Данный урок открывает цикл произведений, посвященных Великой Отечественной войне.
Методическая разработка урока предлагает педагогам и обучающимся познакомиться с содержанием произведения, продолжить работу над темой «Человек и война», начатую ранее. Показывает, как преломляется история в судьбе конкретного человека, как война превращает счастливую жизнь в трагедию. В ходе урока совершенствуются навыки работы обучающихся над текстологическим анализом произведения; проводится работа над выразительным чтением обучающихся; воспитывается культура ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, умение отстаивать свою точку зрения и оценивать работу одноклассников.
На протяжении всего урока используются приемы и методы, активно способствующие появлению эмоционального отклика на изучаемый материал, который становится личностно значимым для обучающихся.
Автор разработки: Агибалова Наталья Ивановна
Судьба Андрея Соколова и красота его души в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека»
Учебник: Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2014.
Цель урока: знакомство с рассказом М.А Шолохова «Судьба человека».
Задачи:
- формировать умение анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание;
- формировать навыки познавательной и исследовательской деятельности, умения наблюдать, делать самостоятельные выводы;
- развивать аналитическое мышление, связную речь и коммуникативные способности обучающихся;
- воспитывать чувство патриотизма, человечности и ответственности.
Тип урока: урок систематизации знаний.
Планируемые результаты
Личностные УУД: готовность и способность к саморазвитию, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать проблему и цели урока, анализировать условия и пути достижения целей, в диалоге с учителем определять степень успешности своей работы и работы сверстников.
Коммуникативные УУД: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные УУД: умение искать и выделять необходимую информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, свободно ориентироваться в тексте художественного произведения и воспринимать его; содействовать развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация.
Предметные: развивать навыки анализа текста, диалоговую форму общения внутри микрогруппы, творческий потенциал.
Оборудование: портрет М.Шолохова, иллюстрации к рассказу «Судьба человека», карточки с вопросами для работы в парах, карточки с отрывками из произведений русских писателей и поэтов, таблицы с опорными словами.
Ход урока
- Организация начала урока.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет серьезный, важный разговор, касающийся судьбы человека. Такое емкое словосочетание, и так мало времени, чтобы извлечь урок из нашей сегодняшней беседы.
(Слайд 1)
- У каждого из вас на парте лежат рабочие листы. Их вы будете заполнять по ходу урока, а в конце занятия поставите себе оценку.(Приложение 1)
- Мотивация к учебной деятельности.
- Давайте попробуем, как обычно, определить ключевое слово в этом словосочетании.
Краткая справка, подготовленная учеником
- Толковый словарь объясняет нам это слово так:
«Судьба – стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий». От старославянского–«суждение, решение, справедливость, приговор».
- Значит ли это, что судьба – это наказание? Но ведь приговор, как собственно и решение, и суждение могут быть верными и неверными, справедливыми и ошибочными. А кто посылаем нам ту или иную судьбу? А еще говорят, что Бог посылает человеку ровно столько, сколько он сможет вынести. Почти об этом говорит нам и русская пословица: «Что будет, то будет; а будет то, что Бог даст».
Мудрость народа, заключенная в его пословицах и поговорках, не раз обращалась к теме судьбы, подчеркивая тем важность этого понятия для человека. Украинская пословица «Судьба карает и именитого, и бедняка» предупреждает о том, что судьба не избирательна, а награждает и наказывает одинаково всех.
(Слайд 2)
На доске:
Русская пословица обнадеживает нас и вселяет уверенность в завтрашнем дне. А еще она призывает нас к терпению и вере. |
Не узнав горя, не узнаешь и радости. Что ни делается, все к лучшему. Терпи, казак, атаманом будешь. |
|
Корейская пословица предупреждает: |
человеческая судьба и за ночь не раз переменится. |
Мне особенно близки, в контексте сегодняшнего разговора, следующие пословицы:
- японская «Сделай всё, что можешь, а в остальном положись на судьбу»;
- таджикская «Судьба подобна благородной арабской кобылице: она не терпит трусливого всадника, но мужественному покоряется».
Однако слово «человек» в названии несет не менее сильную смысловую нагрузку, и начать мне хочется наш урок именно с него.
Человек подобен огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни — это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история и духовные традиции. Корни – это то, над чем мы должны работать и сегодня.
Произведение «Судьба человека» Шолохова возвращает нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне. "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", – так писала одна английская газета.
- Сообщение темы. Постановка учебных задач.
-Прочитайте, пожалуйста, отрывки из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (текст на каждой парте).
«…Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей…Нет, братцы, так любить, как русская душа,-любить не то, чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе… Нет, так любить никто не может!»
«Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»
-Как вы думаете, какое отношение эти слова имеют к рассказу «Судьба человека»?
(Все эти слова говорят о красоте души русского человека, красоте души Андрея Соколова).
- Попробуйте сформулировать тему урока (высказывания обучающихся,запись темы на доске).
«Судьба Андрея Соколова и красота его души в рассказе М.А.Шолохова«Судьба человека»
(Слайд 3)
- Знакомство с историей названия рассказа «Судьба человека».
История названия рассказа «Судьба человека». (Слово учителя.)
Стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, дух отваги, товарищества – эти качества идут по традиции еще от суворовского солдата, их воспел М. Лермонтов в стихотворении «Бородино», Гоголь в повести «Тарас Бульба», ими восхищался Л.Толстой в «Севастопольских рассказах» и «Войне и мире». Все эти качества есть у А.Соколова, героя рассказа Шолохова «Судьба человека».
- Знакомство с творческой историей рассказа (слово подготовленному ученику).
В 1946 году у разлившейся степной речушки Шолохов заметил мужчину, который вел за руку мальчика. Путники подошли к Шолохову, и мужчина, приняв его за своего брата-шофера, рассказал о своей судьбе. Писатель находился в большом волнении: «Напишу рассказ об этом, обязательно напишу». Однако для написания рассказа потребовалось 10 лет. В канун 1957 года в газете «Правда» был опубликован рассказ «Судьба человека».
Однажды кто-то остроумно назвал это произведение рассказом-эпопеей. И подлинно: объем совсем невелик, а содержание в нем вместилось – впору доброму роману, с захватом в полном смысле эпическим…
«Пожалуй, главное здесь – любовь к людям, сердце, которое ранит чужая боль, которое страстно хочет людям счастья и потому так бьется, чутко отзываясь на все – тяжелое и радостное – что несет с собой жизнь…– писал критик. – Во всех испытаниях, посылаемых судьбой, настоящий человек должен выстоять, не растратив, не заглушив самых добрых побуждений своего сердца».
- Впервые рассказ был опубликован в газете «Правда» и сразу же разгорелись споры по поводу его названия. Даже появилась статья в журнале «Наука и религия», где автор связывал слово судьба с религиозными представлениями.
- Выявление первоначального восприятия.
– Рассказ М.Шолохова стал событием. А как восприняли рассказ «Судьба человека» вы? Почему это небольшое произведение не оставляло равнодушными первых его читателей и волнует современного человека?
- Произведение не оставляет равнодушными никого потому, что в нем описывается судьба тяжелая, богатая на жесткие испытания. Более того, внимательный читатель найдет в этом произведении секрет выживания человека. Поиском этого секрета мы и займемся сегодня с вами.
- Аналитическая беседа по материалам урока.
– Рассказ М.Шолохова стал событием. А как восприняли рассказ «Судьба человека» вы? Почему это небольшое произведение не оставляло равнодушными первых его читателей и волнует современного человека?
- Произведение не оставляет равнодушными никого потому, что в нем описывается судьба тяжелая, богатая на жесткие испытания. Более того, внимательный читатель найдет в этом произведении секрет выживания человека. Поиском этого секрета мы и займемся сегодня с вами.
- Многие писатели в разное время, и каждый по-своему изображали настоящего человека. Каким изобразил его М. Шолохов, мы узнаем, открыв страницы рассказа «Судьба человека».
- Ребята, давайте обратимся к первым страницам рассказа.
Портрет мужчины и мальчика
Какой деталью уже в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя? (Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть)
Народная мудрость: «Глаза – зеркало души». Глаза много говорят о человеке. Все, что пережил человек, все его страдания можно прочесть в его глазах...
– «Словно присыпанные пеплом» – то есть, какие, какого цвета? (Серые, цвета пепла)
– А почему цвет глаз не просто серый, а именно похож на цвет пепла? (Пепел там, где все сожжено, разрушено.В душе героя – пепелище, разочарование, пустота.)
Таким образом, цветовая деталь помогает понять состояние героя.
Жизнь до войны
- Как жил герой до войны?
- Как вы думаете, был ли Андрей Соколов счастлив? Почему?
- Какие слова употребляет, рассказывая о своей семье?
(Работа кипела в руках. Не хуже других. Дети радовали. Всё в порядке).
Война. Прощание с семьёй. Прокомментировать сцену.
При каких обстоятельствах герой попадает в плен? Как этот эпизод характеризует героя?
– Плен – это война. Рассказ М. Шолохова о войне. Но мы не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя. У автора своеобразный подход к изображению войны. Чудовищной машине фашизма он противопоставляет не силу оружия, а нечто другое. Что же? Писатель исследует не саму войну, а возможности человеческого духа. Красив ли человек душой — вот что главное. В душе — один из источников победы, в душе секрет выживания.
Что ожидало героя после возвращения из плена? (смерть семьи, гибель старшего сына)
Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию?(Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих.В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл).
Произошло ли это с Андреем Соколовым? (Нет, не сломили героя рассказа обстоятельства.Он продолжал жить).
- Работа в группах. Анализ значимых эпизодов рассказа.
-На какие части можно разделить рассказ?
- Какие события в жизни Андрея Соколова можно считать значимыми для понимания его характера? (сцена в церкви, поединок с Мюллером, встреча с Ванюшкой).
1 группа: Сцена в церкви
(Слайд 4)
По дороге в лагерь на ночь их загоняют в полуразрушенную церковь.
- Что происходит ночью в церкви?
- С какими людьми А.Соколов сталкивается в этом эпизоде?
- Как ведут себя герои в этой ситуации?
- Какая позиция ближе всего Соколову?
- Как повёл себя сам герой?
- Как бы вы оценили поступок Андрея Соколова?
Вывод: эпизод «В церкви» показывает, как жестоко проверяется характер героя. Жизнь ставит его перед необходимостью выбора. Герой поступает так, как велит ему совесть.
(Слайд 5)
2группа: Сцена « Поединок с Мюллером»
(Слайд 6)
- Зачем Мюллер вызывает к себе А.Соколова?
- Какую сцену видит Соколов?
- Что предложил ему Мюллер?
- Как повёл себя наш герой? Почему?
- Кто же победил в данном поединке?
Вывод: диалог с Мюллером – это не вооруженная схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер.
(Слайд 7)
3 группа: Сцена усыновление Ванюшки
(Слайд 8)
- Не сломили героя рассказа обстоятельства. Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.
- Кто кого нашёл?
- Какие чувства испытывает герой, увидев беспризорного одинокого мальчика-сироту? - Как это характеризует Андрея Соколова?
- К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво прильнуть маленький ребёнок?
- Охарактеризуйте средства выразительности и их роль в этом отрывке.
Вывод. Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. В этом проявляется сильный характер человека.
(Слайд 9)
(Подчёркиваем отмеченные черты характера Андрея Соколова).
- Анализ финала рассказа(выразительное чтение эпизода учителем).
(Слайд 10)
Беседа:
- Какое время года изображено в начале и в конце рассказа? Как выдумаете, почему?
- Как вы думаете, выстоит ли Андрей Соколов?
- Что ждёт впереди героя и его сынишку?
- В каком значении слово « судьба» использовано в названии рассказа?
(Показана не только история существования Андрея Соколова, но и то, как он смог не покориться обстоятельствам, смог выстоять.В битве с судьбой он проявил великую силу характера и красоту души настоящего русского человека).
10.Рефлексия.
- Выскажите своё мнение о рассказе, продолжив одно из предложений.
(Слайд 11)
- Прочитав рассказ « Судьба человека», я понял(а)….
- Рассказ Шолохова заставил меня задуматься ….
- Во время чтения рассказа « Судьба человека» я испытывал(а)…
- Рассказ « Судьба человека» актуален для нашего времени, потому что…
- Смысл рассказа «Судьба человека» заключается, по моему мнению, в…
- Подведение итогов.
- Почему произведение названо «Судьба человека»?
- В чём красота души героя Шолохова?
- Давайте еще раз назовем те черты характера, которые помогли Андрею Соколову выстоять, преодолеть трудности. (Стойкость, великодушие, умение любить, мужество, сострадание, доброта и т. д.)
На доске вывешивается таблица со словами.
- Сквозь физические и моральные испытания Соколов пронес чистую, широкую, открытую всему доброму душу, русскую душу. Человек становится подлинно красивым, подлинно человеком, когда он оказывается в состоянии победить собственную слабость, обрести мужество, переступить через страх перед торжествующим в данный момент злом, перед неотвратимостью жизненной судьбы.
- И в конце наших рассуждений мне хотелось бы поставить многоточие, потому что нельзя до конца осознать, в чем же заключается красота души русского человека, его характер. Русский характер, как и русская душа, всегда были и остаются загадкой для мировой культуры.
11. Выставление оценок.
12. Домашнее задание.
Напишите сочинение-миниатюру, ответив на вопрос: «Что ждет впереди героя и его сынишку?»
Приложение к уроку - для учеников (файл docx, размер 15,9)
Презентация к уроку (файл pptx, размер 1,21 МБ).
Источники
- Громцева С.Н., Курдюмова Т.Ф. Под редакцией В.В. Гуры. Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2008.
- Губанов Г. Фронтовые дороги Михаила Шолохова [Текст]: [о хронике службы донского писателя в действующей армии во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.] / Г. Губанов // Молот. — 2010. — 9 апр. — С. 6, 11.
- Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе 20 века, 11 класс, 2 полугодие. Издание 2-е, исправленное и дополненное. — М.: «ВАКО», 2010.
- Кормилов С.И. Рассказы М.А. Шолохова «Наука ненависти» и «Судьба человека» как произведения своего времени [Текст] / С. И. Кормилов // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. — 2005. — № 3. — С. 9-28.
- Шуралев А.М. Причастность к жизни: приемные дети в произведениях А.П. Платонова "Юшка", М.А. Шолохова "Судьба человека" и А.И. Солженицына "Матренин двор" / А. М. Шуралев // Литература в школе. – 2007. – N 12. – С. 8–11. (Осмысление мотива любви к ближнему, бескорыстного доброго отношения к человеку, попавшему в беду. Раскрытие этой темы в творчестве писателей А.П. Платонова, М.А. Шолохова и А.И. Солженицына)
Автор разработки: Агибалова Наталья Ивановна