Использование метода проекта при изучении романа Гончарова «Обломов» предоставило обучающимся большие возможности для исследовательского поиска. А это важно для формирования личности подростков.
Конспект открытого урока по роману И.А. Гончарова «Обломов» в 10 классе
Тема урока: «Золотое сердце» или «русская лень»?
Цель урока: реализация краткосрочных групповых проектов по роману И.А. Гончарова «Обломов».
Формирование УУД:
познавательные: поиск и выделение информации; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; пробуждение интереса к исследовательской деятельности;
коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Планируемые результаты: самостоятельные исследования обучающихся по предложенным темам.
Оборудование: ноутбук, телевизор, презентации, раздаточный материал, классная доска.
Учебник: Литература. 10 кл. Базовый уровень. В 2-х частях. Авторы С.А. Зинин, В.И. Сахаров.
Автор разработки: Жеребцова Валентина Дмитриевна
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово
Сегодняшний урок не совсем обычен. Это итог работы, которую мы с вами проводили на протяжении шести уроков, изучая роман И.А. Гончарова «Обломов». С одной стороны, роман кажется простым и ясным, а с другой… Л.Н. Толстой писал: «…капитальнейшая вещь, какой равных давно не было…».
В критической литературе нет однозначной оценки главного героя романа. Мнения разноречивы, порой противоположны. Роман и главный герой, в частности, вызвали множество вопросов. Возникла проблемная ситуация и желание разобраться. Это не просто художественное произведение, это диалог каждого со своей совестью, это роман-размышление о русском характере, это раздумье о России, её судьбе. Кулешов в книге «Этюды о русских писателях» писал: «Это произведение обязывает человека к долгим и сложным раздумьям над собой». Эти размышления стали темой нашего урока «Золоте сердце» или «русская лень?» Были сформулированы и предложены темы самостоятельных исследований:
- «Сон Обломова» – «увертюра ко всему роману».
- «Обломов и Штольц – два пути России?»
- «Один день из жизни Обломова. Парад гостей»
Для защиты своих исследований каждая группа выбрала один из предложенных способов реализации проекта:
- компьютерная презентация.
- разработка буклета.
- киносценарий.
2. Защита проектов
Итак, слово предоставляется участникам групп, которые демонстрируют результаты своих исследований. Время выступления 5-7 минут. Ребята рассказывают о том, какая проблема исследовалась ими в ходе проекта, какие выводы были сделаны и отвечают на вопросы присутствующих. Выступление первой группы сопровождается демонстрацией слайдов презентации. На обозрение присутствующим были предоставлены изготовленные второй группой буклеты. По разработанному киносценарию третьей группой подготовлена и разыграна сцена из романа.
3. Рефлексия
Ребята, оцените свою деятельность на уроке по пятибалльной системе. Перед вами цветные полоски. Красный – отлично, зеленый – хорошо, голубой – удовлетворительно (поднимают полоски).
Чему вы научились в ходе работы над проектами? (Распределять время, анализировать собственные действия, представлять результаты своего труда, достигать поставленной цели, рассматривать тему с разных точек зрения, принимать решения коллективно, помогая друг другу).
А ещё, ребята, результаты ваших исследований помогут вам в написании домашнего сочинения. (Темы были предложены ранее).
Интересно было работать? (Да) Почему? (Лучше поняли образ главного героя, в характере которого уживаются и «золотое сердце» и «русская лень», кроткий, мечтательный и, в то же время, безвольный, неспособный к действию, т.е. живой тип настоящего русского человека).
4. Оценка работы обучающихся коллегами, присутствующими на уроке.
(Перед гостями лежали критерии оценивания проектных работ обучающихся).
- Оформление и выполнение проекта (уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, коллективный характер принимаемых решений, качество оформления проекта).
- Процедура защиты (объём и глубина знаний по теме, эрудиция, культура речи, полнота, аргументированность, убедительность).
По всем критериям оценивание проводилось по 10-балльной системе. «Отличной» признавалась работа групп, если за неё выставлен средний балл от 85 до 100; «хорошей» - от 75 до 84; «удовлетворительной» - от 50 до 74.
Список литературы
- Борисенко Н.А. Как мы работали над проектом, или технология исследовательской деятельности учащихся.//Литература в школе. – 2002. – № 7. – с.39-42
- Михайлова О.Л., Давыдова Е.В. Урок-защита творческого проекта. – Информатика и образование. – 2007. – № 5. – с.16-19
Тема проекта: Киносценарий «Один день из жизни Обломова. Парад гостей»
Работу выполняли: Краснобаева Елизавета, Согачёва Анна, Сорока Андрей, Дорогавцев Константин, Конюхов Владислав, Одинец Даниил, Творогов Иван
Руководитель работы: Жеребцова Валентина Дмитриевна
Идея фильма:
«… всякий понимал жизнь по-своему, как не хотел понимать её Обломов…»
Герои киносценария:
Обломов: хозяин комнаты.
Волков: франт, светский лев, в курсе всех событий.
Судьбинский: чиновник от мозга до костей.
Пенкин: беспринципный журналист.
Алексеев: человек неопределенных черт, «тряпка».
Тарантьев: обманщик, грубиян и вымогатель.
Сценарии всех визитов очень похожи друг на друга. Психологическая константа в поведении Обломова во время парада гостей заключается не в словесных отказах героя, а в более тонких нюансах его поведения. Сюжетный ход глубоко психологически мотивирован личностью главного персонажа, ибо дает возможность разглядеть причину нежелания Ильи Ильича двигаться с места, которая кроется в ощущении комфортности бытия.
Визит Волкова
№ кадра |
Время, место |
План |
Содержание кадра, диалоги |
Шумы, музыка |
1 |
Позднее утро 1 мая, комната Обломова |
Общий, охватывает всю комнату |
Герой еще не нашел в себе сил, чтобы подняться с кровати. В углу комнаты стоит Захар. Захар впускает посетителя. |
Неожиданный звонок в дверь |
2 |
Там же |
Средний план |
Видим первого гостя. Волков – молодой человек 25 лет, блещущий здоровьем. Вынул батистовый платочек, вдохнул ароматы востока, провел по лицу, по шляпе и вытер лакированные сапоги. |
|
3 |
Там же |
Крупный план, приближаем лицо Обломова |
Междометие «А!» уже выражает досаду героя. «Не подходите, не подходите, вы с холода!» |
|
4 |
Там же |
Крупный план, удивление Волкова |
«Вы еще не вставали? Что это у вас за шлафрок?» |
|
5 |
Там же |
Общий план, в кадре оба действующих лица |
«Это не шлафрок, а халат». Обломов жалуется на здоровье. Волков упрашивает его поехать вместе с ним в Екатерингоф. |
|
6 |
Там же |
Средний план |
Волков пытается поднять Обломова с постели, спрашивает, на чем он поедет – пешком или в экипаже. «Да никак», - отвечает Обломов. |
|
7 |
Там же |
Крупный план – изумление Волкова, затем лицо Обломова |
«Как, 1 мая не быть в Екатерингофе? Там все!» «Да не все», – лениво отвечает Обломов. Говорит, что там ему делать нечего. |
|
8 |
Там же |
Камера удаляется, изредка приближаясь то к Волкову, то к Обломову |
Волков признается в любви к Лидии, поет песню. |
Песня «Напрасно я забыть ее стараюсь…» |
9 |
Там же |
Средний план на действующих лиц |
Волков собирается уходить, а Обломов приглашает его вечером пить чай. Волков не может, потому что приглашен к Муссинским. Предлагает представить Обломова Муссинским, говоря, что сегодня «их день», у них «обо всем говорят». Обломову это скучно. |
|
10 |
Там же |
Камера удаляется |
Волков предлагает посещать Мездровых, у них говорят об искусстве. Но Обломов зевает, и ему это тоже скучно. |
|
11 |
Там же |
Общий план |
Обломов делает попытку поговорить с Волковым о делах. «Пардон, некогда, в другой раз», – крутится перед зеркалом Волков. Гость ушел, а потом вернулся. |
|
12 |
Там же |
Крупный план на Волкова, выделяем камерой детали |
Волков хвастается новыми перчатками, обещает привезти такие же и Илюше. Обломов соглашается. Затем гость показывает брелоки, визитную карточку с загнутым углом. |
|
13 |
Там же |
Общий план |
Волков вспоминает, что ему ещё «надо в десять мест» и восклицает: «Боже мой, что это за веселье на свете!» Уходит. |
|
14 |
Там же |
Камера выхватывает Обломова |
«В десять мест в один день – несчастный!» Хозяин переворачивается на спину и радуется, «что у него нет таких пустых желаний и мыслей, что он лежит, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой», радуется этому. |
|
15 |
Там же |
Камера снова удаляется |
Размышления хозяина прерываются. |
Раздаётся новый звонок |
ГОСТИ ОБЛОМОВА – галерея социальных типов
Посетители Обломова |
Социально-общественная функция |
Мнение Обломова о посетителе |
Волков: дамский угодник, присуще скудоумие. Франт, светский лев, в курсе всех событий. Кокетлив, бывает там, где весело, где собираются известные, модные люди в домах, где все обо всем говорят, у него все дни заняты, Все расписано, даже любовь с Лидинькой. |
Тип влюбчивого, порхающего по балам и театрам ухажера |
«В десять мест в один день – несчастный! И это жизнь! Где же тут человек?» Такая жизнь кажется Обломову пустой и ничтожной. Он предпочитает оставаться дома, но не «раздроблять» и не «рассыпать» свою жизнь в светской суете. |
Судьбинский: «Это был господин в темно-зеленом фраке с гербовыми пуговицами, гладко выбрит, с темными бакенбардами». Деловой человек, имеет большие заработки, говорит о друзьях, которых Обломов давно не видел |
Чиновник до мозга костей. Смысл жизни в карьере. |
«А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства – зачем это? Роскошь! И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое…» «Увяз, любезный друг, по уши увяз…» «Несчастный!» |
Пенкин: модный литератор, беллетрист, пишущий «о торговле, об эмансипации женщин, о прекрасных апрельских днях… о вновь изобретенном составе против пожаров…» «А пуще всего я ратую за реальное направление в литературе». |
Представитель обличительной, но поверхностной литературы. Тип всеядного, беспринципного журналиста, строчащего на любую тему. |
«Да писать-то все, тратить мысль, душу свою на мелочи, менять убеждения, торговать умом и воображением, насиловать свою натуру, волноваться, кипеть, гореть, не знать покоя и все куда-то двигаться… И все писать, все писать, как колесо, как машина…» «Человека, человека давайте мне!» «Лучше совсем уж ничего не делать, чем делать кое-как» |
Алексеев: человек неопределенных лет, потерявший свое лицо в суетной жизни. Робкий, безответный, кроткий, ухитряется всех любить. «Они любят всех и потому добры, а, в сущности, они никого не любят добры потому, что не злы. Никто не замечает их появления на свет». |
Человек без собственных мнения и воли, вечно кому-то поддакивающий и подыгрывающий |
Если он хотел жить по-своему, то Алексеева как будто не было тут… Если же он чувствовал потребность говорить, читать, рассуждать, выразить волнение, - тут был всегда покорный и готовый слушатель и участник, разделявший одинаково согласно и его молчание, и его разговор, и волнение, и образ мыслей, каков бы он ни был. «А где же здесь человек? – Человека-то нет!» |
Тарантьев: около 40 лет, угрюм, недоброжелателен, высокомерен, умен, хитер, «мастер говорить». «Он был взяточник». |
Обманщик, мошенник. Вымогатель и грубиян |
Тарантьев приносил жизнь, движение, а иногда и вести извне |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Буклет к проекту (файл pdf, размер 1,30 МБ).
Презентация проекта (файл ppt, размер 3,98 МБ).
Автор разработки: Жеребцова Валентина Дмитриевна