Данный урок открывает цикл произведений, посвященных Великой Отечественной войне.

Методическая разработка урока предлагает педагогам и обучающимся познакомиться с содержанием произведения, продолжить работу над темой «Человек и война», начатую ранее. Показывает, как преломляется история в судьбе конкретного человека, как война превращает счастливую жизнь в трагедию. В ходе урока совершенствуются навыки работы обучающихся над текстологическим анализом произведения; проводится работа над выразительным чтением обучающихся; воспитывается культура ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, умение отстаивать свою точку зрения и  оценивать работу одноклассников.

На протяжении всего урока используются  приемы и методы, активно способствующие появлению эмоционального отклика на изучаемый материал, который становится личностно значимым для обучающихся.

Автор разработки: Агибалова Наталья Ивановна

 

Судьба Андрея Соколова и красота его души в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека»

 

Учебник: Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2014.

Цель урока: знакомство с рассказом М.А Шолохова «Судьба человека».

Задачи:

  • формировать умение  анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание;
  • формировать навыки познавательной и исследовательской деятельности, умения наблюдать, делать самостоятельные выводы;
  • развивать аналитическое мышление, связную речь и коммуникативные способности обучающихся;
  • воспитывать чувство патриотизма, человечности и ответственности.

Тип урока: урок систематизации знаний.

Планируемые результаты

Личностные УУД:  готовность и способность к саморазвитию, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:   умение самостоятельно формулировать проблему и цели урока, анализировать условия и пути достижения целей, в диалоге с учителем определять степень успешности своей работы и работы сверстников.

Коммуникативные УУД: умение  планировать  учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные УУД: умение искать и выделять необходимую информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, свободно ориентироваться в тексте художественного произведения и воспринимать его; содействовать  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация.

Предметные: развивать навыки анализа текста, диалоговую форму общения внутри микрогруппы, творческий потенциал.

Оборудование: портрет М.Шолохова, иллюстрации к рассказу «Судьба человека», карточки с вопросами для работы в парах, карточки с отрывками из произведений русских писателей и поэтов, таблицы с опорными словами.

Ход урока

  1. Организация начала урока.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет серьезный, важный  разговор, касающийся судьбы человека. Такое емкое словосочетание,  и так мало времени, чтобы извлечь урок из нашей сегодняшней беседы.

(Слайд 1)

 - У каждого из вас на парте лежат рабочие  листы. Их вы будете заполнять по ходу урока, а в конце занятия  поставите себе оценку.(Приложение 1)

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Давайте попробуем, как обычно, определить ключевое слово в этом словосочетании.

Краткая справка, подготовленная учеником

- Толковый словарь объясняет нам это слово так:

«Судьба – стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий». От старославянского–«суждение, решение, справедливость, приговор».

- Значит ли это, что судьба – это наказание? Но ведь приговор, как собственно и решение, и суждение могут быть верными и неверными, справедливыми и ошибочными. А кто посылаем нам ту или иную судьбу? А еще говорят, что Бог посылает человеку ровно столько, сколько он сможет вынести. Почти об этом говорит нам и русская пословица: «Что будет, то будет; а будет то, что Бог даст».

Мудрость народа, заключенная в его пословицах и поговорках,  не раз обращалась к теме судьбы, подчеркивая тем важность этого понятия для человека. Украинская пословица «Судьба карает и именитого, и бедняка» предупреждает о том, что судьба не избирательна, а награждает и наказывает одинаково всех.

(Слайд 2)

На доске:

Русская пословица обнадеживает нас и вселяет уверенность в завтрашнем дне. А еще она призывает нас к терпению и вере.

Не узнав горя, не узнаешь и радости.

Что ни делается, все к лучшему. Терпи, казак, атаманом будешь.

Корейская пословица предупреждает:

человеческая судьба и за ночь не раз переменится.

Мне особенно близки, в контексте сегодняшнего разговора,  следующие пословицы:

  • японская «Сделай всё, что можешь, а в остальном положись на судьбу»;
  • таджикская «Судьба подобна благородной арабской кобылице: она не терпит трусливого всадника, но мужественному покоряется».

Однако слово «человек» в названии несет не менее сильную смысловую нагрузку,  и начать мне хочется наш урок именно с него.

Человек подобен огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни — это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история и духовные традиции. Корни – это то, над чем мы должны работать и сегодня.
Произведение «Судьба человека» Шолохова возвращает нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне. "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", – так писала одна английская газета.

  1. Сообщение темы. Постановка учебных задач.

-Прочитайте, пожалуйста, отрывки из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (текст на каждой парте).

«…Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей…Нет, братцы, так любить, как русская душа,-любить не то, чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе… Нет, так любить никто не может!»

«Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

-Как вы думаете, какое отношение эти слова имеют к рассказу «Судьба человека»?

(Все эти слова говорят о красоте души русского человека, красоте души Андрея Соколова).

- Попробуйте сформулировать тему урока (высказывания обучающихся,запись темы на доске).

«Судьба Андрея Соколова и красота его души в рассказе М.А.Шолохова«Судьба человека»

(Слайд 3)

  1. Знакомство с историей названия рассказа «Судьба человека».

История названия рассказа «Судьба человека». (Слово учителя.)

Стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, дух отваги, товарищества – эти качества идут по традиции еще от суворовского солдата, их воспел М. Лермонтов в стихотворении «Бородино», Гоголь в повести «Тарас Бульба», ими восхищался Л.Толстой в «Севастопольских рассказах» и «Войне и мире». Все эти качества есть у А.Соколова, героя рассказа Шолохова «Судьба человека».

  1. Знакомство с творческой историей рассказа (слово подготовленному ученику).

   В 1946 году у разлившейся степной речушки Шолохов заметил мужчину, который вел за руку мальчика. Путники подошли к Шолохову, и мужчина, приняв его за своего брата-шофера, рассказал о своей судьбе. Писатель находился в большом волнении: «Напишу рассказ об этом, обязательно напишу». Однако для написания рассказа потребовалось 10 лет. В  канун 1957 года в газете «Правда» был опубликован рассказ «Судьба человека».

   Однажды кто-то остроумно назвал это произведение рассказом-эпопеей. И подлинно: объем совсем невелик, а содержание в нем вместилось – впору доброму роману, с захватом в полном смысле эпическим…

  «Пожалуй, главное здесь – любовь к людям, сердце, которое ранит чужая боль, которое страстно хочет людям счастья и потому так бьется, чутко отзываясь на все – тяжелое и радостное – что несет с собой жизнь…– писал критик. –  Во всех испытаниях, посылаемых судьбой, настоящий человек должен выстоять, не растратив, не заглушив самых добрых побуждений своего сердца».

Впервые рассказ был опубликован в газете «Правда» и сразу же разгорелись споры по поводу его названия. Даже появилась статья в журнале «Наука и религия», где автор связывал слово судьба с религиозными представлениями.

  1. Выявление первоначального восприятия.

– Рассказ М.Шолохова стал событием. А как восприняли рассказ «Судьба человека» вы? Почему это небольшое произведение не оставляло равнодушными первых его читателей и волнует современного человека?
- Произведение не оставляет равнодушными никого потому, что в нем описывается судьба тяжелая, богатая на жесткие испытания. Более того, внимательный читатель найдет в этом произведении секрет  выживания человека. Поиском этого секрета мы и займемся сегодня с вами.

  1. Аналитическая беседа по материалам урока.

– Рассказ М.Шолохова стал событием. А как восприняли рассказ «Судьба человека» вы? Почему это небольшое произведение не оставляло равнодушными первых его читателей и волнует современного человека?
- Произведение не оставляет равнодушными никого потому, что в нем описывается судьба тяжелая, богатая на жесткие испытания. Более того, внимательный читатель найдет в этом произведении секрет  выживания человека. Поиском этого секрета мы и займемся сегодня с вами.

- Многие писатели в разное время, и каждый по-своему изображали настоящего человека. Каким изобразил его М. Шолохов, мы узнаем, открыв страницы  рассказа «Судьба человека».

- Ребята, давайте обратимся к первым страницам рассказа.

Портрет мужчины и мальчика

Какой деталью уже в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя? (Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть)

Народная мудрость: «Глаза – зеркало души». Глаза много говорят о человеке. Все, что пережил человек, все его страдания можно прочесть в его глазах...

– «Словно присыпанные пеплом» – то  есть,  какие, какого цвета? (Серые,  цвета  пепла)

– А почему цвет глаз не просто серый, а именно похож на цвет пепла? (Пепел там, где все сожжено, разрушено.В душе героя – пепелище, разочарование, пустота.) 

Таким образом, цветовая деталь помогает понять состояние героя.

Жизнь до войны

- Как жил герой до войны? 

- Как вы думаете, был ли Андрей Соколов счастлив? Почему? 

- Какие слова употребляет, рассказывая о своей семье? 

(Работа кипела в руках. Не хуже других. Дети радовали. Всё в порядке).

Война. Прощание с семьёй. Прокомментировать сцену.

При каких обстоятельствах герой попадает в плен? Как этот эпизод характеризует героя?

– Плен – это война. Рассказ М. Шолохова о войне. Но мы  не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя. У автора своеобразный подход к изображению войны. Чудовищной машине фашизма он противопоставляет не силу оружия, а нечто другое. Что же? Писатель исследует не саму войну, а возможности человеческого духа. Красив ли человек душой — вот что главное. В душе — один из источников победы, в душе секрет выживания.

Что ожидало героя после возвращения из плена? (смерть семьи, гибель старшего сына)

Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию?(Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих.В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл).

Произошло ли это с Андреем Соколовым? (Нет, не сломили героя рассказа обстоятельства.Он продолжал жить).

  1. Работа в группах. Анализ значимых эпизодов рассказа.

-На какие части можно разделить рассказ?

- Какие события в жизни Андрея Соколова можно считать значимыми для понимания его характера? (сцена в церкви, поединок с Мюллером, встреча с Ванюшкой).

1 группа: Сцена в церкви

(Слайд 4)

По дороге в лагерь на ночь их загоняют в полуразрушенную церковь.

-  Что происходит ночью в церкви? 

-  С какими людьми А.Соколов сталкивается в этом эпизоде?

-  Как ведут себя герои в этой ситуации?

-  Какая позиция ближе всего Соколову?

-  Как повёл себя сам герой?

-  Как бы вы оценили поступок Андрея Соколова?

Вывод: эпизод «В церкви» показывает, как жестоко проверяется характер героя. Жизнь ставит его перед необходимостью выбора. Герой поступает так, как велит ему совесть.

(Слайд 5)

2группа: Сцена « Поединок с Мюллером»

(Слайд 6)

- Зачем Мюллер вызывает к себе А.Соколова? 

- Какую сцену видит Соколов?

- Что предложил ему Мюллер? 

- Как повёл себя наш герой? Почему? 

- Кто же победил в данном поединке?

Вывод: диалог с Мюллером – это не вооруженная схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер.

(Слайд 7)

3 группа: Сцена усыновление Ванюшки

(Слайд 8)

-  Не сломили героя рассказа обстоятельства. Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.

- Кто кого нашёл?

- Какие чувства испытывает герой, увидев беспризорного одинокого мальчика-сироту? -  Как это характеризует Андрея Соколова?

- К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво прильнуть маленький ребёнок?

- Охарактеризуйте средства выразительности и их роль в этом отрывке.

Вывод. Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. В этом проявляется сильный характер человека.

(Слайд 9)

(Подчёркиваем отмеченные черты характера Андрея Соколова).

  1. Анализ финала рассказа(выразительное чтение эпизода учителем).

(Слайд 10)

Беседа: 

- Какое время года изображено в начале и в конце рассказа? Как выдумаете, почему? 

- Как вы думаете, выстоит ли Андрей Соколов? 

- Что ждёт впереди героя и его сынишку?

- В каком значении слово « судьба» использовано в названии рассказа?

(Показана не только история существования Андрея Соколова, но и то, как он смог не покориться обстоятельствам, смог выстоять.В битве с судьбой он проявил великую силу характера и красоту души настоящего русского человека).

10.Рефлексия.

- Выскажите своё мнение о рассказе, продолжив одно из предложений.

(Слайд 11)

  1. Прочитав рассказ « Судьба человека», я понял(а)….
  2. Рассказ Шолохова заставил меня задуматься ….
  3. Во время чтения рассказа « Судьба человека» я испытывал(а)…
  4. Рассказ « Судьба человека» актуален для нашего времени, потому что…
  5. Смысл рассказа «Судьба человека» заключается, по моему мнению, в…
  6. Подведение итогов.

- Почему произведение названо «Судьба человека»? 

- В чём красота души героя Шолохова?

- Давайте еще раз назовем те черты характера, которые помогли Андрею Соколову выстоять, преодолеть трудности. (Стойкость, великодушие, умение любить, мужество, сострадание, доброта и т. д.)

На доске вывешивается таблица со словами.

- Сквозь физические и моральные испытания Соколов пронес чистую, широкую, открытую всему доброму душу, русскую душу. Человек становится подлинно красивым, подлинно человеком, когда он оказывается в состоянии победить собственную слабость, обрести мужество, переступить через страх перед торжествующим в данный момент злом, перед неотвратимостью жизненной судьбы.

- И в конце наших рассуждений мне хотелось бы поставить многоточие, потому что нельзя до конца осознать, в чем же заключается красота души русского человека, его характер. Русский характер, как и русская душа, всегда были и остаются загадкой для мировой культуры.

11. Выставление оценок.

12. Домашнее задание.

Напишите сочинение-миниатюру, ответив на вопрос: «Что ждет впереди героя и его сынишку?»


Приложение к уроку - для учеников (файл docx, размер 15,9)

Презентация к уроку (файл pptx, размер 1,21 МБ).

Источники

  1. Громцева С.Н., Курдюмова Т.Ф. Под редакцией В.В. Гуры. Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2008.
  2. Губанов Г. Фронтовые дороги Михаила Шолохова [Текст]: [о хронике службы донского писателя в действующей армии во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.] / Г. Губанов // Молот. — 2010. — 9 апр. — С. 6, 11.
  3. Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе 20 века, 11 класс, 2 полугодие. Издание 2-е, исправленное и дополненное. — М.: «ВАКО», 2010.
  4. Кормилов С.И. Рассказы М.А. Шолохова «Наука ненависти» и «Судьба человека» как произведения своего времени [Текст] / С. И. Кормилов // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. — 2005. — № 3. — С. 9-28.
  5. Шуралев А.М. Причастность к жизни: приемные дети в произведениях А.П. Платонова "Юшка", М.А. Шолохова "Судьба человека" и А.И. Солженицына "Матренин двор" / А. М. Шуралев // Литература в школе. – 2007. – N 12. – С. 8–11. (Осмысление мотива любви к ближнему, бескорыстного доброго отношения к человеку, попавшему в беду. Раскрытие этой темы в творчестве писателей А.П. Платонова, М.А. Шолохова и А.И. Солженицына)

Автор разработки: Агибалова Наталья Ивановна