Актуальность темы урока поможет учащимся увидеть красоту в окружающем нас мире, научиться разбираться во внешней и внутренней красоте и понять, что это разные вещи.

Человечество с древнейших времён тянулось к воспитанию, познанию, эстетике, что и по сей день играет огромную роль в духовно-нравственном становлении личности. А так как искусство, по моему мнению,  – это не развлечение и  не забава, то его, несомненно, можно отнести к категории прекрасного. Именно  подлинное искусство, по словам П.И.Чайковского, «создаёт хороших людей и формирует человеческую душу».

И мне бы, как учителю словесности, хотелось, чтобы из стен образовательных учреждений выходил не «зомбированный, усовершенствованной техникой» экспонат, а  коммуникабельный человек, испытывающий потребность в постижении прекрасного, в познании внутреннего мира, в понимании окружающих событий.

 

Сценарий урока литературы «Великая сила искусства…»

(по произведению В.В. Вересаева «Состязание»)

6 класс

 

Визитная карточка урока

Цель урока: познакомить учащихся  с биографией В.В. Вересаева, с его сказкой «Состязание», создать условия для понимания художественной идеи произведения: у каждого человека есть своя «изюминка», которая делает его неповторимым, учит находить  и понимать истинную красоту в окружающем нас мире.

Планируемые результаты:

Предметные: умение анализировать прозаический  текст, понимание проблемы сказки В.В. Вересаева «Состязание», умение находить художественные детали в описании внешности героев и их психологического состояния.

 Метапредметные: умение самостоятельно формулировать тему и цель урока, умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, способность самостоятельно организовать поисково-исследовательскую деятельность, умение контролировать и оценивать собственную деятельность, умение определять степень успешности своей работы и работы одноклассников, умение работать в паре, умение формулировать собственное мнение.

Личностные:  продолжение формирования у обучающихся доброжелательности и отзывчивости, готовности прийти на помощь тому, кто окажется в трудной ситуации.

Тип урока: урок-путешествие по стране Литературе.

Форма урока: урок открытых мыслей, урок-исследование.

Оборудование: компьютер, проектор, тетради для самостоятельной работы, карточки-закладки для рефлексии, портреты женщин,  учебник литературы под редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, 6 класс. 

Задачи:

  • узнать биографические сведения о писателе В.В. Вересаеве;
  • сопоставить психологические характеристики художников: Учителя и Ученика;
  • проанализировать и сравнить два женских портрета;
  • разобраться, чему научит читателей эта сказка.

 

1. Начало урока. Психологический настрой.

Учитель: Добрый день, мои дорогие! Я всегда рада встрече с вами.

Улыбку – ту, что нежностью согрета,

Я попрошу у радуги цвета:

Раскрашу в них людское настроенье,

Чтоб в мире жили только доброта,

Тепло души и радости свеченье!

Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Стране Словесного искусства – Литературе. Удачи вам и новых открытий!

2. Мотивация

Учитель: Приглашаю вас заглянуть в один из залов Третьяковской галереи.

Инсценировка (ГИД рассказывает о трех шедеврах из  Третьяковской галереи: К. Сомова «Дама в голубом», В. Серова «Девочка с персиками», П. Кончаловского «Портрет В.Э. Мейерхольда»).

Тётя Лена: Ты обратила внимание, что у каждой эпохи своё представление о красоте?

Вера: Да, причём, это касается и женской, и мужской красоты. Интересно, совсем разные люди на портретах, но в них во всех есть что-то общее.

Тётя Лена: Ты права. Посмотри, они все прекрасны, потому что в глазах светятся ум, доброта, благородство.

Вера: А бывает злая красота?

Тётя Лена: Да, бывает, но она производит отталкивающее впечатление. А вообще внешняя красота человека – вещь - весьма относительная. Каждый человек по-своему красив: у кого-то открытая, приветливая улыбка, или красивая летящая походка, или неправильные черты лица, но при этом – огромные блестящие глаза…

Учитель: Ребята, кого мы встретили в Третьяковской галерее?

Ученики: Мы встретили Веру и её тётю Лену. Это сквозные персонажи, которые на уроках литературы сопровождают нас от одного художественного произведения к другому. (Ребята вспоминают, что они знают о Лене и тёте Вере)

Также мы видим, что тётя привлекает любовь у Веры не только к литературному искусству, но и к балету (ранее мы говорили о впечатлениях Веры после просмотра балета «Щелкунчик» с музыкальным оформлением П.И.Чайковского), а сегодня и к изобразительному искусству.

3. Актуализация

Учитель:  Что может стать темой урока?

«Великая сила искусства (по сказке В.В. Вересаева «Состязание»).

Какие задачи поставим для себя на сегодняшнем уроке?

Ученики:

  1. Чтобы лучше понять произведение, мы должны узнать биографические сведения о писателе.
  2. Охарактеризовать художников: Учителя и Ученика.
  3. Проанализировать и сравнить 2 женских портрета.
  4. Разобраться, чему научит нас эта сказка.

Учитель: Сейчас мы познакомимся с информационным проектом Ивана Горбунова о писателе, а чем будете заняты вы?

 Ученики: Будем внимательно слушать и кратко записывать в тетрадь интересные для нас факты из жизни Вересаева.

ПРОЕКТ О В.В. ВЕРЕСАЕВЕ

Учитель: Что привлекло ваше внимание в биографии Викентия Викентьевича Вересаева?

Ученики:

1.Он был врачом, как и А.П.Чехов и печатался под псевдонимом.

А были ли они знакомы? (Да. Встретились в Коктебеле).

2.На годы его жизни выпали и революции и войны: русско-японская, гражданская и Великая Отечественная. Как писатель он считал, что создать общество людей-братьев можно, но для этого потребуется много усилий; мало совершить государственный переворот, нужно изменить человека, его отношение к ближнему.

Учитель: А когда было написано произведение «Состязание»? ( в 1919 году).

Ученики:

  1. Я высчитал, что писатель прожил 78 лет.
  2. Так же, как и А.С. Пушкин, был на некоторое время выслан из Санкт-Петербурга.
  3. Я прочитал на слайде, что В. Вересаев занимался литературоведческими и критическими исследованиями о жизни и творчестве Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого и Н.В. Гоголя.
  4. Мало изменить государственный строй, надо изменить человека, его отношение к ближнему.

4. Выполнение пробного действия

Учитель: С чего начинается работа с текстом?

Ученики: С заголовка и пытаемся дать значение .

Учитель: С какими словарями мы можем поработать?

Ученики: Поработаем со словарями: толковым словарём, словарём синонимов.

Состязание - СОСТЯЗАНИЕ, состязания, ср. 1. Организованное спортивное соревнование на первенство в чем-нибудь. Состязание в беге. Теннисное состязание. Состязание по фигурному катанию на коньках. Футбольные состязания. 2. Вообще соревнование. Состязание в остроумии. 3. Борьба сторон, участвующих в судебном процессе (юр., офиц. ).

Синонимы: 34 синонима, зачитаем понравившиеся: соревнование, дуэль, спор.

Учитель: Вспомните, в каких произведениях нам встречались данные понятия?

Ученики:

  • Е. Ильина «Четвёртая высота», Гуля Королёва соревновалась по прыжкам в воду с вышки;
  • А. Дюма «Д’Артаньян и три мушкетёра», Д’Артаньян вызвал на дуэль Атоса, Партоса и Арамиса;
  • М. Пришвин «Кладовая солнца», между Настеной и Матрашей завязался спор, как дойти до палестинки с клюквой;
  • М. Метерлинк «Синяя птица» герои боролись за свою независимость…

5.Постановка проблемы

Учитель: О каком же состязании идёт речь в сказке, которую вы прочитали к сегодняшнему уроку?

Ученики: О состязании в изобразительном искусстве.

Учитель: В чём сущность объявленного состязания?

Ученики: На главной Площади древнего города представить картину, изображающую красоту женщины. «Чтоб каждый проходящий издалека мог видеть картину и неустанно славить творца за данную им миру радость».

Учитель: Удалось ли художникам подарить радость народу?

Ученики: Удалось, но не тому, от кого ожидали.

«всеобщий вздох и великая тоска..» ( стр.81) пронеслась над Площадью древнего города от картины Дважды-Венчанного; «рты сомкнулись, кричащие и хохочущие, поднятые с камнями руки опустились…как будто солнце взошло высоко над площадью. Радостный, греющий свет лился от картины и озарял всё кругом» (стр.78, 83).

Учитель: Почему так получилось?

Ученики: Потому что Ученик и Учитель абсолютно разные люди.

6.Проект выхода из затруднений

Учитель: Предлагаю составить психологический портрет участников состязания по отрывку из 1-ой части произведения.

1в.- Дважды-Венчанного; 2в.- Единорога.

Чтение по ролям стр.77-78.

Учитель: Какими вы увидели главных героев?

Ученики: 1в. Дважды-Венчанный – это старец, признанный народом мастер. Он уверен в себе, богат, но боится своего бедного ученика, поэтому с осторожностью спрашивает о Красоте Единорога. Самоуверенный  и лукавый ( «в груди забился ликующий смех, но лицо осталось серьезным», «пряча лукавство, сказал..»).

Он богат и одинок. Пошёл по свету искать высшую КРАСОТУ. Прославленный на весь мир художник, гордость всего города. В его победу верит народ.

2в. Единорог – молодой художник, у него есть любимая женщина и хозяйка Зорька. Открытый («говорит правдиво»), смелый ( « не художник тот, кто бы испугался борьбы»), гостеприимный («накрывает стол: лучшим вином, сыром, виноградом»). Остался писать картину дома. Его имя – символ любви, цвета и духовной чистоты.

Учитель: Что пришлось испытать Учителю во время поиска своей Красоты?

Ученики: Усталость, отчаяние, разочарование, стыдливость («В теле была усталость, в душе – отчаяние. Никогда, никогда, казалось ему, не найдёт он того, чего ищет. Не найдёт, потому что не способен найти… Что же и это за колдовство в мировой красоте, что оно вечно ускользает от человека, вечно недоступна и непостижима не укладывается целиком ни в какие формы природы?.. Противно стало ему и стыдно за неумелые его намёки на то великое и непостигаемое, что носилось перед его тоскующими глазами и чего никогда он не смог воплотить в формы и краски».)

Учитель: В начале урока я тоже перед вами предстала в образе художника – художника настроения, а теперь предлагаю вам попробовать себя в образе художника-акварелиста.

7.Физминутка.

Учитель: Уважаемые, творческие натуры, приглашаю Вас на Площадь Красоты…Что перед нами?

(открываю портреты).

8.Самостоятельная работа.

Ученики: Это же картины из сказки.

Учитель: Удалось ли нашим художникам передать содержание портретов, задуманных художниками-соперниками из сказки В.Вересаева? Докажите.

Ученики: 1-ый портрет – Фиалковенчанная. «Предгорный холм…залитая лучами солнца спускалась стройная дева в венке из фиалок. За нею громоздились тёмно-серые выступы суровых гор, ещё не тронутых солнцем. Большие глаза девы, как утреннее небо после ночной грозы»;

2-ой портрет – Зорька. «На скамье, охватив колено руками, подавшись лицом вперёд, сидела и смотрела на толпу – Зорька! За нею – полуоблупившаяся стена хижины и косяк двери, над головою – виноградные листья, красные по краям, меж них – тяжёлые сизые гроздья, а вокруг неё – горячая, напоенная солнцем тень…Чуть заметная счастливая улыбка замерла на губах, в глазах был стыдливый испуг и блаженное недоумение перед встающим огромным счастьем…».

Учитель: А какой вам портрет больше нравится? Почему? Художники-портретисты, а что вас заинтересовало в этой работе? Ведь вы же передали содержание картин глазами героев В. Вересаева.

Ученики: Мы обратили внимание на символы в наших работах и решили разобраться. Оказывается,  фиалка – красивая, добродетельная олицетворяет весну, пробуждение природы и смерть.. Виноград является символом мудрости, гостеприимства и достатка.

9.Включение в систему знаний.

Учитель: Возвращаемся к началу урока и проанализируем, что удалось, а о чём ещё не сказали?

Ученики:

  1. Мы познакомились с новым автором В.В.Вересаевым.
  2. Разобрались с сюжетом произведения.
  3. Сравнили и проанализировали психологические портреты художников и женские портреты .

А не сказали о том, чему учит эта сказка?

  1. А учит эта сказка, наверное, Красоте: видеть красоту мира в окружающем нас. Так же, как и Морис Метерлинк в «Синей птице» научил нас видеть счастье в своем доме, в родителях, хлебе, воде, а В.Гауф в «Маленьком Муке» показал нам, что деньги не главное в жизни.
  2. Внешняя и внутренняя красота – это не одно и то же. Учитель изобразил внешнюю красоту, а ученик – внутреннюю. Внутренняя красота открывает сердце любимого человека.
  3. Главное – уметь увидеть ту «изюминку», индивидуальность, красоту, которая есть у каждого. Именно они делают человека неповторимым.
  4. Сила искусства и литературного и изобразительного воздействовать на разум человека.

Учитель: Как вы оцените свою работу на сегодняшнем уроке?

Ученики:

  1. Мне понравилось побывать в Третьяковской галерее, Александре удалось справиться с ролью гида;
  2. А мне понравилось чтение по ролям, ребятам удалось интонационно передать характеры героев.
  3. А мне понравились картины, я не умею так рисовать, я рад, что учусь с такими талантливыми одноклассниками.
  4. 4.А я рад, что у нас есть такой путешественник-учитель.

10. Домашнее задание: Ответы на вопросы стр.84 по разделу «Сказки для взрослых»

Учитель:  Скажите, а кто для вас самый красивый человек на Свете?

Ученики: МАМА.

Учитель: Что такое мама?

11.Чтение стихотворения о маме (заранее подготовленных учеников).

Мама – это небо! Мама – это свет!

Мама – это счастье! Мамы лучше нет!

Мама – это сказка! Мама – это смех!

Мама – это ласка! Мамы любят всех!

Мама улыбнётся, Мама погрустит,

Мама пожалеет, Мама и простит.

Мама – осень золотая, Мама – самая родная,

Мама – это доброта, Мама выручит всегда!

Мам мы скоро всех поздравим и много счастья пожелаем!

Учитель: В преддверии замечательного и доброго праздника хотели бы всех присутствующих поздравить с «Днём матери» и оставить о нашей встрече памятные подарки друг другу в виде закладок с изображением птичек счастья.

На творчество нас всех вдохновила истинная красота – душевная…

(Дети обмениваются в конце урока с соседями по парте закладками, сделанными своими руками).

Добавить комментарий

Ссылки на другие сайты не оставлять!


Защитный код
Обновить