Евдокимова Л.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ "Октябрьская средняя общеобразовательная школа" Курского района Курской области знакомит нас с конспектом урока по литературе в 6 классе.

Тема урока: ПОЭЗИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: К.М.СИМОНОВ «ТЫ ПОМНИШЬ, АЛЕША, ДОРОГИ СМОЛЕНЩИНЫ».

Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В.П. Полухина. – Москва: Просвещение, 2014г.

Цель урока: знакомство с произведением К.М. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины».

 Задачи:

  • формировать представления о понятии «образ родины»;
  • формировать навыки познавательной и исследовательской деятельности, умения наблюдать, делать самостоятельные выводы;
  • развивать связную речь и коммуникативные способности обучающихся;
  • прививать любовь к родине и природе в тесной взаимосвязи с музыкой, искусством.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты

Личностные УУД:  готовность и способность к саморазвитию, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:   умение самостоятельно формулировать проблему и цели урока, анализировать условия и пути достижения целей, в диалоге с учителем определять степень успешности своей работы и работы сверстников.

Коммуникативные УУД: умение  планировать  учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные УУД: умение искать и выделять необходимую информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, свободно ориентироваться в тексте художественного произведения и воспринимать его; содействовать  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация.

Предметные: развивать навыки анализа текста, диалоговую форму общения внутри микрогруппы, творческий потенциал.

Межпредметные связи: русский язык, живопись, музыка.

 

Ход урока

1. Организация начала урока.

- Здравствуйте, ребята! Давайте возьмемся за руки, пожмем их друг другу, пожелаем удачи. Улыбнитесь, чтобы зарядиться хорошим настроением.

- У каждого из вас на парте лежат оценочные листы. Их вы будите заполнять по ходу урока, а в конце занятия вы поставите себе оценку.

2. Мотивация к учебной деятельности.

  1. Учитель читает стихотворение (СЛАЙД 1)

Друзья мои!

Бывают даты, когда не только день и час,

Минуты и секунды святы

Для всех, для каждого из нас.

Когда, не говоря ни слова,

Молчанье скорбное храня,

Мы и печально, и сурово

Стоим у вечного огня.

Стоим, не опуская взгляда,

Как в карусели на часах.

А с нами рядом, с нами рядом –

Они, погибшие в боях.

Они сквозь бурю шли к победе,

Ей равной не было и нет,

Мы будем помнить годы эти

И семьдесят, и триста лет.

3 Сообщение темы. Постановка учебных задач.

- Я не случайно наш урок начала с этого стихотворения. Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Кто напал на Советский Союз?

- Сколько лет длилась Великая Отечественная война? 

- Да, мы действительно сегодня на уроке будет затрагивать военную тему и поговорим о Константине Михайловиче Симонове, изучим его стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины». (СЛАЙД 2)

4. Открытие нового знания. Знакомство со страницами биографии

К.М. Симонова. (Под музыку из песни «Землянка»)

- Ребята, внимательно прочтите биографию Константина Михайловича Симонова и в тетрадь запишите 3 вопроса, которые вы зададите своему соседу. (Обучающиеся читаю биографию, составляют вопросы, затем 2 человека выходят к доске с тетрадями и задают друг другу по очереди вопросы и отвечают на них.)

5. Знакомство с творческой историей создания стихотворения К.Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины».

 (СЛАЙД 3)

- С первых дней войны К.Симонов оказался на фронте в качестве военного корреспондента вместе с Алексеем Александровичем Сурковым, автором знаменитой «Землянки», музыку к которой вы только прослушали, когда знакомились со страницами биографии Симонова. К сожалению, в первые месяцы войны наша армия отступала, оставляя врагу на разорение города и села. Симонов все  видел своим глазами. Казалось бы, русский народ должен был возненавидеть солдат за трусость, но вышло наоборот. В каждом населенном пункте женщины, старики и дети провожали Советскую армию со слезами на глазах, с молитвами, уверенные в том, что победа будет за нами. Именно эти события описывает в стихотворении, появившемся в 1941 году К.М.Симонов.

6. Прослушивание стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» в исполнении Сергея Чонишвили. Выявление первоначального восприятия.

- О чем это стихотворение?

- Какие картины возникли в вашем воображении?

- К кому обращается автор?

- На сколько частей можно поделить стихотворение?

7. Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали, ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

8. Работа в группах

1 группа: Найти все известные средства выразительности.

2 группа: Словарная работа. Выписать  из текста устаревшие слова, подобрать синонимы.

кринка — глиняный удлинённый горшок для молока

тракт — большая проезжая дорога; погост — кладбище

салопчик — женская одежда

околица — место вокруг селения

пажити — пастбище

верста — мера длины (Толковый словарь Ожегова)

9. Работа в парах.

 - К сожалению, на лист  с отпечатанным текстом упали капли дождя. Восстановите исходный текст.

  1. По русски... обычаям, только пожарища

         ... русской земле раскидав...,

На наших  ... умирали товарищи,

По-русски рубаху рванув на ...

  1. Ты знаешь, наверное ... Родина

Не дом городской, где я ... жил.

А эти ..., что дедами пройдены,

С простыми ... их русских могил.

10. Проверка домашнего задания.

- Вы согласны со мной, что нет в России такой семьи, где бы война не оставила свой след?

- А у вас есть такие родственники?

- Расскажите, какой вклад они внесли в победу?

11. Рефлексия.

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

- С помощью смайликов оцените урок.

- Не забудьте заполнить оценочные листы и выставить себе отметку.

12. Домашнее задание.

- Ребята, вы умеете дружить? Тогда вам предстоит самостоятельно разбиться на  группы по 3 человека. Стихотворение тоже надо разбить на 3 части и каждому выучить одну часть.

- Пересказать стихотворение прозой или ответить на проблемный вопрос «Какие лучшие чувства раскрылись в душах людей во время Великой Отечественной войны?»

 

Литература

  1. Методические советы для 6 класса. Литература. Под редакцией В. И. Коровина, М.: Просвещение, 2012.
  2. Литература в таблицах 5-11 класс, М.: АСТ "Астрель".
  3. Читаем, думаем, спорим... 6 класс (дидактические материалы по литературе), М.: Просвещение, 2013.
  4. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах, М.: Просвещение, 2011.

Видео чтение стихотворения К. Симонова (файл mp4, размер 9,59 МБ)

Минус "В землянке" (файл mp3, размер 4,85 МБ)

Оценочный лист урока (файл docx, размер 13,4 КБ)

Презентация к уроку (файл pptх, размер 3,41 МБ)

Добавить комментарий

Ссылки на другие сайты не оставлять!


Защитный код
Обновить