Евдокимова Л.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ "Октябрьская средняя общеобразовательная школа" Курского района Курской области знакомит нас с конспектом урока по литературе в 6 классе.
Тема урока: ПОЭЗИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: К.М.СИМОНОВ «ТЫ ПОМНИШЬ, АЛЕША, ДОРОГИ СМОЛЕНЩИНЫ».
Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В.П. Полухина. – Москва: Просвещение, 2014г.
Цель урока: знакомство с произведением К.М. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины».
Задачи:
- формировать представления о понятии «образ родины»;
- формировать навыки познавательной и исследовательской деятельности, умения наблюдать, делать самостоятельные выводы;
- развивать связную речь и коммуникативные способности обучающихся;
- прививать любовь к родине и природе в тесной взаимосвязи с музыкой, искусством.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Планируемые результаты
Личностные УУД: готовность и способность к саморазвитию, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать проблему и цели урока, анализировать условия и пути достижения целей, в диалоге с учителем определять степень успешности своей работы и работы сверстников.
Коммуникативные УУД: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные УУД: умение искать и выделять необходимую информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, свободно ориентироваться в тексте художественного произведения и воспринимать его; содействовать развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация.
Предметные: развивать навыки анализа текста, диалоговую форму общения внутри микрогруппы, творческий потенциал.
Межпредметные связи: русский язык, живопись, музыка.
Ход урока
1. Организация начала урока.
- Здравствуйте, ребята! Давайте возьмемся за руки, пожмем их друг другу, пожелаем удачи. Улыбнитесь, чтобы зарядиться хорошим настроением.
- У каждого из вас на парте лежат оценочные листы. Их вы будите заполнять по ходу урока, а в конце занятия вы поставите себе оценку.
2. Мотивация к учебной деятельности.
- Учитель читает стихотворение (СЛАЙД 1)
Друзья мои!
Бывают даты, когда не только день и час,
Минуты и секунды святы
Для всех, для каждого из нас.
Когда, не говоря ни слова,
Молчанье скорбное храня,
Мы и печально, и сурово
Стоим у вечного огня.
Стоим, не опуская взгляда,
Как в карусели на часах.
А с нами рядом, с нами рядом –
Они, погибшие в боях.
Они сквозь бурю шли к победе,
Ей равной не было и нет,
Мы будем помнить годы эти
И семьдесят, и триста лет.
3 Сообщение темы. Постановка учебных задач.
- Я не случайно наш урок начала с этого стихотворения. Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
- Кто напал на Советский Союз?
- Сколько лет длилась Великая Отечественная война?
- Да, мы действительно сегодня на уроке будет затрагивать военную тему и поговорим о Константине Михайловиче Симонове, изучим его стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины». (СЛАЙД 2)
4. Открытие нового знания. Знакомство со страницами биографии
К.М. Симонова. (Под музыку из песни «Землянка»)
- Ребята, внимательно прочтите биографию Константина Михайловича Симонова и в тетрадь запишите 3 вопроса, которые вы зададите своему соседу. (Обучающиеся читаю биографию, составляют вопросы, затем 2 человека выходят к доске с тетрадями и задают друг другу по очереди вопросы и отвечают на них.)
5. Знакомство с творческой историей создания стихотворения К.Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины».
(СЛАЙД 3)
- С первых дней войны К.Симонов оказался на фронте в качестве военного корреспондента вместе с Алексеем Александровичем Сурковым, автором знаменитой «Землянки», музыку к которой вы только прослушали, когда знакомились со страницами биографии Симонова. К сожалению, в первые месяцы войны наша армия отступала, оставляя врагу на разорение города и села. Симонов все видел своим глазами. Казалось бы, русский народ должен был возненавидеть солдат за трусость, но вышло наоборот. В каждом населенном пункте женщины, старики и дети провожали Советскую армию со слезами на глазах, с молитвами, уверенные в том, что победа будет за нами. Именно эти события описывает в стихотворении, появившемся в 1941 году К.М.Симонов.
6. Прослушивание стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» в исполнении Сергея Чонишвили. Выявление первоначального восприятия.
- О чем это стихотворение?
- Какие картины возникли в вашем воображении?
- К кому обращается автор?
- На сколько частей можно поделить стихотворение?
7. Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали, ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
8. Работа в группах
1 группа: Найти все известные средства выразительности.
2 группа: Словарная работа. Выписать из текста устаревшие слова, подобрать синонимы.
кринка — глиняный удлинённый горшок для молока
тракт — большая проезжая дорога; погост — кладбище
салопчик — женская одежда
околица — место вокруг селения
пажити — пастбище
верста — мера длины (Толковый словарь Ожегова)
9. Работа в парах.
- К сожалению, на лист с отпечатанным текстом упали капли дождя. Восстановите исходный текст.
- По русски... обычаям, только пожарища
... русской земле раскидав...,
На наших ... умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на ...
- Ты знаешь, наверное ... Родина
Не дом городской, где я ... жил.
А эти ..., что дедами пройдены,
С простыми ... их русских могил.
10. Проверка домашнего задания.
- Вы согласны со мной, что нет в России такой семьи, где бы война не оставила свой след?
- А у вас есть такие родственники?
- Расскажите, какой вклад они внесли в победу?
11. Рефлексия.
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
- С помощью смайликов оцените урок.
- Не забудьте заполнить оценочные листы и выставить себе отметку.
12. Домашнее задание.
- Ребята, вы умеете дружить? Тогда вам предстоит самостоятельно разбиться на группы по 3 человека. Стихотворение тоже надо разбить на 3 части и каждому выучить одну часть.
- Пересказать стихотворение прозой или ответить на проблемный вопрос «Какие лучшие чувства раскрылись в душах людей во время Великой Отечественной войны?»
Литература
- Методические советы для 6 класса. Литература. Под редакцией В. И. Коровина, М.: Просвещение, 2012.
- Литература в таблицах 5-11 класс, М.: АСТ "Астрель".
- Читаем, думаем, спорим... 6 класс (дидактические материалы по литературе), М.: Просвещение, 2013.
- Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах, М.: Просвещение, 2011.
Видео чтение стихотворения К. Симонова (файл mp4, размер 9,59 МБ)
Минус "В землянке" (файл mp3, размер 4,85 МБ)
Оценочный лист урока (файл docx, размер 13,4 КБ)
Презентация к уроку (файл pptх, размер 3,41 МБ)
Автор: Евдокимова Л.Н.