Урок-исследование в 7 классе на тему «Нравственный приговор А.П. Чехова в рассказе «На мельнице» провела учитель русского языка и литературы МБОУ "Гимназия №4" г. Курска Шурыгина Ирина Валентиновна.

Цели и задачи урока:

обучающие: углубление и расширение знаний по поэтике А.П.Чехова, обобщение знаний учащихся о средствах создания образа героя, формирование умений и навыков по филологическому анализу текста;

развивающие: развитие речи учащихся (ответы на вопросы, монологическая речь, совершенствование умения бегло и выразительно читать текст), формирование умения обобщать, делать выводы, сравнивать, развитие навыков деятельности в группе;

воспитательные: формирование мировоззрения учащихся посредством анализа произведений русской классической литературы (раскрытие духовно-нравственного смысла поступков героев рассказа), воспитание уважительного отношения к  родителям, умения сопереживать.

Формирование УУД:

- умение оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- умение оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других, уметь доказывать свое мнение;

- выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: текст рассказа А.П.Чехова «На мельнице», портрет писателя, выставка книг А.П. Чехова и книг, посвященных его творчеству, газета учащихся «Вспоминая А.П. Чехова», иллюстрации учащихся, фильм «На мельнице», мультимедийный проектор, персональный компьютер.

Словарь: рассказ, портрет, эпитет, сравнение, пейзаж, диалог, художественная деталь, «говорящие» фамилии.

Эпиграфы 

Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть.

А.П. Чехов

Чехов …умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям – просторно.

М. Горький

 

Ход урока

1.Приветствие учащихся. Создание психологического настроя.

2.Слово о писателе.

29 января исполнилось 158 лет со дня рождения А.П. Чехова. Вглядитесь в его портрет: умное, немного усталое лицо, выразительные глаза. Таким запомнился он современникам.

Прекрасный врач и талантливый писатель, он счастливо совместил в жизни две профессии. Есть ли между ними общее? Французский писатель Андре Моруа говорил об этом так: «… и те и другие относятся к человеку со страстным вниманием, и те и другие забывают о себе ради других людей».

А.П. Чехов обладал удивительным чувством юмора. Читая его рассказы, смеешься и грустишь одновременно.

Вы уже знакомы с несколькими рассказами А.П. Чехова. На выставке представлены произведения  писателя  и книги о его творчестве. Обратимся к газете – это проект Звягинцевой Полины.

Рассказ ученицы.

Вспоминая А.П. Чехова, мы вспоминаем его рассказы: порой веселые, иногда грустные, пронзительные. «Толстый и тонкий», «Хирургия», «Пересолил», «Злоумышленник» – в них Чехов изображает мир таким, каким он был в действительности. Мягкий юмор, тонкая насмешка, веселая ирония пронизывают его произведения. Писатель никогда не делал нравоучительных выводов в своих рассказах. «Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя», – подчеркивал он.

А.П. Чехов был человеком очень гостеприимным, доброжелательным, душевным, отзывчивым. Он говорил: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».

- А.П. Чехов сам был таким человеком с молоточком, постоянно напоминавшим своим читателям о необходимости быть добрее, совестливее, человечнее.

- О чем пойдет речь на уроке? Какова тема рассказа А.П. Чехова «На мельнице»? (Бессердечие, равнодушие, черствость).

3.Анализ рассказа А.П. Чехова «На мельнице». Запись темы урока.

1) Беседа по первым впечатлениям.

- Какое впечатление произвел на вас рассказ?

- Какие мысли и чувства остались после чтения рассказа?

2) Работа в группах.

Осмысление эпиграфа (слова М.Горького).

Сегодня мы с вами в очередной раз окажемся в творческой лаборатории писателя. К.С. Станиславский писал: «Подобно тому, как из зерна вырастает растение, так точно из отдельной мысли и чувства писателя вырастает его произведение». Сегодня мы попытаемся понять, из какой мысли и из какого чувства «вырос» его рассказ «На мельнице» и с помощью каких средств А.П. Чехову удалось донести их до нас, читателей.

Для этого класс делится на 4 группы. Каждой группе предстоит заполнить таблицу.

1 группа: проанализируйте портрет Алексея Бирюкова. Каковы черты характера героя, проявляющиеся через портрет? Какова роль пейзажа в начале рассказа в раскрытии характера героя?

2 группа.  Проанализируйте речь Алексея Бирюкова. Как проявляется его характер через диалог с монахами?

3 группа. Проанализируйте поведение, поступки мельника. Что мы узнаем о нем из разговора монахов?

4 группа. Сопоставьте двух героев: Алексея Бирюкова и лесника из рассказа И.С. Тургенева «Бирюк». Что общего между ними и в чем отличие?

- Вспомните, какие средства создания образа героя вы знаете?

3) Выступления представителей каждой группы учащихся. Чтение отрывков из рассказа. Называемые учащимися средства создания образа героя выносятся на доску (заполнение кластера).

4)Просмотр одноименного фильма (7 минут). Обратите внимание на то, какой изображает А.П. Чехов мать мельника, как в разговоре с матерью проявляются  черты его характера.

5) Динамическая пауза.

6) Беседа по тексту рассказа.

- Какой изображает А.П. Чехов мать мельника? (Приветливая, ласковая, уважительная).

- Какими художественными средствами создает её портрет? (Подчеркивает ее беспомощность, используя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: маленькая, кругленькая, салопик, спинка, палочка, старушонка).

- Как старушка обращается к сыну? (Алёшенька, батюшка, сыночек).

- Почему старушка, зная, что мельник денег не даст, все равно идет к нему с такой просьбой? (В глубине души надеется, что просьба матери тронет сердце сына. Просит не за себя, за других).

7) Чтение в лицах сцены прощания матери с мельником.

- Что в этой сцене  создает тяжелое впечатление?

8) Сопоставление сцены прощания с рисунками учащихся.

- В чем символический смысл мятного пряника? (Символ материнской любви, милостыня духовно нищему человеку).

9) Составление синквейна по группам:

1,2 – мельник, 3,4 – мать мельника.

10) Смысл названия рассказа.

- Согласны ли вы со словами А.П. Чехова (эпиграф)? Действительно ли мельник изменится?

- Над какими нравственными проблемами размышляет А.П. Чехов в рассказе?

- Некоторые критики считали, что такой правдивостью, а порой жестокостью Чехов убивал все человеческие надежды. Согласны ли вы с этим высказыванием?

4.Рефлексия.

- Продолжите фразу «Прочитав рассказ А.П. Чехова «На мельнице», я…»

5.Выставление отметок.

6.Домашнее задание: ответить письменно на вопрос 6 к рассказу «Как Алексей Бирюков превратился в ненастоящего человека?» или ответить письменно на вопрос «Что такое милосердие?»


КЛАСТЕР

Задания для групп

1 группа. Проанализируйте портрет Алексея Бирюкова. Каковы черты характера героя, проявляющиеся через портрет? Какова роль пейзажа в начале рассказа в раскрытии  характера героя?

Алексей Бирюков

Черты характера (ключевые слова)

Портрет:

Пейзаж:

 

 

2 группа. Проанализируйте речь Алексея Бирюкова. Как проявляется его характер через диалог с монахами?

Речь героя

Черты характера (ключевые слова)

 

 

3 группа. Проанализируйте поведение, поступки мельника. Что мы узнаем о нем из разговора монахов?

Черты характера (ключевые слова)

 

Поступки мельника:

 

4 группа. Сопоставьте двух героев: Алексея Бирюкова и лесника из рассказа И.С. Тургенева «Бирюк». Что общего между ними и в чем отличие?

Алексей Бирюков (черты характера)

лесник Бирюк (черты характера)

 

 

Общее

 

Отличие

 

Автор: Шурыгина Ирина Валентиновна