Ведущая технология данного урока – интеграция. Изучение явления «радуга» в художественном произведении, в изобразительном искусстве, в науке (физике) позволяет не только в сравнении выявить мастерство писателя и художника в создании словесного и визуального образа, но и формирует целостную картину мира в сознании детей.
Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им. К.Д. Воробьёва» Осьмакова Евгения Борисовна.
Ключевые слова: интеграция, художественный текст, научный текст, изобразительные средства языка, рассказы Е. Носова.
Интегрированный урок (литература, изобразительное искусство, физика).
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Форма урока:интегрированный проблемный урок.
Цели урока:
- популяризировать творчество Е.И. Носова среди юной читательской аудитории;
- приобщить к вдумчивому прочтению, к пониманию глубины слова мастера;
- развить навык анализа и сопоставления формы и содержание художественного и научного текста;
- познакомить обучающихся с открытием И.Ньютона и с научным понятием такого явления, как радуга;
- научить видеть прекрасное в привычных явлениях жизни.
Задачи урока:
Образовательные:
- научить изучающему чтению художественного произведения;
- развить эмоциональное восприятие художественного текста;
- развить умений в понимании образного языка произведений литературы и искусства;
- формировать навык восприятия и сопоставительного анализа; художественного и научного текста.
Развивающие:
- развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать;
- формирование логического мышления, внимания, памяти;
- развитие образного мышления, воображения;
- развитие устной речи;
- развитие языковой чуткости.
Воспитательные:
- Воспитание любви к родному краю через творчество писателя;
- Воспитание эстетического восприятия слова мастера;
- воспитание чуткого и бережного отношения к художественному произведению живописи, к слову в языке и литературе;
- воспитание внимательности к природе, наблюдательности, открытого восприятия окружающего мира.
Методическое обеспечение урока:
- живописные полотна русских художников, изображавших радугу: И.К. Айвазовского, Н.Н. Дубовского, А.К. Саврасова;
- заранее подготовленные иллюстрации детей к рассказу Е.И. Носова «Радуга»;
- таблица для заполнения на уроке «Средства выразительности речи в рассказе Е.И. Носова «Радуга»;
- текст рассказа Е. И. Носова «Радуга».
План урока:
- Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной задачи.
- Постановка проблемного вопроса.
- Открытие учащимися нового знания.
- Проверка понимания.
- Включение новых знаний в систему знаний.
- Итог урока. Рефлексия деятельности. Выставление отметок.
- Домашнее задание.
Особенности внутреннего мира и творческой индивидуальности писателя в рассказе Е.И. Носова «Радуга»
Ход урока
1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
Методические рекомендации: учитель приветствует уч-ся, проверяет готовность к уроку,используя метод беседы, побуждает интерес уч-ся к уроку и формирует положительную мотивацию к обучению.
Примерные вопросы:
- Чем близки произведения Е. Носова курскому читателю?
(Е. Носов – наш земляк, родился в с. Толмачёво на высоком берегу Сейма и большую часть жизни прожил в г. Курске, поэтому, читая рассказы Е. Носова, часто встречаешь название нашего города ,известных нам рек, деревень, видишь описание природы Курского края).
- О чём пишет Е. Носов?
- Кто они – герои его произведений?
(Герои его произведений – самые обыкновенные люди, из которых складывается текущая жизнь с её бытовыми радостями и горестями, но, несмотря на свою обыденность, это люди, глубоко чувствующие, способные видеть красоту и тайну природы).
2. Актуализация знаний.
Слово учителя : К сегодняшнему уроку вы прочитали рассказ «Радуга». Хочется отметить, что одной из особенностей этого рассказа является тот факт, что это первое опубликованное произведение писателя, которое появилось в областном альманахе для детей в 1957году. Именно с него читатель начал своё знакомство с творчеством Е.И. Носова.
Примерные вопросы:
- А чем ещё он отличается от других рассказов?
- Какие мысли, чувства, воспоминания пробудил в вас этот рассказ? Что вас поразило?
(Вспомнилась радуга: её величие, таинственность, поразила красота и точность изображения этого природного явления в тексте).
- Какие вопросы невольно возникали в процессе прочтения?
(Что заставило главного героя пуститься в погоню за радугой? Что такое радуга?)
3. Постановка учебной задачи.
Предложите, о чём мы могли бы вести разговор на сегодняшнем уроке, зная содержание рассказа?!
(О главных героях, о их взаимоотношениях, о радуге как необычайном явлении природы, о том, как раскрываются характеры героев через восприятие этого природного явления, о красоте, точности, естественности слова Е.Носова и т. д.).
Вы уже определили роль радуги в рассказе, а что для нас радуга…
Создайте ассоциативный ряд к слову «радуга».
(Дуга, небо, цвет, чудо, счастье, цветная, радость)
Формулируем тему урока и записываем в тетрадь: «Обыкновенное чудо» (особенности внутреннего мира и творческой индивидуальности писателя в рассказе Е. Носова «Радуга).
Как понимаете смысл словосочетания «обыкновенное чудо»?
(Чудо – поразительное, необычное, удивляющее, а обыкновенное – заурядное, ничем не выдающееся. Приходим к выводу, что речь сегодня пойдёт о чудесном в обыкновенном и о том, как автор умеет подобное заметить и передать читателю).
4. Постановка проблемного вопроса.
Как научиться видеть чудо в самом обыкновенном? (записываем в тетрадь)
Определение необходимости нового знания:
Можем ли мы ответить сейчас на этот вопрос? Ответим на него в конце урока.
5. Открытие учащимися нового знания.
Поисковая работа ведётся на основе частичного анализа текста.
Работа над содержанием текста: обстоятельства, характеры, идейное содержание рассказа.
Примерные вопросы:
- Где происходит действие рассказа? («…в пятидесяти километрах от Курска, в верховьях речки Тускари, где некогда вдохновенно творил Фет…», в конкретно названном месте. Обращаем внимание на фетовское имение, т.е. можем даже назвать село – Воробьёвка, в котором жил и писал последние 15 лет А.А. Фет. Сегодня там музей-усадьба писателя).
- Назовите героев рассказа? (рассказчик и Евсейка).
- Что мы узнаём о них из рассказа? (Евсейка-мальчик лет 10, учится в 4 классе, который помещается на 2 этаже фетовского особняка, возил к поезду брата, который подарил ему гармошку. О рассказчике нам мало что известно, кроме того, что мы понимаем:это взрослый человек и направляется он в Свободинскую машинно-тракторную станцию).
- Как мы можем охарактеризовать взаимоотношение героев? (Несмотря на разницу в возрасте, мы видим общение на равных. С одной стороны рассказчик, который легко находит общий язык с мальчиком, обращаясь к нему, как к равному себе «брат», а с другой стороны мальчонка, который изо всех сил старается вести себя, как взрослый человек «…размотал вожжи, зачем-то, раз-другой пнул сапогом переднее колесо…», способный самостоятельно принимать решения. Именно поэтому автор серьёзно называет его Евсей).
Слово учителя: Перед нами обычные герои, которые встретились в совершенно житейских условиях.
- Что чудесного есть в этом рассказе? (Появление радуги – самый яркий и красочный момент).
Выразительное чтение фрагмента текста с описанием радуги.
«Пока я дремал … чтобы тотчас залиться багрянцем».
Проверка эмоционального восприятия художественного текста.
Примерные вопросы:
- Какие эмоции в вас пробудило описание радуги?
- Какая картина представилась вам?
- Дома вы попробовали изобразить представленное красками, давайте посмотрим, что у вас получилось? (Ребята комментируют свои работы)
Лексическая работа (работа со словарём).
Учитель обращает внимание учеников на малознакомые слова:
лесополоса-полоса лесных насаждений, простёрлись-раскинулись, косогор – склон горы, холма; особняк – благоустроенный дом городского типа.
Работа с изобразительными средствами писателя.
Примерные вопросы:
- Как отразилось мастерство писателя в том, что вы так живо и красочно представили эту пейзажную зарисовку? (Средства выразительности речи)
- Что мы относим к средствам выразительности речи?
Игра «Кто больше! Кто быстрее!»
Методические рекомендации: необходимо найти средства художественной выразительности и распределить по колонкам таблицы, можно дать задание по рядам: 1ряд – эпитеты; 2 ряд – олицетворение;3 ряд – метафору и сравнение.
Средства выразительности речи в рассказе Е. Носова «Радуга».
Эпитеты |
Олицетворение |
Метафора |
Сравнение |
1. |
1. |
1. |
1. |
2. |
2. |
2. |
2. |
3. |
3. |
3. |
3. |
4. |
4. |
4. |
4. |
5. |
5. |
5. |
5. |
6. |
6. |
6. |
6. |
- Какое чувство вызвала радуга у главных героев? Докажите текстом.
(Евсейка переживает неописуемый восторг, о чём говорят восклицательные предложения в тексте. Чувство восхищения красотой, которая вдруг раскинулась по небу да ещё и поздней осенью, заставляет пуститься главного героя в погоню за ускользающей радугой. Рассказчик (взрослый человек) тоже поддаётся этому азарту и начинает верить, что они вот-вот догонят радугу.) Учащиеся находят в тексте слова, подтверждающие эту мысль.
- Как характеризует рассказчика эпизод погони за радугой? (Как человека увлекающегося, способного давать волю чувствам, верить в невозможное, верить в чудеса.)
- Кто первый понимает, что радугу не догнать? (Рассказчик)
- Рассказчик пытается объяснить Евсейке, почему они не догнали радугу.
- А вы можете мне и друг другу это объяснить? (Ребята пытаются объяснить, что этоза явление природы и в чём его особенность)
Работа со значение слова радуга как научным понятием.
Слово учителя: Этому восхитительному явлению природы есть научное объяснение, которое впервые сформулировал и обосновал английский учёный Исаак Ньютон. Ваш учитель физики помог нам разобраться в этом вопросе и, на минутку представив себя великим учёным, передала нам страничку из научного дневника И. Ньютона (читает один из учеников, чтение сопровождается презентацией)
… Я Исаак Ньютон, учёный, живу в Англии и работаю в Кембриджском университете.
Я люблю ставить научные опыты, и мне всегда было интересно, что такое цвет и свет.
И вот однажды, в 1666 году, во время Великой чумы, мой университет был закрыт, я остался дома и решил провести необычный опыт, на который у меня не было времени из-за текущей работы со студентами.
Я затемнил окно тёмной шторой, оставил в нём лишь небольшое отверстие, напротив отверстия поместил экран и стал ждать, когда в комнату будет падать солнечный свет. Когда солнце стало светить ярко, я поднёс к отверстию в шторе стеклянную призму (пирамидку). Каково же было моё удивление, когда я увидел, что белый луч, пройдя сквозь стеклянную призму, превратился…
Когда за первой призмой я расположил вторую, то разноцветный пучок как по мановению волшебной палочки опять превратился в пучок белого свет, а у меня на экране появился «солнечный зайчик».
И тогда я понял, почему на небе появляется радуга: солнечный свет проходит сквозь многочисленные капли воды, которые, как моя стеклянная призма, дробят свет на 7 цветных лучей…
6. Первичная проверка понимания.
Сопоставление художественного и научного объяснения явления «радуга».
Примерные вопросы:
- Рассказ Ньютона о радуге такой же яркий и образный как рассказ Е. Носова?
- Понял Евсейка объяснение рассказчика? (Не понял, потому что воспринимает это явление не разумом, а чувствами, душой, сердцем.)
- Что для Евсейки радуга? (Чудо, которое герою посчастливилось увидеть и всем сердцем прочувствовать).
Работа с произведениями живописи. Семантика радуги на полотнах художников.
Примерные вопросы:
А вы обыкновенные люди? Вы умеете видеть сердцем? Давайте проверим.
Методические рекомендации: учитель обращает внимание детей на картины, которые сопровождали их на протяжении всего урока (Дубовской Н.Н. «Радуга»,1950г., И.А. Айвазовский «Радуга»,1873г., А.К. Саврасов «Радуга»,1875г.) Подчёркивает, что картины написаны в разное время, имеют разный сюжет, но есть что-то, что их объединяет.
- Что объединяет эти картины? (Изображение радуги. На каждой картине присутствие человека, что говорит о неразрывной связи природы и человека.)
- Если присмотреться повнимательнее, можем ли мы сказать, что символизирует радуга на этих картинах?( На картине Айвазовского среди спасающихся в лодке людей мы видим человека, который протянул руки к радуге в знак благодарности за спасение, за свершившееся чудо; на картине Дубовского – рыбак, как заворожённый, смотрит на радугу, которая огромным колесом спустилась на землю, словно божье благословление. Радуга на этих полотнах –символ радости и чуда. На картине Саврасова изображён обыденный деревенский пейзаж того времени: покосившиеся избы, размытые дороги, неровный берег реки, и вдруг мы видим прозрачную, чуть заметную радугу, которая дарит веру в лучшее, прекрасное, чудесное. Радуга на этих полотнах символизирует веру человека в чудо).
7. Включение новых знаний в систему знаний.
Методические рекомендации: в качестве систематизации и обобщения всего сказанного и прочувствованного учитель предлагает ученикам написать синквейн на темы «Чудо» или « Радуга» по вариантам. (Пишут под музыкальное сопровождение мелодии «Когда в душе расцветает весна»)
8. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Ответ на вопрос, поставленный в начале урока.
Как научиться видеть чудо в самом обыкновенном?
Какими качествами должен обладать человек»? (Наблюдательностью, душевной открытостью, близостью к природе, беспокойством души, любознательностью, как герои Е.И. Носова.)
Слово учителя: В рассказе «Радуга», как и во многих других произведениях Е. Носова, звучит призыв: будь чуток душой, наблюдателен, открыт ко всему новому, будь частью природы – и ты увидишь, как чудесен мир!
Самооценка учащимися собственной деятельности.
Методические рекомендации: Учитель предлагает оценить работу, проделанную на уроке – выбрать цвет, на котором написан критерий, характеризующий урок:
красный – тревожность,
оранжевый – открытие,
жёлтый – активность,
зелёный – творчество,
голубой – креативность,
синий – размышление,
фиолетовый – равнодушие.
9. Домашнее задание (по выбору):
- сочинение-фантазия «Вдруг мир стал чёрно-белым»;
- сочинение-миниатюра «Чудеса природы родной земли»;
- творческий пересказ эпизода от лица Евсейка.
Литература
- Пайгусов А.И. Методика интегрированного урока //Методист.– 2003.
- Носов Евгений. Избранные произведения в 2-х томах, Том 2-ой. – М.: Советская Россия, 1983.
Автор: Осьмакова Евгения Борисовна