Использование метода проекта при изучении романа Гончарова «Обломов» предоставило обучающимся большие возможности для исследовательского поиска. А это важно для формирования личности подростков.

Конспект открытого урока по роману И.А. Гончарова «Обломов» в 10 классе

 

Тема урока: «Золотое сердце» или «русская лень»?

Цель урока: реализация краткосрочных групповых проектов по роману И.А. Гончарова «Обломов».

Формирование УУД:

познавательные: поиск и выделение информации; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; пробуждение интереса к исследовательской деятельности;

коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Планируемые результаты: самостоятельные исследования обучающихся  по предложенным темам.

Оборудование: ноутбук, телевизор, презентации, раздаточный материал, классная доска.

Учебник: Литература. 10 кл. Базовый уровень. В 2-х частях. Авторы С.А. Зинин, В.И. Сахаров.

Автор разработки: Жеребцова Валентина Дмитриевна

 

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово

Сегодняшний урок не совсем обычен. Это итог работы, которую мы с вами проводили на протяжении шести уроков, изучая роман И.А. Гончарова  «Обломов». С одной стороны, роман кажется простым и ясным, а с другой… Л.Н. Толстой писал: «…капитальнейшая вещь, какой равных давно не было…».

В критической литературе нет однозначной оценки главного героя романа. Мнения разноречивы, порой противоположны. Роман и главный герой, в частности, вызвали множество вопросов. Возникла проблемная ситуация и желание разобраться. Это не просто художественное произведение, это диалог каждого со своей совестью, это роман-размышление о русском характере, это раздумье о России, её судьбе. Кулешов в книге «Этюды о русских писателях» писал: «Это произведение обязывает человека к долгим и сложным раздумьям над собой». Эти размышления стали темой нашего урока «Золоте сердце» или «русская лень?» Были сформулированы и предложены темы самостоятельных исследований:

  1. «Сон Обломова» – «увертюра ко всему роману».
  2. «Обломов и Штольц – два пути России?»
  3. «Один день из жизни Обломова. Парад гостей»

Для защиты своих исследований каждая группа выбрала один из предложенных способов реализации проекта:

  • компьютерная презентация.
  • разработка буклета.
  • киносценарий.

2. Защита проектов

Итак, слово предоставляется участникам групп, которые демонстрируют результаты своих исследований. Время выступления 5-7 минут. Ребята рассказывают о том, какая проблема исследовалась ими в ходе проекта, какие выводы были сделаны и отвечают на вопросы присутствующих. Выступление первой группы сопровождается демонстрацией слайдов презентации. На обозрение присутствующим были предоставлены изготовленные второй группой буклеты. По разработанному киносценарию третьей группой подготовлена и разыграна сцена из романа.

3. Рефлексия

Ребята, оцените свою деятельность на уроке по пятибалльной системе. Перед вами цветные полоски. Красный – отлично, зеленый – хорошо, голубой – удовлетворительно (поднимают полоски).

Чему вы научились в ходе работы над проектами? (Распределять время, анализировать собственные действия, представлять результаты своего труда, достигать поставленной цели, рассматривать тему с разных точек зрения, принимать решения коллективно, помогая друг другу).

А ещё, ребята, результаты ваших исследований помогут вам в написании домашнего сочинения. (Темы были предложены ранее).

Интересно было работать? (Да) Почему? (Лучше поняли образ главного героя, в характере которого уживаются и «золотое сердце» и «русская лень», кроткий, мечтательный и, в то же время, безвольный, неспособный к действию, т.е. живой тип настоящего русского человека).

4. Оценка работы обучающихся коллегами, присутствующими на уроке.

 (Перед гостями лежали критерии оценивания проектных работ обучающихся).

  1. Оформление и выполнение проекта (уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, коллективный характер принимаемых решений, качество оформления проекта).
  2. Процедура защиты (объём и глубина знаний по теме, эрудиция, культура речи, полнота, аргументированность, убедительность).

По всем критериям оценивание проводилось по 10-балльной системе. «Отличной» признавалась работа групп, если за неё выставлен средний балл от 85 до 100; «хорошей» - от 75 до 84; «удовлетворительной» - от 50 до 74.

 

Список литературы

  1. Борисенко Н.А. Как мы работали над проектом, или технология исследовательской деятельности учащихся.//Литература в школе. – 2002. – № 7. – с.39-42
  2. Михайлова О.Л., Давыдова Е.В. Урок-защита творческого проекта. – Информатика и образование. – 2007. – № 5. – с.16-19

Тема проекта: Киносценарий «Один день из жизни Обломова. Парад гостей»

 

Работу выполняли: Краснобаева Елизавета, Согачёва Анна, Сорока Андрей, Дорогавцев Константин, Конюхов Владислав, Одинец Даниил, Творогов Иван

Руководитель работы: Жеребцова Валентина Дмитриевна

Идея фильма:

«… всякий понимал жизнь по-своему, как не хотел понимать её Обломов…»

Герои  киносценария:

Обломов: хозяин комнаты.

Волков: франт, светский лев, в курсе всех событий.

Судьбинский: чиновник от мозга до костей.

Пенкин: беспринципный журналист.

Алексеев: человек неопределенных черт, «тряпка».

Тарантьев: обманщик, грубиян и вымогатель.

 

Сценарии всех визитов очень похожи друг на друга. Психологическая константа в поведении Обломова во время парада гостей заключается не в словесных отказах героя, а в более тонких нюансах его поведения. Сюжетный ход глубоко психологически мотивирован личностью главного персонажа, ибо дает возможность разглядеть причину нежелания Ильи Ильича двигаться с места, которая кроется в ощущении комфортности бытия.

 

Визит Волкова

кадра

Время, место

План

Содержание кадра, диалоги

Шумы, музыка

1

Позднее утро

1 мая, комната Обломова

Общий, охватывает всю комнату

Герой еще не нашел в себе сил, чтобы подняться с кровати. В углу комнаты стоит Захар.

Захар впускает посетителя.

Неожиданный звонок в дверь

2

Там же

Средний план

Видим первого гостя. Волков – молодой человек 25 лет, блещущий здоровьем. Вынул батистовый платочек, вдохнул ароматы востока, провел по лицу, по шляпе и вытер лакированные сапоги.

 

3

Там же

Крупный план, приближаем лицо Обломова

Междометие  «А!» уже выражает досаду героя. «Не подходите, не подходите, вы с холода!»

 

4

Там же

Крупный план, удивление Волкова

«Вы еще не вставали? Что это у вас за шлафрок?»

 

5

Там же

Общий план, в кадре оба действующих лица

«Это не шлафрок, а халат». Обломов жалуется на здоровье.

Волков упрашивает его поехать вместе с ним в Екатерингоф.

 

6

Там же

Средний план

Волков пытается поднять Обломова с постели, спрашивает, на чем он поедет – пешком или в экипаже. «Да никак», - отвечает Обломов.

 

7

Там же

Крупный план – изумление Волкова, затем лицо Обломова

«Как, 1 мая не быть в Екатерингофе? Там все!»

«Да не все», – лениво отвечает Обломов. Говорит, что там ему делать нечего.

 

8

Там же

Камера удаляется, изредка приближаясь то к Волкову, то к Обломову

Волков признается в любви к Лидии, поет песню.

Песня «Напрасно я забыть ее стараюсь…»

9

Там же

Средний план на действующих лиц

Волков собирается уходить, а Обломов приглашает его вечером пить чай. Волков не может, потому что приглашен к Муссинским. Предлагает представить Обломова Муссинским, говоря, что сегодня «их день», у них «обо всем говорят». Обломову это скучно.

 

10

Там же

Камера удаляется

Волков предлагает посещать Мездровых, у них говорят об искусстве. Но Обломов зевает, и ему это тоже скучно.

 

11

Там же

Общий план

Обломов делает попытку поговорить с Волковым о делах. «Пардон, некогда, в другой раз», – крутится перед зеркалом Волков.

Гость ушел, а потом вернулся.

 

12

Там же

Крупный план на Волкова, выделяем камерой детали

Волков хвастается новыми перчатками, обещает привезти такие же и Илюше. Обломов соглашается. Затем гость показывает брелоки, визитную карточку с загнутым углом.

 

13

Там же

Общий план

Волков вспоминает, что ему ещё «надо в десять мест» и восклицает: «Боже мой, что это за веселье на свете!» Уходит.

 

14

Там же

Камера выхватывает Обломова

«В десять мест в один день – несчастный!»

Хозяин переворачивается на спину и радуется, «что у него нет таких пустых желаний и мыслей, что он лежит, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой»,  радуется этому.

 

15

Там же

Камера снова удаляется

Размышления хозяина прерываются.

Раздаётся новый звонок

 

ГОСТИ   ОБЛОМОВА – галерея социальных типов

 

Посетители Обломова

Социально-общественная функция

Мнение Обломова о посетителе

Волков: дамский угодник, присуще скудоумие. Франт, светский лев, в курсе всех событий. Кокетлив, бывает там, где весело, где собираются известные, модные люди в домах, где все обо всем говорят, у него все дни заняты, Все расписано, даже любовь с Лидинькой.

Тип влюбчивого, порхающего по балам и театрам ухажера

«В десять мест в один день – несчастный! И это жизнь! Где же тут человек?»

Такая жизнь кажется Обломову пустой и ничтожной. Он предпочитает оставаться дома, но не «раздроблять» и не «рассыпать» свою жизнь в светской суете.

Судьбинский: «Это был господин в темно-зеленом фраке с гербовыми пуговицами, гладко выбрит, с темными бакенбардами». Деловой человек, имеет большие заработки, говорит о друзьях, которых Обломов давно не видел

Чиновник до мозга костей. Смысл жизни в карьере.

«А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства – зачем это? Роскошь! И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое…»

«Увяз, любезный друг, по уши увяз…»

«Несчастный!»

Пенкин: модный литератор, беллетрист, пишущий «о торговле, об эмансипации женщин, о прекрасных апрельских днях… о вновь изобретенном составе против пожаров…» «А пуще всего я  ратую за реальное направление в литературе».

Представитель обличительной, но поверхностной литературы. Тип всеядного, беспринципного журналиста, строчащего на любую тему.

«Да писать-то все, тратить мысль, душу свою на мелочи, менять убеждения, торговать умом и воображением, насиловать свою натуру, волноваться, кипеть, гореть, не знать покоя и все куда-то двигаться…  И все писать, все писать, как колесо, как машина…» «Человека, человека давайте мне!»

«Лучше совсем уж ничего не делать, чем делать кое-как»

Алексеев: человек неопределенных лет, потерявший свое лицо в суетной жизни. Робкий, безответный, кроткий, ухитряется всех любить. «Они любят всех и потому добры, а, в сущности, они никого не любят добры потому, что не злы. Никто не замечает их появления на свет».

Человек без собственных мнения и воли, вечно кому-то поддакивающий и подыгрывающий

Если он хотел жить по-своему, то Алексеева как будто не было тут… Если же он чувствовал потребность говорить, читать, рассуждать, выразить волнение, - тут был всегда покорный и готовый слушатель и участник, разделявший одинаково согласно и его молчание, и его разговор, и волнение, и образ мыслей, каков бы он ни был.

«А где же здесь человек? – Человека-то нет!»

Тарантьев: около 40 лет, угрюм, недоброжелателен, высокомерен, умен, хитер, «мастер говорить». «Он был взяточник».

Обманщик, мошенник. Вымогатель и грубиян

Тарантьев приносил жизнь, движение, а иногда и вести извне


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Буклет к проекту (файл pdf, размер 1,30 МБ).

Презентация проекта (файл ppt, размер 3,98 МБ).