Познакомьтесь с уроком по литературе в 5 классе, который был проведён Емельяновой Людмилой Николаевной после изучения стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино".

 

Виртуальная экскурсия в музей-панораму «Бородинская битва»

Цели: сформировать представление о многообразии подходов к теме Отечественной войны 1812 года путем погружения в литературные, художественные и музыкальные образы; формирование навыков выразительного чтения, работы по созданию проектов, с иллюстрациями, текстом стихотворения; воспитание интереса к отечественной литературе, истории и культуре, патриотическое воспитание.

Ход урока

Учитель: (Слайды 1-2)

М.И. Кутузов сказал: «Не пройдут и не умолкнут громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровью своей спасли Отечество». Ребята, я хотела бы, чтобы эти слова послужили эпиграфом к путешествию на поле славы? А как называется это поле славы?

А какие поля славы вы ещё знаете? (Куликовское, Бородинское и Прохоровское) (Слайд 3)

Учитель: Какое стихотворение на историческую тему, в котором подчеркивается патриотизм и героизм русских солдат, вы уже знаете по материалу предыдущих уроков? («Бородино») (Слайд 4)

Учитель: Какое историческое событие мы вспоминали, когда анализировали стихотворение  М.Ю. Лермонтова «Бородино»?

(Войну 1812 года, величайшее сражение в истории – Бородинскую битву)

Учитель: В какой строчке стихотворения Лермонтов  подчеркнул масштабность, значимость этого сражения?

(Вам не видать таких сражений)

Учитель: Таких, каких именно, подберите эпитеты, чтобы раскрыть смысл употреблённого поэтом местоимения.

(Тяжёлых, кровопролитных, трагических, драматичных, яростных, страшных)

Учитель: Подтвердите это примерами из стихотворения.

(«Сверкнул за строем строй», «сквозь дым летучий французы двинулись, как тучи», «носились знамена, как тени», «звучал булат, картечь визжала, рука бойцов колоть устала, и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел», «земля тряслась, как наши груди; смешались в кучу кони, люди, и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой»)

Учитель:  Какие изобразительные средства использует М.Ю. Лермонтов, чтобы передать трагизм этой битвы? (Сравнения, эпитеты, олицетворение, звукопись)

Учитель: Видите, как талантливо М.Ю. Лермонтов, используя изобразительные средства языка, словом передал мощь, тяжесть, жестокость, масштабность этой битвы.

Учитель: А можно ли это сделать художнику, вооружившись кистью и красками?

Учитель: Чтобы в этом убедиться, давайте проведём виртуальную экскурсию в музей-панораму «Бородинская битва».

Ребята, а что вы хотите узнать, побывав на этой экскурсии? Ваши ожидания?

Расскажут о создании панорамы Якунина Лиза и Шаповалова Оля – это их проектная работа.

Шаповалова Оля:  Мы у входа в музей-панораму «Бородинская битва». А кто скажет, что такое панорама? (Слайд 5)

- В словаре С.И. Ожегова это слово трактуется так: (Слайд 6)

ПАНОРА́МА, -ы, ж.

  1. Вид 1 (во 2 знач.), открывающийся с высоты, с открытого места. П. города.
  2. Больших размеров картина с объёмными предметами (макетами) на переднем плане, обычно занимающая стены круглого, с верхним светом здания. Музей-п. П. «Бородинская битва». Севастопольская п.
  3. В артиллерийских орудиях и реактивных установках: визирный и угломерный оптический прибор (спец.).

| прил. панорамный, -ая, -ое. Панорамное кино (широкоэкранное кино с вогнутым экраном). П. обзор (круговой).

- Какое из значений слова панорама подходит к нашему уроку- путешест-вию?

Якунина Лиза: Представьте, что мы на некоторое время перенеслись в Москву, на Кутузовский проспект. Перед нами  центральный вход в музей-панораму. (Слайд 7)

Мы хотели бы немного рассказать о самой панораме. (Мы дома готовили проект музей-панорама «Бородинская битва», совместно с Галиной Юрьевной и Людмилой Николаевной попытались сделать макет здания панорамы, чтобы вы могли представить её воочию. Он перед вами).

Шаповалова Оля:  Панорама «Бородинская битва» открылась 106 лет назад в конце августа 1912 года в специально построенном павильоне на Чистых прудах в Москве. Создал величайшее полотно родившийся в Одессе выходец из семьи французского коммерсанта Франц Рубо. (Слайд 8)

Гигантское полотно было заказано ему царем Николаем II в преддверии празднования 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года. Почему император заказал такую сложную работу именно ему? Ранее Рубо руководил созданием масштабных полотен «Оборона Севастополя» и «Штурма аула Ахульго».

Якунина Лиза: В 1918 году панорама была демонтирована и после длительной реставрации вновь открыта к 150-летию битвы в 1962 году в здании музея-панорамы на Кутузовском проспекте. (Слайд 9)

Панорама, сочетая живописное полотно, предметный план и особое освещение, обладает большой силой воздействия на зрителя. Длина панорамы "Бородино" по окружности 115 м, а высота составляет 15 м. Полотно представляет события, происходившие на поле битвы около полудня 26 августа (7 сентября) 1812 г. Художник показал разгар сражения, когда "вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно" (М.И. Кутузов).

Шаповалова Оля: На 1-м этаже расположились музейные  экспонаты. (Слайд 10) К одной из экспозиций подойдем поближе. (Слайд 11) Вам знакома эта сцена? Откуда? (Подобная сцена описана М.Ю. Лермонтовым в «Бородино»)

Давайте на минутку закроем и глаза и представим, что эти герои ожили, о чем они ведут разговор?

(Инсценировка начала стихотворения Лермонтова «Бородино» от слов «Скажи-ка, дядя… до слов … есть разгуляться где на воле») (Ефанов Максим и Груздев Миша)

Якунина Лиза: А мы поднимаемся на смотровую площадку.  В своем макете Мы постарались показать, как расположена смотровая площадка. А как смотрится панорама со смотровой площадки,  мы увидим на слайде.

(Слайд 12)

Между площадкой и полотном 13 метров. Художник изобразил события на поле боя примерно на 12.30 пополудни 26 августа (7 сентября) 1812 года. Осматривая панораму, стоит задержаться на нескольких точках и подробно рассмотреть происходящие события.

Учитель:  Помогут нам  провести экскурсию наши знакомые герои и экскурсоводы, Валивахина Маша и Галкина Лера,  которые готовили комментарии к отдельным эпизодам, изображенным на полотне.

Валивахина Маша:  Первая точка называется «У Дохтурова».

(Слайд 13) Это окраина деревни Семёновская. И наша точка зрения – как бы с крыши уцелевшего дома.

Старый солдат: “Ужасна была картина на той части поля Бородинского, около деревни Семёновской, где сражение кипело, как в котле. Густой дым и пар кровавый наступающих и разбитых эскадронов бегущих… Деревня Семёновское пылает, дома оседают, горящие брёвна катятся”.

Валивахина Маша: На первом плане картины видны три офицера. Солдат подводит к ним трёх запасных лошадей. Главный среди них – генерал Дохтуров. Он изображён у барабана, на его мундире –  золотые эполеты. Ему протягивают подзорную трубу. По приказу главнокомандующего он приехал сменить смертельно раненного Багратиона. Здесь – в Семеновском – его командный пункт. На заднем плане в атаку идут гренадеры, их наступление поддерживает артиллерия, они контратакуют французскую кавалерию. В центре на белом коне изображён генерал Коновницын. Именно он после ранения Багратиона принял на себя командование, собрал войска и организовал их отступление с флешей.

Молодой солдат:

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдём ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

Галкина Лера: (Слайд 14) Сейчас мы передвигаемся на французские позиции. На заднем плане видны Семёновские или Багратионовы флеши. Они были построены у кромки труднопроходимого, заболоченного Утицкого леса. Три стреловидных (от франц. fleche – стрела) укрепления были выполнены в виде насыпных валов, перед которыми были вырыты рвы.

Старый солдат: Утром 5 сентября, когда на укреплениях левого фланга работали ещё десятки тысяч ополченцев и солдат, французы начали продвигаться вперёд, чтобы не дать им закончить строительство флешей.

Однако на пути к Семёновским флешам стоял Шевардинский редут, он мешал  Наполеону развернуть армию, и тот приказал взять это укрепление.

Молодой солдат: Да, исключительно жестокий бой продолжался до полуночи. Даже Кутузов, побывавший в десятках сражений, в письме к жене назвал сражение за Шевардинский редут «делом адским». Но это «адское дело» сыграло свою роль: генеральное сражение отодвинулось ещё на сутки, а за это время русские сумели, как могли, подготовиться к бою.

Галкина Лера: Скажите, пожалуйста, какие лермонтовские строчки описывают сражение за Шевардинский редут? Прочитайте их.

Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И всё на наш редут.

Уланы с пёстрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

- Какое изобразительное средство в отрывке помогает представить превосходство численности французской армии? (Сравнение. Французы двинулись, как тучи)

Валивахина Маша: Ещё одна точка осмотра – «Бой во ржи». (Слайд 15) На заднем плане этой точки в дыму видна белая церковь Рождества Богородицы 1701 года, которая была свидетелем событий двух отечественных войн (1812 и 1941-45 гг.), была сильно повреждена, затем восстановлена и стоит на поле и поныне.

(Слайд 15А) В гуще саксонских кирасир виден всадник без шлема, с окровавленным лицом. Это русский кавалерист, опередивший своих товарищей и  вломившийся во вражеский строй. Это единственный персонаж на полотне, обращенный лицом к зрителю. 

Старый солдат:

— Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Молодой солдат: А я слышал, что у него есть реальный прототип – это Игнатий Рыбас, вахмистр лейб-гвардии полка его величества, который действительно вырвался вперёд в этой атаке, был окружен неприятелем, но товарищи успели его выручить. Они вынесли его всего израненного. Игнатий  Рыбас получил за этот подвиг знак ордена Святого Георгия.

Галкина Лера: Слайд 16) События происходят на   нескошенном   ржаном поле. «Кавалерийский бой во ржи» - один из кульминационных, самых динамичных и напряженных фрагментов панорамы.

На всем скаку, грудь в грудь, сшиблись саксонские и русские кирасиры. Это бой русских кирасир с тяжелой саксонской кавалерией. Русские кавалеристы изображены в черных кирасах, это архангельская кавалерийская бригада.

Валивахина Маша: На втором плане драгуны Киевского и Новороссийского полков контратакуют польских улан генерала  Рожнецкого. После нескольких часов кровопролитного боя неприятель был отброшен назад.

Горит село Бородино. Белая церковь Рождества молчаливо взирает на величественные события в истории нашей страны.

Учитель: К сожалению, мы ограничены  во времени и рассмотреть все эпизоды битвы, изображенные на полотне не можем. Но мы поработаем в научной библиотеке панорамы.

 Перед вами отрывки из книги историка Балязина Вольдемара Николаевича «Россия против Наполеона». Ваша задача: прочитать отрывок и вставить цитаты из стихотворения М.Ю. Лермонтова, они должны логически вписываться в текст. Работаем в парах.

1ряд:

На левом фланге последняя атака французов увенчалась для них успехом.

57-й полк из корпуса Даву без выстрелов, со штыками наперевес прорвался к русским пушкам. Увидев это, Багратион воскликнул «Браво!» – и сам повёл сводную колонну кавалеристов и пехотинцев в контратаку. Но счастье изменило ему – осколок ядра попал князю в левую ногу. Теряя сознание, Багратион упал с коня и был вынесен с поля боя.

Прибывший на смену ему генерал-лейтенант Д.С. Дохтуров остановил дрогнувшие войска и приказал: «За нами Москва! Умирать всем, но ни шагу назад!»

Он отвёл остатки 2-й армии за деревню Семёновскую и опять прочно стал на новом рубеже.

И слышно было …

Как ликовал француз.

 

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умрёмте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

 

2ряд:

К этому времени центр боя переместился в район Курганной высоты, на которой стояла батарея Раевского.

В два часа дня французы начали её решающий штурм, поддержанный огнём 300 орудий. Теперь на высоту пошли три пехотные и одна кирасирская дивизия, мчавшаяся впереди.

Участник боя Лабом вспоминал: «Казалось, что вся возвышенность превратилась в движущуюся железную гору. Блеск оружия, касок и панцирей, освещённых солнечными лучами, смешивался с огнём орудий, которые, неся смерть со всех сторон, делали редут похожим на вулкан в центре армии». Кирасиры, врубившиеся с фланга, были поддержаны пехотинцами из дивизии Жерара, шедшими по фронту.

Дивизия генерала П.Г. Лихачёва вся до последнего человека пала на высоте, не сделав ни шагу назад.

Земля тряслась — как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой...

 

 

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала…

 

 

3 ряд:

Старик Лихачёв кричал: «Помните, ребята, дерёмся за Москву!» А когда остался один, то разорвал на груди мундир и пошёл на французские штыки. Израненный, он был взят в плен.

Французы взяли батарею Раевского в три часа дня. Она являла собою «зрелище, превосходившее по ужасу всё, что только можно было вообразить. Подходы, рвы, внутренняя часть укреплений – всё это исчезло под искусственным холмом из мёртвых и умиравших.

Средняя высота холма равнялась 6-ти человекам, наваленных друг на друга», – писал один из участников сражения.

Да, были люди в наше время,

Могучее лихое племя…

 

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

 

Чтение текста с цитатами.

Учитель: Есть в русской истории уникальные люди и уникальные события. Победители, русские офицеры, герои Отечественной войны 1812 года. (Слайд 18)

М.Цветаева в самом начале своего творчества обратила свой взор и свои восторги именно к этим людям. Она любовалась портретами их и не могла не думать о том, что они в свое время для нас для всех сделали. Они были поразительно молоды и прекрасны. Такими они навсегда и останутся.

Марина Цветаева написала трогательное стихотворение, а композитор Андрей Петров положил его на музыку, и получился прекрасный романс, который называется «Генералам двенадцатого года». (поет Валя Лукьяновская)

Талантливейший художник Илья Глазунов сказал: «Задача современников – бережно, как эстафету, передать будущим поколениям великие деяния предков». В чём смысл этого высказывания?

Действительно, ребята, нам нужно бережно относиться к нашей исто-рии и нашей культуре, знать и сохранять их. А в этом нам, конечно же, помогут все виды искусства: литература, живопись и музыка.

Вот и закончилась наша экскурсия. Напишите краткие отзывы.

Чтение 2-х отзывов.

Выходя и класса, наклейте их на листы книги отзывов. Если вам всё понравилось – на   зелёные, если что-то осталось непонятное -  на розовые, если не понравилось – на   голубые

Спасибо за урок.  До новых путешествий.


Презентация к уроку (размер файла ppt 39,5 МБ).

Работа в парах (файл doc 4,36 Мб).