В конспекте урока по литературе в 10 классе рассматриваются литературные параллели романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».

 

Автор Шелудченко Анна Викторовна

Форма урока – семинар

Тип урока – моделирующий

Цели урока: 

  • формирование устойчивых знаний, умений и навыков по материалам романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»;
  • систематизация и обобщение изученного путём сопоставления нового материала с уже имеющимися знаниями;
  • развитие и совершенствование критического мышления, творческих и познавательных способностей учащихся;
  • развитие навыков выполнения творческих, литературно-критических и аналитических работ;
  • совершенствование важнейших умений и навыков, обеспечивающих успешное усвоение учебного курса: навыков анализа и многоплановой интерпретации художественного текста, а также сопоставительно-аналитические умений, позволяющих устанавливать как внутри-, так и межтекстовые связи.

Задачи урока:

  • обучающие: научить выполнять тестовые задания №8 и №9 (в соответствии с демоверсией ЕГЭ по литературе):  воспринимать и анализировать художественный текст в его жанрово-родовой специфике; выделять смысловые части художественного текста; формулировать тему, идею, проблематику эпизода произведения, давать характеристику героев; сопоставлять литературные факты и явления; выделять авторскую позицию в произведении; выражать своё отношение к прочитанному в форме письменного высказывания на литературную тему; включать анализируемое произведение в литературный контекст (обоснование связи данного художественного текста с другими произведениями по указанному в задании аспекту сопоставления);
  • развивающие:развивать навыки аргументации и построения суждений на основе известной информации, работы в группе, анализа эпизодов; стимулировать развитие устной и письменной речи, а также творческого потенциала каждого ученика через дифференцированные домашние задания; отрабатывать навык написания эссе;
  • воспитательные:воспитывать ответственность каждого за конечный результат работы; создать условия для воспитания любви и уважения к художественному слову.

Формы работы учащихся: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: ноутбук, экран, мультимедийный проектор.

Ход урока

Эпиграф (записан на доске).

…История, война, все ужасы, какие есть на земле, все страсти, все моменты человеческой жизни, … все радости и горести, доступные человеку,… - всё есть в этой картине. Н.Н. Страхов

 

1. Слово учителя. Известный критик 19 века Николай Николаевич Страхов писал с восхищением о романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир»: «Какая громада и какая стройность! Тысячи лиц, тысяча сцен, всевозможные сферы государственной и частной жизни, история, война, все ужасы, какие есть на земле, все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорождённого ребёнка до последней вспышки чувства умирающего старика, все радости и горести, доступные человеку. Всевозможные душевные настроения – от ощущения вора, укравшего деньги у своего товарища, до величайших просветлений человеческой души – всё это есть в этой картине».И эти слова невозможно оспорить, потому что на каждой странице романа Л.Толстой поднимает определённую проблему, заставляя тем самым ни одно поколение читателей и литературоведов  искать ответы на «вечные» вопросы бытия, и, наверное, поэтому эпопея «Война  и мир» и стала объектом глубокого анализа на ЕГЭ по литературе.

Сегодня на основе романа Толстого мы с вами рассмотрим два задания ЕГЭ, которые   нацелены на проверку умения выпускника включать анализируемый эпизод  в литературный контекст. То есть при выполнении задания №8 необходимо конкретно отвечать на поставленный вопрос, а  при выполнении задания №9 нужно подобрать 2 произведения русской литературы (которые называют литературными параллелями) на основе смежности тем,  образов, проблем и прочих аспектов.

Класс заранее был поделён на 3 группы, каждая из которых получила задание. Члены групп должны были самостоятельно распределить обязанности по выполнению данных заданий по следующей схеме:

1-й ученик анализирует предложенный эпизод (исходный текст), то есть отвечает на вопрос 8 задания.

2-й ученик читает отрывок произведения (1-й аргумент), соответствующий  аспекту сопоставления.

3-й ученик  находит сходство и/или различие в изображении данного аспекта с исходным текстом.

4-й ученик читает отрывок произведения (2-й аргумент), соответствующий  аспекту сопоставления.

5-й ученик  находит сходство и/или различие в изображении данного аспекта с исходным текстом.

6-й ученик даёт полный ответ на вопрос тестового задания №9.

 

Ответ на вопрос 8 задания строится по обычной схеме:

  1. Вступление.
  2. Основная часть.
  3. Вывод.

Примерная «формула» вашего ответа на вопрос задания №9:

  1. ????? тема (проблема, идея, герои) фигурирует(ют) в таких произведениях, как…
  2. В произведении (1 аргумент) наблюдается сходство (различие) в изображении данной темы с исходным текстом Л.Н.Толстого.
  3. Подобная тема (проблема, идея) затронута и в произведении (2 аргумент). С текстом Л.Толстого их объединяет …., различия между двумя произведениями состоят в…
  4. Таким образом, вышеназванные произведения доказывают то, что тема (проблема, идея, герои) волновала(и) многих русских писателей.

2.Работа по группам.

А) Задание для I-й группы.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание 9.

Наполеон чуть поворотил голову назад и отвёл назад свою маленькую пухлую ручку, как будто желая взять что-то. Лица его свиты, догадавшись в ту же секунду, в чём дело, засуетились, зашептались, передавая что-то один другому, и паж, тот самый, которого вчера видел Ростов у Бориса, выбежал вперёд и, почтительно наклонившись над протянутой рукой и не заставив её дожидаться ни одной секунды, вложил в неё орден на красной ленте. Наполеон, не глядя, сжал два пальца. Орден очутился между ними. Наполеон подошёл к Лазареву, который, выкатывая глаза, упорно продолжал смотреть только на своего государя, и оглянулся на императора Александра, показывая этим, что то, что он делал теперь, он делал для своего союзника. Маленькая белая рука с орденом дотронулась до пуговицы солдата Лазарева. Как будто Наполеон знал, что для того, чтобы навсегда этот солдат был счастлив, награждён и отличён от всех в мире, нужно было только, чтоб его, Наполеонова, рука удостоила дотронуться до груди солдата. Наполеон только приложил крест к груди Лазарева и, пустив руку, обратился к Александру, как будто он знал, что крест должен прилипнуть к груди Лазарева. Крест действительно прилип, потому и русские, и французские услужливые руки, мгновенно подхватив крест, прицепили его к мундиру. Лазарев мрачно взглянул на маленького человека с белыми руками, который что-то сделал над ним, и, продолжая неподвижно держать на караул, опять прямо стал глядеть в глаза Александру, как будто спрашивал Александра: всё ли ещё стоять ему, или не прикажут ли ему пройтись теперь, или, может быть, ещё что-нибудь сделать? Но ему ничего не приказывали, и он довольно долго оставался в этом неподвижном состоянии.

Государи сели верхами и уехали. Преображенцы перемешались с французскими гвардейцами и сели за столы, приготовленные для них.

Ростов долго стоял у угла, издалека глядя на пирующих. В его уме происходила мучительная работа, которую он никак не мог довести до конца. В душе поднимались страшные сомненья. То ему вспоминался Денисов с своим изменившимся выражением, с своею покорностью и весь госпиталь с этими оторванными руками и ногами, с этой грязью и болезнями. Ему так живо казалось, что он теперь чувствует этот больничный запах мёртвого тела, что он оглядывался, чтобы понять, откуда мог происходить этот запах. То ему вспоминался этот самодовольный Бонапарте с своей белой ручкой, который был теперь император, которого любит и уважает император Александр. Для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди? То вспоминался ему награждённый Лазарев и Денисов, наказанный и непрощённый. Он заставал себя на таких странных мыслях, что пугался их.

(Л.Н. Толстой «Война и мир»)

Для выполнения заданий 8 и 9 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а заем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5-10 предложений).

Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на данный эпизод произведения.

Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к другому произведению того же автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

8. Какими видит Николай Ростов российского и французского императоров?

9. В каких произведениях русской литературы созданы образы исторических деятелей? В чём их можно сопоставить с оценкой реальных исторических лиц Л.Н. Толстым?

 

Б) Задание для II-й группы.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание 9.

Князь Андрей встал и подошел к окну, чтобы отворить его. Как только он открыл ставни, лунный свет, как будто он настороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату. Он отворил окно. Ночь была свежая и неподвижно-светлая. Перед самым окном был ряд подстриженных дерев, черных с одной и серебристо-освещенных с другой стороны. Под деревами была какая-то сочная, мокрая, кудрявая растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями. Далее за черными деревами была какая-то блестящая росой крыша, правее большое кудрявое дерево с ярко-белым стволом и сучьями, и выше его почти полная луна на светлом, почти беззвездном весеннем небе. Князь Андрей облокотился на окно, и глаза его остановились на этом небе.

Комната князя Андрея была в среднем этаже; в комнатах над ним тоже жили и не спали. Он услыхал сверху женский говор.

— Только еще один раз, — сказал сверху женский голос, который сейчас узнал князь Андрей.

— Да когда же ты спать будешь? — отвечал другой голос.

— Я не буду, я не могу спать, что ж мне делать! Ну, последний раз...

Два женских голоса запели какую-то музыкальную фразу, составлявшую конец чего-то.

— Ах, какая прелесть! Ну, теперь спать, и конец.

— Ты спи, а я не могу, — отвечал первый голос, приблизившийся к окну. Она, видимо, совсем высунулась в окно, потому что слышно было шуршанье ее платья и даже дыханье. Все затихло и окаменело, как и луна и ее свет и тени. Князь Андрей тоже боялся пошевелиться, чтобы не выдать своего невольного присутствия.

— Соня! Соня! — послышался опять первый голос. — Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, — сказала она почти со слезами в голосе. — Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало.

Соня неохотно что-то отвечала.

— Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки — туже, как можно туже, натужиться надо, — и полетела бы. Вот так!

— Полно, ты упадешь.

Послышалась борьба и недовольный голос Сони:

— Ведь второй час.

— Ах, ты только все портишь мне. Ну, иди, иди.

Опять все замолкло, но князь Андрей знал, что она все еще сидит тут, он слышал иногда тихое шевеленье, иногда вздохи.

— Ах, Боже мой! Боже мой! что же это такое! — вдруг вскрикнула она. — Спать так спать! — и захлопнула окно.

«И дела нет до моего существования!» — подумал князь Андрей в то время, как он прислушивался к ее говору, почему-то ожидая и боясь, что она скажет что-нибудь про него. «И опять она! И как нарочно!» — думал он. В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние, тотчас же заснул.

(Л.Н. Толстой «Война и мир»)

Для выполнения заданий 8 и 9 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а заем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5-10 предложений).

Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на данный эпизод произведения.

Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к другому произведению того же автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

8. Какие произошли изменения в душе Андрея Болконского, ставшего свидетелем любования лунной ночью Наташей Ростовой?

9. В каких произведениях русской классики пейзаж выражает авторскую позицию? Что сближает эти произведения с романом Л.Н. Толстого?

 

В) Задание для III-й группы.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание 9.

Он схватил его за руку своею костлявою маленькою кистью, потряс её, взглянул прямо в лицо сына своими быстрыми глазами, которые, как казалось, насквозь видели человека, и опять засмеялся своим холодным смехом.

Сын вздохнул, признаваясь этим вздохом в том, что отец понял его. Старик, продолжая складывать и печатать письма с своею привычною быстротой, схватывал и бросал сургуч, печать и бумагу.

— Что делать? Красива! Я все сделаю. Ты будь покоен, — говорил он отрывисто во время печатания.

Андрей молчал: ему и приятно и неприятно было, что отец понял его. Старик встал и подал письмо сыну.

— Слушай, — сказал он, — о жене не заботься: что возможно сделать, то будет сделано. Теперь слушай: письмо Михайлу Иларионовичу отдай. Я пишу, чтоб он тебя в хорошие места употреблял и долго адъютантом не держал: скверная должность! Скажи ты ему, что я его помню и люблю. Да напиши, как он тебя примет. Коли хорош будет, служи. Николая Андреевича Болконского сын из милости служить ни у кого не будет. Ну, теперь поди сюда.

Он говорил такою скороговоркой, что не доканчивал половины слов, но сын привык понимать его. Он подвел сына к бюро, откинул крышку, выдвинул ящик и вынул исписанную его крупным, длинным и сжатым почерком тетрадь.

— Должно быть, мне прежде тебя умереть. Знай, тут мои записки, их государю передать после моей смерти. Теперь здесь вот ломбардный билет и письмо: это премия тому, кто напишет историю суворовских войн. Переслать в академию. Здесь мои ремарки, после меня читай для себя, найдешь пользу.

Андрей не сказал отцу, что, верно, он проживет еще долго. Он понимал, что этого говорить не нужно.

— Все исполню, батюшка, — сказал он.

— Ну, теперь прощай! — Он дал поцеловать сыну свою руку и обнял его. — Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... — Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: — А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно! — взвизгнул он.

— Этого вы могли бы не говорить мне, батюшка, — улыбаясь, сказал сын.

Старик замолчал.

— Еще я хотел просить вас, — продолжал князь Андрей, — ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя, как я вам вчера говорил, чтоб он вырос у вас... пожалуйста.

— Жене не отдавать? — сказал старик и засмеялся.

Они молча стояли друг против друга. Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына. Что-то дрогнуло в нижней части лица старого князя.

— Простились... ступай! — вдруг сказал он. — Ступай! — закричал он сердитым и громким голосом, отворяя дверь кабинета.

(Л.Н. Толстой «Война и мир»)

Для выполнения заданий 8 и 9 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а заем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5-10 предложений).

Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на данный эпизод произведения.

Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к другому произведению того же автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

8. О каких чертах характера Болконского-отца и Болконского-сына идёт речь в данном эпизоде?

9. В жизни каких героев произведений русской литературы отцовский завет оказал влияние на формирование личности?

 

3. Итоги урока.

Итак, сегодня мы с вами научились выполнять тестовые задания №8 и №9, которые требуют от ученика знаний художественных произведений  и умений их анализировать и сопоставлять. Давайте ещё раз вспомним схему написания сочинения по 9 заданию.

  1. Вступление (= тезис).
  2. Ответ на вопрос.

    а) первая позиция сопоставления, общее и различия в изображении, приёмах, подходе к материалу и т.д.

    б) вторая позиция сопоставления, общее и различия в изображении , приёмах, подходе к материалу и т.д.

  1. Заключение (= вывод), соответствующий тезису.

Пусть из вас и не все, а лишь единицы, будут сдавать ЕГЭ по литературе, но каждый из вас обязательно вспомнит о «Войне и мире» на итоговом выпускном сочинении. А полученные знания по написанию сочинения по 9 заданию помогут вам на ЕГЭ по русскому языку, где выполнение 25 задания предполагает использование в качестве  аргументации двух литературных произведений, соотносящихся по теме, проблеме или образному ряду.

 

4. Выставление отметок.

5. Дополнительное задание (если останется время) – литературная викторина.

Кто из героев романа «Война и мир»

- стремился женить своего сына, «беспокойного дурака», на богатой княжне? (князь Василий Курагин)

- ездил в лагерь своих врагов с целью разведки и спокойно разговаривал с ними у костра, а потом так же спокойно уехал  от них? (Долохов с Петей Ростовым)

- приказал вновь забросать  снегом расчищенную дорогу, узнав, что в его имение едет Василий Курагин? (Болконский-старший)

- упросил оставить его в партизанском отряде и дать возможность участвовать    в настоящем деле, а на следующий день героически погиб при столкновении с французами? (Петя Ростов)

- думал завоевать себе военную славу, но не получением наград при штабе, а в бою? (Андрей Болконский)

- накануне Бородинского сражения говорит: «Шахматы поставлены, игра начнётся завтра»? (Наполеон)

- о ком сказал Андрей Болконский: «Ты мне дорог, именно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света»? (о Пьере Безухове)

- во время какого сражения состоялась встреча князя Андрея Болконского с его кумиром Наполеоном Бонапартом? (Аустерлицкого)

- кому адресованы слова А.П.Шерер: «Надеюсь, что здесь его никто не примет, несмотря на его богатство»? (Пьеру Безухову)

- кто приказал отдать в солдаты своего дворового только за то, что он подал кофе сначала дочери, а не гувернантке, пользовавшейся    в тот момент расположением хозяина? (Болконский-старший)

- сколько в романе представлено сновидений и кого? (Всего в романе двенадцать  ярких сновидений, которые принадлежат только пяти героям-мужчинам: Андрею Болконскому (три сна), его сыну Николеньке (один сон), Пьеру Безухову (пять снов), Николаю Ростову (два сна), Пете Ростову (один сон).

 

6.Домашнее задание.

Написать сочинения по  заданиям №8 и №9.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание 9.

Пьер подошел к огню и тотчас же заснул. Он спал опять тем же сном, каким он спал в Можайске после Бородина.

Опять события действительности соединялись с сновидениями, и опять кто-то, сам ли он или кто другой, говорил ему мысли, и даже те же мысли, которые ему говорились в Можайске.

«Жизнь есть всё. Жизнь есть Бог. Все перемещается и движется, и это движение есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь, любить Бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий».

«Каратаев!» — вспомнилось Пьеру.

И вдруг Пьеру представился, как живой, давно забытый, кроткий старичок учитель, который в Швейцарии преподавал Пьеру географию. «Постой», — сказал старичок. И он показал Пьеру глобус. Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею.

— Вот жизнь, — сказал старичок учитель.

«Как это просто и ясно, — подумал Пьер. — Как я мог не знать этого прежде».

— В середине Бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать его. И растет, сливается, и сжимается, и уничтожается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает. Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез. — Vous avez compris, mon enfant 1, — сказал учитель.

— Vous avez compris, sacré nom 2, — закричал голос, и Пьер проснулся.

(Л.Н. Толстой «Война и мир»)

1 Понимаешь ты, дитя мое.

Понимаешь ты, черт тебя дери.

Для выполнения заданий 8 и 9 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а заем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5-10 предложений).

Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на данный эпизод произведения.

Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к другому произведению того же автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

8. Изменило ли сновидение мировоззрение Пьера Безухова?

9. В каких произведениях русской литературы сны или видения героев играют важную роль, помогая читателям глубже осознать авторскую идею?

 

P.S. Завершая изучение «Войны  и мира», мы ещё раз убеждаемся в грандиозности и величии эпопеи Л.Н.Толстого. И я думаю, что каждый из нас согласится с французским писателем 19 века Роменом Ролланом, сказавшим, что это «произведение, как жизнь, не имеет ни начала, ни конца. Оно — сама жизнь в её вечном движении».

Возможные ответы учащихся

1 группа

Какими видит Николай Ростов российского и французского императоров?

В данном эпизоде мы видим французского полководца и российского императора глазами Николая Ростова. Здесь оба правителя представлены как создатели культа собственной личности. Главам двух государств свойственны позёрство, потребность в лакейской угодливости.

Раскрывая характер Наполеона, Толстой сосредо­точивает внимание на неестественном, ак­тёрском поведении человека, который ежеми­нутно помнит о своей роли великой личности. Бонапарт  уверен­ в том, что каждое его движение и слово фиксируются для истории.

В рассматриваемом фрагменте эпопеи Александр I  и Наполеон намеренно сближены в обрисовке Толстого: та же игра в величие и гуманность, то же лицемерие, то же отсутствие истинной человечности.  Николай, видя их самодовольство, честолюбие и актёрство, задаётся вопросом: «Для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди?»

Таким образом, в глазах молодого Ростова величие сильнейших правителей Европы исчезает.

 

В каких произведениях русской литературы созданы образы исторических деятелей? В чём их можно сопоставить с оценкой реальных исторических лиц Л.Н. Толстым?

Большое место в своём романе Лев Николаевич Толстой отводит таким историческим личностям,  как Наполеону Бонапарту, Кутузову, императору Александру I, российскому генералу Багратиону.

Не только Л.Толстой, но и многие другие русские писатели рассматривали в своих произведениях роль того или иного государственного деятеля в отдельно взятой эпохе.

Так,  в «Слове о полку Игореве…» большое внимание уделяется следующим князьям: Киевскому Святославу, Новгород-Северскому Игорю, Курскому Всеволоду. Отношение неизвестного автора «Слова…» к русским князьям двойственное: с одной стороны, он им сочувствует, гордясь их успехами и сокрушаясь о неудачах; с другой стороны, он осуждает их раздоры и узость политических взглядов. Устами Святослава  автор обвиняет Игоря  в безрассудстве, гордыне и эгоизме, поскольку Новгород-Северский князь заботился только о своей  славе. Таким образом, в данном произведении древнерусским писателем, как и Львом Толстым в «Войне и мире»,  дана справедливая оценка действий исторических лиц.

В «Капитанской дочке» А.С. Пушкина также представлены личности, сыгравшие значительную роль в истории. Здесь мы встречаемся с предводителем крестьянского бунта Емельяном Пугачёвым и императрицей Екатериной II.  Образ Пугачёва у Пушкина, как и Напо­леона у Л. Н.Толстого, субъективен. Самозванец в какой-то степени опоэтизирован писателем: в общении с Петром Гринёвым он добр, гуманен и спра­ведлив. В обоих произведениях изображение исторических лиц обусловлено писательской задачей: у Л. Н. Толстого — это развенчание наполеонизма, у А.С. Пушкина — поэ­тизация образа «вожатого». При всей разности положения самозванца и французского императора оба показаны не только как исторические деятели, но и как люди в их взаимоотношениях с народом.   Образ Екатерины II, справедливой, милосердной и благодарной, написан Пушкиным с нескрываемой симпатией, что нельзя сказать об образе Александра I из «Войны и мира»: государыня  – это та святыня, которую защищали дворяне в войне с Пугачёвым, а император – карьерист, начавший войну 1805 года с одной целью: отнять у Наполеона славу великого полководца.

Все три произведения доказывают то, что их авторы были истинными патриотами, людьми, которые правдиво изобразили реальные исторические события и лиц, изменивших ход истории

2 группа

Какие произошли изменения в душе Андрея Болконского, ставшего свидетелем любования лунной ночью Наташей Ростовой?

Толстой часто использует описание природы для анализа душевного состояния князя Андрея.

 Так, в данном отрывке эпопеи мы наблюдаем, как кардинально меняются мысли князя Андрея после посещения Отрадного и знакомства с Наташей. Её ночной разговор с Соней, нечаянно им подслушанный, раскрывает ему душу этой девушки. Её восторженность и восхищение природой невольно передаются Болконскому. Он начинает понимать ценность жизни, каждого её мгновения. Этот разговор можно назвать началом возрождения Болконского к жизни, у князя появилась надежда на счастье. Он понял, что ещё может полюбить и быть любимым. Можно сказать, что романтическая красота ночи  соединила судьбы Наташи и Андрея.

Таким образом, Лев Николаевич Толстой включает описание природы не только как фон, но и как действующее лицо, помогающее раскрыть лучшие качества его любимых героев, подчеркнуть их духовность, высокие порывы и стремления. 

 

В каких произведениях русской классики пейзаж выражает авторскую позицию? Что сближает эти произведения с романом Л.Н. Толстого?

Большую роль в романе-эпопее Л.Толстого «Война и мир» играет пейзаж, он помогает писателю показать и внутренние изменения героев, и выразить авторскую  позицию. С такой же целью в своих произведениях использовали пейзаж и другие писатели русской литературы.

Например, в повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» большинство пейзажей направлено на то, чтобы передать душевное состояние и переживания главной героини. Лиза, как и Наташа Ростова, и Андрей Болконский,  является воплощением всего естественного и прекрасного. Её мысли и чувства растворяются в окружающем пейзаже, они так же красивы и чисты или громоподобны, как и изменения, происходящие в природе.

Иван Сергеевич Тургенев в романе «Отцы и дети», как и Лев Николаевич Толстой в «Войне и мире», использует пейзаж как средство психологического анализа. Тургенев намеренно не изображает природу в восприятии Базарова, показывая тем самым, что Евгений будто не замечает её. Но оказывается, герой может глубоко чувствовать природу. Способность эту тургеневский персонаж, как и Андрей Болконский, открывает в себе вместе со способностью глубоко и самозабвенно любить.

Названные выше произведения доказывают то, что пейзаж является одним из главных средств раскрытия душеных переживаний героев  и служит для передачи отношения автора к происходящему.

 

3 группа

О каких чертах характера Болконского-отца и Болконского-сына идёт речь в данном эпизоде?

В данном эпизоде «Войны и мира» представлена сцена прощания князя Николая Болконского с сыном Андреем.  Тщетно стараясь скрыть волнение, боль и тревогу,  гордый, вспыльчивый старик, который хочется показаться человеком, которому чужды эмоции, даёт свой отцовский завет. Он не просит, а требует  не трусить, не уронить своего достоинства, служить, а не прислуживать, оставаться мужчиной в любых условиях, быть, как и он, как и все Болконские, ведущие свой род от Рюрика, истинным патриотом России. Для Николая Андреевича, для которого государственное превыше личного, «стыдно» страшнее, чем «больно». 

Эта сцена характеризует Андрея Болконского как человека, уважающего своего отца, чьё напутствие очень важно для молодого князя. Сыновья любовь Андрея выражается и в просьбе позаботиться в случае его смерти о его ещё не рождённом сыне. Также здесь молодой князь показан и как человек  заботливый, внимательный к своей жене.

Так,  в приведённом фрагменте  романа-эпопеи Л.Н.Толстого показаны отец и сын Болконские, демонстрирующие свои самые лучшие черты характера.

 

В жизни каких героев произведений русской литературы отцовский завет оказал влияние на формирование личности?

Любимый герой Льва Толстого князь Андрей жил по совести, воевал достойно, свято соблюдая отцовский завет, доказав тем самым, что он – достойный потомок Болконских. Но не только в «Войне и мире», но и в других произведениях русской литературы показано влияние отцовского завета на формирование личности героев.

Так, главный герой романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Пётр Гринёв, отправляясь на службу, получает наказ от отца беречь платье снову, а честь смолоду. Петруша, находясь в Белогорской крепости, свято соблюдает отцовский завет: он служит верно и добросовестно, следуя кодексу чести. Чувство долга, дворянская гордость не позволили ему перейти в лагерь Пугачёва. Следование отцовским заветам сделало Андрея Болконского и Петра Гринёва настоящими людьми, достойными уважения.

Совсем иное напутствие получает герой поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» Чичиков. Отец Павла Ивановича имеет жизненные позиции, существенно отличающиеся от убеждений героев Пушкина и Л.Толстого. Провожая сына, отец наказывает угождать учителям и начальникам, друзей не заводить и прежде всего беречь копейку. Отец Чичикова, в отличие от стариков Болконского и Гринёва, ничего не сказал Павлуше про честность, гуманность, милосердие, доброту, чувство чести и собственного достоинства, потому следовавший отцовскому завету Павел Иванович  и стал человеком, у которого отсутствует человечность.

Таким образом, родительские напутствия помогают писателям поднять в своих произведениях проблему истинных жизненных ценностей и показать, как наставления отца формируют личность человека.