обучающиеся называют: ткацкое ремесло, кузнечное дело, гончарное искусство, изделия из лоскутков.

А какое ремесло  было в Курском крае самым распространенным и почему? Разобраться в этом нам поможет группа «Ремесленники-умельцы».

Выступление группы. Рассказывают о народном ремесле создания одеяла из лоскутков (пэчворк).

Учитель: У вас на столах лежат лоскутные одеяла. Попробуйте растянуть одеяло. Передавайте его друг другу. Растягивайте. Можете ли вы его порвать? Почему?

Что же еще символизирует лоскутное одеяло в рассказе Е. Носова?

На доске образуется 3 элемент кластера: ЛОСКУТНОЕ ОДЕЯЛО – СИМВОЛ СВЯЗИ ПОКОЛЕНИЙ, СИМВОЛ СЕМЬИ.

Учитель: Вернемся к тому, ради чего и был создан сегодня наш Город мастеров. Почему же нам, современным, мобильным, живущим в век компьютерных технологий людям важно знать историю родного города?

Сейчас вы сделали маленькое, но открытие. А открытия не делаются на пустом месте, для них нужен определённый багаж знаний. Какие знания вас приблизили сегодня к открытию?

Создадим свое собственное лоскутное одеяло Города мастеров! Кто доволен своей работой, кому многое, из того, что мы обсудили,  показалось интересным и важным, тот приклеивает зеленый лоскуток. Кто еще сомневается в себе и своих знаниях – желтый. У кого остались вопросы по теме, кто хотел бы их обсудить после – красный.

Учитель: Е. Носов писал: «Вот пишут: малая родина... Что же это такое? Где ее границы? Откуда и докуда она простирается?  Малая родина — это уголок родной природы, истории, семьи. Так давайте любить этот малый «уголок земли», беречь его, защищать, делать всё, что в наших силах, чтобы он процветал и становился год от года лучше и краше». 

Домашнее задание: ответить письменно на вопросы, которые задает Е. Носов в своей цитате.

 

Автор: Мальцева Юлия Викторовна