Полянская Татьяна Игоревна знакомит нас с разработкой открытого урока литературы в 8 классе.

...Чем триста лет питаться падалью,

лучше раз напиться живой кро­вью, а там что Бог даст! 

А.С. Пушкин

 

Цель учебного занятия: рассмотреть Е.Пугачева как историческую фигуру и как литературного героя.

Задачи:

-на материале повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрыть образ Емельяна Пугачева, используя элементы анализа средств создания образов героев; через сопоставительную характеристику «Истории Пугачева» и «Капитанской дочки» выявить авторское отношение к роли Емельяна Пугачева в истории России;

-развивать исследовательские навыки обучающихся: умение анализировать, выделять главное, сравнивать, ставить и разрешать проблемы;

-формировать собственный нравственный идеал у обучающихся.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, текст повести «Капитанская дочка», мультимедийная презентация, карточки с изображением героев повести, шаблон маршрутного листа Е.Пугачева.

Структура урока

1.Организационно-мотивационный момент.

Приветствие обучающихся, формулировка темы и цели урока.

2.Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос).

3.Изучение нового материала (работа с текстом повести, эпизодический анализ образа Е.Пугачева).

3.1. Встреча Петра Гринева и Е.Пугачева во время бурана.

3.2. Сон Петра Гринева.

3.3. Осада Белогорской крепости.

3.4. Оренбург.

3.5. Спасение Маши Мироновой.

4.Закрепление материала.

Самостоятельная работа. Работа с раздаточным материалом (составление маршрутного листа Е.Пугачева).

5.Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

Выставление оценок.

Ход урока

1-й этап – индукция.

Добрый день, уважаемые коллеги, обучающиеся. Сегодня я приглашаю вас погрузиться в атмосферу эпохи 18 века.  Итак…Судьба человека…Судьба семьи…Судьба государства Российского.  Почему чьи-то судьбы – это лишь удел семьи, оставшееся лишь на фото, а чьи-то судьбы – это движущие силы истории человечества? Как выделить этих людей из тысяч и миллионов, какова их роль в жизни своего Отечества?

Мы с Вами уже начали знакомство с текстом повести «Капитанская дочка», скажите, судьбы каких героев повести оказали влияние на ход истории России (Екатерина II, Емельян Пугачев).

О деяниях императрицы Екатерины Великой сняты фильмы, написаны книги, мы же с вами сегодня более подробно остановимся на образе Е.Пугачева.

- Итак, дети, как же звучит тема нашего сегодняшнего урока? («Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»). Запишем тему в наши тетради.

2-й этап – малое афиширование.

Историческая справка (на слайде).

Пугачев Емельян Иванович родился в 1740 или 1742 году в донской станице Зимовеевской. По происхождению казак; грамоте обучен не был.

В семнадцатилетнем возрасте Пугачев участвует в Семилетней войне. «За отличную проворность» он взят полковником в ординарцы.

1768 – 1770 годы – Пугачев участвует в русско-турецкой войне. Заслуживает звание хорунжего за храбрость (младший казачий офицерский чин).

1771 год – Пугачев дезертирует из армии после того, как ему отказано в увольнении по причине болезни. Его трижды арестовывают, и трижды он бежит из-под стражи.

Конец 1772 года – Пугачев пробирается на Яик, к казакам. Здесь он пытается подбить людей на восстание, но его снова арестовывают и доставляют в тюрьму Казани. Он обвиняется в государственной измене. Приговор утверждает сама Екатерина II – пожизненные каторжные работы. Исполнение приговора назначено на 1 июня 1773 года, но за три дня до этого Пугачев в шестой раз совершает удачный побег из острога.

После побега Пугачев скрывается в Яицких степях, где встречается с участниками неудачного крестьянского восстания 1772 года.

В этом же году  Пугачев на казачьем Кругу  объявляет себя Петром III и предлагает свою политическую программу: построение казацко-крестьянского государства во главе с «мужицким царем».

В сентябре 1775 года приближенные Пугачева, чтобы заслужить помилование, сдали предводителя правительству. Закованного в цепи, в клетке его доставили в столицу.

После нескольких заседаний суд приговорил Пугачева к смертной казни: «Емельку четвертовать, голову воткнуть на кол, части тела разнести по четырём частям города и положить на колёса, а после на тех местах сжечь».

Казнь Пугачева и других приговоренных состоялась  21 января 1775 года в Москве на Болотной площади. По рассказам современников, на казни бунтаря присутствовало очень много народу, стоял лютый мороз. По прочтении манифеста Пугачев, стоя на эшафоте, перекрестился на соборы, поклонился на все стороны и покаялся перед народом.

Рядовые люди Пугачева также были сурово наказаны – многих повесили и пустили плоты с виселицами по течению главных рек (для устрашения населения).

Так кончился мятеж, начатый горсткой непослушных казаков, но взволновавший страну от Сибири до Москвы и от Кубани до Муромских лесов.

3-й этап – самоконструкция.

-Дети, у нас сегодня будет не простой урок, а урок-мастерская.

Очень часто, без полного прочтения текста, мы с трудом разбираемся в характеристиках персонажей, мотивах их поступков, действий. Для более глубокого осмысления авторского текста мы попробуем  схематически изобразить сюжетные линии художественного произведения,  выстраивая психологический портрет Е.Пугачева.

Например, следующим образом: обращение к презентации (исторические карты).

-Итак, я предлагаю и вам принять коллективное участие в составлении маршрутного листа Е.Пугачева,  как осмысленного результата работы творческой мастерской,  которое поможет вам четко уяснить характеристику Пугачева в романе, определить  личностные качества, которые легли в основу авторского образа Пугачева.

4-й этап – социоконструкция (на данном этапе раздаются карточки с иллюстрациями героев повести).

При работе с текстом повести Вы последовательно будет получать иллюстрации с изображением героев, которые лягут в основу  создаваемого маршрутного листа.

Беседа по прочитанному тексту.

Анализ глав, посвященных встречам Гринева с Пугачевым.

  1. Глава «Буран»

- Как появляется Пугачев в повести?  (глава «Буран»). Найдите его описание.

- Рассмотрите эпизод «Сон  Гринева». Символом чего, на ваш взгляд, является сон?

  1. Глава «Взятие крепости»

- Посмотрите, каким художник изобразил Пугачева в момент взятия Белогорской крепости. Каким вы себе его представляете, когда читаете повесть?

  1. Глава «Мятежная слобода».

 - Скажите, как начинают сбываться пророческие сны Гринева? При каких обстоятельствах происходит следующая встреча героев?

  - Почему Пугачев пощадил Гринева? Был ли Гринев рад этой милости или нет? Почему?

Рассмотрите следующий слайд. Он иллюстрирует третью встречу героев.

- В чем заключалась необычность этой встречи? Сравните поведение Пугачева во время всеобщего застолья и во время их разговора с Гриневым после застолья. Чем оно отличается в обоих случаях? Почему Пугачев разрешил остаться двум поверенным?

Как они советовали ему поступить с Гриневым? Послушал ли он их советов?

- Почему Пугачев решил помочь Гриневу еще раз, хотя он отказался не только присягнуть ему на верность, но и даже отказался дать слово не воевать «против него»?

Для закрепления пройденного материала я предлагаю еще раз проговорить нравственные качества Е.Пугачева, раскрывающиеся при каждой встрече с Гриневым.

Работа с таблицей (соотнесение эпизода и черт характера).

  1. Глава «Бура»
  2. «Приступ»
  3. Глава «Мятежная слобода»
  4. Глава «Сирота»

5-й этап мастерской – социализация.

Сейчас мы приступим к этапу творческой коллективной деятельности по составлению маршрутного листа Е.Пугачева, используя полученные знания, записи в рабочей тетради.

Калмыцкая сказка.

«Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсего  только тридцать три года?

- Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной.

Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же.

Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон: чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там, что Бог даст!»

В течение 5 минут вам нужно  создать свой проект и представить его в нашей аудитории.  На листе при помощи карточек с иллюстрациями создайте свой наглядный образ Е.Пугачева.  Конечный пункт Вашего маршрутного листа – образ орла или ворона (как символ образа Пугачева в тексте повести).

Обучающиеся выполняют групповую творческую работу на основе наработанного материала, происходит закрепление изученного материала через деятельность, сопряженную с творчеством.

6-й этап – большое афиширование. Вывешивание и представление  проекта маршрутного листа.

7-й этап – этап мягкой коррекции. Учитель делится своими наработками, показывает ученикам свое решение данного задания – т.е, представляет творческую работу как образец.

8-й этап – проект мастера. Сравниваются проекты учеников и учителя, отмечаются сходства и отличия (мягко корректируются ошибочные суждения и выводы).

Заключительное слово.

Выставление оценок.

Домашнее задание.

Творческая работа. Написать эссе – размышление по теме:

«Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка»?


Презентация к уроку литературы (файл pptx, размер 3,74 МБ)