Урок проводится после изучения жизненного и творческого пути поэта, писателя, переводчика и даёт возможность не только познакомить учащихся с его поэтическим наследием, но и обратить внимание старшеклассников на чувства Пастернака, выраженные в лирических произведениях.

Проведению подобного урока предшествует индивидуальная подготовительная работа с учениками: выбор стихотворения, его интерпретация, подготовка анализа, создание слайдов для совместной презентации. Всё это поможет учителю охватить основную тематику лирики поэта, а учащимся – принять активное участие в процессе обучения, обменяться знаниями со своими одноклассниками. Исследовательский метод позволит повысить активизацию познавательной и самостоятельной деятельности учащихся, углубить их знания, повысить интерес к изучаемому материалу.

Автор разработки – Фирсова Елена Михайловна

ЦЕЛЬ: раскрыть глубину творческой личности Пастернака, введя учащихся в сложный мир пастернаковского стиха; показать его взгляды на призвание и судьбу поэта; пробудить интерес учащихся к поэзии Пастернака; формировать навыки познавательной и поисковой деятельности, коммуникативные навыки, навыки анализа стихотворения; развивать речь, мышление, воображение учащихся; создать условия для их творческого самовыражения.

УУД личностные:  самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к оценке своих действий, поступков;

регулятивные: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;  

коммуникативные: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения;

познавательныеумение воспринимать и анализировать художественный текст; перерабатывать полученную информацию; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и   информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты:    

личностные: сформированность ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов обучающихся, приобщение к духовному богатству русской литературы;

метапредметные: владение видами речевой деятельности, применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне и в повседневной жизни;

предметные: умение анализировать литературное произведение, создавать устные монологические высказывания разного типа, понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Форма: урок-обозрение.

Оформление урока: портрет Б.Л. Пастернака, сборники стихотворений; тексты заданий и стихотворений; ноутбук, экран, мультимедийный проектор.

 

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап.
  2. Мотивирование к учебной деятельности.

Просмотр фрагмента фильма «Ирония судьбы…»

Звучит песня «Никого не будет дома…» на стихи Пастернака

- Вот так вошёл в мою жизнь, как, впрочем, и в жизнь многих, Б. Пастернак, прекрасный человек, гениальный поэт. Он был необыкновенно красив: высокий рост, огромные глаза, чёткого рисунка губы. Ю. Анненков вспоминал, что на улицах прохожие часто оборачивались вслед Пастернаку, даже не зная, кто он такой.

  1. Постановка цели урока.

- Наш урок посвящен изучению лирики Бориса Пастернака, поэта и писателя, переводчика. Его творчество незаслуженно было отвергнуто в советское время, в наше же время интерес к произведениям Б. Пастернака возрос.

Оформление тетрадей

В течение урока самостоятельно заполняйте таблицу.

Основные темы

Основные мотивы

 

 

Напоминаю, мотив – это компонент произведения, обладающий повышенной значимостью.

  1. Работа над темой урока.

Учитель: По словам Д. Быкова, автора книги «Борис Пастернак» (из серии ЖЗЛ), каждое стихотворение Пастернака родилось из яркого зрительного образа, имеет чёткую «компоновку», сродни музыкальной композиции и глубокий философский подтекст. Я думаю, мы с вами сегодня сможем убедиться в этом.

Учитель: Многие стихотворения Бориса Пастернака наполнены тоской.

Так, в знаменитом стихотворении “Февраль”, которое принадлежит к ранней прозе Пастернака и является его своеобразной карточкой, поэт выражает свое настроение — грустное, в некоторой степени даже разочарованное: «Февраль. Достать чернил и плакать!»

Выступление ученика с индивидуальным сообщением: чтение наизусть стихотворения “Февраль. Достать чернил и плакать!” и анализ стихотворения.

Выявление первоначального восприятия.

Учитель: Как бы вы определили тему стихотворения?

Учитель: Как они взаимодействуют друг с другом?

Комментарий учителя: Стихотворение построено на уподоблении ранней весны, ливня и поэтического вдохновения, начала творчества. Причем акт творчества становится естественным продолжением процессов, происходящих в природе весной.

Учитель: В каких строчках выражена главная мысль стихотворения?

И чeм случaйнeй, тeм вepнee

Слaгaются стиxи нaвзpыд.

Учитель: Говорят, у каждого поэта есть любимая часть речи. У Фета – существительное, у Пушкина – глагол, у Бунина – прилагательное. Пастернаку критики приписывают любовь к причастию и наречию. Их, конечно, меньше в языке, но они всегда значимы для поэта. Такое «значимое» наречие есть и в нашем стихотворении. Что это за слово?

- Навзрыд.

- Что оно означает?

- Безудержно, отчаянно, изо всей силы.

Учитель: Обычно сочетается с глаголом «плакать», «рыдать».  А когда человек плачет навзрыд?

- У Пастернака наречие сочетается с глаголом «писать». Что значит «писать навзрыд»?

Задание: выполните  задание 25 в формате ЕГЭ по русскому языку.

Карточки с заданием.

Мысль о единстве человека с природой, о слиянии человека со вселенной представляет концепцию жизни Пастернака. Так, в стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать…» творчество предстает неотделимой частью не только духовной жизни лирического героя, но и всей природы, о чем говорит активное использование поэтом такого тропа, как ____________ («слякоть горит» в строках 3-4, «тысячи грачей сорвутся и обрушат» в строках 10-12, «ветер изрыт» в строке 14).Подчеркивают игру между образами двух уровней – природным и психологическим -_______________ (например, в строке 15: «и чем случайней, тем вернее»). Расставить акценты и сконцентрировать внимание читателя на центральных образах стихотворения позволяет ______________ («навзрыд» в строках 2 и 16, «чернила» в строках 1 и 8), а также синтаксический прием __________ в 1-2 строках и 5 строке.

Ответ: __________________

Список терминов:

  1. Аллитерация
  2. Лексический повтор
  3. Анафора
  4. Парцелляция
  5. Метафора
  6. Параллелизм
  7. Контекстные антонимы
  8. Олицетворения
  9. Односоставные предложения

Ответ – 8, 7, 2, 4

Прослушивание стихотворения «Быть знаменитым некрасиво» в исполнении актёра Игоря Кваши.

Выявление первоначального восприятия.

- Определите тему стихотворения.

- В чём видит поэт своё предназначение?

Учитель: Тема поэта и его предназначения – одна из важнейших тем в творчестве Пастернака. По мнению поэта, художник не должен зависеть о мнения толпы: «Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь». Пастернак осуждает внимание к «шумихе», «успеху», внешнему благополучию, потому что все это только мешает.

Учитель: Стихотворное наследие Бориса Пастернака достаточно велико. Оно отличается многообразием тем и глубиной философского осмысления. Большое место в поэзии Пастернака занимает тема любви. Одним из самых знаменитых произведений этого поэта является стихотворение «Любить иных – тяжелый крест…» Это стихотворение – обращение лирического героя к любимой женщине, восхищение ее красотой.

Выступление с индивидуальным сообщением: чтение и анализ стихотворения «Любить иных – тяжёлый крест» подготовленным учеником.

Учитель: В этом стихотворении поэт разграничивает два мира – мир природной, естественной красоты и мир людей, повседневных дрязг, «словесного сора» и мелочных мыслей. Символичен здесь образ весны как времени возрождения и перерождения: «Весною слышен шорох снов и шелест новостей и истин». И сама лирическая героиня подобна весне, она «из семьи таких основ», она как свежее дыхание ветра, является проводником из одного мира в другой, мир прекрасного и естественного. В этом мире есть место только для чувств и истин. Ключом к этой новой и прекрасной жизни является красота.

Учитель: «Его грудь заполнена природой до предела, – писала о Пастернаке Марина Цветаева, – кажется, уже с первым своим вздохом он вдохнул, втянул ее всю – и вдруг захлебнулся ею и всю последующую жизнь с каждым новым стихом (дыханием) выдыхает ее, но никогда не выдохнет».

Выступление ученика с индивидуальным сообщением: чтение наизусть и анализ стихотворения “Зимняя ночь”.

Выявление первоначального восприятия.

- О чём оно? (о любви, противостоящей всему)

- Докажите, что стихотворение построено на приёме антитезы. (метель – свеча)

- Что олицетворяет метель? Свеча? (метель – холод, неуют, стихия, охватившая весь мир; свеча – уют, тепло, дом, любовь двух сердец, страсть влюблённых) Метель символизирует пространство всей земли, пространство снаружи, за окном. (“Мело, мело по всей земле, во все пределы”.) Образ свечи включает в себя пространство внутри комнаты. (“Свеча горела на столе”.)

- Как связать это с современностью?

- С каким стихотворением Пушкина перекликается? ("Бесы")

- Кто побеждает у Пушкина, путник или бесы?

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне…

Путник попал в метель и не знает, как из нее выбраться.

А у Пастернака? Докажите  текстом.

Учитель: Слова “метель” и “свеча” можно рассматривать как контекстуальные антонимы. Лирическое событие совершается одновременно в двух пространствах: в пространстве всей земли и в замкнутом пространстве комнаты, освещённой горящей свечой. Пространство комнаты (стол, потолок, угол) конкретное, ограниченное оконной рамой. Пространство всей земли (“Мело, мело по всей земле, во все пределы”) огромное, безграничное.

Учитель: “Во все пределы” – как вы понимаете это выражение?

Слово “предел” многозначно, в словаре Ожегова одно из его переносных значений определяется как “судьба”. (Такой уж ему предел/судьба – на чужбине умереть”.) Мело “во все пределы” – мело во все судьбы людские. Буквально в каждой строчке — образы, символы. Так, например, свеча — библейский образ, воплощение света, надежды и веры поэта в просветленное будущее, в торжество добра и справедливости. “Озаренный потолок” — небо, Бог. “Крест”, “ангел” — связь с образом Иисуса Христа, надежда на его воскресение. Стихотворение насквозь пронизано христианскими мотивами.

Учитель: А. Синявский писал о своеобразии лирического героя и природы в лирике Пастернака: “В его стихах природа превращается в главного лирического героя. Она, оживая, не отдаляется от человека, а, наблюдая за ним, как бы втягивает его в свой мир”.

- Вспомните, в каких произведениях русской литературы метель не просто явление природы, но и “действующее лицо”, компонент сюжета, символический образ?

(В пушкинских произведениях “Метель”, “Капитанская дочка” метель – символ рокового стечения обстоятельств. В поэме А. Блока “Двенадцать” метель – стихия революции.)

- Какова основная мысль стихотворения? (внешние недобрые силы не могут победить маленький живой огонёк, символизирующий надежду на лучшее, любовь)

Учитель: Стихотворение «Зимняя ночь» из романа Пастернака «Доктор Живаго». Е Евтушенко писал: «Этот роман – роман нравственного перелома 20-го века, роман, поставивший историю человеческих чувств выше истории как таковой». Произведение о Юрии Живаго, и стихи, написанные от его имени, стали выражением радости, преодолевающей страх смерти. Стихотворение “Гамлет” можно считать ключевым для произведения: именно им открывается семнадцатая стихотворная глава.

Выступление с индивидуальным сообщением: чтение стихотворения “Гамлет” наизусть подготовленным учеником с последующим анализом.

Учитель:  Язык предельно прост, аскетичен (строг и скуп, беден деталями, выразительными средствами), но есть очень яркие метафоры.

- Приведите примеры метафор (На меня наставлен сумрак ночи тысячью биноклей на оси…)

Учитель: Исследователь творчества Пастернака А. Синявский назвал его поэтический метод “метафорической скорописью действительности”.

Обращение к шекспировскому образу заставляет вспомнить формулу великого драматурга “Весь мир – театр и люди в нем актеры”. Ситуация Гамлета осмысливается как типовая ситуация каждого человека в этой жизни, а обращение “Я люблю твой замысел упрямый” относится не только к режиссеру драмы, но и к Создателю этого мира, в котором каждый достойно должен пройти предназначенный ему свыше путь. Достойным до конца своей роли остался и Борис Пастернак.

Учитель: В 1958 году Пастернаку была присуждена Нобелевская премия “За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы”. Разразившийся вслед за этим беспочвенный политический скандал, получивший во всем мире название “Дело Пастернака”, напоминал по своим формам худшие явления прошлого. Ответивший первоначально благодарностью на заслуженную им награду, Пастернак через неделю угроз и травли был вынужден отказаться от премии. Пастернака вынудили подписать не им составленные печатные заявления. Были остановлены все издания его переводов, и поэт был оставлен без заработка. Иностранный корреспондент попросил у Пастернака интервью. Борис Леонидович ответил, что не может, и вместо интервью дал клочок бумаги с новым стихотворением. Западные радиоголоса тут же прочли всему миру это стихотворение, и весь мир узнал правду о добровольном (в кавычках) покаянии Пастернака. Так поэт в один миг зачеркнул своё унижение. Снова стал самим собой.

Выступление ученика с индивидуальным сообщением: чтение наизусть стихотворения “Нобелевская премия”, анализ.

Учитель: Прекрасной характеристикой поэтического феномена Бориса Леонидовича Пастернака служат слова его современницы Анны Ахматовой:

Он награжден каким-то вечным детством,

Той щедростью и зоркостью светил,

И вся земля была его наследством,

А он ее со всеми разделил.

Учитель: «Во всём мне хочется дойти до самой сути» – выражает отношение автора не только к творчеству, но и ко всей жизни.

Чтение наизусть учеником стихотворения «Во всём мне хочется дойти до самой сути»

Выявление первоначального восприятия.

- О чём размышляет поэт в стихотворении? В чём видит цель своей жизни? Какие области жизни затрагивают эти цели? Что значит выражение «дойти до самой сути»?  Что в жизни и в творчестве лирический герой считает важным? Определите тему произведения. Сформулируйте основную мысль стихотворения.

  1. Итог урока

–Думаю, у каждого из вас возник свой, независимый от сидящих рядом с вами, образ поэта, значит, и Пастернак для каждого из вас будет свой. По этому поводу уместны будут слова Марины Цветаевой, с которой поэта связывали дружеские отношения: «Можно сказать, что Пастернака читатель пишет сам».

  1. Рефлексия.

- Назовите строчки, определяющие того Пастернака, которого вы сегодня открыли для себя.

- Чему можно научиться у Б.Л. Пастернака?

- Когда-то Марина Цветаева в полемическом пылу воскликнула: «Где человек, до конца понЯвший Пастернака?» И сама же пояснила: Пастернак — это «тайнопись», «иносказание», «шифр».

- Для выполнения задания 4 ЕГЭ по русскому языку предлагаю запомнить рифмовку:

ПонЯвший мира красоту,

Хранит природы чистоту.

  1. Просмотр видеопрезентации.

Учитель: Готовясь к уроку, вы прикоснулись к миру поэзии Бориса Пастернака, пытались понять его творчество и совместно создали электронный сборник избранных стихов поэта. Давайте все вместе посмотрим результат вашей работы.

  1. Домашнее задание: интерпретация стихотворений «Зимняя ночь», «Гамлет», «Во всём мне хочется дойти до самой сути» (одно по выбору)

Опережающее задание: выучить на выбор «Февраль. Достать чернил и плакать», «Зимняя ночь», «Гамлет».


Презентация к уроку (файл ppt, размер 7,30 МБ).

Музыка Брамса (файл mp3, размер 5,30 МБ).

Олег Меньшиков читает "Я пропал, как зверь в загоне..." из дф. "Преступление Бориса Пастернака" (файл mkv, размер 1,28 МБ).

You have no rights to post comments