В основу предложенной разработки урока по литературе положен опыт изучения рассказа А.Н. Толстого «Русский характер».

Произведение поможет сегодняшнему школьнику погрузиться в атмосферу военного времени, осознать себя частицей нации, проникнуться уважением за ратный подвиг, совершённый в годы войны. Рассказ имеет большое значение для воспитания в подрастающем поколении патриотизма, сопереживания, уважения к родителям. Предлагаю обратиться к этому рассказу на уроках внеклассного чтения. Это интегрированный урок. Ему присущи значительные возможности. Именно здесь обучающиеся смогут получить глубокие разносторонние знания, так как предлагается информация из истории. Данное занятие построено по принципу «каждый имеет право высказывать свою точку зрения».

Автор разработки – Псарёва Оксана Евгеньевна

Учебный предмет:  литература (внеклассное чтение)

Класс: 8

Тема урока: «Проявление русского характера как черты национальной принадлежности в ходе Великой Отечественной войны (в Курской  битве) в рассказе А. Н. Толстого «Русский характер»

Тип урока:  общеметодологической направленности.

Форма урока:  интегрированный

Цель урока:

  • познакомить учащихся с рассказом А.Н. Толстого «Русский характер»;
  • раскрыть смысл заглавия произведения.

Задачи урока:

  • раскрыть нравственные стороны поступков людей в годы войны;
  • воспитывать любовь к Отечеству, к русским людям, ветеранам Великой Отечественной войны, воспитывать патриотизм;
  • привлекать учащихся к чтению художественной литературы;
  • формировать способность выделять главную мысль в художественном произведении;
  • развивать все виды речевой деятельности;
  • формировать навыки речевого общения.

Универсальные учебные действия

Коммуникативные УУД: аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в больших и малых группах.

Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование и нравственно- этическая ориентация.

Познавательные УУД: осуществление поиска информации, необходимой для решения учебной задачи, понимание информации, представленной в различных формах.

Планируемые  результаты:

Личностные

а) уважительное отношение к родному языку;

б) стремление к речевому самосовершенствованию;

в) пополнение словарного запаса;

г) способность к самооценке на основе критерия успешности.

Метапредметные  

  • умение воспроизводить прочитанный текст;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
  • взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.

Предметные

  • развитие творческой самостоятельности;
  • выработка умений владеть разными видами речевой деятельности;
  • развитие способности свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
  • выработка способности участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета.

Основные понятия: тема, идея, композиция, кольцевая композиция, характер, герой.

Оборудование: высказывания известных людей о русском характере на доске, проектор, мультимедийная доска, тексты рассказов, выставка книг о войне.

Ход урока

 

«Да, вот они, русские характеры!
Кажется, прост человек, а придет 
суровая беда, в большом или малом, 
и поднимется в нем великая 
сила – человеческая красота».

А.Н. Толстой

Этап 1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

— Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. У нас сегодня необычный урок, урок-размышление. Мы познакомимся с новым произведением, которое не оставит вас равнодушными и заставит глубоко задуматься над простым с первого взгляда вопросом.

Этап 2. Формулирование темы урока

Слово учителя

Мы встаём, как рассветы
Встают над полями.
За друзей умираем
И прощаем врагов.
Наша правда сильней.
И, страну выбирая,
Снова выберем эту —
Меж берёз и снегов .

Нашу душу нельзя
Ни понять, ни измерить.
Если парус порвёт
Самый яростный шторм,
Это русский характер
Помогает нам верить,
Это русский характер
С двуглавым орлом!

С нас погоны срывали,
Нас жгли и косили,
Но мы снова вставали
За погостом погост.
Нас нельзя победить,
С нами Бог и Россия!  
Нас учили не ползать,
А стоять во весь рост.

Мы шагаем в огонь,
Чтоб сгореть, но вернуться.
Перед нашей атакой
Неприступных нет стен.
Это русский характер
Не даёт нам согнуться,
Это русский характер
Поднимает с колен.

Нам не надо наград,
Ни крестов и ни славы.
Мы уйдём, как солдаты
Уходят порой.
Пусть сквозь нас прорастут
Незабудки и травы,
И мы станем для всех
светлой Русской землёй…
И мы станем для всех
Просто Русской землёй… (Юрий Шевчук)

На доске расположены высказывания. Давайте прочтем их.

Чтение высказываний (приложение 1).

«Если русский вам скажет, что не любит Родину, не верьте ему, он не русский». (Ф.М. Достоевский)

«Высшая честь, которая может быть оказана русскому, — доблестно сражаться за Россию». Князь Барятинский.

«Высшая и самая характерная черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда её». Ф. М. Достоевский.

— Что объединяет все эти высказывания?

О загадочной русской душе много спорят, говорят, пишут. Говорят, что неведомая она, непонятная, что невозможно её разгадать.  Русский характер  ни умом не понять, ни аршином общим не измерить… Хоть и каждая нация имеет свои национальные качества, характерные только лишь для неё, но у русского народа  все же  они особенные.

Современная молодежь, к сожалению, часто выбирает другие жизненные идеалы.

По словам Солженицына, «мы находимся в таком униженном состоянии, на таком уровне национального унижения, которое трудно сравнить с каким-нибудь периодом… Мы «в национальном обмороке». Мне кажется, что тема сегодняшнего урока поможет нам почувствовать себя русскими, осознать себя частицей нации, проникнуться уважением и гордостью за великий ратный подвиг, совершенный в годы войны.  Художественные произведения о войне – наш нравственный ориентир сегодня, завтра и всегда.

- Попытайтесь сформулировать тему урока.

- Какова цель урока?

Тема нашего урока: «Проявление русского характера как черты национальной принадлежности в ходе Великой Отечественной войны (в Курской битве) в рассказе А. Н. Толстого «Русский характер»

О силе и несгибаемости русского характера рассказывали в своих произведениях многие писатели и поэты. Это  произведения Б. Васильева «А зори здесь тихие», Ю. Бондарева «Горячий снег», Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»,  стихи и рассказы К. Симонова и, конечно, рассказы А.Н. Толстого «Родина», «Русский характер». (Обращаемся к книжной выставке)

Этап 3. Актуализация знаний.

Слово о писателе. Показательный ответ. (Заранее подготовленный ученик)

Алексей Николаевич Толстой – русский писатель. Он оставил глубокий след в литературе как прозаик, драматург, публицист, автор социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений, лауреат трёх Сталинских премий первой степени. Литературная деятельность А.Н.Толстого началась  до Октябрьской революции в сложной исторической обстановке. Он был военным корреспондентом на фронте в первую мировую войну. По определению Горького, художник «большого, ценного  таланта». Тема Родины оставалась вечной темой его творчества. Во время Великой Отечественной войны писатель воспевал свой народ, любовь к своей родине. А. Толстой написал и много публицистических статей,  создал ряд рассказов на актуальные темы, в том числе «Русский характер».

Творчество Алексея Толстого отличается тематическим и жанровым многообразием. Общеизвестные из них – это и рассказы 20-х годов, и трилогия «Хождение по мукам».  Он внес значительный вклад в развитие русской литературы. (Приложение 1)

О рассказе «Русский характер»

«Русский характер» — последнее значительное произведение А.Н.Толстого  —  входит в цикл «Рассказы Ивана Сударева». Оно  написано 7 мая 1944 года. Цикл состоит из семи коротких историй, объединённых одной темой (изображение Великой Отечественной войны), одной идеей (описание героизма советских людей), одним рассказчиком. В каждом рассказе свои главные герои.

В каждом рассказе есть рассуждение о русском характере, который проявляется особенно ярко в критические моменты истории.

«Русский характер» завершает цикл «Рассказы Ивана Сударева» и подводит своеобразный итог рассуждениям о русском человеке. Тема «Русского характера» обозначена автором в самом начале: «мне именно и хочется поговорить с вами о русском характере». Идея творения проясняется благодаря кольцевой композиции: и в начале, и в конце произведения помещаются рассуждения о красоте человеческого характера, которую автор видит в поступках каждого героя: Егора Дрёмова, его родителей, невесты, водителя танка Чувилёва, рассказчика Ивана Сударева.

Этап 4. Постановка проблемного вопроса.

Словарная работа.

Россия – великая страна, не поддающаяся никаким меркам, шаблонам, законам логики. Характер России – это характер ее народа, характер сложный и весьма противоречивый. Сегодня речь пойдет  именно о нем, удивительном и непредсказуемом, когда надо – жестоком, когда надо – милосердном, но всегда стойком и мужественном, сильном и несгибаемом, о загадочной русской душе.

— А как вы понимаете слово «характер»?

Работа со словарём Ожегова.  Каково лексическое значение слова «характер»? (Приложение 1)

— Так какой же он, русский характер?

(На магнитную доску прикрепляются ответы учащихся). Русский характер — стойкий, мужественный, несгибаемый, сильный, героический.

Этап 5. Проверка эмоционального восприятия текста.

Беседа по содержанию текста:

— Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

— Кто повествует  историю молодого бойца?

— Кто главный герой произведения? Что поведал нам автор?

— Что о Егоре мы узнаем из рассказа? Что пишет о нем Алексей Николаевич в начале произведения? Найдите и зачитайте эти слова.

— Какое несчастье произошло с бойцом?

Выступление учителя истории о Курской битве (Приложение 2,3)

Динамическая пауза. Гимнастика для глаз.

Слово учителя литературы.

Итак, Курская битва явилась для Егора границей между той жизнью, где он молодой, отважный, красивый внешне, и другой, где он молодой, отважный, но уродливый внешне.

Этап 6 . Открытие учащимися нового знания.

Работа с текстом

— Долгим и тяжелым было выздоровление Дремова.  С болью и горечью мы читаем следующие строки: «Восемь месяцев он пролежал в госпитале, ему делали одну за другой пластические операции, восстановили и нос, и губы, и веки, и уши. Через восемь месяцев, когда были сняты повязки, он взглянул на своё и теперь не своё лицо. Больше он не просил зеркальце у медсестры, только часто ощупывал своё лицо, будто привыкал к нему».

— Как характеризует героя улыбка, которая появилась на лице Егора во время разговора с генералом?

— Как человек меняется на войне?

— Какое впечатление на окружающих производит изуродованное лицо Егора?

— Как характеризует Егора его отношение к своему несчастью?

— Какие черты характера раскрываются в герое в момент его приезда домой. Какие чувства испытывает Егор, приближаясь к родительскому дому?

 Работа в паре. Составление плана «В отпуске на Родине»

— Почему же в центре рассказа именно эпизод о родном доме?

 План

  1. Переживания Егора Дремова.
  2. Встреча с родителями.
  3. Ужин в родительском доме.
  4. Ночь мучений.
  5. Встреча с Катей Малышевой.
  6. Уход из дома.

Инсценировка «Егор Дремов в родном доме».

Дремов: Я выжил в бою под деревней Прохоровка и даже зрение не потерял. Лицо мое так обуглилось, что местами виднелись кости. Восемь месяцев я пролежал в госпитале, мне делали одну за другой пластические операции, восстановили и губы, и нос, и уши. А когда сняли повязки, медсестра, подавшая мне зеркало, отвернулась и заплакала. Заплакала…  Да не плачь ты, девчонка! Ничего, и с этим лицом воевать можно!

На сцене появляется генерал

Дремов: Товарищ генерал, а можно мне прямо сейчас в полк?

Генерал: Нет, сейчас в отпуск, ты его заслужил!

Дремов: А куда же я поеду, товарищ генерал?

Генерал: Как куда, сынок? Домой!

Дремов: Я???? Домой????

Генерал: Да, сынок, домой!!!!

Дремов: И поехал я домой!!!!

Звучит стихотворение  А.А. Ахматовой

Мать:

Постучись кулачком, я открою, 
Я тебе открывала всегда. 
Я теперь за высокой горою, 
За пустыней, за ветром и зноем, 
Но тебя не предам никогда.

Твоего я не слышала стона, 
Хлеба ты у меня не просил. 
Принеси же мне ветку клена

Или просто травинок зеленых, 
Как ты раньше всегда приносил.

Принеси же мне горсточку чистой, 
Нашей чистой, студеной воды, 
И с головки твоей золотистой 
Я кровавые смою следы.

Стук в дверь.

Мать (собирает нехитрый ужин): Кто там?

Дремов (приваливается плечом к притолоке, сильно волнуясь): Старший лейтенант Громов!

Мать:  Ой, батюшки, а чего тебе надо-то?

Дремов: Успокойтесь, мать, я Марье Поликарповне привёз поклон от сына, старшего лейтенанта Дремова.

Мать: Жив, жив, Егорка-то мой? Здоров?

Дремов: Да, здоров, мать, здоров!

Мать: Три года его не видала, чай взрослый стал, с усами ходит! Эдак — каждый день — около смерти, чай, и голос у него стал грубый? Ты скажи — страшно на войне-то?

Дремов: Да, мамаша, страшно, очень страшно, да ничего,  привычка. Воюем, мать, ничего.

Отец: Эх, мать, что ж ты гостя у плетня держишь-то, ну! Эх, война, да и ей придёт конец этим летом!

Дремов: А чего это Вы решили, Егор Егорович, что этим летом надо ждать конца войны?

Отец: А ты сам посмотри, народ осерчал, через смерть перешли, капут — немцу.

Мать: Да подожди ты! Товарищ лейтенант, Вы не рассказали, когда Егорушке моему отпуск дадут, к нам съездить на побывку.

Дремов (про себя): Неужели ты меня не узнала, мама, неужели не узнала!

Отец: А вон Катюшка бежит!

(Вбегает Катя)

Катя (запыхавшись): Товарищ лейтенант, это Вы от Егора? А уж я его жду и день и ночь, товарищ лейтенант… (девушка, взглянув на Дремова, пугается, отшатывается, будто ее ударили в грудь).

Звучит стихотворение Елены Ширман  «Это будет, я знаю…»

Это будет, я знаю. 
Нескоро, быть может, 
Ты войдешь, бородатый, сутулый, иной. 
Твои добрые губы станут суше и строже, 
Опаленные временем и войной. 
Но улыбка останется, 
Так иль иначе я пойму – это ты, 
Не в стихах, не во сне, 
Я рванусь, подбегу и, наверное, заплачу, 
Как когда-то уткнувшись в сырую шинель. 
Ты поднимешь мне голову, скажешь: «Здравствуй!». 
Непривычной рукой по щеке проведешь, 
Я ослепну от слез, от ресниц и от счастья. 
Это будет нескоро, 
Но ты придешь….

Этап 7. Первичная проверка понимания.

Беседа.

— Какое чувство произвела на вас сцена «Егор Дрёмов дома»?

— Что необычного заметили вы  в поведении матери, когда сын был ещё дома?  

— О чем постоянно думает Егор, находясь дома?

— Почему Егор принимает решение уйти?

— Материнское сердце обмануть нельзя. Мать не находит себе места после встречи с солдатом. Она уверена, что в отпуск приезжал её сын. Марья Поликарповна пишет письмо.

Художественное чтение письма. (Читает заранее подготовленная ученица)

Дискуссия.

— Почему Егор Дрёмов,  показывавший чудеса храбрости на фронте,  приехав на побывку в родительский дом, побоялся открыться не узнавшим его матери, отцу, любимой девушке Кате?

— Как вы оцениваете поступок главного героя?

— Считаете ли вы признание Егора героическим поступком?

— Какие черты характера свойственны герою?

— Это проявление героизма или же проявление силы характера?

Работа со словарями.

В толковом словаре С.И. Ожегова представлена следующая трактовка: «Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности; главное действующее лицо литературного произведения; человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды (герой нашего времени); Тот, кто привлёк к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление); город – почетное звание города, население которого проявило героизм во время Великой Отечественной войны; крепость -  почётное звание, присвоенное Брестской крепости;  мать-героиня - почётное звание, присваивавшееся женщине-матери, воспитавшей не менее 10 детей»

У В.И. Даля находим толкование этого же слова: «Герой –  витязь, храбрый воин, доблестный воитель, богатырь, чудо-воин; доблестный сподвижник вообще, в войне и в мире, самоотверженец. Герой повести, главное, первое лицо. Геройский, славный, отважный, смелый, доблестный. Героический, то же; относящийся к героям; о врачебном снадобье: отважный, решительный. Геройственный, героический, геройский. Геройство – доблесть, славная отвага, самоотвержение».

Этап 8. Включение новых знаний в систему знаний.

Заключительная беседа по тексту рассказа

— Перечитайте начало и конец рассказа, обратите внимание на кольцевую композицию рассказа. В чем видит Алексей Толстой сущность русского характера?

— Отец о своем сыне говорит «если это был бы он, таким лицом, как у этого, кто к нам приезжал, гордиться нужно…»

— Объясните слова отца.

— Так в чем же, по-вашему, сила и несгибаемость русского характера?

Групповая работа. Составление синквейна « Русский характер»

Русский характер

Стойкий, мужественный, несгибаемый

Защищает, оберегает, выручает, любит

В нем великая сила и мощь

Героический

— Как может проявиться русский характер в современное время?

— Можете ли вы о себе сказать: «У меня настоящий русский характер?»

— В чем это проявляется? Приведите примеры.

Этап 9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Рефлексия.

— Понравился ли вам сегодняшний урок? ( Приложение 4)

— Посоветовали бы вы прочитать рассказ своим сверстникам?

— Как можно заинтересовать произведением? (Составить буктрейлер).

Буктрейлер— это ролик-миниатюра, составленный по мотивам прочитанной и полюбившейся книги. Он может приоткрыть сюжет, показать его самые яркие фрагменты, познакомить с героями произведения, передать настроение и неповторимый авторский стиль. С помощью созданного рекламного ролика можно поделиться своими читательскими предпочтениями и раскрыть свои творческие способности. В ролике информация о книге должна быть подана интересно и красочно, чтобы сразу захотелось её взять и прочитать.

Главная задача буктрейлера – заинтересовать и удивить будущего читателя, привлечь внимание к сюжетной линии и к героям художественного произведения.

Буктрейлер – самобытный жанр, объединяющий литературу, визуальное искусство и интернет-технологии. ( Приложение 1)

Просмотр буктрейлера (Приложение 5)

Домашнее задание на выбор учащихся.

1.Напишите эссе на тему: «Что такое подвиг? Возможен ли подвиг в современном мире?»

2.Проиллюстрируйте рассказ.

3.Используя воспоминания о войне ваших родственников, напишите небольшой рассказ для «Книги Памяти».

 

Литература

  1. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. - 1996, №5.
  2. Варламов А.Н. Алексей Толстой. - 2-е изд.- М.: Молодая гвардия., 2008.
  3. Избранные повести и рассказы, изд. «Художественная литература», Л., 1937.
  4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть3. Проблемные уроки. Издательство «Учитель», 2006.

Приложение 1 (презентация: файл pptx, размер 2,75 МБ).

Приложение 2 (информация о Курской битве: файл docx, размер 19,4 КБ).

Приложение 4 (форма рефлексии: файл docx, размер 122 КБ).